Конспект урока по русскому языку Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Учитель: Котловская Светлана Валерьевна
Класс: 2
Программа : «Школа России»
Тема урока: Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Закрепление.
Цель урока:
- систематизировать знания детей о написании гласных после шипящих.
Задачи:
- совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; правильно их писать.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.- воспитывать коммуникативные навыки, чувство товарищества и взаимопомощи.
Формирование УУД:
коммуникативных универсальных учебных действий (работа в парах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь);
регулятивных универсальных учебных действий (ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности);
познавательных универсальных учебных действий (пользоваться словарями, находить в них нужные сведения, осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение);
личностных универсальных учебных действий (уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения, бережное отношение к природе.)
Ход урока.Начало урока.
-Запишите в тетради число, классная работа.
Актуализация знаний и умений.
- Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, давайте решим кроссворд. (Слайды 1-7)
- Какие шипящие звуки встретились во всех словах отгадках? ([ж], [ш], [ч’])
- Какого шипящего звука не хватает? ([щ’])
-На какие две группы их можно разделить?
([ж], [ш] – всегда твёрдые, [ч’], [щ’] – всегда мягкие, парные по звонкости-глухости, глухие - [ч’], [щ’], [ш], звонкий - [ж].)-Вспомните какая орфоограмма связана с этими звуками и постарайтесь сформулируйте тему нашего урока.
(Тема урока: буквосочетания жи - ши, ча – ща, чу - щу. Закрепление.) (Слайд 8)
-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься. Используйте слова- помощники:
Повторять (орфограммы правописания сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Закреплять (умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Постановка цели
-Из всего сказанного, постарайтесь сформирлируйте цель нашего урока. (Цель урока: формировать практические навыки правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.) (Слайд 9)
Определение критериев оценки результата
- Как мы поймем, что достигли цели?- Чтобы мы видели, как идет наша работа, будем заполнять оценочную таблицу.
- В ходе урока я буду говорить вам, когда необходимо вносить в неё свои результаты.
За что можно получить баллы Сколько баллов можно получить
Знание орфограммы написания гласных после шипящих звуков Помню орфограмму – 1 балл
Не помню орфограмму – 0 баллов
Знание написания слов с безударной гласной Знаю, как пишется слово – 1 балл
Не знаю, как пишется слово - 0 баллов
Максимальное количество баллов - 5.
Умение применять орфограмму на практике 3 задание – 3 балла
1 балл за каждое правильное применение орфограммы
4 задание – 5 баллов
1 балл за каждую правильно вставленную букву
5 задание - 5 баллов
по 1 баллу за каждую правильно панисанную пару слов.)
6 задание (1) -5 баллов
Все сочетания вставлены верно - 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла, 5-6 ошибок – 2 балла, 7-8 ошибок – 1 балл, более 8 ошибок – 0 баллов
6 задание (2) -5 баллов
Найдены все ошибки - 5 баллов, 1-2 ошибки пропущены – 4 балла, 3-4 ошибки пропущены – 3 балла, 5-6 ошибок пропущено – 2 балла, 7-8 ошибок пропущено– 1 балл, более 8 ошибок пропущено – 0 балловМаксимальное количество баллов 29 баллов
- Максимальное количество баллов, которое можно набрать в течение урока, – 29 баллов. Как вы думаете, сколько вы сможете набрать баллов за сегодняшний урок? Запишите это количество баллов на полях. Желаю всем сегодня на уроке удачи и прийти к лучшему для себя результату.
Разработка плана достижения цели
- А что мы должны сделать для достижения цели?
- В каком порядке и как мы это будем делать? (Составление плана работы над темой урока.)
- Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану (он записан на доске): 1. Вспомним орфограммы, позволяющие правильно написать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.2. Закрепим знание этих орфограмм на тренировочных упражнениях.3. Проверим, что получилось после тренировки.4. Подведём итоги.5. Определим, над чем работать дальше.
Основная часть урока
1.- Какие орфограммы нам необходимо вспомнить сегодня для достижения цели урока?
В сочетаниях жи - ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у.
- Поставте себе в оценочную таблицу баллы. (Помню орфограмму – 1 балл, не помню орфограмму – 0 баллов.)- Можно ли считать, что мы выполнили первый пункт плана? (Да.)
- Что будем делать дальше? (Тренироваться писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
2. Словарная работа
- Вспомните какое слово у нас получилось в кроссворде по вертикали. (Машина.)
- Что вы о нём можете сказать? (В нём встречается сочетание ши и это слово с непроверямой безударной гласной.)
