Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 класс (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью)

Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»


РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________





Рабочая программа
учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

10 класс
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)

2016 – 2017 учебный год



Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
Пояснительная записка.
Данная программа раскрывает содержание коррекционно-педагогической работы по русскому языку 10 класса. Реализация Рабочей программы предусматривает обучение учащихся 10 класса, имеющих нарушения интеллекта, в соответствии с Законом об Образовании РФ 2013 года
Данная Рабочая программа составлена для обучения учащихся 10 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида на уроках русского языка.
Составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов с углублнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.
Цель: обеспечить языковое развитие умственно-отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения. А также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Ведущие задачи:
- постепенное накопление, обогащение словарного запаса учащихся путём пополнения активного словаря новыми словами, а также качественное уточнение значений слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом;
- формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг;
- получение навыков владения популярных жанров письменной речи как самых необходимых жизненно важных умений;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Общая характеристика курса «Письмо и развитие речи»
Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому именно на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом
Несмотря на то, что дисциплина «Русский язык» не является профилирующей в 10 классе школы VIII вида, её значение трудно переоценить. Без овладения знаниями, приобретаемыми в ходе усвоения данного предмета, существование людей с умственной отсталостью в социуме весьма затруднительно.
Недостаточность развития фонематического слуха (а в ряде случаев и остроты слуха) при умственной отсталости нарушает узнавание слов и, как следствие, их предметную соотнесенность. Кроме того, отмечается снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации за единицу времени, а также искажение первичной информации, что соответствует I степени нарушения жизнедеятельности в аспекте «общение» по классификации определения статуса инвалида. Для речи умственно отсталых учащихся характерна скудность словарного запаса и недоразвитие логико-грамматических структур. Также у них недостаточно развит психологический уровень понимания речи, а именно трудности понимания основного смысла всего сообщения и его фрагментов, слов в контексте, метафор, установление связей между фрагментами сообщения, неумение делать обобщение, выводы.
Основная цель обучения русскому языку в 10 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме ранее изученного в 5-9 классах. В 10 классе преподавание ведется в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся.
Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально-бытовой ориентировки.
Большое значение имеет речевая направленность программы, т.е. работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим и антонимическом рядом.
Программа по русскому языку включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико-правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении телефона, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления (письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки. Навыки владения популярными жанрами письменной речи входят в число необходимых жизненно важных умений. Внешние связи человеческого общения, определяемые социальными ролями, такими как: продавец - покупатель, заявитель – исполнитель, заказчик - исполнитель, работодатель - работник и т.д., реализуются как в жанре устных переговоров, так и в жанре делового письма.
Для формирования у умственно отсталых учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) и др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Русский язык»:

Год обучения
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный год

10 класс
1
35
35

11 класс
1
35
35




70 часов







В рабочей программе увеличено количество часов по сравнению с Примерной программой, в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества часов идет за счет расширения тем, отведенных на закрепление материала. Согласно школьному учебному плану на изучение письма и развития речи в 10 - 11 классах отводится 70 часов из расчёта: 1 часов в неделю, в том числе 4 часа на проведение контрольных работ.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностныхи предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОСдля обучающихся с умственной отсталостью:

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Предметные результаты:

Минимальный уровень
Достаточный уровень

представление о языке как основном средстве человеческого общения;
образование слов с новым значением с опорой на образец и включение их в различные контексты для решения коммуникативно-речевых задач;
использование однокоренных слов для более точной передачи мысли в устных и письменных текстах;
использование изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных мыслей;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
нахождение в тексте и составление предложений с различным целевым назначением с опорой на представленный образец;
первоначальные представления о стилях речи (разговорном, деловом, художественном);
участие в обсуждении и отбор фактического материала (с помощью учителя), необходимого для раскрытия темы и основной мысли текста при решении коммуникативных задач;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (70-90 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (60-70 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления для решения коммуникативных задач.

