Методическое пособие Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в 1 классе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………..………………………………………………………... 3
Структура технологии развития критического мышления …………………... 5
Применение приемов технологии РКМ на уроках чтения в 1 классе ……….15
Оценка эффективности используемой технологии …………………………..39
Список использованной литературы ………………………………………….54
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования. Роль современного образования иная, чем в предыдущие годы. Современному обществу нужны люди, способные решать проблемы, возникающие в постоянно и быстро меняющемся мире. Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, который накопят наши ученики за годы обучения. Ведь из того, что они знают сегодня, будет актуально завтра лишь 10-15%. Чтобы успешно действовать в столь стремительно изменяющемся мире, учащиеся должны уметь находить нужные источники информации, уметь работать с ней, оценивать её.
Современное общество требует от учащихся при изучении родного языка обучения следующим качествам (компетентностям):
понимать коммуникативную цель слушания и чтения текста, в соответствии с ней организовывать свою работу;
владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели;
дифференцировать основную и дополнительную, известную и неизвестную информацию текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
вычленять структурные части исходного текста;
фиксировать информацию прослушанного или прочитанного текста в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа;
отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде;
сопоставлять два текста, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию.
Соблюдение этих требований немыслимо без знаний основ работы с текстом. Таким образом, проблема формирования умения работать с информацией в настоящее время становится особенно актуальной. Реализации данной цели служат уроки литературного чтения.
Использование технологии развития критического мышления (РКМ), которая представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстовой информацией через чтение и письмо, сделает эти уроки более эффективными и развивающими.
Авторами технологии развития критического мышления являются американские педагоги Дайана Халперн, К.Мередит, Д.Стал, Ч.Темпл, С.Уолтер и другие. В России технология развития критического мышления появилась с 1997 года. Данную технологию в России представляют Сергей Измаилович Заир-Бек, И.В. Муштавинская, М.В.Кларин, И.О.Загашев.
Дайана Халперн определяет критическое мышление как мышление направленное. По определению И.О. Загашева, критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. Ученые считают, что мыслить критически можно в любом возрасте: не только у выпускников школы, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний.
Достоинство этой технологии – ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя.
Структура технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем создать ему условия для осмысления материала, далее помочь ему обобщить приобретенные знания.
Структура описываемой технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
В основе данной технологии лежит базовая модель, состоящая из 3 фаз:
1 фаза – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответ. Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, активизируют предшествующие знания и, что особенно важно, формулируют запрос на получение новой информации.
Таблица № 1.
Стадия вызова
Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные
методы и приемы
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка, рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация в виде кластера или таблицы; верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.п.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается и обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или возможно в группах.
2 фаза – осмысление. На данной стадии дети получают новую информацию, осмысливают её и соотносят с уже имеющимися знаниями. Главная задача второй фазы – активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного мнения и понимания.
Таблица № 2.
Стадия осмысления
Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные
методы и приемы
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: чтение с пометами, ведение различных записей типа бортовых журналов, поиск ответов на поставленные вопросы и т.д.
На стадии осмысления ученик вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принять форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения и комментария опытов. Работа ведется индивидуально или в парах.
3 фаза – рефлексия. На этой стадии идёт обобщение полученной информации, формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
Таблица № 3.
Стадия рефлексии
Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные
методы и приемы
Вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий, написание творческих работ (синквейны, диаманты, эссе), проведение исследования и т.д.
Работа ведется индивидуально, в парах или возможно в группах. Рефлексия является наиболее значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока рекомендуется использовать определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность, раскрыть их творческий потенциал. Кроме того, в технологии РКМ каждый пит урока имеет своё название и несёт определенную смысловую нагрузку.
Таблица №4.
Стратегия использования приемов РКМ в соответствии с типом урока.
Тип урока Используемые приемы
Фаза 1
«Вызов» Фаза 2
«Осмысление» Фаза 3
«Рефлексия»
Работа с информационным текстом Мозговой штурм, составление кластера, графа, таблицы «ЗУХ» Чтение инсерт, составление шести типов вопросов Возвращение к кластеру, обобщение
Работа с художественным текстом Мозговой штурм, корзина идей, диалог с текстом Чтение с остановками, «древо предсказаний» Составление кластера, сиквейн
Взаимообучение Верные и неверные утверждения «Зигзаг» Сводная таблица
Дискуссия Шесть типов вопросов Перекрестная дискуссия Систематизация информации, написание диаманты
Письмо Инвентаризация Составление чернового текста, работа корректора и редактора Авторский стул, прием «шести шляп»
Урок-исследование Парная мозговая атака Заполнение таблицы «Бортовой журнал», работа в центрах
Остановимся на некоторых стратегиях, которые на наш взгляд позволяют сделать современный урок формой социализации личности.
Стратегия «зигзаг» способствует развитию у младших школьников навыков делового общения.
На стадии вызова пробудить интерес к уже имеющимся знаниям, активизировать учащихся помогает приём «Верные и неверные высказывания». Ученики в группах (назовём их рабочими) обсуждают высказывания, предположения групп выносятся на доску. Учитель сообщает о конечной цели урока — выполнение группой задания по теме урока.
На стадии осмысления содержания дети пересаживаются в новые (экспертные) группы. Это делается обычно путём простого расчёта на первый — пятый. Первые номера садятся в первую группу, вторые — во вторую и так далее. Каждая группа будет изучать свою часть темы урока, имеющую смысловую законченность. Задача группы – ознакомиться с текстом (количество экземпляров каждого текста совпадает с количеством детей в экспертной группе), составить опорный конспект, пересказать текст, подготовить три вопроса, которые будут заданы в рабочей группе, чтобы понять, что ребята, не читавшие этот текст, поняли пересказ основных положений.
Затем ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект. После того, как каждый ученик высказался, а остальные ответили на его вопросы, группы выполняют задания учителя, целью которых является проверка усвоения всего материала учащимися (составление кластера, схемы, сигналов; письмо другу, рассказ родителям, заметка в детский журнал, эссе и т.д.).
Таким образом, мы перешли к реализации стадии рефлексии.
Докладчики от каждой группы представляют свои работы классу. Другие ученики и педагог могут задавать вопросы уточняющего характера (Правильно я понял, что ...?).
В заключение ученики вновь обращаются к таблице и на основе полученных знаний решают верное или неверное данное высказывание.
Поскольку цель стратегии «Зигзаг» – формирование умения работать с информацией в группе, то важно, чтобы дети осмыслили свою работу. Для этого используется лист самооценки:
Я предлагал идеи по составлению кластера — 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы — 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы — 1 2 3 4 5.
По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько ученики адекватно воспринимают своё участие в групповой работе.
Приём «Составление кластера» может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили. Этот приём может быть использован для организации групповой работы и индивидуальной как в классе, так и дома.
Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. В центре листа записывается ключевое понятие, от него идут стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Используя стратегию «кластер» можно заметить, что он предлагает неограниченные возможности для «игры» с учениками и с информацией.
Приём «Составление таблицы ЗУХ» – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Обмен информацией идет так:
1) Просим учащихся вспомнить все, что они знают по теме.
2) Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает (индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты), либо у доски работает учитель.
3) Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали их представления, по поводу чего возникли разногласия.
4) Далее дети по очереди называют какое-то одно совпадение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного.
5) Все сведения кратко записываются учителем в графе «Знаю» без комментариев, даже если они ошибочны.
6) Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Первая графа заполняется на стадии вызова, вторая и третья – во время получения информации, на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом.
Целью приёма «корзина идей» является вызов индивидуальных имеющихся у класса представлений по изучаемой теме и их систематизация.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. Время выполнения (7-8 минут) нужно распределить следующим образом:
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Чтение с пометками INSERT» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения. Пометки должны быть следующими: V известная информация, + новая информация, ? непонятная информация. Данный прием требует от учеников не пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Этот прием можно использовать на любых уроках.
Графическая техника «Фишбоун» или «Рыбий скелет» помогает структурировать процесс, выявить возможные причины проблемы. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Составление его происходит сначала в группе, затем уточняется фронтально.
Голова схемы – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
вопрос
понятия темы суть понятий темы
ответ
Рис. ? Графическая техника «Фишбоун» или «Рыбий скелет».
«Бортовые журналы» – это обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Дети заполняют левую колонку, исходя из своих знаний, опыта. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя».
Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.
На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, либо в паре или в четвёрках, когда результаты работы обсуждаются.
Действенным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации является синквейн, т.е. стихотворение из пяти строк, написанное по следующим правилам:
Первая строчка – название темы одним словом (обычно именем существительным).
Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательных).
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Итак, мы рассмотрели описание некоторых приемов технологии РКМ. Но полное применение некоторых из них на уроках литературного чтения в первом классе практически невозможно. Поэтому нами выработаны следующие методические рекомендации:
Методика применения многих приемов технологии РКМ предполагает самостоятельную или групповую письменную работу. Трудность использования технологии РКМ в 1 классе состоит в том, что письменную речь на устных предметах использовать невозможно ввиду её неразвитости. Поэтому всю работу по анализу и осмыслению текстов следует проводить устно, а записи ведет учитель.
Применение даже отдельных приемов технологии РКМ нацелены на возможность учить детей самостоятельно работать с информацией, но у первоклассников, вчерашних дошколят, самостоятельность мышления ещё слабо развита, поэтому работу следует организовывать в основном фронтально или в малых группах с обязательным контролем учителя и фронтальной проверкой.
Слабо развитый навык чтения не будет препятствием при анализе или творческой работе над текстом, если учитель умело организует как минимум троекратное прочтение текста. Только хорошо знакомый текст может служить материалом для творческой и самостоятельной работы.
Таким образом, внедрение технологии РКМ возможно с самого начала обучения литературного чтения, но с небольшими корректировками самих приемов.
Применение технологии развития критического мышления
на уроках чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой.
Всё содержание учебника литературного чтения для 1 класса В.А.Лазаревой разделено на 5 глав, каждая из которых нацелена на формирование определенного универсально-учебного действия.
Таблица №6.
№ главы Цель главы учебника УУД учащихся
I глава «Ведь это чудо из чудес – Когда из слов вдруг вырос лес!»Вместе с детьми открыть «первый секрет» художественного текста: умение автора словами нарисовать любую картину, человека, животное так, что читатель может всё это представить, увидеть внутренним взором. - (личностные) сформировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения;
- (регулятивные); понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- (познавательные) уметь работать со словарём учебника и материалом предварительного чтения; воспринимать смыл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; сравнивать разные по стилю тексты;
- (коммуникативные) воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного.
II глава «Над вымыслом слезами обольюсь» Открыть «второй секрет» художественных книг: автор не только сочиняет текст, автор художественного текста может словами передать настроение человека. - (Личностные) сформировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания художественного текста;
- (регулятивные) принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;
- (познавательные) читать тексты и понимать их фактическое содержание;
- (коммуникативные) использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
III глава «Складно да ладно» Исследовать вместе с детьми особенности стихотворных текстов и открыть «третий секрет»: авторы могут сочинять особые стихотворные тексты, которые отличаются наличием рифмы и ритма. - (Личностные) сформировать интерес к учебному материалу и положительное отношение к предмету;
- (регулятивные) выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
- (познавательные) ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания, подбирать рифму;
- (коммуникативные) следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.IV глава «…А если я глаза закрываю,
Мне видно то, чего не бывает…» Открыть для детей «четвёртый секрет» художественных книг: автор может создать фантастические картины и героев, а читатель может всё это представить. - (Личностные) первоначальное представление о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах;
- (регулятивные) принимать учебную задачу, целенаправленно развивать произвольность психических процессов;
- (познавательные) выполнять логические действия (анализ и сравнение);
- (коммуникативные) преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии.
V глава «Чтение – вот лучшее учение» Открыть для детей самый важный «секрет» художественных произведений: книги помогают людям стать умнее, внимательнее и добрее. - (Личностные) эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений, формирование интереса к произведениям народного творчества;
- (регулятивные) принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать важность планирования своей деятельности;
- (познавательные) выделять события, видеть их последовательность в произведении; различать малые фольклорные жанры;
- (коммуникативные) проявлять интерес к общению и групповой работе; входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.
Данные положения необходимо учитывать при целеполагании на конкретном уроке. За счет применения технологии РКМ на уроках литературного чтения данный список умений может быть расширен следующими важными мыслительными умениями:
анализ и оценка фактов;
сопоставление, соотнесение и обобщение;
решение проблемных задач;
раскрытие причинно-следственных связей;
объяснение причин ошибок и несуразностей (алогизмов);
анализ высказываний, их доказательство или опровержение.
Рассмотрим на примерах конкретных литературных произведений из учебника В.А.Лазаревой как можно выстроить учебную деятельность с использованием приемов технологии РКМ в 1 классе.
Тема: Изобразительная природа художественного текста.
Цель: сформировать первоначальное представление о своеобразии художественного текста.
Материал урока: К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова
ЦелеполаганиеЗадача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.
- Прочитайте название первой главы на С.5. Посмотрите на иллюстрацию справа. Художник понял смысл этих слов буквально, а как поняли вы? (словами можно создать картину)
- Как думаете, над чем будем думать, прочитав текст? (над содержанием) Соотнесение строк «Ведь это чудо из чудес – Когда из слов вдруг вырос лес!» и иллюстрации, настрой на учебную задачу.
Стадия осмысления
2. Подготовка к восприятию
Задача этапа: развивать произвольность психических процессов.
- Прочитайте описание лисы на карточках. Оно взято из детской энциклопедии. Читая, отмечайте знакомую для вас информацию знаком V, а новую – знаком +:
«Лисицы живут в лесах и степях.
Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонкая, вытянутая. Хвост при поворотах во время бега работает как руль. Мех обычных лисиц рыжевато-красный, очень пушистый, тёплый.
Нора у лисицы глубокая и сухая.
Лисица – хищник. Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз. Очень ловко лисица охотится за глухарями и утками, может даже задушить кролика или козлёнка».
