Проект Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как средство формирования общих компетенций


Автономное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
как средство формирования общих компетенций
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….… 3
Аналитическое обоснование проекта………………………………………..…. 9
Концептуальные основы проекта…………………………………………...… 11
Описание сути проекта………………………………………………………… 17
Мероприятия по реализации проекта……………………………………….… 22
Ресурсное обеспечение проекта………………………………………….……. 26
Литература……………………………………………………………………… 30
Приложения…………………………………………………………………….. 32
ВведениеС введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются.
Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и
программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений.
В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.
В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.
Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих компетенций и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;
Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Актуальность проектаАктуальность проекта мотивирована тем, что современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности студента как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.
Актуальность проблемы можно объяснить двумя запросами:
1. Запрос государства, сформулированный в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования третьего поколения на формирование личности:
1) социально — адаптированную;
2) с правом делать выбор;
3) социально-успешную.
2. Профессионально-личностный запрос.
Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:
- мотивировать студентов к освоению учебных программ;
- повысить ответственность студентов за свое обучение;
- способствовать развитию общих компетенций студентов;
- создать условия для формирования способности студентов к самообразованию,
- самоуправлению и саморазвитию.
Поэтому главным принципом работы преподавателя физики и математики является организация деятельности студентов, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности студентов.
Таким образом, проблема полноценной подготовки специалиста не может быть решена без методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения регламентируют требования сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы методическим обеспечением и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение. Поэтому методические рекомендации являются неотъемлемой частью организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Важность разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, осознаётся каждым участником образовательного процесса.
Мотивом к выбору данной темы проекта «Внеаудиторная самостоятельная студентов как средство формирования общих компетенций» послужили следующие факторы:
- мониторинг процесса усвоения студентами знаний, умений и навыков;
- наблюдение за деятельностью студентов на уроке;
- беседы со студентами и родителями;
- результаты анкетирования студентов.
Данные факторы показали, что:
1) не все студенты могут раскрыть свой потенциал на уроке;
2) работа идет на усредненного студента;
3) не удается вовремя выявить проблемы не усвоения, а, следовательно, их предотвратить и разрешить;
4) темп урока, задаваемый преподавателем одновременно для разных категорий и групп студентов неприемлем: в ходе урока студенты сами выстраивают свой темп, зачастую «выпадая» из заданного педагогом.
Цель проекта: Организация самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время направленная на формирование общих компетенций с использованием сборника заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Задачи проекта:
Анкетирование студентов с целью выявления их отношения к самостоятельной деятельности.
Изучение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 050144 «Дошкольное образование»; 050146 «Преподавание в начальных классах» с целью изучения общих компетенций, предъявляемым к выпускникам.
Анализ литературы по организации самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов.
Отбор, систематизация, адаптация, разработка путей и способов развития самостоятельности студентов.
Использование сборников внеаудиторной самостоятельной работы по физике и математике в целях формирования общих компетенций студентов.
Гипотеза
Использование разработанных сборников внеаудиторных заданий по физике и математике будет способствовать систематизации представлений о путях повышения самостоятельности студентов в учебном процессе, формированию общих компетенций.
Ожидаемые результаты:
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения, мышления и самостоятельности, принципиально изменяет позицию учащегося – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Студент не бездумно принимает готовый образец или инструкцию преподавателя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. У студентов развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Наличие сборников заданий внеаудиторной самостоятельной работы по физике и математике окажет помощь преподавателю в организации внеаудиторной самостоятельной работы и будет способствовать развитию самостоятельности студентов.
Сборники заданий помогут преподавателю сформировать систему в работе по развитию самостоятельной деятельности студентов во внеурочное время.
Сроки реализации проекта2011-2012 учебный год - подготовительный этап.
2012-2013 учебный год – реализация проекта.
2013-2014 учебный год – обобщение опыта. Выводы.
Этапы Задачи Результат
2011-2012
учебный год подготовительный этап.
Анализ литературы по проблеме организации самостоятельной деятельности студентов. Изучение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование»; 050146 «Преподавание в начальных классах» с целью изучения общих компетенций, предъявляемым к выпускникам. 1. Изучена литература. Подготовлено методическое пособие на тему:
Организация самостоятельной работы студентов.