первоначальные знания о языке как основном средстве человеческого общения;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с опорой на схему и их дальнейшее использование для более точной и правильной передачи чужих и собственных мыслей;
составление устных письменных текстов разных типов описание, повествование, рассуждение (под руководством учителя);
использование всех изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных мыслей в текстах, относящихся к разным стилям речи;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
самостоятельное составление предложений различных по интонации и цели высказывания для решения коммуникативных практически значимых задач;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
определение цели устного и письменного текста для решения коммуникативных задач;
отбор языковых средств (с помощью учителя) (с помощью учителя), соответствующих типу текста и стилю речи (без называния терминов) для решения коммуникативно-речевых задач;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (80-100 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (70-80 слов).


Предметные результаты на момент проведения контрольных работ:
По итогам 1 четверти:написание под диктовку текста; умение разбирать по составу слова, разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов.
По итогам 2 четверти:написание под диктовку текста; определение грамматических признаков имён существительных; разбор по составу слов; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов; выделение из текста словосочетаний сущ.+прил.
По итогам 3 четверти: написание под диктовку текста: разбор по составу слов разных частей речи; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и указанием частей речи.
По итогам 4 четверти: написание под диктовку текста; разбор слова по составу; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и указанием частей речи.


Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел
Количество часов
Содержание раздела
Формы организации обучения:

Основные виды учебной деятельности

Повторение
4
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Простое и сложное предложение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, чтобы.

урок (45 минут) основная форма;
учебная экскурсия на природу;
фронтальные занятия,
групповые занятия,
парные занятия
индивидуальные занятия.

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
4 Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
5:Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

Речь. Речевая деятельность
10
Значение речи в жизни человека. Предложение Язык и общение. Устная и письменная речь Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Простое предложение. Сложное предложение с союзами. Правописание союзных предложений. Автобиография как рассказ о своей жизни. Сфера применения




Виды речевой деятельности по цели высказывания.
5
Текст. Составление письменных форм (записка, объявление, письмо) Виды речевой деятельности по цели высказывания: сообщить, объяснить, поделиться чувствами и мыслями, повлиять, убедить. Деловое письмо. Записка, объявление Текст. Тема и главная мысль текста.




Использование вежливых слов. Обращение
2
Вежливые слова. Правописание обращений, вводных слов. Речевой этикет.




Слово и его значение
3
Слово. Лексическое значение слова. Слова прямого и переносного значения Синонимы. Толковый словарь. Значение толкового словаря. Правила работыс ним



Состав слова. Словообразование.
11
Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу. Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, окончаний. Сложные и сложносокращенные слова, используемые в деловой речи. Деловое письмо. Доверенность
Правописание звонких и глухих согласных в корне и в конце слова. Правописание приставок, меняющих конечную согласную: без-бес, воз-вос, из-ис, раз-рас. Правописание ударных и безударных гласных в слове. Орфографический словарь. Назначение словаря. Принципы работы со словарем.




Части речи.
3
Дифференциация частей речи по вопросам и значению.




Кроме того, программа предусматривает работу над связной письменной и устной речью учащихся, а также деловое письмо Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности
Виды работ

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

1. Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Наблюдение.
4. Работа с раздаточным материалом.
5. Вывод правил

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1. Работа по алгоритму, инструкции.
2. Придумывание примеров на новые правила.
3. Выполнение заданий по классификации.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

1. Выполнение практических упражнений.
Составление схем их анализ.
Выявление ошибок.

4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.

1. Подготовка докладов и рефератов.
2. Построение гипотезы.
3. Выполнение работ с элементами исследований.
4. Написание сочинений, изложений.
5. Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»

5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Проверка техники чтения
4 Работа с тестовыми заданиями
5. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
7. Анализ проблемных ситуаций.



Критерии оценивания:
Формы контроля
Критерии оценок

Устные ответы

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Письменные работы.
Основные виды контрольных работ в 10 классе – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 10 классе составляет 85-100 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается.
- две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов(пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова ). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.


Тестирование
Оценка «5» ставится ученику, если: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;(100%)
Оценка «4» ставится ученику, если: не выполнена 1/5 часть заданий от их общего числа; (80%)
Оценка «3» ставится ученику, если: не выполнена 1/4 часть заданий от их общего числа;(75%)
Оценка «2» ставится ученику, если: не выполнена 1/2 часть заданий от их общего числа.(50%)

Грамматические задания
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Изложения и сочинения.


Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. С классом должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные слова записать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В 10 классе для изложений рекомендуются тексты объемом в 80-100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.
При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное последовательное изложение авторского текста, без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение, написанное без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного текста; без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение, написанное с отступлениями от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.






.Научно-методическая литература:

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:»ВЛАДОС», 1999.
2.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1965.
3.Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.
4.»Игровые технологии на уроках русского языка. 5-11 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В.Н.Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
5. Русский язык. 5-11. классы. Необычные диктанты / сост. С.А.Брагина. –Волгоград: Учитель, 2009. – 159с.
6. Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения.-М.:Дрофа, 2003.
7.Охременко Н.В., Федина О.В.. Русский язык. Проверочные и контрольные диктанты./М.:Аквариум, 1997, 224с.
8. Поваляев М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.- Ростов: Феникс, 2006.
9. http://spschi5sv.mskobr.ru/conditions/usloviya_priema1/
Литература для обучающихся:
1. Комплект рабочих тетрадей под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской «Рабочая тетрадь по русскому языку». Учебное пособие. М.:»Просвещение», 2002
2. О..В.Узорова, Е.А.Нефёдова «550 правил и упражнений по русскому языку». 9-10 класс. Пособие для учащихся. –М.:»АКВАРИУМ ЛТД», 1999. – 128с.
3.Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «500 упражнений по русскому языку» 10-11 кл. /М.:ООО Издательство «Премьера», 2002. – 223с.



Календарно-тематическое планирование

№ п/п
План. сроки проведения

Факт. сроки проведения

Тема учебного занятия
Тип учебного занятия
Форма учебного занятия
Планируемые результаты
Виды учебной
деятельности обучающихся на учебном занятии


10 класс

Повторение - 4 часа

1
07.09

Простое предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Комбиниро-
ванный
урок
Уметь использовать простые предложения и предложения с однородными членами в структуре текста.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. С


2
14.09

Простое и сложное предложение.


Комбиниро-
ванный
урок
Уметь составлять предложения.
Уметь находить главные и второстепенные члены предложения.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.


3
21.09

Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, чтобы.

Комбиниро-
ванный
урок
Уметь составлять сложные предложения с союзами по схемам и рисунками.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся

4
28.09

Диагностический диктант.

Комбиниро-
ванный
урок
Уметь применять изученные орфографические правила на письме Уметь записывать текст под диктовку
5 Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний


Речь. Речевая днятельность – 10 часов

5.
5.10

Значение речи в жизни человека.
Предложение
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Показать значение речи в жизни человека.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.


6.
12.10

Язык и общение. Мини-сочинение «Зачем я изучаю русский язык»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Показать основные формы речи, уметь различать их.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся

7.
19.10

Устная и письменная речь Разговорная, книжная и нейтраль-ная лексика. Простое предложение.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Показать связь речевой деятельности в свободной последовательности.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
Тема упражнений: «Торговля»

8.
26.10

Контрольный диктант за 1 четверть по теме:«Предложение». Диктант «»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Уметь применять изученные орфографические правила на письме Уметь записывать текст под диктовку
5. Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний


9.
02.11

Сложное предложение с союзами. Правописание союзных предложений. Работа над ошибками
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Уметь правильно составлять и использовать простые и сложные предложения в структуре делового письма
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.


10.
16.11

Автобиография как рассказ о своей жизни. Сфера применения
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
урок
Учить написанию подготовленной речи на заданную тему.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Деловая игра «Давайте, познакомимся». Составляют автобиографии.


Виды речевой деятельности по цели высказывания. Текст. Составление письменных форм (записка, объявление, письмо) – 5 часов

11.
23.11

Виды речевой деятельности по цели высказывания: сообщить,объяснить, поделиться чувствами и мыслями, повлиять, убедить.
Комбиниро-
ванный
урок
Научить различать виды речевой деятельности по цели высказывания.
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Составляют выборочные записи из текста.
Составляют и записывают предложения.
Составление сообщений по плану.

12.
30.11

Деловое письмо. Записка, объявление
Комбиниро-
ванный
урок
Научить приёмам построения краткой и распространённой речи.
.
3Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.


