Методическое письмо Технология и система методических рекомендаций для подготовки к итоговой аттестации по химии
Методическое письмо
Технология и система методических рекомендаций
для подготовки к итоговой аттестации по химии
Единый государственный экзамен по химии является экзаменом по выбору выпускников. По его итогам выявляется уровень освоения каждым экзаменуемым образовательных программ по химии, соответствующих Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни). В свете модернизации системы образования и введения ЕГЭ, прослеживается необходимость в специальной, дополнительной подготовке учащихся к ЕГЭ в режиме тестирования. В Лицее №9 третий год, внедряется проект «Управление процессом подготовки выпускников 11 классов к единому государственному экзамену». Это система мероприятий направленна на качественную подготовку выпускников к ЕГЭ. Пробные экзамены в ноябре и апреле, зачетная неделя в декабре, спецкурсы и консультации. Эффективная подготовка школьников к процедуре ЕГЭ остается актуальным направлением педагогической деятельности. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе. Профильное обучение закладывается в 8 классе, со спецкурса «Экспериментальная химия»8 класс(18ч); Целью спецкурса является приобретение обучаемыми практических навыков работы в химической лаборатории, постановке эксперимента, что способствует пониманию теоретического курса химии. Решение любых задач является важным средством развития химического мышления. И одним из путей осуществления связи теории с практикой. Экспериментальные задачи способствуют глубокому изучению материала, являясь средством обучения учащихся, применения знаний и умений и обеспечивают прочность знаний. Экспериментальный курс закрепляет интерес к предмету химии, развивает мышление и самостоятельность, способствует индивидуальному совершенству личности. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Защита практической работы производится тестированием по вопросам ЕГЭ, в рамках возрастной группы. В 9 классе спецкурс «Решение расчетных задач» 9класс (34ч). Цель спецкурса: расширение теоретического материала по химии элементов и их соединений на основе зависимости свойств веществ от особенностей строения, для формирования умений решения расчетных задач. В целях усиления практической подготовки учащихся, выделяется время на решение расчетных задач стандартного и повышенного уровня сложности. Программа спецкурса согласованна во времени с основным курсом химии 9 класса. Отбор содержания основан на системе современной химической науки- это комплекс взаимосвязанных учений: химической термодинамики, теории строении вещества, периодической зависимости изменения свойств элементов и их соединений. Объект химии изучается с точки зрения представленных учений и законов химии. Разбираются темы не изучаемые в основном курсе: скорость химической реакции и химическое равновесие и важнейшие факторы; гидролиз солей; электролиз, как способ получения веществ. Проводится систематическое тестирование по изученному материалу и решение задач: расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
В старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Этим подтверждается необходимость усиления внимания к организации целенаправленной работы по подготовке к единому государственному экзамену по химии, которая предполагает планомерное повторение изученного материала и тренировку в выполнении заданий различного типа.
В 10-11классах спецкурс «Органическая химия в задачах»10-11класс HYPERLINK "спецкурс%20Химия%20взадачах.docx" (140ч). Цель спецкурса: закрепить и систематизировать теоретические знания учащихся по неорганической и органической химии; развивать умения решать разнообразные задания повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям ЕГЭ. Рабочая программа предусматривает различные формы и методы педагогической работы, что существенно расширяет возможности выстраивания обучаемым индивидуальной образовательной траектории, позволяет ученику быть конкурентно способным при поступлении в высшие учебные заведения. В 10 классе учащиеся знакомятся с алгоритмами решения задач разного уровня сложности по курсу неорганической и органической химии, а также с трудными вопросами теории. Определение химических формул органических веществ на основе реакции с их участием. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе с использованием правил смешивания и др. Учащимся предлагается большое количество задач комбинированного характера, сочетающих в себе несколько алгоритмов решения, а так же задачи на знание способов получения и химических свойств химических элементов I-VII групп ПС и их соединений.
