Рабочая программа по географии 5 класс












Программа по географии
5 класс








Содержание
Титульный лист


1.Пояснительная записка
3

Особенности конструирования учебника


Место учебного предмета в учебном плане образовательной организации


Цели и задачи курса географии


Ценностные ориентации предмета


Характеристика особенностей контингента обучающихся.


Обоснование возможностей учебного предмета в формировании УУД


2.Основное содержание
11

3.Требования к уровню подготовки обучающихся
14

4.Календарно-тематическое планирование
16

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
41




















I.Пояснительная записка
Программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, психологическими, возрастными и другими особенностями обучающихся.
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы «Полярная звезда» под. ред. А.И. Алексеева.
Построение учебного содержания курса линии «Полярная звезда» осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи
глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Особенности конструирования учебника
Учебник «География 5-6» открывает предметную линию «Полярная звезда» для основной школы. Основная единица учебника – параграф, соответствующий одному уроку. Параграфы объединены в темы. Подавляющая часть параграфов имеет диалоговое построение и основана на использовании текста рассуждения.
В учебнике учебная информация представлена в разных формах – в виде объяснительного текста, иллюстраций, схем, справочных материалов,
углубленного дополнительного текста, системы заданий разной степени сложности и с учетом возможности выбора учащимися способа их выполнения.
Особое внимание в учебнике уделено картографической составляющей как важнейшему источнику географической информации.
Учебник сконструирован по блочно-модульному подходу, что позволяет наглядно увидеть каждую тему в виде целостного модуля, включающего отдельные параграфы, в каждом из которых выделяются четыре блока: ориентировочный, информационный, расширяющий, оценочно-рефлексивный.
Ориентировочный блок позволяет перед каждым параграфом выделить то главное, что будет изучаться, в форме проблемных вопросов. Этот блок предполагает мотивационную вовлеченность учащихся в работу с текстом.
Информационный блок раскрывает основное содержание. Главная особенность данного блока – «квантирование» информации: подача материала осуществляется небольшими порциями. С учетом возраста обучающихся каждый параграф разделен на отдельные программные части, раскрывающие основное содержание, обозначенное проблемно. В конце каждой части даны выводы в виде мировоззренческих идей, оценочных суждений.
Расширяющий блок поясняет, расширяет, углубляет изучаемый материал. В учебнике он дан в виде рубрик «Стоп-кадр» и «Шаг за шагом», помогающих освоить приемы учебной работы.
Оценочно-рефлексивный блок представлен в виде рубрик «Запомните», «Откройте атлас». В рубрике «Запомните» выделены основные термины и понятия, которые рассматриваются в параграфе и которые необходимо усвоить. В рубрике «Откройте атлас» указаны географические объекты, которые следует найти на карте и запомнить их названия: даны задания, которые надо выполнить с помощью карты.

Место учебного предмета в учебном плане образовательной организации
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 272, из них в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю) и в 7, 8 и 9 классах. по 68 ч (2 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.




Цели и задачи курса географии
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Курс «География 5 класс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
- формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
- знакомство с географической картой;
- пробуждение интереса к естественным наукам;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
- Знакомство с географией, формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Ценностные ориентации предмета
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-
общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии.

Характеристика особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5-х классов. Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать.
Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, начинает зарождаться новый вид учебного мотива (продолжается активно в 6 классе) мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».
Формирование мотивов учения осуществляется через внедрение новых предметов, через поиск ответов на вопросы: «Зачем мы изучаем этот предмет? Где нам может понадобиться эти знания?».
Следует особо отметить, что в этом возрасте на первое место выходит борьба за самостоятельность в мыслях, поступках, действиях и приобретает для подростков особое значение. Для них начиная с 5 класса особенно важно, чтобы окружающие с уважением относились к ним и выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся разного рода дискуссии, рассуждения, размышления.
Суть изменений, происходящих в этом возрасте - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.
Обоснование возможностей учебного предмета в формировании УУД
Личностными результатами изучения предмета «География» в 5 классе являются следующие:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры;
осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметным результатом изучения курса «География» в 5 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
управлять своей познавательной деятельностью;
организовывать свою деятельность;
определять цели и задачи учебной деятельности;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выдвигать версии решения проблемы;
составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
выбирать средства достижения цели и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса «География» в 5 классе является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
объяснять, для чего изучают географию;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы, звезды и созвездия;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять значение ключевых понятий.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.





