Определение координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам»
-318135-224790окружающий мир – 4 класс
урок07(23) «Определение географических координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам»
Цели:
1. В результате проведения занятия обучающиеся смогут давать определение понятиям параллель, меридиан, географическая широта, географическая долгота, в каких единицах они измеряются
2. Охарактеризуют чем отличается определение математических координат от определения географических координат
3. Научатся определять географические координаты на примере Москвы, Парижа и Сиднея
4. Задумаются о практическом значении умения определять географические координаты для планирования путешествий с семьей
Проблема: Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, глобус, линейка, мультимедийная презентация
Тип урока
Изучение нового материала, практикум
Структура урока
1. Орг. момент
2. Изучение нового материала
3. Закрепление
4. Домашнее задание
Содержание урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1. Орг. момент
(1 мин)
2. Изучение нового материала
А) Актуализация знаний
План урока
1. Координаты
2. Географическая широта
3. Географическая долгота
4. Практическая работа
2. Географическая широта
3. Географическая долгота
4. Практическая работа
Закрепление
Рефлексия
Домашнее задание Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в плавание. Занять свои места. Свистать всех наверх. Мы попали в шторм. Корабль терпит бедствие. Необходимо подать сигнал SOS. Как объяснить наше местонахождение?
Проблема – научиться находить географические координаты
1. Как найти точку на карте?
Показывает слайд 1 презентации
А как определить точку на глобусе ведь земной шар имеет форму шара и нет углов?
На карте полушарий параллельно экватору проведены линии – параллели
Через сколько градусов на карте полушарий отмечены параллели?
Какое количество параллелей изображено в северном и южном полушариях
А как вы считаете, все ли параллели имеют одинаковую длину?
Показывает слайд 2 презентации. Вводит понятие географическая широта
Географическая широта – это расстояние от экватора до точки, выраженное в градусах, показывают направление восток-запад
Ребята, давайте определим географическую широту Москвы. Как мы будем определять координаты точки?
Давайте запомним: географической широтой точки называют выраженное в градусах расстояние от экватора до точки на местности. Географическая широта бывает северная и южная. Показывает направление восток- запад
Ребята, а как вы считаете, зная только географическую широту можно определить координаты точки на местности?
А почему?
Вспомним рассказ Ж.Верна «Дети капитана Гранта» почему герои рассказа долго не могли найти капитана Гранта?
Ребята, давайте возвратимся к нашей схеме и отметим линию перпендикулярную экватору
Показывает слайд презентации 3. Найдите самый длинный и самый короткий меридиан
Итак, меридиан это полуокружность, которая соединяет северный и южный полюсы, показывает направление север – юг
Как вы думаете, какой меридиан самый главный?
Что называется географической долготой?
Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до точки, выраженное в градусах.
Итак, давайте запомним, что называется географической долготой
Уважаемые капитаны, сегодня на уроке мы узнали, что с помощью географических координат: географической широты и географической долготы можно легко узнать, где мы находимся и подать сигнал SOS.
А теперь на практике определим географические координаты
1 ряд – Москвы 56°с.ш. 38° в.д.
2 ряд – Парижа 48°с.ш 3° в.д.
3 ряд – Сиднея 34° ю.ш. 150° в.д.
Молодцы, вы успешно справились со всеми заданиями
А теперь давайте закрепим полученные на уроке знания
Фронтальная беседа по вопросам параграфа
Подведение итогов урока, выставление отметок
1. выучить термины, прочитать параграф.
2. составить маршрут путешествия и определить координаты крупных городов, через которое проходило ваше путешествие Демонстрируют готовность к уроку
Слушают. Высказывают свое мнение. Совместно формулируют проблему и план урока
1. Измерить линейкой расстояние от одного края стола, потом от другого и на пересечении 2 линий узнаем координаты точки
- определяют
Смотрят презентацию и записывают, что называется координатами
Делают предположение, что при помощи специальных линий на глобусе.
- показывают на глобусе, что экватор делит земной шар на 2 равные части, рисуют в тетради схему земного шара, отметают экватор, с. п., ю. п., северное полушарие, южное полушарие
Находят параллели на карте полушарий и на глобусе
С помощью карты полушарий обучающиеся отмечают, что параллели проводят через 10 ̊
Отмечают на схеме.
Считают – 8
Обучающиеся делают вывод, что длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам. Самая длинная параллель 0 ̊ (экватор), а самая короткая 80 ̊
Записывают определение в тетрадь
Смотрят слайды презентации и определяют, что географическая широта бывает северная и южная, выражается в градусах в диапазоне от 0 до 80 ̊
Составляют алгоритм действий:
1. Найти точку на карте полушарий
2. В каком полушарии находиться точка
3. На какой параллели находиться искомая точка
Определяют координаты Москвы 56 ̊ с.ш.
Нет. Земля имеет форму шара, поэтому надо знать 2 координаты
Не знали вторые координаты- географическую долготу
Отмечают меридиан
Смотрят слайды презентации и приходят к выводу о том, что все меридианы имеют одинаковую длину
Записывают определение в тетрадь
Меридиан, который выделен жирной чертой – меридиан 0 ̊ (Гринвичский)
Смотрят слайд презентации 4 и записывают определение в тетрадь
Отмечают на схеме, что географическая долгота бывает западная и восточная, выражается от 0 до 180 ̊
1 ученик читает определение вслух, другие внимательно следят
Определяют географические координаты по ранее записанному плану
Читают ответы
Отвечают на вопросы