2. Изучены Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование»; 050146 «Преподавание в начальных классах». Данная информация была доведена до сведения преподавателей на заседании ПЦК.
2012-2013
учебный год реализация проекта
Анкетирование студентов с целью выявления их отношения к самостоятельной деятельности. Изучение сборников заданий по физике и математике для учащихся 10-11 классов.
Отбор, систематизация, адаптация материала для сборников, разработка путей и способов развития самостоятельности учащихся. 1.Проведено анкетирование студентов групп № 521, 571. Данные используются в реализации проекта.
2.Изучены сборники заданий по физике и математике для учащихся 10-11 классов. Подобран материал для сборников внеаудиторных самостоятельных работ по физике и математике.
2013-2014
учебный год обобщение опыта. Выводы.
Определение структуры сборников заданий по внеаудиторным самостоятельным работам по физике и математике. Составлены сборники внеаудиторных заданий по физике и математике.
Будут выявлены и учтены все недочеты в использованной методике и в нее будут внесены соответствующие изменения.

Аналитическое обоснование проекта
Целью и миссией системы профессионального образования в целом является подготовка высококвалифицированных специалистов. Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность - актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию можно определить как способность к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также личностные качества. В понятие компетенции входят также социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют способность самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать сложные задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует для выпускников овладение общекультурными и профессиональными компетенциями. На первых курсах должны начинать формироваться такие общие компетенции, как:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
К сожалению, слабым местом компетентностного подхода в настоящее время является как слабая методологическая и методическая разработка средств и способов формирования компетенций, так и почти полное отсутствие инструментария проверки их сформированности, хотя для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Ключевой проблемой развития профессионального образования на современном этапе является разработка путей формирования и оценки универсальных и профессиональных компетенций в учебном процессе. Неразработанность методов формирования и средств количественной оценки сформированности компетенций вынуждает преподавателей решать эти вопросы самостоятельно. Средством формирования общекультурных и профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего специалиста. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания общих профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Проблема исследования обусловлена противоречиями:
- между обязательным уровнем подготовки по физике и математике, зафиксированным в программах по физике и математике и не способностью студента достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения физических и математических задач.
- между отсутствием в методике физики и математики обобщенного подхода и рекомендаций по организации системы самостоятельных работ и программой, предусмотренной для изучения физики и математики;
- между минимальным уровнем обязательных требований к студентам и стремлением к более полному раскрытию способностей студентов.Концептуальная основа проекта  
Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Аристотель, Сократ, Платон глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания. Свое дальнейшее развитие идея о самостоятельности в обучении получает в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.   В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.  Один из ведущих педагогов Пидкасистый
П. И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» он рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации».  В педагогическом энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». Данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений. Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Такие различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, Н. А. Полоеноковой, А. В. Усовой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие - через систему приемов учения. Так, самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.  Некоторые же ученые рассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, А.А.Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев и др.).  Наиболее полное определение самостоятельной работы дается В. И. Андреевым. Его точка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работы учащихся могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, и поэтому, по его мнению, подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно.
Анализ и обобщение современных практик организации самостоятельной работы свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся:
1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования - непосредственное и опосредованное. Непосредственное конспектирование - это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно - логические взаимосвязи.
2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание.
3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы, цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению.
4. Доклад, реферат, контрольная работа.
Доклад - вид самостоятельной работы, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить.
Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.
Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
5. Самостоятельная работа в Интернете
Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:
- поиска информации в сети - использование web-браузеров, баз данных,
пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;
- организации диалога в сети - использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;
Возможности новых информационных технологий:
1. Поиск и обработка информации:
- написание реферата-обзора;
- рецензия на сайт по теме;
- анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание;
- написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента;
- составление библиографического списка;
- подготовка фрагмента практического занятия;
- подготовка доклада по теме;
- подготовка дискуссии по теме.
2. Диалог в сети:
- обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы;
- общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему;
- обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции;
- консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченнуютелеконференцию.