В 11 классе, обучение направлено на решения задач по курсу органической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера. Результатом работы по повторению должно стать приведение в систему знание/понимание следующих понятий: вещество, химический элемент, атом, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, кислотно-оснόвные свойства вещества, окислительно-восстановительные свойства, процессы окисления и восстановления, гидролиз, электролиз, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия. Умение применять эти понятия входит в число обязательных требований к подготовке выпускников по химии. Усвоение любого понятия заключается в умении выделять его характерные признаки, выявлять его взаимосвязи с другими понятиями, а также в умении использовать это понятие для объяснения фактов и явлений.
Повторение и обобщение изученного материала целесообразно выстроить по основным разделам курса химии:
• Теоретические основы химии
• Неорганическая химия: химия элементов и их соединений
• Органическая химия
• Методы познания веществ и химических реакций. Химия и жизнь
Усвоение содержания каждого раздела предполагает овладение определенными теоретическими сведениями, включающими законы, правила и понятия, а также, что особенно важно, понимание их взаимосвязи и границ применения.
Вместе с тем овладение понятийным аппаратом курса химии – это необходимое, но недостаточное условие успешного выполнения заданий экзаменационной работы. Дело в том, что большинство заданий вариантов КИМ единого государственного экзамена по химии направлены, главным образом, на проверку умения применять теоретические знания в конкретных ситуациях. Так, например, экзаменуемые должны продемонстрировать умения характеризовать свойства вещества на основе их состава и строения, определять возможность протекания реакций между веществами, прогнозировать возможные продукты реакции с учетом условий ее протекания. Также для выполнения ряда заданий понадобятся знания о признаках изученных реакций, правилах обращения с лабораторным оборудованием и веществами, способах получения веществ в лаборатории и в промышленности. Поэтому систематизация и обобщение изученного материала в процессе его повторения должны быть направлены на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, в особенности взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.
Значительную помощь в обобщении изученного материала оказывает систематическая тренировка в выполнении типовых заданий, аналогичных заданиям КИМ ЕГЭ, которая организована в рамках контроля знаний на основе электронного банка заданий. При этом важно обращать внимание учащихся как на особенности содержания задания, так и на то, усвоение какого учебного материала проверяется этим заданием. С методической точки зрения наибольший интерес представляют принципы построения заданий с развёрнутым ответом, которые, как было сказано выше, являются наиболее сложными. Не случайно, в системе КИМ для проведения ЕГЭ им отводится особая роль в выявлении уровня подготовки выпускников.
Первым делом нужно познакомить учащихся с системой контрольных измерительных материалов (КИМ). Элементами этой системы являются единые по структуре и содержанию варианты экзаменационной работы, а также комплект сопроводительной документации, которая определяет структуру и содержание КИМ. В состав данного комплекта входят: кодификатор контролируемых элементов содержания, спецификация экзаменационной работы, демонстрационный вариант КИМ, ответы на задания и система их оценивания. Всю эту систему экзаменационных материалов с полным основанием можно рассматривать в качестве методической основы для совершенствования различных форм контроля знаний и умений учащихся, используемых в практике преподавания химии. Выполнение заданий экзаменационной работы предусматривает осуществление определенной совокупности действий. Среди них наиболее показательными являются, к примеру, такие как: выявлять классификационные признаки веществ и реакций; определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений; объяснять сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ. Умение экзаменуемого осуществлять разнообразные действия при выполнении работы рассматривается в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.
Структура экзаменационной работы 2015 г. Структура КИМ ЕГЭ Каждый вариант экзаменационной работы построен по единому плану: работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть I содержит 35 заданий с кратким ответом, в их числе 26 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1-26) и 9 заданий повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 27-35). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (трех или четырех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и разделительных символов. Часть II содержит 5 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом (порядковые номера этих заданий: 36, 37, 38, 39, 40).