- Что нового вы узнали из этого текста? А что интересного?
- Рассмотрите фотографию, может ли она быть иллюстрацией в энциклопедии?
- Найдите, что написано в тексте про тело, хвост, мордочку лисицы, её жилище, способ питания, шкурку. Чтение INSERT с выделением новых знаний.
Рассматривают фото-иллюстрацию на слайде.
Заполнение вместе с учителем таблицы о том, что сказано в тексте.
3. Первичное восприятие.
Задача этапа: научить принимать позицию слушателя.
- Теперь прочитаем текст К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна». Как думаете, о какой лисе пойдёт речь? (О лисе из сказки)
- Итак, слушайте и представляйте.
Выразительное, небыстрое чтение учителя С.6-7.
- Верно ли было ваше предположение, что эта лиса из сказки, или речь шла о такой же лисе? Докажите.
- Почему автор назвал текст так, а не «Лисица»?
- Почему художник нарисовал лису по-другому, как в сказке? Анализ заголовка, предположение его содержания.
Внимательное слушание текста, соотнесение его с заголовком, с фото.
Объяснение заголовка:
- Лиса в сказках хитрая, автор и художник хотели подчеркнуть эту её черту.
Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.
- Вспомните лису из сказки «Лиса и заяц». Что она отвечала всем защитникам зайца? (Как выскочу – нахмурились, как выпрыгну – прыгнули, пойдут клочки по закоулочкам – махнули)
- Что лиса отвечала Петушку на его угрозы? (одеваюсь, обуваюсь – пантомима, убежала домой – бег на месте и сели за парты). Сюжетная игра с движениями рук и ног.
Вторичное восприятие.
Задача этапа: показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим.
- Почитайте текст теперь вы по цепочке.
Беседа по прочитанному:
- Почему автор говорит и лисе «кумушка», что у неё «зубушки»?
- Каким вы представили наряд лисицы?
- Почему сказано: лиса кланяется?
- Почему автор говорит о лисе, что она улыбается?
- Опишите «дом» лисицы?
- Как автор называет лису вначале и в конце текста?
- Как думаете, как автор относится к лисе: она хорошая или плохая? Перечитывание текста по смысловым отрывкам.
Анализ текста по вопросам учителя.
Творческая работа над текстом.
Задача этапа: дать понятие художественного текста, учить сравнивать разные по стилю тексты.
- Укажем в таблице, как описал лису Д.К.Ушинский.
Выборочное чтение по пунктам таблицы.
- Попробуйте пересказать этот текст по данным опорным словам таблицы.
- Какую (первую или вторую) лису вы представили себе лучше, красочнее? Почему?
- Чем отличается авторский текст от описания лисы в энциклопедии? (он более подробный, образный)
- Прочитайте об этом на С.8. Заполнение совместно с учителем сравнительной таблицы по тем же пунктам.
Пересказ по опорным словам.
Сравнение разных по стилю описаний.
Выделение особенностей художественного текста.
Знакомство с понятием художественного текста по учебнику.
Стадия рефлексии
7. Итог.
Задача этапа: учить первоначальному контролю своих действий; формировать коммуникативные умения.
- Подведем итог нашей работе на уроке. Закончите предложения:
1. Я на уроке узнал …………
2. Я на этом уроке понял……
3. Я хочу похвалить ……….
4. Я захотел узнать…………
- К нам на уроки будет приходить Буратино (выставляется игрушка).
- Объясните Буратино, что маленьким читателям лучше читать художественные книги. Составление рефлексивных высказываний, принятие точек зрения других.
Повторение изученных признаков художественного текста в коммуникативной ситуации.
Таким образом, при работе с текстом-описанием К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна» применялись такие приемы технологии РКМ как чтение INSERT, составление тезисного плана для пересказа. Помимо этого на уроке было организовано сравнение делового и художественного текстов, сопоставление текста с заголовком и иллюстрацией.
Тема: Изобразительные возможности художественного текста.
Цель: углубить представления учащихся об изобразительной природе художественного текста; начать работу над изобразительными средствами языка.
Материал урока: отрывки стихотворения Д.С.Самойлова «Белые стихи» и отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос».
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова
Целеполагание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять цели урока в соответствии с темой.
- Что мы узнали о художественном тексте? (такой текст образный и подробный, читать его намного интереснее)
- Прочитайте тему урока на доске. Какие учебные задачи вы бы поставили к этой теме? (Узнать, как может изображать художественный текст и при помощи чего.) На доске заполняется таблица:
Знаем Хотим узнать Узнали
что такое художественный текст?
Какой текст художественный? Как автор изображает? Чем автор изображает? Стадия осмысления
Подготовка к восприятию.
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
- Сегодня мы будем читать произведения о другом животном – о лошади. Кто из вас видел лошадей? Опишите свои ощущения при встрече с лошадью. Составление небольшого эмоционального рассказа, принятие слушателями любой точки зрения.
Первичное восприятие.
Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своих впечатлений, принимать позицию слушателя и читателя доступных литературных произведений.
- Теперь послушаем впечатления от встречи с лошадью поэта Д.С.Самойлова.
- Что вы смогли увидеть? (прекрасную лошадь)
- Какие детали описания вам помогли? (шея, уши, ноздри)
- Уточните, какие они?
- Это «рисующие слова».
- У кого из ребят впечатления были схожи с автором? Почему? (оба восторгались прекрасным животным)
- Кто лучше высказал свой восторг, красиво поделился своими впечатлениями? (автор)
Чтение учителя.
- Послушайте, как описал встречу с лошадью русский поэт А.Н.Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».
- Какую лошадь теперь вы представили? Почему? (Худую и грустную, потому что она возит тяжелую кладь.)
- Что вы почувствуете, увидев такую лошадь? (жалость) Дети слушают чтение подготовленного ученика, следят по тексту.
Сравнение разговорного и художественного стилей речи.
Ученики следят за чтением учителя.
Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.
- Если услышите слова, относящиеся к первой лошади, то прыгаете от радости, если ко второй – горбитесь от усталости.
Эпитеты: понурая, счастливая, холеная, измученная, худая, свободная, запряженная, грустная, норовистая, красивая, спокойная, несчастная.Расширение словарного запаса детей, упражнение на классификацию эпитетов в форме ролевой игры.
Вторичное восприятие.
Задача этапа: учить преодолевать эгоцентризм в общении.
- Перечитайте эти стихотворения шепотом.
- Прочитайте их друг другу в паре.
- Кому понравилось чтение его соседа? Похвалите его, поблагодарите за оценку. Самостоятельное чтение.
Чтение в паре.
Взаимное оценивание.
Творческая работа над текстом.
Задача этапа: формировать умение откликаться на добрые чувства при восприятии литературных образов.
- Какую лошадь изобразил Д.С.Самойлов?
- Какую лошадь изображает А.Н.Некрасов? Почему она такая?
- Как авторы относятся к этим животным?
- Запишем то, что вы поняли из прочитанного кратко.
- Похожи или нет лошади в изображении двух авторов?
- Чем они отличаются?
