Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10 класс (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью)
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Литература»
10 класс(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
Пояснительная записка.
Данная Программа составлена для обучающихся 10 класса, имеющих нарушения интеллекта, и раскрывает содержание коррекционно-педагогической работы по литературе. Повторение материала литературы основывается на тематике социально-бытовой ориентировки.Составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов с углублѐнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год, которая написана по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого- педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостьюФедеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.
Цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного содержания и уровня сложности умственно отсталых школьников.
Задачи:
-совершенствование техники чтения;
-повышение способности понимать прочитанное;
-формирование интереса к чтению;
-понимание значения навыка чтения;
-развитие устной речи.
Содержание программы для 10 класса учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для шестнадцати-восемнадцатилетних девушек и юношей. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов, газет. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся кпроизведении, учителю следует оказывать помощь в установлении соответствия между событиями своей личной жизни и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, учителю следует использовать средства наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращаться к приёму драматизации.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности – самостоятельному чтению.
Общая характеристика курса «Литература»
Для учащихся с легкой степеньюумственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому именно на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Проблема обучения чтению школьников с лёгкой степенью умственной отсталости является одной из актуальных в современнойпедагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практическойзначимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработкиинформации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости ограничен. Предмет литерарура 10 классах школы VIII вида имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых учащихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.
Особенности восприятия умственно отсталых учащихся таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению целесообразно устанавливать соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая неадаптированные литературные произведения.
На первом этапе знакомства с произведением рекомендуется краткий пересказ учителем (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими учащимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.
При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов продуктивно привлечение личного опыта старшеклассников, использование средств наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращение к приему драматизации.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию устной речи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением; умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Литература»:
Год обучения Кол-во часов в
неделю Кол-во учебных
недель Всего часов за учебный год
10 класс 2 35 70
11 класс 2 35 70
Итого: 140
В рабочей программе увеличено количество часов по сравнению с Примерной программой, в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества часов идет за счет расширения тем, отведенных на закрепление материала. Согласно школьному учебному плану на изучение чтения и развития речи в 5 классе отводится 140 часов из расчёта: 4 часов в неделю, в том числе 10 часов на проведение часов развития речи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Предметные результаты:
Минимальный уровень Достаточный уровень
правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;
осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;
участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;
установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя);
самостоятельное определение темы произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста);
деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа;
ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора;
определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя);
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-и стихотворений;
выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий.
правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; участие в их обсуждении;
целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам;
активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;
умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения;
самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы;
самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно-художественной литературы с последующим ее обсуждением;
самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации;
самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение;
заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 5 и 3).
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел Количество часов Содержание раздела Формы организации обучения:
Основные виды учебной деятельности
Введение
Жанры литературы. Отражение жизни в литературе.
урок (45 минут) — основная форма;
учебная экскурсия на природу;
фронтальные занятия,
групповые занятия,
парные занятия
индивидуальные занятия.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
4 Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
5:Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
Устное народное творчество
Пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Песни, частушки, пестушки, потешки. Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря». Народные сказки. Сказки волшебные, бытовые сказки о животных. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Внеклассное чтение. «Предания и сказания земли Омской» (УНТ народов прииртышья) Литературные сказки
Жанр литературной сказки и его связь с народным истоком.Т.С. Аксаков "Аленький цветочек".Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Русская литература XIXвека.
Басня как жанр русской литературы. Мастерство диалога в басне, мораль, содержание.И.А. Крылов. Жизненный путь(основные этапы).Мораль басни И.А.Крылова «Белка». Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С.Пушкина . Любовная лирика: «Желание», «К Наталье». Проза А.С.Пушкина. «Метель». А.П.Чехов. Слово о писателе. Сатира в рассказе А.П.Чехова «Первая любовь».Тематика и художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Бежин луг» (обзорное ознакомление).Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Рассказ «Поликушка». Дети в изображении Л.Н.Толстого. «Прыжок», «Филиппок».М.Горький. Жизненный путь. Рассказ «Челкаш». Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Русская литература ХХ века.