Сегодня задача повышения качества профессионального образования в нашей стране во многом связывается с освоением в учебно-воспитательном процессе государственных образовательных стандартов третьего поколения. В их основе теперь лежит не регламентация содержания образования, а требования к компетенциям выпускника, к его знаниям и умениям. Причем в новой формулировке результата образования акценты поставлены на практику применения знаний, выработку операциональной и технологической составляющих, а не только на сами знания.
Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются в процессе самостоятельной работы студента.
Поэтому задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:
- мотивировать студентов к освоению учебных программ;
- повысить ответственность студентов за свое обучение;
- способствовать развитию общих компетенций студентов;
- создать условия для формирования способности студентов к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Таким образом, значимость самостоятельной работы студента выходит далеко за рамки отдельного предмета, играя существенную роль в развитии самостоятельности как черты характера, личностного качества, выраженного в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов.
На основе вышеизложенного, концептуальную основу проекта составляют:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, требующие введение новых образовательных основных и вариативных программ обучения обучающихся с повышенной долей их самостоятельной работы. Совершенствование последней будет способствовать модернизации учебного процесса и увеличению самостоятельной работы студентов.
Постиндустриальное, информационное общество, основанное на инновационной экономике, «экономике знаний», требует от системы профессионального образования перехода на принципиально иную -компетентностную - парадигму образования.
Обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы следует рассматривать не в рамках изучения одной дисциплины, курса или модуля, но в более широких рамках - в рамках освоения учащимися всей основной образовательной программы. Формы и методы сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы в рамках каждой дисциплины должны подчиняться более широкой логике - логике формирования данного комплекса компетентностей, заложенной в основной образовательной программе.
Описание сути проектаДля современной системы профессионального образования исключительно важной является проблема планирования и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Так как этот вопрос возник с введением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, то естественно, что опыта в организации внеаудиторной самостоятельной работы, недостаточно.
В результате проделанной предварительной работы:
- наблюдение, интервьюирование учащихся и преподавателей, анализ продуктов деятельности учащихся;
- сравнение, изучение документации;
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, следует вывод, что не будет преувеличением сказать, что в Федеральных государственных стандартах третьего поколения самостоятельная работа студентов играет ключевую роль. На нее приходится от 50% всего бюджета учебного времени. В связи с этим эффективная организация самостоятельной работы студента приобретает особое значение.
Возникает вопрос, как в системе колледжа, организовать этот процесс и какую задачу преследует преподаватель, чтобы обеспечить:
- усвоение программы, знаний, умений и навыков;
- развитие потенциальных способностей;
- развитие математического мышления;
- предупреждение пробелов в знаниях и их ликвидации;
- формирование самостоятельной, социально-адаптированной личности в обществе.
Уроки по-прежнему направлены на прохождение программы, а не на развитие самостоятельности студентов. Преподаватели в большинстве своем нацелены исключительно на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить студенты. Поэтому возникает потребность в поиске путей организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Продумывая формы организации самостоятельной работы по предмету, необходимо отталкиваться от следующих позиций:
необходимые знания, умения и навыки, которые должен показать студент в результате выполнения всех заданий, выносимых на самостоятельное изучение (в соответствии с целью и задачами дисциплин физика и математика);
-формирование общих компетентностей, которые должны проявиться через знания, умения и навыки;
формирование креативности студента в процессе изучения предмета и способности нестандартно мыслить при выполнении заданий для самостоятельной работы;
развитие активной исследовательской позиции студента;
воспитание чувства ответственности за своевременное выполнение задания.
Внеаудиторная самостоятельная работа – одна из форм активизации учебной деятельности студентов. А как сами студенты относятся к самостоятельной работе как виду учебной деятельности? С этой целью проводилось анкетирование студентов. В анкетировании участвовало 38 человек.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм (приложение 1).
Из диаграмм видно, что только треть студентов положительно относятся к самостоятельной работе (диаграмма №1).
При выполнении самостоятельной работы целью 55% студентов является только получение отметки, а возможность проявить самостоятельность только 27,5% (диаграмма №2).
Любимым видом самостоятельной деятельности студентов является работа с учебником (75%), подготовка докладов (32,5%), выполнение презентаций (32,5%), а любят заниматься решением задач, выполнением чертежей, рисунков, и работ с таблицами (соответственно 17,5%, 25%, 15%) (диаграмма №3).