- Почему они такие разные? (к ним по-разному относятся)
- На какой лошади вам хотелось бы покататься?
- Какую лошадь вам жалко? Что вам для неё хочется сделать? Сравнительный анализ стихотворений в беседе по прочитанному.
Составление диаманты:
лошадь
свободная
гуляла
была прекрасна
впалые бока
стоял понуро
запряженный
Савраска
Стадия рефлексии
7. Итог.
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых учебных действий.
- Подведем итог нашей работе на уроке, обратимся к таблице и заполним её до конца.
- К нам на урок снова зашёл Буратино (выставляется игрушка). Объясните ему, что когда читаешь, можешь увидеть то, что видел автор и чего рядом с тобою нет.
- Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками: если вы довольны своей работой – поднимите зелёный цвет, недовольны, вы ленились мыслить – красный. Дети делают выводы по таблице:
Знаем Хотим узнать Узнали
что такое художественный текст?
Какой текст художественный? Как автор изображает? Атор изображает по-своему, как он видит.
Чем автор изображает? Автор изображает рисующими словами, деталями.
Самооценка активного участия в мыслительной деятельности.
Итак, при работе с двумя текстами-описаниями в стихотворной форме использовались приемы технологии РКМ: для систематизации изученного составлялась таблица «ЗУХ», для работы над противоположными образами писалась диаманта. Критичность мышления на данном уроке развивалась с помощью раскрытия причин, классифицирования эпитетов и операций сравнения.
Итак, в работе для примера были взяты два последовательных урока, чтобы доказать, что приёмы технологии РКМ возможно использовать на каждом уроке литературного чтения даже в 1 классе. Это означает, что данная деятельность может осуществляться в системе и целенаправленно выполнять роль развития мышления младших школьников.
В приложении к нашей работе представлен полный конспект урока по теме: «Выразительность художественного текста», материалом которого являются два лирических стихотворения И.П.Токмаковой «Осень» и И.С.Никитина «Встреча зимы». Данный материал используется на уроке уже не для сравнения, стихи как бы дополняют друг друга. С их помощью дети находят ответы на сложнейшие для этого возраста вопросы: Как, не прочитав стихотворения, увидеть его настроение и передать при чтении? Использование приемов технологии РКМ на данном уроке позволило сделать это эффективно, дети надолго запомнили сделанные выводы и смогли пользоваться полученными знаниями в дальнейшем.
Для более полного доказательства возможности использования приёмов технологии РКМ приведём в пример изучение других по жанру литературных произведений повествовательного типа текста.
Тема: Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл.
Цель: создать условия для осознания учениками-читателями воспитательного воздействия художественного текста.
Материал урока: рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова
Целеполагание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.
- Сегодня мы приступаем к работе над последней главой учебника, которая названа словами А.С. Пушкина. Как вы их понимаете?
- К нам на урок пришёл Буратино, только сегодня глазки у него заплаканы. Конец учебного года – он устал и читать не хочет. Помогите мне уговорить его читать ещё и ещё. Объясните ему, зачем нужно читать.
- Теперь давайте прочитаем, как авторы учебника объясняют нам значение книг в нашей жизни. Откройте С. 75.
- Так зачем же нужно читать книги? Как бы вы определили тему урока?
- Книгу пишет автор. Вспомним, какие роли он играет в произведении? (Он сочинитель, композитор и фантазер). Хотите ли узнать его четвертую роль?
- Тогда приступим к чтению. Какие произведения будем читать? (поучительные) Чтение эпиграфа на доске: «Чтение – вот лучшее учение».
Участие в «Мозговом штурме».
Читают статью учебника, определяют её идею и тему урока.
Составляют кластер:
сочинитель композитор
фантазёр ?Стадия осмысления.
Подготовка к восприятию.
Задача этапа: разъяснить значение незнакомых слов, познакомить с личностью автора.
- Познакомимся со словами, которые нам встретятся при чтении.
-Найдем в толковом словаре значение слова «горница».
- Как думаете, когда было написано произведение, в котором использованы такие слова? (очень давно, в прошлом веке)
- Сегодня мы будем работать с рассказом «Косточка», который специально для детей написал Л.Н.Толстой. Перед вами не просто писатель, это граф – владелец больших земельных угодий и нескольких деревень, но он очень любил и уважал своих крестьян. Кто догадался, почему он так одет?
- В своем имении он организовал школу, где сам учил читать и писать крестьянских ребят.
Специально для них Лев Николаевич написал 4 «Книги для чтения». В одной из них был и рассказ «Косточка». Словарная работа:
- чтение слов в паре;
- продолжение цепочки родственных слов;
- объяснение значения слов
Перестройка восприятия на другую временную эпоху.
Рассматривание портрета Л.Н.Толстого, фотографий Яснополянской школы на презентации.
Первичное восприятие.
Задача этапа: создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.
Чтение рассказа учителем с остановками:
1. «Он всё ходил мимо слив...» Как думаете, что сделает Ваня? Как ещё он мог поступить?
2. «Она сказала отцу…» Как думаете, как поступит отец? Как он ещё мог поступить?
Беседа после прочтения:
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Кто из его героев вам понравился? Почему?
- Хотели бы вы оказаться на месте Вани? Почему нет? (он стыдился своих поступков)
- Почему этот рассказ назван поучительным? Внимательное слушание текста, предсказание развития сюжета.
Первичная оценка поступков героев, впечатления о литературном произведении.
Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.
- Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Наклонись и повертись!
За работу вновь берись! Встают, потягиваются;
Выполняют повороты и наклоны;
Сели на места.
Вторичное восприятие текста.
Задача этапа: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, создать игровую коммуникативную ситуацию.
- Прочитайте рассказ теперь сами.
- Интересно, а внимательно ли слушал рассказ Буратино? Предлагаю вам поработать в паре и составить для него вопросы по тексту.
Организует ролевую игру в виде беседы с Буратино по составленным вопросам. Самостоятельное чтение шепотом.
Составление различных по типу вопросов:
1. Вспомни, …
2. Верно ли, что …
3. Почему …
4. Если бы …
Ответы в паре на поставленные вопросы.
Работа над нравственной идеей текста.
Задача этапа: выделять события, видеть их последовательность; формировать представления о нравственных понятиях.
- Перечитайте первый абзац и внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какую деталь подчёркивает художник-иллюстратор и автор словами: «Он никогда не ел слив…»? (мальчик ещё маленький)
- Найдите в тексте глаголы, обозначающие, что делал Ваня и подчеркните их.
- Теперь я раздам вам карточки, выстройтесь по порядку следования этих действий.
- Перескажите текст по этим опорным словам.
- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (он объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)
- О чём этот рассказ? (о лжи, о совести)
- Обратитесь к словарю на С.77 и ответьте на вопрос: как автор относится к Ване? (осуждает, но понимает и жалеет) А вы?
- Как бы поступил на месте Вани воспитанный мальчик? (попросил бы у мамы)
- Чему учит эта история? (не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно)
- Давайте кратко опишем поступок Вани по плану:
Какой это был мальчик?
Что сделал?
Что почувствовал?
Вывод об этом событии (пословица).