Обзорное ознакомление с биографией и творчеством А И. Куприна.Тема любви в повести А. Куприна «Олеся».В.В. Маяковский. Слово о поэте: основные этапы жизненного пути. Историко-бытовой комментарий к произведениям « Стихи о советском паспорте».Н.Н.Заболоцкий.Жизненный путь.«Не позволяй душе лениться».С.А.Есенин. Основные этапы жизненного пути.Лирика.(по выбору) наизусть «Отговорила роща золотая…» «Задремали звѐзды золотые…»«Край любимый. Сердцу снятся…» (наизусть)К.М. Симонов. Военная лирика. «Жди меня», «Ты помнишь…» (наизусть). Сказки К.Г.Паустовского «Дремучий медведь», «Золотая роза».В.М.Шукшин. Слово о писателе. «Микроскоп».Чтение и обсуждение газетных статей на актуальные темы. Советские писатели о войне.
.Женщина на войне. По повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». В.А. Закруткин. Героиня повести «Матерь человеческая» Современная литература.
Знакомство с творчеством В.В Высоцкого. Военные мотивы в стихах и песнях поэта.Биографическая справка и творчество Р.И. Рождественского. Прослушивание музыки на стихи Р.И.Рождественского. Знакомство с воспоминаниями известных людей о жизни и творчестве Р.Рождественского( Муслим Магомаев, Эдита Пьеха). Знакомство с главным героем повести «Уроки французского». В.Г. Распутин. Тема учительской доброты, человечности в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская деревня в творчестве Ф.А.Абрамова. Повесть «Алька». Зарубежная литература.
Джек Лондон. «Сказание о Кише». О.Генри. «Дары волхвов».В. Скотт «Айвенго». Исторический герой- Айвенго. Составление описания героя произведения. Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна. Чтение романа Жюля Верна «Таинственный остров». Основная идея романа «Таинственный остров» Жюля Верна. Фантастика в литературе. Тема будущего. Дж.Р.Р.Толкиен: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» (обзорное ознакомление). Детектив: история и законы жанра. Э.А. По «Убийство на улице Морг» (обзорное ознакомление).
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности Виды работ
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1.Работа с учебником.
2.Работа с дополнительной литературой.
3.Наблюдение.
4.Работа с раздаточным материалом.
5.Вывод правил
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1.Работа по алгоритму, инструкции.
2.Придумывание примеров на новые правила.
3.Выполнение заданий по классификации.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
1.Выполнение практических упражнений.
Составление схем их анализ.
Выявление ошибок.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
1.Подготовка докладов и рефератов.
2.Построение гипотезы.
3.Выполнение работ с элементами исследований.
4.Написание сочинений, изложений.
5.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»
5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний 1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Проверка техники чтения
4 Работа с тестовыми заданиями
5. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
7. Анализ проблемных ситуаций.
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности
Формы контроля Критерии оценок
1.Оценивание правильности и осознанности чтения отрывка произведения, заданного на дом.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
Оценка «4»ставится ученику, если он; читает в основном правильно, бегло; допускает одну – две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок
2. Оценивание стихотворения, рассказанного наизусть.
Оценка «5» ставится ученику, если он: твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится ученику, если он: обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при чтении наизусть основной смысл, не использует помощь учителя.
3. Оценивание заданий, выполненных по карточке (дидактический материал на закрепление понимания прочитанного). Оценка «5» ставится ученику, если: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;(100%)
Оценка «4»ставится ученику, если: не выполнена 1/5 часть заданий от их общего числа; (80%)
Оценка «3» ставится ученику, если: не выполнена 1/4 часть заданий от их общего числа;(75%)
Оценка «2» ставится ученику, если: не выполнена 1/2 часть заданий от их общего числа.(50%)
4. Оценивание пересказа прочитанного произведения.
Оценка «5» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя, называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при пересказе основной смысл, не использует помощь учителя.; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл;
Оценка «1» допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание.
5. Оценивание рассказа, составленного по иллюстрации или по серии сюжетных картин.
Оценка «5» ставится ученику, если он: составил рассказ самостоятельно, полно, правильно, последовательно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в рассказе, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: составляет рассказ с помощью учителя;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
6.Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 90-100
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Методическая литература:
Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год М.И.