13.
07.12

Текст. Тема и главная мысль текста.
Р/р Письмо другу с художественным описанием животного
Комбиниро-
ванный
урок
Уметь отвечать на вопросы. Уметь составлять план.
Уметь выписывать опорные слова.
Уметь делать устный пересказ текста.
Уметь самостоятельно записывать текст в тетрадь в соответствии с планом .
Уметь редактировать записанный текст, проводить самопроверку.
Работы по развитию устной и письменной связной речи.
Изучают порядок составления и записи записки, объявления, письма, сообщения
Составляют по плану и опорным словам рассказ.
Записывают готовый текст

14.
14.12

Развитие речи. Сочинение «Мой друг .
Комбиниро-
ванный
урок
Уметь самостоятельно выполнять задания и упражнения по данной теме.
Уметь правильно использовать обороты: его зовут, понимание с полуслова, поможет, выручит, весёлый, всегда вместе
Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
Составляют по плану и опорным словам рассказ.
Записывают готовый текст

15
21.12

Контрольный диктант за 1 полугодие.

Комбиниро-
ванный
урок
Уметь применять изученные орфографические правила на письме Уметь записывать текст под диктовку
5 Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний


Использование вежливых слов. Обращение. – 2 часа

16.
28.12

Вежливые слова. Работа над ошибками
Комбинированный.
урок

Знать вежливые слова и уметь употреблять их в речи.
Уметь работать с иллюстрациями.
Уметь работать со схемами.
Уметь практически выполнять обучающие упражнения.
Уметь выполнять задания на закрепление
3Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Проведение теста «Вежлив ли ты?»
Запись вежливых слов
Составление предложений, записок с вежливыми словами
Составление поздравлений по схеме: кого?(знакомых, родных, учителя и др) с чем? ( с днем рождения, с новосельем, с Днем учителя, с Новым годом)
как? ( от всего сердца, от всей души, от имени, по поручению)
желаю ( желаю, чтобы; желаю и хочу) подпись

17.
11..01

Правописание обращений, вводных слов. Речевой этикет
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
урок
Уметь выделять на письме обращение и вводные слова.
Уметь работать со схемами.
Уметь практически выполнять обучающие упражнения.
Уметь выполнять задания на закрепление
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Записывают вежливые слова; составляют предложения, записки с вежливыми словами, поздравления, приглашения по схеме.
Записавают интервью с одноклассником на тему
«Твоя будущая профессия»

Слово и его значение. – 3 часа

18.
18.01

Слово. Лексическое значение слова. Слова прямого и переносного значения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
урок
Уметь работать с иллюстрациями.
Уметь работать со схемами.
Уметь практически выполнять обучающие упражнения.
Уметь выполнять задания на закрепление .
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике

19.
25.11

Синонимы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Уметь подбирать синонимический ряд для слов.
Уметь работать со словарём «Синонимы».
Уметь выполнять задания на закрепление
Уметь дифференцировать синонимы по степени нарастания признака, действия.
3Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Проводят дифференциацию значения слов-синонимов
по степени нарастания признака (действия):
громадный, большой, огромный;
грусть печаль, скорбь, тоска;
приплелся, примчался, пришел и т.д.
Работают по применению соответствующих
слов в тексте: Я первым . к финишу. На уроке труда мы испекли пирог. И т.д.

20.
01.02

Толковый словарь. Значение толкового словаря. Правила работыс ним.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Уметь ориентироваться в словаре.
Знать условные обозначения.
3Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

Состав слова. Словообразование. – 11 часов

21.
08.02

Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу.
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
урок
Довести до автоматизма алгоритм разбора слова по составу.
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Работают со схемами.
Выполняют обучающие упражнения.
Составляют «гнезда» родственных слов


22.
15.02

Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, окончаний
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
урок
Знать приёмы образования новых слов.
Уметь работать с иллюстрациями.
Уметь работать со схемами.
Уметь практически выполнять обучающие упражнения.
Уметь выполнять задания на закрепление
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике Разбирают слова по составу.
Образовывают новые слова при помощи приставок, суффиксов, окончаний. Образовывают имена прилагательные от
имен существительных и наоборот, от глагола и наоборот.


