Конспект урока по русскому языку: Суффикс 3 класс. УМК Школа России. Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: суффикс
КЛАСС: 3
УМК ИЛИ АВТОР: В.П. КАНАКИНА В.Г. ГОРЕЦКИЙ
Выполнил учитель начальных классов
Малых Елена Владимировна
2014г.
СУФФИКС
Педагогическая
цель
Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы
Тип урока
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
результаты
(предметные)
Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке
Личностные
результаты
Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Основное содержание темы, понятия
и термины
Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу
Образовательные
ресурсы
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Схема «Состав слова»
Этапы урока
Формы,
методы
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
Осуществляемые
действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
6
Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствует учащихся.
– Добрый день, друзья мои!
– Добрый день! – ответим мы.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе
Личностные:
проявляют готовность к работе на уроке
II. Чистописание
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо
– Запишите пословицу и объясните ее смысл.
На доске:
Терпенье и труд всё перетрут
Выполняют письмо
по образцу, объясняют смысл пословицы
Предметные: вырабатывают
каллиграфический почерк
Правильное написание
III. Проверка
домашнего
задания
Парная.
Словесный. Чтение
– Если смысл пословицы вы усвоили, значит, понимаете важность следующего этапа работы – проверки домашнего задания.
Организует взаимопроверку домашнего задания. У 2–3 учащихся работа может быть проверена индивидуально
Проверяют правильность написания
и обозначения приставок. (Можно
предложить одному ученику вставить
пропущенные буквы из домашнего упражнения на обратной стороне доски.)
Познавательные:
овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.
Регулятивные:
осуществляют взаимопроверку, контролируют
работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей
Правильное выполнение упражнения; устный монологический ответ
IV. Постановка учебной задачи
(учебник,
упр. 164)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Прочитайте стихотворение
из упр. 164 учебника. Найдите
и выпишите однокоренные
слова, выполните их разбор
по составу.
– Чем отличается состав этих слов?
– Где находится та часть слова,
которой отличаются данные
слова? (После корня.)
– Вспомните схему состава слова
(см. форзац учебника) и попробуйте определить, с какой частью слова мы сегодня будем работать
Читают стихотворение, выписывают
однокоренные слова
(«ёж», «ежиха», «ёжик»), разбирают их по составу; определяют, что найденные слова отличаются суффиксами. Формулируют тему урока и цель
своей работы
на занятии
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные:
принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Беседа
по вопросам, устные монологические высказывания, правильный разбор слов по составу
V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.
Знакомство с признаками суффикса
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
Рассмотрите группы слов, предложенные в упр. 165 учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы:
Где находится суффикс?
Для чего служит суффикс?
Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов
Предметные:
знают порядок разбора слова по составу.
Познавательные:
осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе
Ответы
на вопросы
2. Работа
с определением суффикса
Коллективная. Словесный, проблемный.
– Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89); сравните
ваши выводы с теми, что
Читают определение суффикса, объясняют, почему он является
Предметные:
знают определение суффикса, приставки, умеют находить между ними
Устные монологические ответы,
Чтение, беседа, письмо
содержатся в определении; проанализируйте примеры, данные в определении. Докажите, что суффикс в каждом из предложенных слов имеет все известные нам признаки.
– Почему суффикс – значимая часть слова?
– Что общего между приставкой
и суффиксом?
– Обратите внимание на написание термина «суффикс».
– Как найти в слове суффикс
(см. с. 90 учебника)?
значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса
общее и различное.
Познавательные: осуществляют синтез как составление из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные: учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения.
Коммуникативные:
строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
ответы
на вопросы
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперед и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
Правильное выполнение движений
3. Выполнение упражнения
учебника
(упр. 167)
Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо
Поясняет задание, контролирует его выполнение
Выполняют задание упражнения
Предметные:
знают, что такое суффикс, умеют его находить.
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе
Ответы
на вопросы беседы; правильный разбор слов по составу
VI. Закрепление знаний
и способов действий.
Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка
(рабочая тетрадь, упр. 115)
Фронтальная. Парная.
Словесный.
Письмо
Поясняет задание, контролирует его выполнение
Выполняют задание письменно в парах.
По окончании работы представляют ее классу
Предметные:
умеют образовывать новые слова с заданными суффиксами.
Регулятивные:
выполняют действия по намеченному плану.
Коммуникативные:
ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
Выполнение упражнения
2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради
Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо
Объясняет задание.
При необходимости помогает
детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов
Самостоятельно
выполняют задание, подбирают соответствующие
суффиксы
Предметные:
подбирают слова
с заданной морфемой,
соотносят слова с предъявляемым к ним моделям.
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи
Самостоятельное
выполнение упражнения -
VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Закончите предложения:
Урок помог мне
Для меня было сложным
Мне понравилось
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
Регулятивные:
открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа
по вопросам. Само-регуляция
Домашнеезадание (рабочая тетрадь, упр. 117)
Фронтальная. Словесный. Чтение
Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения
Слушают учителя, делают записи
Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания
Правильная запись задания
15