- Докажите, что эта пословица подходит к данному рассказу.
- В каких случаях так говорят? Сопоставление текста и иллюстрации.
Чтение текста с поисковым заданием.
Установление логического следования событий (приём «Перепутанные цепочки») и пересказ по опорным словам:
никогда не ел,
нюхал,
ходил мимо,
не удержался,
схватил и съел,
покраснел,
сказал тоже,
побледнел и сказал,
заплакал.
Написание синквейна:
Ваня:
-маленький
-съел, покраснел, заплакал
-стало стыдно
-Все тайное становится явным.
Составление устного эссе по пословице.
Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка, формирование представления о нравственных понятиях, отраженных в литературе.
- Встаньте, пожалуйста. Поиграем: если пословица мною будет сказана верно, присядьте; если неверно, то поднимите руку, чтобы её исправить. Итак, слушайте:
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
Сначала делай, а потом думай.
Совесть душу тормошит.
Лучше сладкая правда, чем горькая ложь.
Ложь белой ниткой шита.
- Молодцы, чему учили вас эти пословицы? (что обманывать стыдно) Принятие алгоритма выполняемых действий.
Анализ пословиц:
Верно – сели.
Подняли руки, неверно:
Сначала думай, а потом делай.
Верно – сели.
Подняли руки, неверно:
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Верно – сели.
Сели на свои места.
Итог.
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых учебных действий, формировать мотивацию к успешности учебной деятельности.
Итоговая беседа:
- Итак, какое значение играют книги в нашей жизни?
- С каким произведением мы сегодня работали?
- Почему мы назвали его поучительным?
- Обратимся к нашему кластеру. Кто догадался, кем ещё является автор художественных произведений?
- Как думаете, кому за активную и хорошую работу на этом уроке Буратино хочет пожать руку и похвалить?
- Что бы он пожелал остальным ребятам? - Помогают стать умнее, добрее и внимательнее, воспитывают нас.
-Рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».
-Он научил нас на примере Вани не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.
Досоставляют клатер:
сочинитель композитор
фантазёр воспитатель
Взаимная оценка учебных действий. Лучшие выходят к доске и получают жетоны
На данном примере легко заметить, что работа над повествовательным текстом открывает более широкий простор для использования приёмов технологии РКМ. Так, всего на одном уроке, где работа велась над рассказом, была показана возможность использования следующих приёмов: «мозговой штурм», кластер, предсказание сюжета, составление синквейна, работа с логической цепочкой, составление эссе, работа по вопросам разных типов, а также игра «Верные и ложные высказывания». Помимо этого учителем была организована мыслительная деятельность учащихся по анализу и оценке событий, раскрытию и объяснению причин проступка мальчика, решение проблемной ситуации, обобщение имеющихся знаний.
Тема: Нравственная идея произведения.
Цель: формировать умение самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.
Материал урока: басни Л.Н.Толстого «Лев и мышь» и «Отец и сыновья».
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова
Целеполагание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.
- Откройте С. 84. Сегодня на уроке мы будем читать маленькие истории – басни, рассказанные Л.Н.Толстым.
- Прочитаем вслух статью авторов. Какую задачу они перед нами ставят? (сделать самостоятельно вывод)
- Итак, какую цель поставим для работы сегодня? (научиться самостоятельно делать выводы из поучительных историй) Ищут в учебнике обозначенный материал для изучения, рассматривают страницы.
Чтение вводной статьи.
Постановка цели на урок.
Стадия осмысления.
Подготовка к восприятию.
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
- Прочитайте название первой басни. Какой лев? Опишите его. А мышь?
- Как думаете, какие их качества будут противопоставляться? (большой и маленький, сильный и слабый)
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Как думаете, как это лев оказался в такой ситуации?
- Предположите, зачем к нему подошла мышь? Анализ названия басни.
Анализ иллюстрации. Предсказание сюжета.
Первичное восприятие.
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.
Беседа после прочтения:
- Чьи предположения оказались верными? Почему произошло именно так?
- Кто из героев басни вам понравился? Почему? Выразительное чтение басни хорошо читающим учеником.
Вторичное восприятие текста.
Задача: уметь выделять в тексте основную часть, выражать свои эмоции в выразительном чтении.
- Сколько частей в этой басне? (2)
- К какой части эта иллюстрация? (ко второй) Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к первой части? У нас получился план в картинках.
- Прочитаем басню по частям. Какое главное событие произошло в части? Запишем его кратко. У нас получился тезисный план. Он поможет вам при пересказе.
- Договоритесь со своим соседом по парте, какую часть будете пересказывать.
- Каждый ряд разделитесь на две группы: в одной пересказывают все по очереди 1 часть, в другой – 2. Как все перескажут – сигнализируйте.
- Вернитесь на свое место и перескажите всю басню вместе со своим соседом. Деление на части.
Составление картинного плана.
Перечитывание басни по частям.
Составление плана на доске:
Лев поймал мышь.
Мышь спасает льва.
Пересказ басни по технологии взаимообучения «зигзаг».
Работа над нравственной идеей текста.
Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного.
- Почему выбраны такие герои? Почему именно лев, а не медведь или кошка? (царь зверей) Почему именно мышка, а не антилопа или кролик? (мышка меньше и беспомощнее)
- Значит, автор, в качестве своих героев выбрал самого большого и могущественного и самого маленького и беспомощного.
- Почему мышь попалась льву? (по неосторожности) Почему лев попался охотникам? (тоже)
- Почему мышь пришла на помощь своему врагу, ведь он мог съесть её в любой момент? (лев попал в такую же ситуацию, как и мышь)
- Как думаете, что произойдёт дальше? Почему вы так думаете?
- Приходилось ли вам выручать кого-либо из такой же беды, в какую попадали вы? Почему вы это делали? (понимали его беду)
- Чему научила вас эта поучительная история? (предлагать свою помощь, ценить помощь любого)
- Подберите пословицу, которой можно было бы закончить эту басню.
- Давайте кратко опишем поступок мышки по плану:
Какая она?
Что сделала?
Какие последние слова сказала?
Вывод об этом событии (пословица).
- К нам на урок пришел наш друг Буратино (выставляет игрушку). Он принес с собой сундук со сказками, где маленькие герои здорово помогают большим. Отгадайте, какие там сказки? Анализ выбранных образов героев басни.
Анализ описываемой ситуации.
«Древо предсказаний»:
- Лев мышь съест.
- Лев эту мышь уже не съест.
Выбор пословицы к басне из списка на слайде:
Нет друга – ищи, а нашел - береги.
Большое добро и малый сделать может.
Один в поле не воин.
Мал золотник, да дорог
…………………………………….
Написание синквейна:
мышь
1. маленькая
2. прибежала, перегрызла, помогла
3. и от мыши добро
4. Большое добро и малый сделать может.
Приём «корзина идей» («Золотой ключик», «Гуси-лебеди», «Репка», «Мальчик-с-пальчик» и др.)
Дети делают вывод, что герои сказок и басен учат жить людей.
6. Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.
Презентация клипа «Буратино». Танцевальная физминутка под песенку Буратино.
