Адаптированные учебно — методическое пособие для преподавателей младших курсов вокального отделения и студентов специальности Хоровое дирижирование Упражнения как средство по совершенствованию вокально — технических навыков
-161925-401320
Пояснительная записка
В педагогической практике вокальных школ всех времен всегда использовались различные упражнения - учебный материал для воспитания необходимых певческий навыков, овладение элементами певческого мастерства. Создание данной научно-методической работы обусловлено недооценкой роли упражнений в программе постановки голоса. По вопросам технического развития существует много методических разработок, в которых изложены ценные рекомендации по многим разделам технической работы с учениками разного возраста. Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходимо систематическая кропотливая работа, над точностью координации частей голосообразующего аппарата.
Упражнения во всех видах являются основой развития техники пения. Организация работы над ними – важный момент в обучении учащегося. Изучение упражнений на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
Развивают ладовый, мелодический и гармонический слух учащихся;
Способствуют развитию голосового аппарата;
Расширяют диапазон певца;
Улучшают дыхание;
Помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащийся знакомится с определенной терминологией, с названием технических и иных понятий: звукоряд, лад, тональность, интервал, гамма, гармония и т.д.)
Работа над техникой очень важна. Упражнения делают гортань крепкой, выносливой и гибкой. Усложнение материала нужно применять постепенно. Тогда учащийся будет готов к усвоению материала. Часто игнорирование, неправильная организация или бессистемная работа над упражнениями приводит к недоразвитости певческого аппарата, невозможности воплощения своих творческих идей в жизнь. Очень важна тщательность работы над техникой, ее доброкачественность, кропотливое выпевание в позиции каждого звука. Перед каждым педагогом стоит задача в правильном подборе упражнений для каждого учащегося индивидуально. Первый этап работы над упражнениями – распевание, приведение мышечной системы в состояние певческой готовности. Большинству учащихся удобно начинать занятия с медленных, спокойных, напевных упражнений. Голосовой аппарат должен «разогреться». Звуки должны быть точно впеты, как позиционно, так и интонационно. Второй этап технической работы – обрабатывание определенных певческих навыков.
Обучение – непрерывный процесс, построенный на постоянном усложнении материала. Если какое-то звено этой непрерывной цепи будет упущено, оно влечет за собой ошибки, которые впоследствии нужно исправлять. Любой педагог знает, что исправлять заученные неправильные навыки намного сложнее. Поэтому нельзя пренебрегать такой важной частью учебного процесса, как работа над упражнениями. Именно они формируют певческий аппарат. Необходимость работы над упражнениями должна быть ясна каждому педагогу, который относится к своему делу ответственно. Методическая задача, которая стоит перед каждым педагогом – привить учащемуся любовь к работе над техникой пения, убедить его в необходимости заниматься этим систематически ежедневно. Для этого следует настойчиво и терпеливо вырабатывать в учащемся привычку исполнять систематически упражнения, которая впоследствии перерастет в потребность.
Цель данного учебно – методического пособия – систематизация наиболее распространенных и доступных для пения упражнений для начинающих певцов, из которых каждый педагог – вокалист и каждый певец, занимающийся самостоятельно, мог бы подобрать для себя необходимый учебный материал. Адаптированное пособие «Упражнения как средство по совершенствованию вокально - технических навыков» задумано как учебное пособие для преподавателей младших курсов вокального отделения и учащихся отделения «Хорового дирижирования».
Данное пособие содержит следующие разделы;
упражнения для выработки плавного звуковедения;
упражнения для выравнивания регистров на всем диапазоне голоса;
интервалы и арпеджио, упражнения для развития диапазона голоса и широкого дыхания;
скороговорки для развития дикции, артикуляции и дыхания;
Упражнения для выработки плавного звуковедения.
М.Егорычева «Упражнения для развития вокальной техники» №1.
Во время пения уделять внимание ровности, сдержанности звучания. Следует исполнять это упражнение с закрытым ртом.
М.Егорычева «Упражнения для развития вокальной техники» №2.
Упражнение для все голосов. Петь на гласные «и» и «е».
В. Луканин «Обучение и воспитание молодого певца» №1. Для становления гласной на протяжных нотах.
В. Луканин «Обучение и воспитание молодого певца» №3. Все петь легато и без толчков.
В. Луканин «Обучение и воспитание молодого певца» №7. Исполнять певуче, сдержанным звуком, не снимая с дыхания.
Упражнение педагогов Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Петь плавно, легато по полутонам на кварту вверх.
Упражнение педагогов Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Обе гласные исполнять слитно, но, в то же время, отчетливо не поглощая одна другую.
Упражнение Э.Карузо. Внимательно выполнять указания, касающиеся дыхания, сохраняя чистоту интонирования.
Упражнения О. Благовидовой.
Упражнение для закрепления позиции верхнего тона. Не терять точную настройку первого тона в интервальных ходах и точной атаки.
Упражнение применять при вялом центре у мужчин и надсаженном грудном регистре у женщин. Для высоких голосов хорошо петь со словами.
Упражнение для правильного резонирования гласных. Букву «и» петь на задержанном дыхании и повторять на гласную «а» то же направление звука.
Упражнения для выравнивания регистров на всем диапазоне голоса.
М.Егорычева «Упражнения для развития вокальной техники» №34. Упражнение для формирования переходных тонов у теноров. Помогает освободиться от мышечного напряжения.
Упражнение П. Виардо – Гарсиа. Используется для достижения гибкости и ровности звуковедения. Терцовые ходы следует петь четко и активно.
В. Луканин «Обучение и воспитание молодого певца» №15. Упражнение петь для сглаживания регистров. Петь подвижно, энергично собранным звуком , опираясь на дыхание.
