«Многофункциональное пособие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности «Цветик-семицветик»


«Многофункциональное пособие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности «Цветик-семицветик»
Автор:
Синельникова Лариса Ивановна,
воспитатель
Предисловие
Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Основной целью пособия является использование серии дидактических игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. В настоящее время проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение. Создание оптимальных условий применения игровых средств, представленных данным пособием «Цветик-семицветик», для автоматизации и дифференциации звуков, работы над словообразованием, над преодолением лексико-грамматического недоразвития позволяет находить новые пути и методы его исправления, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.
Я полагаю, что предложенное многофункциональное пособие «Цветик-семицветик» будет способствовать устранению лексико-грамматического недоразвития, развитию словообразования и формированию звукопроизношения, а также поможет как родителям, так и логопедам и воспитателям детских садов. Коррекционно-развивающее многофункциональное пособие «Цветик-семицветик» способствует не только речевому, но и личностному и интеллектуальному развитию детей, вызывает интерес многократной игры.
Многофункциональность пособия заключается в том, что его используют для различных видов деятельности, развития речи, познавательного развития, формирование элементарных математических представлений. Детям даются определение задания по развитию речи (составь рассказ, придумай сказку, поиграй в пальчиковую игру), по формированию элементарных математических представлений (количество, счет, величина, форма, пространственные отношения.) Это пособие можно использовать, как на занятиях, так и для индивидуальной деятельности. Конструкция дидактического пособия «Цветик-семицветик» состоит из: игрового поля, оформленного в виде цветка, разделенного на семь частей - секторов (каждый сектор соответствует цвету радуги), в центре цветка находится кружок. На секторах и кружке расположены «кармашки» для карточек. Данное пособие можно использовать во всех образовательных областях при проведении тематических недель.
Практическая часть
Дидактические игры, используемые на занятиях, с применением пособия «Цветик-семицветик».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Дидактическая игра «Кому что нужно».
Цель: Формировать представления детей о разных профессиях, а также соответствующими атрибутами.
Задачи: Способствовать закреплению названий предметов, принадлежащих данной профессии; развитию логического мышления, связной речи дошкольников; развитию познавательного интереса и уважения к труду. Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
Ход игры.
Вариант 1. В игре участвуют от 1 до 3 человек. Ведущий прикрепляет в центральный кружок карточку с изображением человека какой-либо профессии. Играющие рассматривают картинку с изображением профессии и ищут карточки с предметами, принадлежащих данной профессии, прикрепляют их на сектора. Ребенок объясняет свой выбор. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил, минимальное количество неточностей.
Вариант 2. Игру можно использовать индивидуально с ребенком. Ребенок самостоятельно выбирает любую карточку с изображением профессии, прикрепляет ее в кружок, рассказывает воспитателю о ней. Затем из маленьких карточек он выбирает те, на которых изображены предметы принадлежащих данной профессии и прикрепляет их на сектора.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Цель: Способствовать развитию умения отличать хорошее поведение от плохого.
Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Ребенку предлагается определить, «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение. В центральный кружок помещается смайлик улыбающегося или грустного человека, на секторах прикрепляются соответствующие картинки.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дидактическая игра «7 дней недели»
Цель:  Закрепить знания детей дней недели, классифицировать их на рабочие и выходные дни, закрепить знания цифр от 1 до 7, развивать речь, память, внимание.
Ход игры: Игры - путешествие во времени, служат для закрепления знаний детей дней недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются сектором определённого цвета. Наблюдение проводится несколько недель, это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.
Дидактическая игра «Посчитай-ка».
Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными, автоматизация звука.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук, на лепестки – картинки с изображением цифр
от 1 до 9. Ребёнок считает предметы (один помидор, два помидора, … пять помидоров и т.д.). На всех этапах проводится работа по составлению предложений.
Дидактическая игра «Один - много».
Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: В центр выкладывается картинка логотип игры «Один – много», на лепестках выкладываются картинки с изображением предметов или животных, о которых нужно сказать во множественном числе.
Дидактическая игра «Дни недели»
Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, обеспечить закрепление понятия вчера, сегодня, завтра.
Оборудование: «человечки» разных цветов с цифрами.
Ход игры:
- Кто первым приходит в дом недели?
- Понедельник красный человечек в красный цвет покрасил дом, ели человечки помидоры и болтали всякий вздор.
- Второй в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым все вдруг. Ели человечки на обед семь оранжевых конфет.
- Третий в дом недели приходит Среда. Этот человечек любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.
- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Этот человечек любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.
- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот человечек любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка из льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.
- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот человечек нарядился в синий наряд. Он любит все синее.  Синие, синие васильки необыкновенной красоты.
- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой человечек в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.
Варианты игр для закрепления знаний дней недели
Первый вариант.
 «Какого человечка не стало».
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка. Дети открывают глаз и отгадывают, какой человечек убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования человечков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д.
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Цель: Обобщение и расширение представлений детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи: Развивать умения различать и классифицировать птиц по группам; способствовать развитию мелкой моторики рук. Пробудить у детей бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Ход игры: В центральный кружок помещается значок «зима» или «лето», дети должны расположить по секторам соответствующие картинки. Можно загадать загадки о птицах.
