Ассоциативный рисунок младшего школьника к правилу как прием кодирования лингвистической информации и средство формирования правописных умений
Ассоциативный рисунок младшего школьника к правилу как прием кодирования лингвистической информации и средство формирования правописных умений
Учитель начальных классов: Миронова М.А.
Общеизвестно, что современные учебники по русскому языку для младших школьников зачастую представляют правила в наукообразном виде, не учитывают избирательный характер памяти ребенка. Отмечу и малое оснащение учебников иллюстрированным материалом, использование в мизерных количествах «облегчающих шпаргалок» для усвоения особенно трудных тем.
Учитель начальной школы постоянно находится в поиске новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку.
Такой эффективный подход я вижу в обучении учащихся умению «видеть» сложные правила орфографии и пунктуации через ассоциативные рисунки к ним.
Кроме того, я считаю, что рисунок является эффективным способом кодирования лингвистической информации.
Успешность обучения младших школьников во многом зависит от того, насколько каждый конкретный ученик (и его учитель) владеет умениями: кодирования (фиксирования информации с помощью определенных условных обозначений); декодирования (извлечения информации из источника); перекодировки (замены кода) учебной информации.
Кодирование лингвистической информации – это перевод звучащего или письменного словесного кода в код графической записи. Кодирование может осуществляться в определенных жанровых формах: конспектах, схемах, рисунках.
Применительно к начальному образованию ведущей системой кодирования информации, которой овладевает ребенок, является умение обозначать понятия словами. Сначала устная, потом письменная речь - это две кодовые системы, которые составляют основу любого образования.
Усвоение учебного материала идет успешнее, если одновременно используются и другие приемы кодирования:
терминологические наименования;
модели (план, рисунок, чертеж, формула, схема взаимосвязей объектов);
определенные телодвижения, рифмовки.
Специфика начального образования в значительной степени заключается в том, что младший школьник хранит полученную им в ходе обучения учебную информацию исключительно в памяти (крайне редко – в записях). Опора на механическую память, попытки младшего школьника сохранить в памяти весь изучаемый материал дословно – явление преходящее. Задача учителя – помочь детям настроиться на максимальное сворачивание объемной информации с целью ее лучшего запоминания и сохранения в памяти.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является создание ребенком собствeнного ассоциативного рисунка к правилу.
Как показывает анализ учебников, рисунки используются в учебниках при работе над самыми различными темами программы. Рисунок выполнят стимулирующую функцию, служит стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов.
Работая с детьми, я выявила, что учащиеся имеют поверхностное представление об особенностях рисунка, кодирующего лингвистическую информацию. Многие дети не видят большой разницы в работе с обычным учебным текстом и текстом, содержащим рисунок, не всегда обращают внимание на рисунок в учебном тексте. По образцу умеют выполнять задания, связанные с восприятием и созданием ассоциативного рисунка.
Я пришла к выводу, что необходимо провести специальную экспериментальную работу по обучению младших школьников созданию ассоциативных рисунков к правилам – эффективному приему кодирования лингвистической информации.
Экспериментальная работа велась мною в трех направлениях:
Обучение видению «трудных» букв в словарных словах через запоминающиеся «образы» этих букв.
Обучение восприятию рисунков к орфографическим правилам.
Обучение созданию ассоциативных рисунков к правилам русского языка.
Во-первых, я учила зрительно изображать «трудную букву» в словарных словах.
После этого я специальную работу посвятила обучению восприятию рисунков к правилам. Все рисунки для этого этапа работы я взяла из учебника О.Л. Соболевой. Беседа строилась по следующим вопросам: Какое правило «зашифровано» в рисунке? Как вы догадались, кто является героем правила? Расскажите правило, представленное рисунком.
После такой работы я перешла к обучению младших школьников созданию рисунков к правилам. Иллюстрировать правила я предлагала младшим школьникам в качестве домашнего задания, поэтому многие выполняли такое творческое задание с родителями.
На основе каждого рисунка я проводила беседу: Какое правило иллюстрирует рисунок? Какие примеры к правилу Вы могли бы привести? Удалось ли художнику передать лингвистическую информацию правила полностью?
Анализируя рисунки, созданные детьми, я заметила, что в процессе рисования каждый юный художник вдумывался в правило, действительно понял его, а не зазубрил механически.
Полученные результаты проведенного мною исследования позволяют сделать вывод о том, что практически все второклассники научились воспринимать и создавать ассоциативные рисунки к правилу. При этом у более трети учащихся мы диагностировали высокий уровень сформированности умения воспринимать и создавать ассоциативный рисунок, а так же выявилась определенная положительная динамика в сформированности правописных умений второклассников.
Потенциальные возможности работы с ассоциативным рисунком на уроках русского языка в начальной школе огромны, вот почему современный учитель может использовать ассоциативный рисунок в практике обучения русскому языку, вызывая интерес младших школьников к предмету и ненавязчиво, но настойчиво формируя правописные умения детей.