Характеристика заданий. Каждая группа заданий, включенных в варианты КИМ, имеет свое функциональное предназначение. Тип и сложность каждого задания экзаменационной работы определяются в соответствии с глубиной изучения проверяемого элемента содержания и необходимым уровнем его усвоения, а также в соответствии с видом учебной деятельности, которую следует осуществить при выполнении задания. Задания базового уровня сложности, с кратким ответом, проверяют усвоение значительного количества (42 из 56) элементов содержания из всех важнейших разделов школьного курса химии: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь». Согласно требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников эти знания являются обязательными для освоения каждым обучающимся. Выполнение заданий базового уровня сложности предполагает использование знаний для подтверждения правильности только одного ответа из четырех вариантов, предложенных в условии задания. Между тем наряду с этим формальным сходством задания данной группы имеют между собой различия как по формулировкам условия, так и по формам предъявления вариантов ответа. Поэтому существует определенное различие и в логике поиска верного ответа, который будет являться результатом выполнения конкретного задания. Благодаря такой особенности своего построения эти задания служат целям проверки сформированности ряда общеучебных (метапредметных) умений, в первую очередь умения «самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной и учебно-практической задачи». Задания повышенного уровня сложности, с кратким ответом, который устанавливается в ходе выполнения задания и записывается согласно указаниям в виде определённой последовательности цифр (трех или четырех), ориентированы на проверку усвоения обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии не только базового, но и углубленного уровня. В сравнении с заданиями предыдущей группы они предусматривают выполнение большего разнообразия действий по применению знаний в изменённой, нестандартной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания.
В электронном банке, предложены разновидности этих заданий: задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор). Для оценки сформированности интеллектуальных умений более высокого уровня, таких как устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний (например, между составом, строением и свойствами веществ), формулировать ответ в определенной логике с аргументацией сделанных выводов и заключений, используются задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Задания с развернутым ответом, в отличие от заданий двух предыдущих типов, предусматривают комплексную проверку усвоения на профильном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков. Они подразделяются на следующие разновидности: задания, проверяющие усвоение важнейших элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»; задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ); расчетные задачи. Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений: объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением, характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений, взаимосвязь неорганических и органических веществ, сущность и закономерность протекания изученных типов реакций; проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
Анализ анкет выпускников и результатов ЕГЭ позволяет выявить слабые места (ошибки) выполнения экзаменационных работ:
1) Регламент выполнения работы, умение распределять время работы с черновиком и бланками ответов. Важнейшим умением, которое выпускнику нужно проявить на экзамене - умение организовывать свое время. Общая продолжительность работы составляет 180 минут. На каждое задание части I(1-26) отводится 2-3 минуты, части I(27-35) - до 5 минут, части II(36-40) до 10 минут. Может возникнуть необходимость в отмене каких-либо ответов, а на это требуется определенное время. Участник экзамена не только должен решить задания, но и занести решения в чистовик, оставив время на их проверку (не менее 15 минут). Поэтому, приступая к решению теста, необходимо распределить время. Если почему-либо не удается дать ответ на вопрос задания, следует его пропустить. Потом можно будет вернуться к этому заданию и снова сделать попытку его выполнения.
2)Наибольшее количество ошибок выпускники обычно делают по невнимательности. Так, при выполнении заданий части I(1-26) необходимо обращать внимание на задания «с отрицанием» («какое вещество не взаимодействует с данным», «какая реакция невозможна при данных условиях», «какое вещество не является изомером данному» и т.п.). Выпускники должны знать, что вопрос следует прочитать минимум дважды, чтобы точно понять его формулировку, уяснить, что именно спрашивается в задании. При выполнении заданий части I(1-26) «на два суждения», следует внимательно прочитать эти суждения и сделать анализ их справедливости. При решении заданий части I(1-26) (базового уровня сложности)необходимо уметь быстро определить заведомо неверные ответы, а из оставшихся выбрать вариант, наиболее оптимальный в данном случае. Особенно необходим анализ приведенных данных при выполнении заданий, в которых ответы содержат массивы информации (названий веществ, формул). Если одно вещество, указанное в этом массиве, не подходит, не следует проверять (анализировать) остальные. Если учесть, что в задании были даны не формулы, а названия веществ, то низкий результат его выполнения можно объяснить только незнанием номенклатуры органических веществ и неумением устанавливать взаимосвязь между их названием и строением.