Студенты не готовы к самостоятельному выполнению заданий. Из них 77,5% требуют постоянной помощи преподавателя, 20,6% - объяснения заданий (диаграмма №4).
Больше всего учащиеся не любят индивидуальные задания, 60% - желает, чтобы задания преподавателем предлагались на выбор (диаграмма №5).
Студенты отдают предпочтение самостоятельной работе, выполняемой дома (67,5%) (диаграмма №6).
Исходя из вышесказанного, следует вывод. Для того чтобы внеаудиторная самостоятельная работа была эффективной, она должна проводится с целью:
- обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования;
- формирование и развитие общих компетенций, определённых в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования;
- формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности
и соответствовать требованиям:
Чёткая формулировка задания, его цели, содержания.
Направленность задания на развитие знаний, умений и навыков.
Воспитание определенных качеств личности.
Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, постепенное усложнение, с точки зрения, материала и способов деятельности.
Установка межпредметных связей.
Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы.
Указание основных требований к результатам работы.
Критерии оценки.
Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотивация получения знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь преподавателя.
Задачи, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа представляют собой:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- развитие исследовательских умений.
При выполнении любого вида самостоятельной работы студент проходит следующие этапы:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок и их причин.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Самостоятельная работа, процесс не спонтанный, а особая система условий обучения четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы:
- провести входной мониторинг качества знаний студентов;
- разработать тематику внеаудиторной самостоятельной работы и определить количество часов на ее выполнение;
- разработать методические пособия, указания, обеспечить планом изучения материала по математике, списком литературы по каждой теме;
- разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;
- организация регулярных консультаций по выполнению заданий, например, за счет часов отводимых на аудиторную работу;
- самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентов в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным работам или зачетам.
Мероприятия по реализации проекта
Сборники внеаудиторных заданий по физике и математике отличаются от учебника и сборников тем, что он адресован конкретным малым группам обучающихся. Это делает возможным максимально адаптировать изложение материала с учетом индивидуальных особенностей студентов. Основной целью методических рекомендаций является расширение и дополнение учебников по физике и математике, акцентирование внимания обучающихся на главных вопросах, развитие навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.
Для повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы сборники заданий для внеаудиторной работы по физике и математике дополняются методическими указаниями, выполняющими руководящую и направляющую роль. В них приводится алгоритм изучения материала дисциплины, обращается внимание на особенности изучения отдельных разделов, подразделов, глав и тем, что помогает учащемуся отобрать и систематизировать наиболее важные и необходимые сведения теоретического материала, а также уяснить те вопросы программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам.
Специфика уроков физики и математики обуславливается особенностями усвоения студентами материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств, методов обучения, разнообразия видов деятельности студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Поэтому ценность сборников внеаудиторных самостоятельных работ по физике и математике составляют приемы, методики, технологии, которые лежат в его основе.
Учитывая результаты входного контроля студентов, уровень их учебных навыков, на первом этапе использую в своей работе внеаудиторные самостоятельные работы, которые выполняются с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать их качество. Цель такого рода самостоятельной работы – закрепление знаний, формирование умений, навыков.
Сборники внеаудиторных самостоятельных работ по физике и математике включают воспроизводящие и творческие задания. В связи с этим различают три уровня самостоятельной деятельности учащихся:
1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность учащихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. Реконструктивный уровень. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа преподаватель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.
3. Творческий, поисковый. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (составление кроссвордов, изготовление моделей, подготовка сообщений).
Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся:
- изучение квалификационных характеристик по специальности;
- анализ учебного плана, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;
- подготовка перечня компетенций, которые должны быть сформированы у студентов после изучения дисциплины;
- подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;
- разработка банка профессионально-ориентированных задач для самостоятельной деятельности;
- группировка задач в блоке заданий на полугодие;
- определение качественно-количественных критериев выполнения задания;
- определения периодичности контроля;
- разработка вариантов внеаудиторных самостоятельных работ;
- выработка системы информирования обучающихся об их достижениях;- создание необходимого информационно-методического обеспечения;
- определение системы индивидуальной работы.