7. Восприятие текста.
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.
- Познакомимся со второй басней Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Её окончание автор учебника не напечатал, нам нужно его придумать.
Беседа после повторного чтения:
- Почему отец приказал братьям ломать веник? (братья не жили в согласии)
- Почему отец развязал веник и дал сломать его по прутикам? (вместе прутья не ломались)
- Чему хотел научить отец сыновей? (держаться вместе, жить дружно) Чтение подготовленного ученика.
Самостоятельное перечитывание басни.
Анализ её содержания.
8. Творческая работа над текстом.
Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте.
- Подумайте в 4х, что мог сказать отец в конце этой истории. К какому мнению вы пришли?
- А у Л.Н. Толстого отец сказал так: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит». Кто выразил главную мысль более точно и понятно? (конечно, автор)
- Выберите из списка пословицу, отражающую суть этой басни.
- В какой жизненной ситуации это правило жизни могло бы вам помочь? Придумайте такой рассказ, закончите его этой пословицей. «Мозговой штурм» по придумыванию концовки басни в малых группах, фронтально.
Сравнение придуманных финалов с оригиналом – лингвистический эксперимент.
Выбор пословицы, составление устного эссе по ней.
Стадия рефлексии
9. Итог.
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий.
- Итак, подведём итог нашей работе. Какие басни мы сегодня читали? Чем они отличаются? (герои животные и люди; одна похожа на сказку, другая реальна, как рассказ)
- А что общего в этих историях? Чтобы вам помочь ответить на этот вопрос, заполним «журнал» исследователя:
- Какие отношения были между героями вначале басни?
- Что произошло в этой истории?
- Как изменились отношения героев?
- Итак, при каких условиях можно подружиться даже с врагом? (предложить помощь)
- Как остаться другом? (делать все сообща, вместе, т.е. ценить дружбу)
- Что же общего в этих баснях? (они о дружбе, о взаимопомощи)
- Чему вас научили эти басни? (предлагать свою помощь, ценить любую помощь и желание помочь, беречь друзей и мир в доме) Заполнение «Бортового журнала» исследователя литературных произведений:
Басни Было Что произошло? Стало
«Лев и мышь» (животные) враги сделали друг другу добро друзья
«Отец и сыновья» ругались, ссорились оценили силу единства стали жить в согласии
10. Рефлексия.
Задача этапа: осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения.
Закончите предложения:
Я понял…
Я запомню…
Я не согласен был…
- Как вы считаете, кого хочет похвалить наш Буратино за активную работу на уроке и пожать ему руку? Составление рефлексивных высказываний, принятие точек зрения других.
Взаимооценка работы на уроке.
Иносказательный смысл басни дает простор для аналитической деятельности ума, развития абстрактного мышления. Но данная мыслительная деятельность слишком сложна для первоклассников, поэтому фронтальное использование таких приемов технологии РКМ как «Бортовой журнал», эссе, «древо предсказаний» и синквейна дает возможность работать учителю в «зоне ближайшего развития» своих учеников. Использование при изучении не только басен, но и других повествовательных текстов таких приемов технологии РКМ как «зигзаг», «мозговой штурм», «корзина идей» способствует взаимному обучению младших школьников.
Тема: Чтение и анализ русских народных сказок.
Цель: познакомить учащихся со сказкой как жанром фольклора, научить анализировать поступки и образы героев сказки.
Материал урока: русская народная сказка «Лиса и козёл».
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова
Целеполагание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, формировать интерес к произведениям народного творчества.
- Откройте С.87. Прочитайте себе статью авторов, отмечая «+» то, что вы уже знали.
- С каким понятием нас знакомит статья учебника? (устное народное творчество) Кто может объяснить каждое его слово?
- Какие произведения будем читать? Определите тему сегодняшнего урока (чтение РНС).
- К нам в гости пришла наша давняя знакомая Лиса Патрикеевна (выставляет картинку) и принесла корзинку «СКАЗКА», куда мы положим свои знания об этом жанре литературы. Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке?
- Расскажите Патрикеевне, какие знания вы положили в эту корзинку.
- Сколько вопросов в этой статье? Прочитайте их. Кто может на них ответить, поднимите руку. Какой вопрос вызвал затруднение? Помогите мне на него ответить.
- Итак, слово «сказка» от слова «сказывать, рассказывать». Значит, это повествовательный текст, где главное – описываемые события. Но события эти были вымышлены. Рассказывались сказки народом с целью развлечения.
- Что мы, как читатели-исследователи будем искать в РНС? (мудрость)
- Уточните тему урока. Чтение INSERT с выделением имеющихся знаний.
Самостоятельное определение темы урока.
Заполнение «корзины идей» с опорой на статью в паре и фронтально:
СКАЗКА – народная мудрость
- сказка рассказывалась
- устный жанр литературы
- выражает знания и опыт
- придуманная история
- сочинял народ и т.д.
Самомотивация на получение новых знаний.
Стадия осмысления.
Подготовка к восприятию.
Задача этапа: научить работать со словарем учебника и материалом предварительного чтения, воспринимать смысл словообразования.
- Сказки – кладезь народной мудрости, каждое слово в них имеет свое, особенное значение. Давайте обратим внимание на сложные для чтения слова, которые выписали для нас на С.87 авторы учебника.
- Прочитайте цепочки родственных слов и постарайтесь их продолжить. Какое значение придают словам части слова –ищ- и от-? (преувеличение и долгожданную завершенность действия)
- Найдите в словаре учебника (со С.116) значение указанных слов. Кому необходима помощь? 1. Чтение в паре слов и объяснение отличия в значении слов: холодненькой и холодной (приносит наслаждение); поделываешь и делаешь (от нечего делать); вскочила и прыгнула (неожиданно).
2. Подбор родственных слов и уточнение значения слов:
Борода-бородища-бородка;
Рога-рожища-рожки;
Искать-отыскали-выискали и т.п.
3. Применение умения искать значение слова в толковом словарике, взаимопомощь.
Первичное восприятие.
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.
Выразительное чтение сказки учителем.
Беседа после прочтения:
- Кто из героев сказки вам понравился или не понравился? Почему?
- Чей поступок вам понравился или не понравился? Почему?
Внимательное слушание сказки.
Первичная оценка образов и поступков героев.
Вторичное восприятие текста.
Задача: уметь выделять в тексте основную часть, выражать свои эмоции в выразительном чтении.
- Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказке, найдите и зачитайте части текста, к которым они нарисованы.
- Придумайте заголовки к каждой части, я запишу ваши предложения на доске (доска разделена на три части по количеству частей сказки).
- Какие названия наиболее удачны?
- Вторая часть получилась самая большая, в ней происходит разговор героев сказки. Прочитайте её по ролям. Рассмотрение иллюстраций и перечитывание текста по частям.
Составление плана «мозговым штурмом».
Чтение по ролям.
Физминутка.
Задача этапа: психологическая и физическая разрядка, эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения.
- Теперь представим, как происходило действие. Встаньте возле своих парт, играем:
Идет козлище, бородищей трясёт…
Вдруг видит колодец, заглянул туда...