По такому принципу можно поиграть на разные темы. Например: «Домашние и дикие животные», «Посуда» (Кухонная, столовая), «Транспорт» (воздушный, наземный, подземный) и др.Образовательная область «Речевое развитие».
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»
Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии картинок.
Задачи: Способствовать развитию умения у детей последовательно и логично составлять рассказ, стараясь правильно строить предложение. Развивать речь, интонацию, правильное звукопроизношение.
Ход игры: Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности по секторам, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. 
Дидактическая игра «Расскажи о временах года»
Цель: Обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».
Задачи: Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Способствовать развитию умения у детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.
Работа может проводиться по любой лексической теме.
Дидактическая игра «Подбери правильно слова»
Цель: Способствовать развитию умения у детей подбирать, соответственно заданию, слова с заданным количеством слогов. Упражнять в умении делить слова на слоги.
Ход игры: В центральном кружочке помещается схема с количеством слогом. Дети считают на ней кружочки, подбирают и называют слова с заданным количеством слогов. Если на схеме один кружочек, то ребенок подбирает слова с одним слогом (мак, рак, дом, сом, и т. д.), два кружочка - с двумя слогами (вата, холод, зима, липа, и т. д.). Дидактическая игра «Собери «Цветик-семицветик»»
Цель: Автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.
Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»
Цель: Определить положение звука в слове; закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего, зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный звук), и выкладывают их на лепестки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, конец, середина).
Дидактическая игра «1,2,3 - слог прочти»
Цель: Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков слогового чтения.
Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.
Дидактическая игра «Жадина».
Цель: Развить умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картина с изображением «Жадины». На лепестки помещаются картинки, про которые надо сказать моя собака, мой мяч. Можно использовать картинки на определенный автоматизируемый звук.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: Развить умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Ход игры: В центр выкладывается картинка логотипа игры, а на лепестки выкладываются картинка на автоматизируемый звук, о которых надо сказать ласково.
Дидактическая игра «Кто что делает? »
Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.
Ход игры: в центр цветка выкладывается картинка-действие, а на лепестки выкладываются картинки с надписями: Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ.
Дидактическая игра «Посади в вагоны»
Цель: Упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения, развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют место буквы в слове.
Дидактическая игра «Змейка или колокольчик»
Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких согласных звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.
Дидактическая игра «Вкусный сок».
Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением стакана. Дети на лепестки выкладывают картинки с изображением фруктов и говорят, какой сок получился (лимонный, яблочный и т.д.).
Далее можно предложить составить предложения с полученными прилагательными.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра «Радуга»
Цель: Закрепить знания цветов спектра по порядку. Формирование активного словаря ребенка. 
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть радугу, закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Г. Лагздынь «Радуга»
В радуге – семь дужек,
Семь цветных подружек!
КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка
ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!
ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!
ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в различных видах росписи.
Ход игры: В центральный кружок помещается блюдце, расписанное под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель. Предложить детям подобрать узор для блюдца и назвать вид росписи.
Образовательная область «Физическое развитие».
Дидактическая игра по ЗОЖ «Полезные и вредные продукты».
Цель: Закрепить представления детей о том, какая еда полезная, а какая - вредная для организма, подвести их к пониманию противоречия: мне нравится эта еда, а моему организму она полезна?
Ход игры: Играть могут от 1 до подгруппы детей. Играющим раздаются карточки с изображением полезных и вредных продуктов питания. В центре кружочка помещается смайлик с изображением веселого и грустного человека. Детям предлагается разложить по секторам предметные картинки с изображением продуктов в зависимости от их пользы – вреда.
Дидактическая игра «Спорт зимой и летом»
Цель: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта.
Задачи: Развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
Ход игры: В центральный кружок помещается символ с изображением лета или зимы. Игроку предлагается выбрать картинки только зимних или только летних видов спорта, прикрепить их на секторах. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.
Заключение
Использование многофункционального пособия «Цветик-семицветик» и серии упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста показало эффективные результаты по формированию и развитию, связной речи, звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя речи, которые наглядно представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Речевое развитие 2013-2014 год 2014-2015 год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Формирование словаря
В - 9%
С - 73%
Н – 18% В- 10%
С- 75%
Н-15% В- 10%
С- 78%
Н-12% В-16%
С -80%
Н-4%
Звуковая культура речи
В-9%
С-56%
Н-35% В-46%
С-50%
Н-4% В-27%
С-62%
Н-11% В-31%
С-54%
Н-15%
Грамматический строй речи
В-23%
С-58%
Н-19% В-27%
С-58%
Н-15% В-0%
С-81%
Н-19% В-31%
С-50%
Н-19%
Связная речь В-42%
С-42%
Н-16% В-26%
С-57%
Н-17% В-30%
С-57%
Н-13% В-45%
С-37%
Н-18%
Список литературы:
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах. – М.: Просвещение, 1991.
Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Профессиональное образование, 1984.
Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. – М.: АПО, 1996.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: 1983.
Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987.
Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: 1998.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
Приложение.
-232410121920