3) При выполнении заданий части I(27-35) многие выпускники невнимательно прочитали рекомендации перед блоками заданий. Так, ответом к заданиям является набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби необходимо записывать в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
4) Для выполнения включенных в часть II(36-40) заданий с развернутым ответом выпускникам необходимо умение применять знания в новой ситуации; прогнозировать продукты реакции: определять возможность взаимодействия между различными комбинациями веществ; решать расчетные задачи, требующие сочетания нескольких видов вычислений. В задании 36 необходимо не просто расставить коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции, но и завершить его, т.е. вставить пропущенные формулы. Наибольшее количество ошибок допустили в определении продуктов окислительно-восстановительных реакций. Особое внимание учащихся следует обратить на поведение окислителей в различных средах. Это связано с тем, что окислительно-восстановительные реакции встречаются не только в заданиях 36 и 37. В заданиях 38, представляющих цепочку превращений органических веществ нередки уравнения окисления-восстановления. Требованием к выполнению таких заданий на ЕГЭ является обязательное обозначение всех исходных веществ и продуктов реакции с расстановкой необходимых коэффициентов.
5) Математические ошибки, допущенные в расчетах количеств веществ (задание 39) явились причиной неверного определения избытка вещества, а, следовательно, неверного последующего решения. Расчетные задачи 39 предполагают проверку умения выпускников решать задачи, в которых одно из исходных веществ дано в избытке. При определении избытка исходного вещества необходимо обратить внимание на стехиометрические коэффициенты и учесть их при определении того вещества, которое находится в избытке. Расчет массовой доли вещества в растворе после реакции рационально проводить с использованием закона сохранения массы: масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ после реакции. При этом следует учитывать, что продукты реакции могут покидать сферу реакции в виде осадка или газа. Задание 40 предполагает проверку знания выпускниками общих формул классов органических соединений, умение записывать уравнения реакций в общем виде и производить расчеты, связанные с определением молекулярной формулы. Большое количество ошибок при выполнении задач 40 связано с неверным определением общей формулы. Обратить внимание на изменения в задании 40: на основании данных условия задания: произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества; запишите молекулярную формулу исходного органического вещества; составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; напишите уравнение реакции этого веществ. Всегда есть уточнение на истинное строение органического вещества.
В структуре экзаменационной работы задания с развернутым ответом самые малочисленные (их только 5 в каждом варианте работы) и относятся к заданиям высокого уровня сложности. Они ориентированы на проверку достаточно сложных элементов содержания по общей, неорганической и органической химии. Выполнение этих заданий предполагает применение знаний в новой ситуации для: объяснения причин многообразия веществ и химических явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением, взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязи неорганических и органических веществ; сущности и закономерности протекания всех видов окислительно-восстановительных реакций; проведения расчетов по уравнениям химических реакций и по определению молекулярной формулы веществ. Содержание этих заданий во многих случаях ориентирует учащихся на использовании различных способов их выполнения. Тем самым выбранный способ выполнения задания может выступать в качестве показателя способности выпускника к осуществлению творческой учебной деятельности.
Успешная сдача выпускником экзамена по химии зависит не только от степени владения теоретическими и практическими знаниями за курс школы, но и от умения работать с тестами. Благодаря большому разнообразию заданий тесты можно использовать на любых этапах учебного занятия: в целях конкретизации нового материала и при закреплении и повторении изученного. Этот метод дает возможность за сравнительно короткое время обобщить и систематизировать учебный материал, проверить знания и логическое мышление. На уроках и занятиях спецкурса, практикую частое использование тестовых заданий в качестве закрепления и обобщении изученного материала, а так же для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний. Контроль знаний учащихся – необходимая составная часть образовательного процесса, позволяющая определить, в какой мере достигнуты цели обучения, а так же скорректировать и закрепить полученные знания. Тестирование – одна из форм контроля знаний и умений учащихся.