Шишкова. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога. Издательство: Владос, 2010
А. Ц. Цыбикова Система работы над литературными персонажами в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида. – М., 1999.
Календарно-тематическое планирование
Сроки
проведения
урока
Тема урока
Количество
часов Форма урока Тип урока Планируемыерезультаты Виды учебной
деятельности обучающихся на учебном занятии.
План.
Факт.
Введение – 1 час
1 3.09 Жанры литературы. Отражение жизни в литературе. 1 ч. урок Комбиниро-
ванный Уметь различать жанры литературы, уметь рассуждать о книгах, чтении, поддерживать беседу по данной теме. 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Читают статьи о пользе чтения книг.
Поддерживают беседу по анализу текста.
Находить в тексте отрывки для выборочного чтения.
Устное народное творчество – 4 часа
2 7.09 Пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Песни, частушки, пестушки, потешки. 1ч урок Комбиниро-
ванный Уметь различать жанры УНТ, приводить примеры.
Знать пословицы, поговорки, песни, частушки.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
3 10.09 Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря» 1ч урок Комбиниро-
ванный Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
Составляют рассказ по плану и опорным словам.
4 14.09 Народные сказки. Сказки волшебные, бытовые сказки о животных. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». 1ч урок Комбиниро-
ванный Уметь работать с книгой.
Уметь отвечать на вопросы
Уметь рассказывать сказки. 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Читают сказку, работают с текстом сказки.
5
17.09 Внеклассное чтение. «Предания и сказания земли Омской» (УНТ народов прииртышья) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный Уметь поддерживать беседу на заданную тему.
Уметь анализировать текст 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работают с текстами, отвечают на вопросы, излагают свою точку зрения по теме.
Литературные сказки – 3 часа
6 21.09 Жанр литературной сказки и его связь с народным истоком.
Т.С. Аксаков "Аленький цветочек". 1ч урок Комбиниро-
ванный Уметь отличать народную сказку от литературной, уметь анализировать текст. 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Поддерживают беседу по анализу текста.
Находят в тексте отрывки для выборочного чтения.
Делают выбор правильного ответа.
Работают с книгой.
7
8 24-28.09 Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». 2ч урок Комбиниро-
ванный Уметь анализировать текст. 4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
Поддерживают беседу по анализу текста.
Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Смотрят мультфильм «Дикие лебеди»
Делают выбор правильного ответа.
Работают с книгой.
Русская литература XIXвека – 15 часов
9 1.10 Басня как жанр русской литературы. Мастерство диалога в басне, мораль, содержание.
1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения.
10 5.10 И.А. Крылов. Жизненный путь(основные этапы).Мораль басни И.А.Крылова «Белка».
1 урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Знакомятся с биографией писателя, учатся анализировать басню.
11 8.10 Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С.Пушкина. Любовная лирика: «Желание», «К Наталье». 1 урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
Уметь делать выбор правильного ответа.
Уметь работать с книгой.
Уметь читать выразительно лирическое произведение. 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Знакомить с биографией писателя, учить анализировать лирическое произведение.
Заучивание наизусть
12
13 12, 15.10 Проза А.С.Пушкина. «Метель»
2ч урок Комбиниро-
ванный Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф.
14 18.
10 А.П.Чехов. Слово о писателе. Сатира в рассказе А.П.Чехова «Первая любовь». 1ч урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста. 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Представляют героев произведения, читают по ролям, дают оценку поступкам героев.
Смотрят отрывки из х/ф.
15
16 22
25
.10
Тематика и художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 2ч урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста. . Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Представляют героев произведения, читают по ролям, дают оценку поступкам героев. Просмотр фильма.
17 29.10 .И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Бежин луг» (обзорное ознакомление). 1ч урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно.
Смотрят отрывки из х/ф.
18 2.11 Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Рассказ «Поликушка»
1ч Урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф.
19 16.11 Дети в изображении Л.Н.Толстого. «Прыжок», «Филиппок».