А там лиса сидит, горюет…
Увидела лиса козла – обрадовалась…
К себе козла зовет, воду нахваливает..Козел к ней, а она из колодца вон…
И убежала плутовка восвояси. Ролевая игра под русскую народную музыку с комментированием учителя.
Шагают на месте, мотают головой.
Удивляются, наклоняются.
Садятся на корточки, как бы плачут.
Подняли голову, заулыбались.
Руками машут, как бы брызгаются.
Вскакивают в рост.
Бегут на месте, садятся за парты.
Работа над нравственной идеей текста.
Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного.
- Чтобы вы могли разобраться в идее этой сказки, поработайте сначала со словарем на С.91 в паре. Первый вариант подчеркнёт слова, которые можно отнести к лисе, а второй – к характеристике козла. Обсудите результаты с соседом.
- Теперь попробуем ответить на вопрос: «Чему учит эта сказка?»
- Почему лисе удалось спастись? (заманила козла и прыгнула ему на спину) Как её за это можно назвать? Выберите из словарика наиболее подходящее слово.
- За что мы осуждаем козла? (поверил лисе и прыгнул в колодец) Какой он?
- Найдите в тексте, как лиса сначала называла козла (голубчик). Как она назвала его во второй раз? (бородатый дурень) Как же она все-таки к нему относится? (Она ему льстит, чтобы заманить и воспользоваться его простодушием.)
- Что бы вы посоветовали доверчивому козлу, чтобы впредь не попадать в такие ситуации? (не доверять льстивым и коварным)
- Итак, эта сказка учит нас не доверять таким «лисам», т.е. разбираться в людях.
- Докажите, что народ осуждает обоих героев. Запишем это кратко.
- Почему в колодец попала лиса? (по невнимательности) А козел? (по глупости)
- Сделаем вывод, почему можно попасть в беду? Чему ещё учит эта сказка? (быть внимательными, бдительными, чтобы не попасть в беду) Упражнение в классификации понятий, характеризующих героев с взаимопроверкой.
Составление на доске «рыбьего скелета» смысла сказки:
Чему учит сказка?
заманила коварная
поверил доверчивый
льстила расчётливая
Нельзя доверять расчетливым, коварным, льстивым...
Написание диаманты:
лиса
хитрая, коварная
заманила
на ворон зазевалась
прыгнул сдурупопался
доверчивый
козёл
Стадия рефлексии
Домашнее задание.
Задача этапа: формировать коммуникативные умения.
- Как бы вам хотелось поработать с этой сказкой дома: проинсценировать или прочитать по ролям?
- Девочки готовятся выступать в роли лисы, а мальчики – козла. Кому бы вы доверили роль автора? (отбирается 4 слабо читающих ученика для чтения 1 и 3 части) Выбор установки домашнего задания.
Итог.
Задача этапа: систематизация и обобщение полученных знаний.
- Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (со сказкой)
- Вспомним, что мы знали о сказках?
- Что мы узнали о сказках? Какое знание вам захотелось добавить в «корзину» Лисы Патрикеевны? (мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории)
- Почему сказки читать интересно?
- Почему сказки читать полезно? Обращаются к «корзине идей», повторяют и дополняют полученные знания.
Рефлексия.
Задача этапа: учить осуществлять первоначальный контроль своих действий.
- Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зеленым; если редко – желтым; не делали - красным.
- У кого получились все кружки зелеными, выйдите к доске. У кого только 4 кружка зеленых – встаньте. У кого только 3 – поднимите руку. Давайте похлопаем лучшим мыслителям и исследователям! Заполняют лист самооценки:
Я объяснял значения слов
Я помогал составлять план
Я предлагал идеи для записи
Я читал выразительно вслух
Я отвечал на вопросы учителя
Подсчет результатов.
На данном уроке, таким образом, мы предлагаем использовать такие приемы технологии РКМ как:
диаманта, так как имеются два противоположных образа;
«рыбий скелет», так как сказка достаточно сложна для понимания современных первоклассников, которые вполне могут сформулировать главную мысль сказки так: «Не надо помогать другим»;
«мозговой штурм» при составлении плана, так как названия частей сказки зависят не столько от их содержания, сколько от контекста;
«корзина идей» для работы над понятием СКАЗКА, так как это первый урок работы над данным жанром.
Итак, использование приемов технологии РКМ помогает донести до маленьких читателей глубокий философский смысл и басен, и сказок.
Оценка эффективности используемой технологии.
Выше нами была экспериментально доказана возможность использования приёмов технологии РКМ на уроках литературного чтения в 1 классе. Однако, одной из задач при внедрении новой технологии обучения является исследование изменений мыслительной деятельности учащихся.
Выдвинем гипотезу о том, что использование приёмов технологии РКМ на уроках литературного чтения в 1 классе будет способствовать развитию критического мышления первоклассников при соблюдении следующих условий:
Педагог владеет методикой использования приёмов технологии РКМ на уроках литературного чтения.
При использовании данной технологии учитываются возрастные особенности учащихся 1 класса
На протяжении всего периода обучения проводится диагностика достижений младших школьников и соответствующая коррекционная работа.
Традиционно используемые предметные методы контроля (контрольные работы, срезы и т.п.) дают нам возможность оценить знания учащихся и их достижения, но не умственное развитие как таковое. Для подтверждения нашей гипотезы наряду с традиционными методами контроля развития навыка чтения предлагаем использовать и психологические методики тестирования детей в 1 классе, сравнив их показатели в 1 классе и на начало 2-ого.
Таблица №7.
№ п/пДиагностирование сроки
МЭДИС (развитие мышления) перед 1 классом
конец 1класса
анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановойначало 1 класса
конец 1 класса
диагностика развития устной речи начало 1 класса
начало 2 класса
составление слов из слогов (гибкость мышления) середина 1 класса
начало 2 класса
развитие техники чтения середина 1 класса
конец 1 класса
начало 2 класса
уровень самостоятельности (наблюдение) в течение года
Методика "МЭДИС"
Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников
Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.
Цели:1 субтест - на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса. 2 субтест - на понимание количественных и качественных соотношений.3 субтест - на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.4 субтест - на выявление математических способностей.
Субтест 1
Пример А Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены: нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так: сделайте это точно так, как я показываю. (Покажите детям на доске, как они должны это делать.)
ПримерВ Посмотрите на картинки в следующем ряду. Слушайте меня внимательно. 3ачеpкните овал под картинкой с изображением яблока. (Пayза. Повторите). Дайте проделать это каждому, пoмoгите детям, которым нужны дополнительные объяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать. С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к cлeдующему заданию только тогда, когда все дети закончат предыдущие. Повторяйте название картинки в каждом ряду.
Тестовые задания:
Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал с изображением грызуна
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображением акробата.Посмотрите на задание 3. Зачеркните крестиком овал с изображением того, что съедобно.Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал с изображением рубанка.Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал с изображением бицепса.
Субтест 2
Пример А"Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева." (Пауза. повторить). Проследите, чтобы каждый ученик зачеpкнyл крестиком соответствующий овал.
ПримерВПосмотрите картинки в следующем ряду. (пауза) Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка".