- Сейчас мы с вами повторим написание некоторых слов с непроверяемой безударной гласной.
– Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Из трёх братьев,
Первым явился,
Морозом и снегом,
Успел поделиться! (Декабрь.) Невзирая на морозы,В красных яблоках березы.Подошел поближе... Ай!!Разлетелся урожай! (Снегири.)
Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады. (Мороз.) Он на улице живёт,Листья осенью несёт,А зимой несёт снежинки Иногда весной - дождинки,Летом, если он подует -С головы панамку сдует. (Ветер.)
Башмаки-озорникиМчат меня по льду реки. (Коньки.) Декабрь, мороз, коньки, снегирь, ветер.
-Что объединяет слова? (Тема «Зима»)
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
-Проверим. (Слайд 10)
- Поставьте себе в оценочную таблицу баллы. ( 1 балл за каждое правильно написанное слово. Максимальное количество баллов – 5.)3. - Сегодня мы познакомимся с ещё одним словом.
Работа по учебнику с.14 упр. № 23.
-Прочитайте 3-ю загадку.
- Отгадайте загадку. (Метель.)
-Постарайтесь объяснить лексическое значение этого слова. (Сильный, переменного направления ветер со снегом.)
- Запишите слово метель в продолжении нашей «цепочки» слов с непроверяемой безударной гласной. (Слайд 11)
-Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель . (Вьюга - сильная метель, буран -снежная буря, метель в степи, пурга -сильная снежная буря.)
- Устно составьте предложение с этим словом.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- Напишите слово упражнение 23. Спишите загадку, подчёркивая буквосочетания.
- Проверьте написание.
- Поставьте себе в оценочную таблицу баллы. (1 балл за каждую правильно вставленную букву. Максимальное количество баллов – 3.)4. Работа со словарями
–Найти слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща,чу – щу
1- в словаре однокоренных слов на стр. 139. (Час, часок, часик, часовой, часы.)
-Как по другому называются однокоренные слова? (Родственные)
-Почему?
- Спишите однокоренные слова (комментирование с места). Выделите корень.
- Поставьте себе в оценочную таблицу баллы. (Максимальное количество баллов – 5.)
2 – в словаре синонимов на стр.140. (Машина, мчаться, печальный, частый, чудный, прощай, угощать, чуткий.)
- Слова машина, мчаться, печальный, частый, чудный, прощай, угощать, чуткий дети нашли в словаре синонимов, но являются ли они между собой синонимами? Почему?
3 – в словаре антонимов на стр. 141). (Встречать, молчать, запрещать, начало, огорчать, широкий.)
- Слова встречать, молчать, запрещать, начало, огорчать, широкий ребята нашли в словаре антонимов, но являются они между собой антонимами? Какие слова называем антонимами?
Электронная физминутка «Снежинка» (Слайд 12)
5. –Прочитайте записанные пары слов. (Слайд 13)
- На какие две группы их можно разделить? (Синонимы и антонимы.)
Ароматный – душ…стый, свои – ч…жие, редко – ч…сто, красивые –ч…десные, просторные –ш…рокие, говорить – молч…ть, огромные – больш…е, пряч…т – ищ…т, прекрасный- замеч…тельный, радость – печ…ль.- Спишите, вставляя пропущенные буквы:1 –ый вариант пары синонимов, 2-ой вариант – антонимов. Подчеркните орфограммы.
-Проверим. (Слайд 14)
I вариант: Ароматный – душистый, красивые – чудесные, просторные – широкие, огромные –большие, прекрасный – замечательный.
II вариант: Свои – чужие, редко – часто, говорить – молчать, прячут – ищут, радость – печаль.
- Поставьте себе в оценочную таблицу баллы.(Максимальное количество баллов – 5, по 1 баллу за каждую правильно панисанную пару слов.)
6. Работа в паре.
- Мы с вами хорошо потренировались, теперь приступим к следующему пункту плана. Проверим, что у нас получилось в ходе тренировки. Поработаем в парах.
1) - Припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. Подчеркни орфограмму. (На листочках, один на двоих)
Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.
(Задача, чулок, дача, лыжи, живёт, шина, хочу, ищу, роща, щавель, жираф, шиповник, пища, часы, туча, чудо, щука, животик.)- Поставьте себе в оценочную таблицу баллы. (Все сочетания вставлены верно - 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла, 5-6 ошибок – 2 балла, 7-8 ошибок – 1 балл, более 8 ошибок – 0 баллов.)