II.Основное содержание программы
«География», 5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Раздел 1. Источники географической информации (19 часов)
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4ч.) Земля одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса.  Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 3. План и карта (11 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта особый источник информации.
Глобус объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса.  Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.
Раздел 2. Природа Земли и человек (14 часов)
Тема 4. Человек на Земле (3 ч)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 ч) Литосфера каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Резервное время – 2 часа.
Оценочные практикумы:
Построение плана местности.
Определение по карте расстояний и направлений.
Определение по карте и глобусу географических координат объектов.
Сравнение стран мира по политической карте.
Описание гор и равнин по плану.
Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
Выполнение проектного задания в сотрудничестве.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 5 класса:
Ученик научится:
Различать основные географические понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, ледник, атмосфера, ветер, осадки, погода, климат, биосфера, природный комплекс, раса;
различать планы, глобус и географические карты по содержанию, масштабу, способам изображения;
формулировать результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
объяснять природные и антропогенные причины геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных бедствий и техногенных явлений;
Ученик получит возможность:
читать планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
проводить с помощью приборов измерения различных показателей географических явлений;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.




IV.Календарно-тематическое планирование
«География», 5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
№ урока
Изучаемая тема
Тип урока.
Характеристика деятельности учащихся
Результаты
Д/з
Сроки изучения





Личностные
Предметные
Метапредметные

План
Факт

Раздел 1. Источники географической информации (19 часов)





Развитие географических знаний о Земле (4 часа)




1
Географические методы изучения окружающей среды
Вводный урок
Знакомство с учебником, атласом, электронным приложением к учебнику. Работа с картой, сравнение современной карты с древними.
Поиск информации по накоплению географических знаний

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Ученик научится: находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы.
Ученик получит возможность научиться:
Владеть навыками смыслового чтения, использовать приобретенные знания для объяснения отдельных фактов.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества.




2
Как люди открывали
Землю.
Урок «открытия» нового знания.
Работа с учебником, с атласом. Систематизация информации о путешественниках и открытиях.
Выполнение практической работы: нанесение на контурную карту маршрутов путешествий.
Формирование целостного мировоззрения.
Ученик научится: прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий.
Наносить маршруты путешествий на контурные карты.
Ученик получит возможность научиться: использовать теоретические знания для практической деятельности.



Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа.
Регулятивные: применять методы информационного поиска ( правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).
Познавательные: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, уметь отображать информацию в графической форме.




3
Великие географические открытия.
Урок «открытия» нового знания.
Работа с учебником, с атласом. Систематизация информации о путешественниках и открытиях.
Выполнение практической работы: нанесение на контурную карту маршрутов путешествий.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Ученик научится: прослеживать по картам маршруты путешествий.
контурную карту.
Ученик получит возможность научиться: находить  информацию ( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию в дополнительных источниках. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: уметь объяснять роль великих географических открытий для человечества.




4
География сегодня
Урок «открытия» нового знания.
Определение значения географических исследований для жизни общества.
Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Работа с учебником, с атласом.

Формирование целостного мировоззрения.
Ученик научится:
выявлять особенности изучения географии на современном этапе.
Ученик получит возможность научиться:
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свою деятельность. Познавательные: уметь добывать недостающую информацию с помощью карт атласа, электронных образовательных ресурсов.




Земля – планета Солнечной системы (4 часа)




5
Мы во Вселенной
Урок общеметодической направленности.
Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы. Описание уникальных особенностей Земли как планеты

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.
Ученик научится: читать и понимать текст, находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника.
Ученик получит возможность научиться: составлять характеристику планет, выявлять признаки планет.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: обобщать, преобразовывать информацию.




6
Движение Земли
Урок «открытия» нового знания
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года. Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»
Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.
Ученик научится: выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг соей оси».
Ученик получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания для объяснения отдельных фактов и явлений.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.
Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: уметь преобразовывать текст в схему и анализировать ее, уметь работать с различными источниками информации.




7
Солнечный свет на Земле
Урок «открытия» нового знания.
Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ иллюстративно-справочных материалов. Определение высоты Солнца и продолжительности дня и ночи на разных широтах в разное время года.
Формирование познавательного интереса к предмету изучения.
Ученик научится: наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца.
Ученик получит возможность научиться: объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь производить поиск и обработку информации.