Тестовые задания
Посмотрите на задание 1, где изображены цветы. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением цветов, посаженных раньше остальных. (повторите)Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображением девочки, стоящей к дереву ближе, чем мальчик и собака.Посмотрите на задание З. Зачеркните крестиком овал под картинкой, где утка летит впереди и ниже других.Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие.Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал под картинкой, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех.
Субтест 3
Пример АПосмотрите на самый верхний ряд рисунков. В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным, что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных изображены орудия труда, а коньки это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков. (Пауза. Повторите). ПримерВПосмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам.
Тестовые задания
Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.Посмотрите на задание З. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Субтест 4
В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию особенно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.
ПримерАПосмотрите на картинки в верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. Найдите, в каком четырехугольнике только одна палочка. Зачеркните овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка".
ПримерВ"А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке есть нижняя и верхняя часть. На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? Найдите пластинку домино, на которой только две точки." Тестовые задания
Посмотрите на задание 1. Найдите четырехугольник, в котором нарисовано палочек больше пяти, но меньше 12 . (Повторите) Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 2. Три первые пластинки домино изображены отдельно от других. Они стоят в определенной последовательности друг за другом. Найдите пластинку домино, которая должна быть следующей в этом ряду. Зачеркните крестиком овал под этой пластинкой домино.
Посмотрите на задание 3. Посмотрите на кубик, нарисованный отдельно. Найдите такой кубик, на котором на одну точку больше, чем на данном. Зачеркните крестиком овал под кубиком, который вы нашли.Посмотрите на задание 4. Посмотрите на 2 четырехугольника, изображенных отдельно. Найдите четырехугольник, который показывает, на сколько в первом четырехугольнике палочек больше, чем во втором. Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 5. Кусочки торта в этом ряду показывают, сколько их осталось после того, как каждая семья пообедала. Какой торт остался после семьи, которая за обедом съела меньше всех? Зачеркните крестиком овал под картинкой, выбранной семьи.
ОТВЕТЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
СубтестЗадание Верный ответ
1 1 2 3 4 5 Е Д В В Д
2 1 2 3 4 5 С Д В Д А
3 1 2 3 4 5 С Д В В Е
4 1 2 3 4 5 С В Д А Е
Субтест 1Норма 3-4 правильно решенных задач;Высокий 5 заданий.
Субтест 2Норма 3 правильно решенных задач;Высокий 4-5 заданий.
Субтест 3Норма 3 правильно решенных задач;Высокий 4-5 заданий.
Субтест 4Норма 2-3 правильно решенных задач;Высокий 4-5 заданий.
В целом: более 17 – высокий уровень, 14 - 17 – выше среднего, 11-13 правильно решенных задач - норма, низкий уровень интеллектуального развития - не умение выполнить инструкцию и/или затруднение при выполнении более, чем половины заданий.
МЕТОДИКА изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Анкета ученика ___ класса _____________________________________
1. Тебе нравится в школе?
- Не очень
- нравится
- не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу?
- да
-не знаю
- нет.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- Не нравится
- бывает по-разному
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнее задание?
-хотел бы
- не хотел 6ы
- не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-часто
- редко
- не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- не знаю
- хотел бы
- не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
-да
- нет
- не очень.
Обработка результатов:
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3,1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15-19 баллон - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4.10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной-деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
В рисунках на школьную тему такие дети изображают. игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 1 0 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптацня.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 - 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции отказываться выполнять те или задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детай, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Диагностика владения устной речью учащихся начальных классов
Устанавливается на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи школьников, ее развернутости и связности.
1. Оценка внешней характеристики устной речи
Показатели: 1) говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.
4-й уровень - в норме пять показателей;
3-й уровень - в норме четыре показателя;
2-й уровень - в норме два-три показателя;
1-й уровень - в норме один показатель.
2. Оценка связности устной речи
Показатели: 1) типичные единицы высказывания; 2) развернутость характеристики объекта.
4-й уровень - говорит связными предложениями, может дать развернутую- характеристику объекта или явления;
3-й уровень - речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных фраз;
2-й уровень - предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;
1-й уровень - речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.
МЕТОДИКА «Исследование гибкости мышления»
Данная методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.
Школьникам предъявляются бланки с анаграммами (наборами букв):
ИВО ЯОДЛ АИЦПТ УАРДБЖ ОАЕФМРС
ИЛА РУОТ УАРГШ УАККЖР АИККРПС
АБЛ ЕНОБ ООСВЛ ООАРБД ОАИДМНЛ
АШР АУКЛ ОАЛМС ААККЗС ЕЕЪВДДМ
ОЗВ ИАПЛ БРЕОР УАЬБДС ЕЕДПМТР
УКБ ААПЛ ОТМШР АИСЛПК ОАЬТДРС
ИРМ ОРЩБ ОЕЛСВ ЕУЗНКЦ АААЛТПК
ОТМ ОЕТЛ АЯШЛП УАПРГП ОАЕМЛСТ
АСД ОЕРМ ОЕСМТ ОООЛТЗ ААЬБДЕС
ОБЛОКС АИЛДН ЬОЕУЛМ ААОСКБЛ
В течение 3х минут они должны составить слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только именами существительными.
Количество составленных слов – показатель гибкости мышления:
Уровень гибкости мышления взрослые учащиеся
3-4й класс 1-2 класс
высокий 26 и более 20 и более 15 и более
средний 21 – 25 13-19 10-14
низкий 11 – 20 7-12 5-9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская – М.: Просвещение, 2004. – 238с.
Лазарева В.А. Литературное чтение 1 класс. Методические рекомендации / В.А. Лазарева. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров», 2008. – С.19 – 50.
Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы / В.А.Лазарева. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд.дом «Фёдоров», 2010. – 144с.
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В.А.Лазарева. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова: Изд-во Оникс, 2006. – 126с.
Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования / Ф.Ф.Минкина; отв. ред. Пыкалов А.Е.. – Казань, 2000. – 260с.
Салатаева Р.В. Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе / Р.В. Салатаева // Начальная школа плюс. До и после. – 2008. - № 7. – С.56-58.
Тестируем детей: психологический практикум / сост. Т.Г.Матвеева. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 347с.
Хопренинова В.А. Изучение лирического произведения в начальной школе: учебно-методическое пособие / В.А.Хопренинова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 116с.
Хопренинова В.А. Изучение эпического произведения в начальной школе: учебно-методическое пособие / В.А. Хопренинова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 120с.
Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников: Из опыта работы Карташковой Н.В., учителя начальных классов МОУ НОШ № 14 г.Биробиджана. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2010. – 28с. http://www.edu-eao.ru/images/stories/ppo/2010/04/04-kartashkova.pdf
Халбаева Е.В. Стратегия работы с текстом с использованием «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» . Обучающий семинар/ Е.В.Халбаева / http://www.profistart.ru/ps/blog/3776.html
Ходырева Т.С. Педагогическое сопровождение развития умений работы с письменным текстом у младших школьников. Автореферат. – Челябинск, 2010. http:// www.csu.ru.