2) - Исправьте ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю. (12 ошибок) - Поставьте себе в оценочную таблицу баллы. ( Найдены все ошибки - 5 баллов, 1-2 ошибки пропущены – 4 балла, 3-4 ошибки пропущены – 3 балла, 5-6 ошибок пропущено – 2 балла, 7-8 ошибок пропущено– 1 балл, более 8 ошибок пропущено – 0 баллов.)Итог урока.
Фиксация результата
-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?
-Какие орфограммы мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих [ж],
[ ш],[ч’],[ щ’]?
Жи-ши пиши с буквой и Ча-ща пиши с буквой а Чу-щу пиши с буквой у
Мыши, ёжики, ужи,Лыжи, лужи и моржи,Крыши, чижики, стрижи,Жирафы и карандаши.С какой буквой их пиши?
Чайка, чаща, каланча.Роща, гуща и свеча,Пища, чайник, чашки, чай –Как напишешь? Отвечай! Чулок, шучу, верчу, кручу,И хоть чуть-чуть еще грущу.Но все слова пишу я с …у
Оценивания результата по критериям
- Вспомним цель нашего сегодняшнего урока.
- Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос? (Результаты оценочной таблицы.)- Поднимите руку, кто набрал 29– 28 баллов? Вы поработали сегодня на «отлично».- У кого 27–26 баллов – отметка «хорошо».- Кому удалось получить за работу на уроке больше баллов, чем планировалось в начале урока?
- Кто планировал получить максимальное количество баллов и у него это получилось?
Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложения: (Слайд 15)
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Определение перспективы
- У кого пока не получается верно писать в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
- Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала вам правильно писать данные словосочетания.
- Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?
Домашнее задание.
Стр. 14 упр. 22.
- Прочитайте задание упражнения.
- Есть ли вопросы по его выполнению?
- Те, кто набрал сегодня меньше 26 баллов могут придумать продолжение текста упражнения из 2-ух или 3-ёх предложений, в которых встретятся слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Котловская Светлана Валерьевна
Идентификационный номер: 265-040-101
Самоанализ урока русского языка
Тема урока: Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Закрепление.
На уроке была поставлена следующая цель: систематизировать знания детей о написании гласных после шипящих.
Задачи урока:
- совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; правильно их писать.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.- воспитывать коммуникативные навыки, чувство товарищества и взаимопомощи.
Данный урок построен в соответствии с технологией системно - деятельностного метода. Материал урока носил научный характер, вместе с тем является доступным для младших школьников.
На уроке старалась эффективно сочетать репродуктивную и проблемную форму обучения, учить детей работать по правилу и творчески. С этой целью в процессе обучения использовала разнообразные методы и приёмы работы: частично - поисковый, словесно-практический, коллективная и самостоятельная работа, работа в парах. Отбор содержания, форм и методов обучения, дидактических материалов, осуществила в соответствии с целями урока. Учащиеся принимали участие во всех структурных моментах урока.
С целью повторения изученного материала на этапе актуализации знаний, использовала задания кроссворда.
Дети самостоятельно сформулировали тему и цель урока. С помощью данного подхода к формулированию темы и цели урока у обучащихся создается внутренняя установка и самоустановка на достижение поставленных целей урока.
Был составлен план работы над данной темой, к которому неоднократно обращалась с детьми в ходе самого урока.
На этапе закрепления знаний дети работа в парах. Данная работа была направлена на развитие способности устанавливать партнёрские отношения, умение слушать и слышать собеседника, умения договориться и найти общее решение. Работа в парах осуществлялась с применением раздаточного материала.
Для развития самооценки деятельности в процессе познания, обучащиеся оценивали себя по ходу урока. Я же стремилась оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать их минимальные успехи. После каждого выполненного задания, дети подводили итог по оценочной таблице, с которой были ознакомлены в самом начале урока. Окончательный итог был подведён в конце урока. По этой же таблице дети оценили свою работу на уроке, соотнесли цель урока и результаты своей деятельности, определили перспективу на следующие уроки.
Для проверки выполнения заданий и экономии времени на уроке использовала мультимедийную презентацию.
Через проведение физкультминутки, осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке. В ходе урока опиралась на знания детей, их жизненный опыт.
На уроке сочетались различные виды деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в парах.
Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени было рациональным. Темп урока выше среднего. Этапы урока тесно взаимосвязаны, ученикам было интересно на уроке. Использование приемов технологии деятельностного метода послужило достижению поставленной цели урока.