Материал для проведения промежуточной и итоговой аттестации по литературе учащихся 7 класса (тесты по литературе)

7 класс. Литература.

Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

1. К какому роду литературы относятся былины?
Лирика
Драма
Эпос
2. Выбрать определение гиперболы.
Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.
Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака.
3. От чьей крови тяжело заболел Петр («Повесть о Петре и Февронии»)
Февронии
змия
чудища
4. Во время какого действа Кирибеевич поведал Ивану Грознаму о своей печали? (М.Ю. Лермонтов «Песня прокупца Калашникова»)
5. Как называется прием?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
6. Как называется описание обстановки (природы, города и т.д.), в которой разворачивается действие (Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)?
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица
7. Какова художественная идея сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
8. Как изображены русские цари в сказе Н.С. Лескова «Левша»?
9. Какой художественный прием использует Ф.И. Тютчев («С поляны коршун поднялся»): небо, небосклон, крылья – поляна, земля, пыль; я – коршун?
антитеза
метафора
параллелизм
10. К какому штилю М.В. Ломоносов отнес комедии?
высокому
среднему
низкому
11. Заполни пробел. Героем какого произведения является данный персонаж?
Ключом к образу _____________ является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - маленький, ничтожный, жалкий. «Внутренний» - подвижник, мученик за веру.

Ответы:
1. Эпос
2. Гопербола - один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
3. Змия
4. Трапеза
5. Анафора // повтор
6. Пейзаж // городской пейзаж
7. Генерал из сказки привык присваивать себе результаты труда простых людей, а матрос показал ему, что такое положение вещей – наваждение, которое рано или поздно заканчивается.
8. Самые высокие особы – русские цари, «политика» которых во многом определяет в повести ход изображенных событий и судьбу главного героя – Левши, подвергаются сатирической переоценке.
9. Антитеза
10. К низкому штилю.
11. Акакий Акакиевич Башмачкин. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».



















7 класс. Литература.

Итоговая контрольная работа.
Часть А. Выберите из предложенных вариантов верный ответ.
А1. Произведение кого из писателей 19 в. посвящено описанию исторической эпохи и личности Ивана Грозного?
стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судьям»
поэма М.Ю. Лермонтова «Песня прокупца Калашникова»
стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
А2. Какой рассказ из цикла И.С. Тургенева «Записки охотника» был написан первым?
Хорь и Калиныч
Бирюк
Уездный лекарь
А3. Кто из литературных героев «разорвал себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой»?
Червяков из рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»
Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель»
А4. Какие два мира противопоставлены в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор?
богатства и нищеты
чиновничества и крепостничества
чванства и скромности
А5. Как звали героя произведения М. Горького «Детство», который объясняет причины своего изгнания из дома Кашириных словами: «Чужой – понимаешь? Не такой»
Цыганок
мастер Григорий
Хорошее Дело
А6. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует Н.А. Заболоцкий в приведенных ниже строках из стихотворения «Я воспитан природой суровой»?
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
эпиет
сравнение
метонимию
А7. Об особенностях стиля какого писателя 20 в. можно сказать следующее.
Психологизм как выражение стремления писателя передать жизнь человеческой души в её диалектике; лаконизм, приводящий к экономности, сжатости повествования; отказ от описательности ради диалога, в котором проявляются и характеры, и движение событий; живой народный язык.
Б.Л. Васильев
А.Т. Твардовский
В.М. Шукшин
Часть В. Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.
В1. Что такое хокку (хайку)?
В2. Кто из писателей 19 в. свою манеру писать называл эзоповым языком, по имени древнего баснописца Эзопа?
В3. Соотнесите имя, отчество и фамилию писателя и название его произведения.
М.В. Ломоносов
«Недоросль»

А.С. Пушкин
«К Чаадаеву»

Д.И. Фонвизин
«На день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

А. Грин
«Чудик»

В.М. Шукшин
«Алые паруса»


Часть С. Подготовьте письменный аргументированный ответ на один из предложенных вопросов.
1) Какие герои русской или зарубежной литературы, с которыми ты познакомился в этом году, запомнились (показались особенно интересными)?
2) Чему учат произведения русских и зарубежных писателей?
3) Что можно рассказать друзьям о понравившихся тебе стихотворных произведениях русских поэтов 19 и 20 вв.?


Ответа:
А1. поэма М.Ю. Лермонтова «Песня прокупца Калашникова»
А2. Хорь и Калиныч
А3. Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
А4. богатства и нищеты
А5. Хорошее Дело
А6. Эпитет
А7. В.М. Шукшин
В1. Хокку – трёхстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.
В2. М.Е. Салтыков-Щедрин.
В3.
М.В. Ломоносов - Ода «На день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
А.С. Пушкин - «К Чаадаеву».
Д.И. Фонвизин - «Недоросль».
А. Грин - «Алые паруса»
В.М. Шукшин – «Чудик»