В. Луканин «Обучение и воспитание молодого певца» №9. Упражнение для облегчения приближения звука. Требуется активное звукоизвлечение.
В. Луканин «Обучение и воспитание молодого певца» №10. Упражнение также для выравнивания регистров. Петь по полутонам вверх и вниз в пределах квинты.
Упражнения О.Благовидовой для выравнивания диапазона. Следить за сохранением высокой позиции верхнего тона.
Упражнение М.Глинки для плавного звуковедения на всем диапазоне. Начинать легко , стремиться к высокому тону в середине упражнения. Пи возвращении вниз следить чтобы звук не опрокидывался, а сохранял высокую позицию.
Интервалы и арпеджио, упражнения для развития диапазона голоса и широкого дыхания;
В. Луканин «Обучение и воспитание молодого певца» №34. Это упражнение для улучшения кантилены развития подвижности голоса. Петь легато, протяжно, избегая тембровых скачков.
Упражнение П.Виардо – Гарсиа для выравнивания голоса и развития гибкости. Ритмические фигурации исполнять точно. Обратить внимание на ноты, обозначенные плюсом.
Упражнение Э. Карузо для развития подвижности голоса и укрепления дыхания. Петь в тональности соль, ля-бемоль, си-бемоль мажор.
Упражнение №12 из «Листка Порпоры» для выработки беглости. Петь быстро, но плавно, как бы одним смычком. Следить, чтобы не произошло никакого изменения в положении гортани.
Упражнения О.Боголюбовой:
Упражнение для плавного звуковедения. Петь очень медленно, тщательно выпевая и подстраивая все интервалы.
Упражнение для развития гармонического слуха. Чередовать мажор с минором.
Упражнение для высоких голосов. Близкое звучание первого звука на гласную «и» легко перевести на второй триоли на гласную «а». Вторая триоль – на пиано и стаккато должна остаться в той же позиции, на том же дыхании.
Упражнение звука и развития дыхания. Трезвучия петь медленно, сделать ход на сексту с легким портаменто.
Скороговорки для развития дикции, артикуляции и дыхания.
Артикуляционный аппарат должен быть свободным, чтобы певец имел возможность мгновенно произносить различные звуки. Четкость артикуляции помогает улучшить дикцию. Для ясности же дикции нужно четко произносить согласные. Полезны для достижения данной цели скороговорки. Они помогают развить у учащегося четкость произношения звуков, автоматизацию их, а также произносимые на одном дыхании тренируют равномерный замедленный выдох. Некоторые из них представлены в этом разделе.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова; дрова вширь двора, дрова вдоль двора; Не руби дрова на траве двора.
Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Расскажите про покупки.Про какие про покупки?Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Кукушка кукушонку купила капюшон,Hадел кукушонок капюшон,Как в капюшоне кукушонок смешон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Думал - думал, думал - думал Думал - думал, думал - думал В это время ветер дунул И забыл о чем я думал.
Бык, бык, тупогуб.Тупогубенький бычок.У быка бела губа была тупа.
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем,
Чтобы звук держать удобно,
Чтоб всегда ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки,
И в помине нет одышки.
Раз, два, раз, два, раз, два, раз
Можно прыгать целый час.
Таким образом, мы видим, что упражнения являются очень важной составляющей частью учебного процесса. С помощью вокальных упражнений учащийся может поработать отдельно над теми или иными трудностями в произведении и в дальнейшем исполнять произведение свободно и с удовольствием. Технические умения, полученные при работе над упражнениями необходимы любому музыканту, так как посредством их можно воплотить свои творческие идеи в жизнь. Цель упражнения – обеспечить условия, при которых певческий аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эта работа должна привести к полному и беспрепятственному подчинению голосового аппарата музыкальной воле исполнителя.
Поэтому вопрос о необходимости технологического материала в учебном процессе не подлежит сомнению. Эта необходимость объясняется тем, что с помощью упражнений учащийся получает навыки правильного пения, сочетание певческой техники с музыкальным мышлением, в результате чего исполнитель достигает свободного осмысленного понятного исполнения, а также точного воспроизведения того, что создано автором. Основной же задачей педагога является воспитание грамотного вокалиста, обладающего технической эрудицией, понимающего, что техника является лишь средством к достижению совершенства, в котором, однако, подлинное искусство не может не нуждаться.
План.
Введение.
Упражнения для выработки плавного звуковедения;
Упражнения для выравнивания регистров на всем диапазоне голоса;
Интервалы и арпеджио, упражнения для развития диапазона голоса и широкого дыхания;
Скороговорки для развития дикции, артикуляции и дыхания;
Заключение.
Список литературы.
М.Егорычева «Упражнения для развития вокальной техники».Киев, «Музычна Украина», 1980.
Ф.Витт «Практические советы обучающимся пению». Ленинград, Музыка, 1968.
И.Лебедева «О.Н. Благовидова – педагог». Москва, Музыка, 1984.
В.Луканин «Обучение и воспитание молодого певца». Ленинградское отделение, Музыка, 1977.
А. Менабени «Методика обучения сольному пению». Москва, Просвещение, 1987.
П. Тронина «Из опыта педагога – вокалиста». Москва, Музыка, 1976.
Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 4. Москва, Музыка,1969 .
Ж. Дюпре «Искусство пения». Москва, Музгиз, 1955.
Г.Зейдлер «Искусство пения». Москва, Музыка, 1987.
Н. Бахуташвили «Сборник упражнений и вокализов». Ленинградское отделение, Музыка, 1978.
Г. Панофка «Искусство пения». Москва, Музыка, 1968.