1ч урок Комбиниро-
ванный Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. Поддерживают беседу по анализу текста.Пишут сочинение на тему «Дети в изображении Л.Н.Толстого». Смотрят отрывки из мультфильмов..
20 19.11 М.Горький.Жизненный путь. Рассказ «Челкаш» 1ч урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно.
Смотрят отрывки из х/ф.
21
22
23.11
26.11 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
2
урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф.
Русская литература ХХ века. – 16 часов
23 30.11 Обзорное ознакомление с биографией и творчеством А И. Куприна. 1 урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. Смотрят буктрейлер на заданную тему, коллективно обсуждают его
24
25
26
27
3.12
7.12
10.12
14.12 Тема любви в повести А. Куприна «Олеся».
4 урок Комбиниро ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
28 17.12 Р/р. Сочинение «Мои размышления над повестью А. Куприна «Олеся 1 урок Комбиниро ванный Уметь аргументировать, излагать свои мысли на бумаге. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.Пишут сочинения по плану и опорным словам. Заучивают отрывок в прозе наизусть
29 21.12 В.В. Маяковский. Слово о поэте: основные этапы жизненного пути. Историко-бытовой комментарий к произведениям « Стихи о советском паспорте». .1 урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать. Уметь анализировать поэтические произведения. 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Работают с поэтическими текстами. Заучивают отрывок наизусть.
30 24.12
28.12 Н.Н.Заболоцкий.
Жизненный путь.
«Не позволяй душе лениться». 1 урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать. Уметь анализировать поэтические произведения 4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. Пишут рефераты о творчестве писателя. Заучивают стихотворение наизусть.
31 11.1 С.А.Есенин. Основные этапы жизненного пути.Лирика.(по выбору наизусть)«Отговорила роща золотая…»
«Задремали звезды золотые…»«Край любимый. Сердцу снятся…» 1
урок Комбиниро-
ванный Знать биографию писателя. Уметь давать. Уметь анализировать поэтические произведения Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с поэтическими текстами. Заучивают наизусть стихотворение.
32 14.1 К.М. Симонов. Военная лирика. «Жди меня», «Ты помнишь…» (наизусть)
1 урок Комбиниро ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с поэтическими текстами. Заучивают наизусть стихотворение.
33 18.1 Р/р. Описание картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя».
1 урок Комбинированный Уметь аргументировать, излагать свои мысли на бумаге Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. Пишут сочинения по плану и опорным словам
34 21.1 Сказки К.Г.Паустовского «Дремучий медведь», «Золотая роза». 1 урок Комбиниро ванный Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения.
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
35 25.01 Сочинение «Моё впечатление о сказках К.Г. Паустовского». 1
урок Комбиниро-
ванный Уметь аргументировать, излагать свои мысли на бумаге Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. Пишут сочинения по плану и опорным словам
36 28.01 В.М.Шукшин. Слово о писателе. «Микроскоп». 1 Урок Комбиниро-
ванный Уметь поддерживать беседу по анализу текста.
Уметь находить в тексте отрывки для выборочного чтения.
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
37 1.02 Обобщение по теме: «Русская литература ХХ века». 1 урок Комбиниро-
ванный Уметь работать с тестом, правильно отвечать на поставленные вопросы Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
Работают с тестом.
38 4.02 Чтение и обсуждение газетных статей на актуальные темы. 1 урок Комбиниро-
ванный Уметь аргументировать,
Уметь поддерживать беседу на заданную тему 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с текстами
Советские писатели о войне. – 9 часов
39
40
41
8.02
11.02
15.02 Женщина на войне. По повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». 3 урок Комбиниро ванный Уметь работать с текстом, правильно отвечать на поставленные вопросы Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
42 18.02 Р/р. Отзыв о повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие 1 урок Комбиниро ванный Уметь аргументировать, излагать свои мысли на бумаге Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. Пишут сочинения по плану и опорным словам
4344 45
22.02
25.02
1.03 Героиня повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» 3 урок Комбиниро-
ванный Уметь работать с текстом, правильно отвечать на поставленные вопросы Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.Поддерживают беседу по анализу текста. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Обсуждают бук трейлерСмотрят отрывки из х/ф
46 4.03 Знакомство с творчеством В.В Высоцкого. Военные мотивы в стихах и песнях поэта.
