Универсальное игровое пособие для работы с детьми дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ-технолгии.
Наш детский сад № 186 «Волгарик» г. Ульяновска и в частности я работаю по ТРИЗ – педагогике. Направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основана на теории решения изобретательских задач.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления).
Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ-ТРИЗ-подходы для реализации любой образовательной программы. Это подтверждается исследованиями Т.А. Сидорчук. Т.А. Сидорчук научный руководитель в нашем детском саду. Ее многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. Активность ребенка характеризуется высоким познавательным уровнем, ярко выраженным творческим мышлением.
Для внедрения ТРИЗ-педагогики в педагогический процесс мною было разработано универсальное игровое пособие по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста «Знатошка».
Цель: создание условий для осознания детьми базовых шагов получения информации из окружающего мира.
В данном пособии отражены 6 блоков.
I блок «Анализаторы»
Цель: формирование понятия о том, что познать объект нам позволяют 5 органов чувств (анализаторы – тактильный, зрительный, обоняние, слуховой, вкусовой) и эмоциональное отношение к объекту.
II блок « Объект – имя признака – значение имени признака».Цель: формирование понятия о том, что объект состоит из набора имен признаков и их значения (влажность, температура, рельеф, звук, вкус, запах, форма, размер, цвет, часть, место, действие, вес). III блок «Вопросы».Цель: формирование понятия о том, что существуют разные типы вопросов и ответы на них расширяют информацию об объекте (типы вопросов – восполняющий, описательный, каузальный, оценочный).
IV блок «Преобразователи».Цель: формирование понятия о том, что процесс познания происходит вместе с преобразованием признаков познаваемого объекта («волшебники» - увеличения и уменьшения, оживления и окаменения, дробления и объединения и т.д.).
V блок «Причинно – следственная связь».Цель: формирование понятия о том, что воздействие на какой-либо признак объекта имеет свои последствия.
VI блок «Алгоритмы мышления».Цель: формирование понятия о том, что познание мира осуществляется с помощью некоторых последовательных мыслительных шагов. Здесь ведется работа с моделями: круги Луллия, системный оператор, таблица морфоанализ, круг мира, кольцо наблюдения.
На базе данного игрового универсального пособия разработана игротека «Птичий двор» с играми по всем блокам универсального пособия. Эти игры позволяют ребенку научиться осознанно относиться к процессу познания окружающего мира.
Суть данного пособия заключается в том, что ребенок подходит к пособию открывает яйцо и вынимает значок со схематическим изображением игры, затем берет нужную игру в соответствии с выбранным значком и играет в нее.