Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 5 класс (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью)


Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
5 класс
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью)
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы: « Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида. 5-9 классы (Сборник 1. Москва ГИЦ «Владос»-2010 г) под редакцией В.В.Воронковой.
Преподавание ведётся по учебнику: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: / Авт.сост. З.Ф. Малышева-М., «Просвещение», 2010, входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостьюФедеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.
Цель программы:
-совершенствование техники беглого, сознанного чтения.
Задачи программы:
Развивать высшие психические функции учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
Вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
Учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общая характеристика курса «Чтение и развитие речи»
Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому именно на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Проблема обучения чтению школьников с лёгкой степенью умственной отсталости является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработки информации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач в работе учителей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения уучащихся школ VIII вида, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяютсявозникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова,А.И.Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости формируется медленно и со значительными трудностями.
Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря, низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на уроках чтения, но и на других. В связи с этим большое значение приобретает обучение чтению школьников с лёгкой степенью умственной отсталости в специальной коррекционной школе.
Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас школьников, расширяет кругозор учащихся, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).
Уроки обучения чтению имеюткоррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логическому мышлению. Большое внимание на уроках чтенияуделяется развитию связной устной речи. Учащиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Чтение и развитие речи»:
Год обучения Кол-во часов в
неделю Кол-во учебных
недель Всего часов за учебный год
5 класс 4 35 140
6 класс 4 35 140
7 класс 3 35 105
8 3 35 105
9 3 34 102
592 часа
В рабочей программе увеличено количество часов по сравнению с Примерной программой, в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества часов идет за счет расширения тем, отведенных на закрепление материала. Согласно школьному учебному плану на изучение чтения и развития речи в 5 классе отводится 140 часов из расчёта: 4 часов в неделю, в том числе 10 часов на проведение часов развития речи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Предметные результаты:
Минимальный уровень Достаточный уровень
• правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;• находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;• отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);• принимать участие в уроках внеклассного чтения. • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;
• читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты— самостоятельно;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
• выучить наизусть 8—10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел Количество часов Содержание раздела Формы организации обучения:
Основные виды учебной деятельности
«Устное народное творчество» 23 Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки. Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери». Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». урок (45 минут) — основная форма;
учебная экскурсия на природу;
фронтальные занятия,
групповые занятия,
парные занятия
индивидуальные занятия.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
5:Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
«Картины родной природы» 18 Русские писатели о природе: Г. Скребицкий«Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..»,Я. Аким «Весна, весною, о весне». «О друзьях - товарищах»
10 Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести),В. Медведев «Фосфорический мальчик»,
Л. Воронкова «Дорогой подарок»,Я. Аким «Твой друг». Басни И.А. Крылова 4 И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Щука и кот»,«Квартет» «Спешите делать добрые дела»
14 Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик»,В. Осеева «Бабка»,А. Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо». «Картины родной природы» 25 Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», Г. Скребицкий «Декабрь», К. Бальмонт «К зиме»,
Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «Снежная карусель» (поэты – земляки о природе зимой),
С. Есенин «Поет зима - аукает», С. Есенин «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Г. Скребицкий «Март», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», Г. Скребицкий«От первых проталин до первой грозы» (отрывок), А. Толстой«Весенние ручьи», А.С. Пушкин«Гонимы вешними лучами», А. Блок«Ворона», Е. Серова«Подснежник», И. Соколов – Микитов«Весна», И. Бунин«Крупный дождь в лесу зеленом», С. Есенин«Черемуха», Я. Аким«Весна, весною, о весне». «О животных»
12 Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),
К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку»,Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны», С. Михалков «Будь человеком». «Из прошлого нашего народа» 12 О. Тихомиров «На поле Куликовом»,С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…», Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата». «Из произведений зарубежных писателей» 15 И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности Виды работ
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1.Работа с учебником.
2.Работа с дополнительной литературой.
3.Наблюдение.
4.Работа с раздаточным материалом.
5.Вывод правил
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1.Работа по алгоритму, инструкции.
2.Придумывание примеров на новые правила.
3.Выполнение заданий по классификации.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
1.Выполнение практических упражнений.
Составление схем их анализ.
Выявление ошибок.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
1.Подготовка докладов и рефератов.
2.Построение гипотезы.
3.Выполнение работ с элементами исследований.
4.Написание сочинений, изложений.
5.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»
5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле иоценке знаний 1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Проверка техники чтения
4 Работа с тестовыми заданиями
5. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
7. Анализ проблемных ситуаций.
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности.
Формы контроля Критерии оценок
1.Оценивание правильности и осознанности чтения отрывка произведения, заданного на дом.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
Оценка «4»ставится ученику, если он; читает в основном правильно, бегло; допускает одну – две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок
2. Оценивание стихотворения, рассказанного наизусть.
Оценка «5» ставится ученику, если он: твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится ученику, если он: обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при чтении наизусть основной смысл, не использует помощь учителя.
3. Оценивание заданий, выполненных по карточке (дидактический материал на закрепление понимания прочитанного). Оценка «5» ставится ученику, если: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;(100%)
Оценка «4»ставится ученику, если: не выполнена 1/5 часть заданий от их общего числа; (80%)
Оценка «3» ставится ученику, если: не выполнена 1/4 часть заданий от их общего числа;(75%)
Оценка «2» ставится ученику, если: не выполнена 1/2 часть заданий от их общего числа.(50%)
4. Оценивание пересказа прочитанного произведения.
Оценка «5» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя, называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при пересказе основной смысл, не использует помощь учителя.; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл;
Оценка «1» допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание.
5. Оценивание рассказа, составленного по иллюстрации или по серии сюжетных картин.
Оценка «5» ставится ученику, если он: составил рассказ самостоятельно, полно, правильно, последовательно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в рассказе, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: составляет рассказ с помощью учителя;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
6.Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Методическая литература:
1. Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. – М., 1981.
2. Воронкова, В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших
дошкольников [Текст] // Дефектология. – 1997. - № 5.
3. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В.
В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
4.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
8.Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и
письму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №4.
9.Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. – М.:
Просвещение, 1963.
10. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Правда, 1959.
11.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных
учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
12. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи
[Текст] / С.Ф. Иваненко. – М.: Просвещение, 1987.
14. Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость [Текст] / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб.,
2000.
13. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б.
Иншакова.– М.: Педагогика, 2000.
14.Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками
произношения [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под
ред. Р.Е.Левиной. – М.: Правда, 1965.
15. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб., 1997. 25
16 .Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
17. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2010, под редакцией Воронковой В.В.