1 урок Комбиниро ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу поэтического текста. 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с текстами
47 11.03 Р\р. Просмотр видеоролика о творчестве писателя, коллективное обсуждение. 1 урок Комбиниро ванный Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу поэтического текста. 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с текстами
Современная литература – 10 часов
48 15.03 Биографическая справка и творчество Р.И. Рождественского 1 урок Комбиниро ванный - Знать биографию писателя. Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу поэтического текста. 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с текстами
50 18.03 Прослушивание музыки на стихи Р.И.Рождественского.
Знакомство с воспоминаниями известных людей о жизни и творчестве Р.Рождественского(Муслим Магомаев, Эдита Пьеха). 1 урок Комбиниро ванный Уметь работать с текстом, правильно отвечать на поставленные вопросы 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с текстами
5152
53
22.03
8.04
12.04 Знакомство с главным героем повести «Уроки французского». В.Г. Распутин. 3 урок Комбиниро ванный Уметь работать с текстом, правильно отвечать на поставленные вопросы 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Работают с текстами
5455
15.04
18.04 Тема учительской доброты, человечности в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». 2 урок Комбиниро-
ванный Уметь работать с текстом, правильно отвечать на поставленные вопросы 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
56 22.04 Р/р. Сочинение. Бескорыстное добро учителя в повести В.Г.Распутина «Уроки французского». 1 урок Комбиниро ванный Уметь аргументировать, излагать свои мысли на бумаге Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. Пишут сочинения по плану и опорным словам
5758
26.04
29.04 Русская деревня в творчестве Ф.А.Абрамова. Повесть «Алька».(обзорное ознакомление). 2 урок Комбиниро ванный Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста . Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
Зарубежная литература. – 9 часов
59 3.05 Джек Лондон. «Сказание о Кише». 1 урок Комбиниро-
ванный Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста . Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
60 6.05 О.Генри. «Дары волхвов». 1 урок Комбиниро-
ванный Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста . Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
61
62
10.05
13.05 .В. Скотт «Айвенго» (обзорное ознакомление). 2 урок Комбиниро ванный Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.. Находят в тексте отрывки для выборочного чтения. Определяют тему и идею произведения. Передают содержание отрывка подробно. Смотрят отрывки из х/ф
63 17.05 Р/р. Исторический герой- Айвенго. Составление описания героя произведения 1 урок Комбиниро ванный Уметь аргументировать, излагать свои мысли на бумаге Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. Пишут сочинения по плану и опорным словам
64 20.05 Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна.
1
урок Комбиниро-
ванный Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
65
66
20.05 Чтение романа Жюля Верна «Таинственный остров». 2 урок Комбиниро-
ванный Уметь давать характеристику главному герою.
Уметь поддерживать беседу по анализу текста . Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Представляют героев произведения, читают по ролям, дают оценку поступкам героев. Просмотр фильма.
67 20.05 Р/р. Сочинение. Основная идея романа «Таинственный остров» Жюля Верна. 1 урок Комбиниро-
ванный Уметь аргументировать, излагать свои мысли на бумаге Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. Пишут сочинения по плану и опорным словам
Фантастика в литературе. – 1 час
68 24.05 Фантастика в литературе. Тема будущего.
Дж.Р.Р.Толкиен:
«Хоббит, или туда и обратно», «Властелин колец»(обзорное ознакомление). 1 урок Комбиниро-
ванный Уметь поддерживать беседу по анализу текста . Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Представляют героев произведения, дают оценку поступкам героев. Просмотр фильма.
Детектив: история и законы жанра- 1час
69 27.05 Детектив: история и законы жанра.
Э.А.По
«Убийство на улице Морг»(обзорное ознакомление). 1 урок Комбиниро-
ванный Уметь поддерживать беседу по анализу текста 1. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Представляют героев произведения, читают, дают оценку поступкам героев. Просмотр фильма.
Повторение- 1 час
70 31.05 Повторение пройденного за год. Тестирование. 1 Урок Комбиниро-
ванный Уметь работать с тестом, правильно отвечать на поставленные вопросы Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
Работают с тестом.