8
Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы»
Урок развивающего контроля.
Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Ученик научится: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.
Ученик получит возможность научиться: читать космические снимки и аэрофотоснимки.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: уметь производить поиск и обработку информации





План и карта (11 часов)




9
Ориентирование на местности
Урок – практикум.
Работа с различными видами изображения земной поверхности. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Определение по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу по Полярной звезде и «живым ориентирам»
Определение азимута с помощью транспортира

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Ученик научится: ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.
Ученик получит возможность научиться: ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационны6х приборов.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения; формулировать алгоритм работы с компасом; формулировать алгоритм работы с планом и картой, сравнивать план и карту, делать описание местности




10
Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб
Урок - практикум
Работа с картографическими источниками. Определениеобъектов местности на плане с помощью условных знаков, видов масштаба.
Чтение топографической карты.
Решениепрактических задач по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Формирование навыков работать по образцу при консультативной помощи учителя.
Ученик научится: читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. Определять по топографической карте расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Ученик получит возможность научиться: составлять
простейшие планы местности небольшого участка.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования плана местности и географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




11
Изображение неровностей земной поверхности наплане и карте.
Урок - практикум
Работа с топографическим планом. Определение относительной и абсолютной высоты, направления повышения и понижения местности
с помощью горизонталей.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Ученик научится: показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа, распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.
Ученик получит возможность научиться: показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины, подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




12
Практическая работа №1. «Построение плана местности»
Урок – практическая работа.
Групповая работа по построению и чтению простейшего плана местности с использованием оборудования для глазомерной съемки
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Ученик научится: строить план пришкольного участка методом глазомерной съемки местности.
Ученик получит возможность научиться: использовать теоретические знания для практической деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.
Познавательные: формулировать алгоритм работы с оборудованием, овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




13
Географическая карта
Урок – практикум.
Работа с различными географическими картами, глобусом, чтение легенды и анализ карт, сравнение карт по масштабу
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Ученик научится: распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус. Читать карты различных видов на основе анализа легенды.
Ученик получит возможность научиться: сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.
Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, сравнивать и анализировать.




14
Градусная сетка
Урок «открытия» нового знания.
Работа с различными географическими картами, глобусом. Определение направления по параллелям и меридианам на карте и глобусе

Формирование навыков работы по образцу при помощи учителя.
Ученик научится: сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов, показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюса, определять по картам стороны горизонта и направления движения.
Ученик получит возможность научиться: объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять общие цели, способы взаимодействия. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя и свою деятельность Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




15
Практическая работа № 2. «Определение по карте расстояний и направлений»
Урок – практическая работа.
Самостоятельная работа с различными географическими картами, глобусом.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Ученик научится: определять
расстояния и направления по карте и глобусу.
Ученик получит возможность научиться: использовать теоретические знания для практической деятельности.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




16
Географические координаты. Широта
Урок – практикум.
Работа с различными географическими картами, глобусом. Определение географической широты по параллелям на карте и глобусе

Формирование навыков работы по образцу.
Ученик научится: определять по картам географическую широту объектов.
Ученик получит возможность научиться: использовать теоретические знания для практической деятельности.

.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




17
Географические координаты. Долгота
Урок - практикум
Работа с различными географическими картами, глобусом. Определение географической долготы по меридианам на карте и глобусе

Формирование навыков работы по образцу.
Ученик научится: определять по картам географическую долготу объектов.
Ученик получит возможность научиться: использовать теоретические знания для практической деятельности.

Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




18
Практическая работа № 3. «Определение по карте и глобусу географических координат объектов»
Урок – практическая работа.
Самостоятельная работа с различными географическими картами, глобусом.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Ученик научится: определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов, находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
 Ученик получит возможность научиться: использовать теоретические знания для практической деятельности.


Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




19
Обобщение по теме «План и карта»
Урок развивающего контроля.
Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий, топографический диктант
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Ученик научится: самодиагностике и самокоррекции.
Ученик получит возможность научиться: работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью. Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий





Раздел 2. Природа земли и человек (14 часов)





Человек на Земле (3 часа)




20
Как люди заселяли Землю
Урок «открытия» нового знания.
Работа с текстом учебника и электронными ресурсами.
Определение по карте гипотетических мест происхождения человека и путей расселения людей на Земле
Осознание себя как члена общества на глобальном уровне (житель планеты) .
 

Ученик научится: определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Ученик получит возможность научиться: систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать




21
Расы и народы
Урок «открытия» нового знания.
Работа с текстом учебника и электронными ресурсами.
Анализ карты «Плотность населения мира»

Формирование уважения к другим расам и народам мира и принятие их.
Ученик научится: выявлять внешние признаки людей различных рас, анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Ученик получит возможность научиться: приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать




22
Практическая работа № 4. «Сравнение стран мира по политической карте»
Урок – практическая работа.
Определение страны мира по описанию.
Создание проектного продукта в форме открытки другу

Формирование образа социально-политического устройства мира.
Ученик научится: находить и показывать на карте свою страну, находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Ученик получит возможность научиться: систематизировать новую информацию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.