23
22.02

Сложные и сложносокращенные слова, используемые в деловой речи. Деловое письмо. Доверенность
Урок по проверке, оценке, коррекции знаний
урок
Проверить и оценить знания по теме.
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике Уметь работать самостоятельно.

24

01.03

Правописание звонких и глухих согласных в корне и в конце слова.
.
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
урок
Знать правило написания звонких и глухих согласных в корне и в конце слова.
Уметь работать с иллюстрациями.
Уметь работать со схемами.
Уметь практически выполнять обучающие упражнения.
Уметь выполнять задания на закрепление
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Списывают тексты различных инструкций, полезных советов из справочной литературы по ведению домашнего хозяйства, по уходу за одеждой, обувью, по уходу за больным и т.д.
Виды работ: подчеркнуть звонкую или глухую согласную, вставить пропущенную согласную, вставить пропущенное слово и др

25
15.03

Контрольный диктант за 3 четверть.

Комбиниро-
ванный
урок
Уметь применять изученные орфографические правила на письме Уметь записывать текст под диктовку
5 Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний


26

22.03

Правописание приставок, меняющих конечную согласную: без-бес, воз-вос, из-ис, раз-рас. Работа над ошибками
Комбиниро-
ванный

урок
Знать правило правописания приставок.
Уметь работать с иллюстрациями.
Уметь работать со схемами.
Уметь практически выполнять обучающие упражнения.
Уметь выполнять задания на закрепление
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Составляют словосочетания и предложения, наиболее
часто встречающихся в деловом письме: прошу рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь, восстановить стаж работы, известить меня, расторгнуть
договор и т.д.

27

12.04

Правописание ударных и безударных гласных в слове.

Комбинированный
урок
Знать правило написания ударных и безударных гласных в слове.
Уметь работать с иллюстрациями.
Уметь практически выполнять обучающие упражнения.
Уметь выполнять задания на закрепление
2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Работают по алгоритму.

28.
19.04

Орфографический словарь. Назначение словаря. Принципы работы со словарем.


комбинированный
урок
Знать назначение словаря (правильное написание слова, правильное ударение в слове), принципы работы со словарем - порядок расположения слов в словаре


2.Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Работа по определению ударения в слове.


29.
26.04

р/р Сочинение «Я иду в гости».
комбинированный
урок
Проверить знания и умения.
Учить излагать последовательно мысли.
Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
Пишут сочинение по культуре общения:
«Я иду в гости» по плану и опорным словам, в которых пропущены безударные гласные.
План:
Цель посещения.
Выбор и покупка подарка.
Выбор одежды.
Поздравление-открытка.
Опорные слова: приглашение, день рождения, новосе-
лье, Новый год, 8 марта, подарить, сувенир, сюрприз,
принесу, веселиться, юбка, блузка, платье, костюм
и т. д.
Выполняют задание: объяснение написания слов с безударными
гласными.
Уметь отвечать на вопросы. Уметь составлять план.
Уметь выписывать опорные слова.
Уметь делать устный пересказ текста.
Уметь самостоятельно записывать текст в тетрадь в соответствии с планом .
Уметь редактировать записанный текст, проводить самопроверку.

30.
03.09

Р\р Изложение текста художественного повествования «Весна в лесу».

комбинированный.
урок
Уметь полно и последовательно излагать свои мысли .
Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
Знакомятся с текстом.
Составляют по плану и опорным словам рассказ.
Записывают готовый текст

Части речи- 3 часа

31
10.09

Основные части речи
комбинированный
урок
Знать основные части речи
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Работают с текстом, подчеркивают части речи.

32.
17.09

Контрольный диктант за 4 четверть
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
урок
Учить самостоятельно составлять план работы, рабочие материалы.
Уметь выполнять грамматическое задание и проводить самопроверку записанного под диктовку текста.

33
24.05

Дифференциация частей речи по вопросам и значению Работа над ошибками
комбинированный
урок
Уметь различать части речи по вопросам и значению
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Составляют и заполняют таблицу.

34
35
31.05

Повторение пройденного за год
комбинированный
урок
Уметь работать самостоятельно. Уметь работать с тестовыми заданиями
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Работают с тестом.










Заголовок 315