Преподаватель в процессе работы непосредственно с обучающимися:
- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в образовательном учреждении, методикой самостоятельной работы;
- информируют обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля, критериях оценки качества выполняемого вида самостоятельной работы внеаудиторной самостоятельной работы.
- перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
- в процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
- проводят групповые  и  индивидуальные    консультации по методике самостоятельной работы;
- осуществляет систематический  контроль выполнения обучающимися графика самостоятельных работ;
- выполняют комплексный, системный, структурный анализ деятельности и результатов работы преподавателя и студентов.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся могут оформляться в виде пособий с заданиями. В пособии описывается структура, особенности оформления заданий, последовательность работы «по шагам».
Задания для выполнения самостоятельной работы могут имеют следующую структуру:
- Наименование раздела.
- Наименование темы и количество часов, отведенное на выполнение конкретного вида самостоятельной работы.
- Само задание.
- Цель выполнения задания.
- Пошаговые указания по выполнению задания.
- Вопросы для самоконтроля.
- Список литературы.
- Форма отчетности.
Участие во внеаудиторной работе развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию обучения, способствует повторению и закреплению теоретических знаний и практических навыков по основным предметам.
Вывод
Цель создания сборников заданий по физике и математике для внеаудиторной самостоятельной работы ставится преподавателем сообразно задачам курса, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, потребностям студентов.
Приемы, методики, технологии кладутся в основу разработки сборников заданий и рекомендаций, составляют их методическую ценность, тиражируются для использования другими преподавателями колледжа в целях оптимизации учебного процесса.
Ресурсы реализации проектаРесурсы Виды
Кадровые Преподаватели, администрация колледжа, сотрудники методической, информационной, психологической служб колледжа
Организационные Планирование, контроль, анализ деятельности
Информационные Объявления, стенды, СМИ: газеты, журналы; колледжное видео - аудио и - фото - информация, печатная продукция, библиотека, Интернет и др.Научно-методические Формы методической работы
нормативно-правовые Положение о внеаудиторной самостоятельной работе в колледже
Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе педагогической диагностики и изучения продуктов деятельности студентов автор выстраивает систему заданий, направленную на развитие математических способностей и самостоятельности студентов, которая не нарушает целостную структуру процесса обучения и органически вплетается в него.
Таким образом, внеаудиторная работа студентов способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики и эффективному освоению общих компетенций, развивает коммуникативные навыки и умения студентов, готовит их к решению типовых задач по всем видам профессиональной деятельности, активизирует креативность мыслительной деятельности студентов, способствует формированию у них собственной жизненной позиции. Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня, а в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах.
Перспективы дальнейшего развития проектаОрганизация самостоятельной работы студентов находится в прямой зависимости от подготовленности к ней самого преподавателя.
Перспективы дальнейшего развития проекта это прежде всего:
- широкое использование электронных ресурсов, которые выступают эффективным способом предъявления внеаудиторных заданий;
- разработка банка тематических заданий по каждой дидактической единице учебного материала;
- разработка презентаций; использование ресурсов Интернет;
- организация внеаудиторной самостоятельной работы с применением мультимедийных комплексов и пособий;
- консультирование учащихся через Интернет, личные web-страницы и сайты преподавателя;
Все эти разрозненные компоненты должны быть увязаны в единое целое - систему.
Решение этих вопросов позволит составить индивидуальные маршруты обучения студентов. Работа с сетевыми электронными ресурсами не ограничена жесткими временными рамками, что способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Сочетание текста, графики, видео, звука, анимации позволят представить материал в более яркой и динамичной форме. Сформировать самостоятельность мышления будет более осознанной, а, следовательно, знания более прочные.
Активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека и стремление к учению. Как и другие качества, они проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его потребность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике, способность ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это благоприятно сказывается на качестве подготовки и воспитания будущих специалистов.

ЛитератураБарабанщиков А.В., .Корочкин Б.П. Научно – педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы// Организация и методика самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведённой 16-17 мая 1998г. В г. Новосибирске. – М.: 1998.
Белоновская, И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста [Текст]/И.Д. Белоновская. — М.: Дом педагогики, 2005.
Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Бури, Н.М. Сборник нормативных, методических и рекомендательных документов по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения, экстернату и дистанционному обучению в среднем профессиональном образовании / Н.М. Бури, В.Д. Федоров. - М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2005, 305 с.
Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Всерос. науч.-метод. конференция. Волгоград: ГТУ, 1994 С. 6
Давыдова Н.С. О качестве методического сопровождения учебныхдисциплин и современных методах оценивания учебных достижений.материалы Российской научно-практической конференции. - М.: 2010.
Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения /Новые ценностиобразования:Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова. - М.:Инноватор, 1996.
Дистанционное образование, журнал N° 5,1998.
Долгоруков А.М. Методы эффективного самообразования или как правильно учиться// Проект «Профессиональное образование ХХ1 века».- М.: Центр интенсивных технологий, 2000.
Ерусалимский Я. М. Болонский учебник и наоборот. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. - 188 с.
Жаркой ЭФ. Технология обучения. Пособие для преподавателей. - СПб.: ВВМИУ, 1994.
Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005. - № 11. - С. 14-20.
Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента// Высшее образование в России №1, 2000.
Муравьёва А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. – М.: Альфа-М,2005.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. -Екатеринбург, 1994. - 800 с.-ISBN 5-7450-0410-Х.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого.-М., Российское педагогическое агентство. 1996.
Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст]/ П.И. Пидкасистый.- 2-е изд., доп. и перераб.-М.: Педагогическое общество России, 2005.- 144с.- ISBN5-93134-205-2
Система дистанционного образования, сборник материалов 6 международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 25-27 ноября 1998г.). - М., 1998.
Трайнев В.А., Матросова Л.В., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и интенсивные игровые процессы, М., 2003.
Ярмоленко А.В. и др. Современные педагогические технологии /Под ред. Б.А. Лопова. - СПб.: ВВМУ, 1996.
Приложение 1
Анкета для выявления отношения студентов к самостоятельной работе, мотивов самостоятельной деятельности.
I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по физике и математике?
1. Положительно.
2. Отрицательно.
3. Безразлично.
II. Что вас привлекает в ней?
1. Возможность пополнять и углубить знания.
2. Возможность проявить самостоятельность.
3. Желание проверить свои знания.
4. Желание получить отметку.
5. Желание получить похвалу от родителей, учителей и др.,
III. Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?
1 Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Решение задач, выполнение упражнений.
4. Работа с таблицами.
5. Подготовка докладов.
6. Выполнение чертежей, рисунков.
IV. Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?
1. Объяснение задания.
2. Инструктаж к работе.
3. Наблюдение учителя.
4. Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий.
5. Корректирование работы.
6. Проверка и анализ результатов.
7. Помощь учителя не нужна.
V. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы?
1. Увеличить для нее время на уроке.
2. Уменьшить время для нее на уроке.
3. Чаще предлагать творческие задания.
4. Не задавать домашнее задание.
5. Чаще предлагать индивидуальные задания.
6. Предлагать задания на выбор.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм.
Диаграмма №1
Отношение студентов к самостоятельной работе
на уроках физики и математики
Из диаграмм видно, что только треть студентов положительно относятся к самостоятельной работе.
Диаграмма №2
Что привлекает студентов в самостоятельной работе

При выполнении самостоятельной работы целью 55% студентов является только получение отметки, а возможность проявить самостоятельность только 27,5%.
Диаграмма №3
Виды самостоятельных работ,
выполняемые студентами с интересом

Любимым видом самостоятельной деятельности студентов является работа с учебником (75%), подготовка докладов (32,5%), выполнение презентаций (32,5%), а любят заниматься решением задач, выполнением чертежей, рисунков, и работ с таблицами (соответственно 17,5%, 25%, 15%).
Диаграмма №4
Необходимая помощь преподавателя при выполнении самостоятельной работы
Студенты не готовы к самостоятельному выполнению заданий. Из них 77,5% требуют постоянной помощи преподавателя, 20,6% - объяснения заданий.
Диаграмма №5
Что следовало бы изменить в организации
самостоятельной работы

Больше всего студенты не любят индивидуальные задания, 60% - желает, чтобы задания преподавателем предлагались на выбор.
Диаграмма №6
Где больше вам нравится заниматься самостоятельной работой

Студенты отдают предпочтение самостоятельной работе, выполняемой дома (67,5%).