Литосфера – твердая оболочка Земли (11 часов)





23
Земная кора – верхняя часть литосферы
Урок «открытия» нового знания.
Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), работа с картой, составление схемы «Внутреннее строение Земли»
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.


Ученик научится: описывать модель строения Земли, выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.
Ученик получит возможность научиться: моделировать строение земной коры при помощи компьютерных программ.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек.




24
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Урок «открытия» нового знания.
Анализ текста и иллюстраций учебника, определение по алгоритму горных пород и минералов. Описание по плану минералов и горных пород школьной коллекции

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Ученик научится: сравнивать свойства горных пород различного происхождения, анализировать схему преобразования горных пород.
 Ученик получит возможность научиться: овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя. Познавательные: находить причинно-следственные связи, определять ключевые слова в тексте, формулировать алгоритм определения горных пород по свойствам




25
Движения земной коры. Землетрясения
Урок «открытия» нового знания.
Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Установление с помощью географических карт сейсмических районов и поясов Земли.
Нанесение на контурную карту районов землетрясений
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Ученик научится: анализировать схемы строения земной коры и литосферы, устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.
 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.
Ученик получит возможность научиться:
Создавать простейшие географические карты.
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты;
устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений.




26
Движения земной коры. Вулканы
Урок «открытия» нового знания.
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой, работа с электронным приложением. Установление с помощью географических карт районов вулканизма. Нанесение на контурную карту крупнейших вулканов
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Ученик научится: выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения   вулканизма.
Ученик получит возможность научиться:
Создавать простейшие географические карты.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; устанавливать с помощью географических карт районы вулканизма.




27
Рельеф Земли. Равнины
Урок «открытия» нового знания.
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой, работа с электронным приложением. Составление описания равнины по плану. Нанесение на контурную карту крупнейших равнин
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Ученик научится: распознавать на физических картах и планах  равнинные формы рельефа.
Ученик получит возможность научиться: выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.
 

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить и преобразовывать информацию.




28
Рельеф Земли. Горы. Практическая работа № 5. «Описание гор и равнин по плану»
Урок – практическая работа.
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой. Сравнение по плану горных систем. Описание рельефа своей местности по плану Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Ученик научится: распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа. Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать
иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.
Ученик получит возможность научиться: использовать теоретические знания для практической деятельности.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя. Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить и преобразовывать информацию




29
Практическая работа № 6. «Обозначение на контурной карте гор и равнин, районов землетрясений и вулканов».
Урок – практическая работа.
Самостоятельная работа с картами атласа и контурными картами. Решение практических задач по карте
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Ученик научится: наносить на контурную карту горы и равнины, районы землетрясений и вулканизма.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать теоретические знания для практической деятельности.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить и преобразовывать информацию




30
Практическая работа № 7. «Скульптурный портрет Земли»
Урок – практическая работа.
Выполнение проектного задания в сотрудничестве. Разработка на основе проектного задания туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли»

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Ученик научится: прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах, наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Ученик получит возможность научиться: уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию, оценивать себя и свою деятельность, научиться самодиагностике и самокоррекции Познавательные: выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать, анализировать




31
«Скульптурный портрет Земли». Защита проектов
Урок развивающего контроля.
Презентация проектных работ и их обсуждение


Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Ученик научится: высказывать мнение , выявлять проблему, обсуждать пути ее решения.
Ученик получит возможность научиться: передавать информацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, научиться самодиагностике и самокоррекции.
Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать и оценивать информацию




32
Литосфера и человек
Урок «открытия» нового знания
Работа с текстом учебника и электронными ресурсами. Выявление способов воздействия человека на литосферу и характера изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Формирование экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.
Ученик научится: определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.
Ученик получит возможность научиться: использовать знания о литосфере в повседневной жизни для соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию..
Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать




33
Обобщение знаний по изученному курсу
Урок обобщающего контроля
Индивидуальные виды деятельности
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Ученик научится:
Самодиагностике.
Ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания для объяснения отдельных фактов и природных явлений.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе, научиться самодиагностике и самокоррекции.
Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать




34-35
Резервное время








V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.
Николина В.В. География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Контурные карты, 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
Комплект мультимедийных презентаций по темам изучаемого курса.
Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
Сайты:

· rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля»

· geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии»

· geo.1september.ru- газета
Пособие для учителя

· my-geography.ru

· georus.by.ru - "География Россиии".

· geo.historic.ru - географический online справочник "Страны Мира»

· afromberg.narod.ru

· geografia.ru – География.ру

· nature.worldstreasure.com- "Чудеса природы"

· basni.narod.ru "Странник"

· terrus.ru "Территориальное устройство России"











13PAGE \* MERGEFORMAT143915