Конспект урока математики 4 класс Школа России на тему Устные приемы сложение и вычитание многозначных чисел

Филиппова Н.В.
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №83» г.Перми

Урок математики в 4 классе
( составлен по материалам программы М. И. Моро «Школа России»)

Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Форма урока: проблемный урок
Используемые технологии: проблемная беседа +ИКТ
Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания многозначных чисел.
2. Повторить разные способы нахождения суммы нескольких слагаемых.
3. Закрепить умение решать задачи.
Воспитательные:
1. Совершенствовать навыки общения.
2. Вовлечение в активную совместную деятельность.
Развитие личности:
1. Продолжить обучение учащихся анализу, получению знаний путём исследования математических выражений.
Оснащение урока: основные свойства сложения, презентации на тему «Устный счет» и «Сложение и вычитание столбиком», раздаточный материал.

Ход урока:
1. Начало урока
Организационный момент (2 минуты)
Мотивация этапа: проверить готовность к уроку, настроить учащихся на работу.
Игровой момент: Ну – ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтоб передать вам знания,
От вас прошу внимания.
2. Вы узнаете тему нашего урока, если разгадаете, что за слова спрятаны под этими карточками:
На экране появляется изображение пустых карточек:





Считайте, что карточки перевёрнуты. Вы сможете их открыть, если решите устно примеры (появляются на экране). Решив пример, вы по коду (появляется на экране) узнаёте, какую букву обозначает каждое число – ответ. Называете букву, и все такие буквы открываются на карточках.
Начнём?
Примеры для устного счёта: ( * - знак умножения)
273 * 10 = 5000 : 100 = 900 * 6 =
420 – 30 = 400 – 150 = 45 + 85 =
810 : 9 = 12 * 1000 = 850 *0 =
180 + 90 = 270 + 530 = 670 * 1 =
9999 + 1 = 324 : 324 = 420 : 2 =

(Устное решение примеров. После каждого типа примера учитель спрашивает у учащегося, назвавшего ответ: «А как ты решил?», «А как ты это посчитал?», «Объясни, а почему такой ответ?», тем самым проводится актуализация знаний по некоторым приёмам вычислений.)

Кто прочитает тему нашего урока?
(Чтение темы урока одним из учащихся: Устные и письменные приёмы вычислений.)
Как вы думаете , что нам нужно вспомнить для сегодняшнего урока? Ответы детей.
Сегодня на уроке мы повторим письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел , познакомимся с письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел, а также с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых, закрепим умение решать задачи, а в конце урока –работа в парах.


Чтобы ответить на эти вопросы давайте вспомним, какие основные свойства сложения вы знаете ( на экране таблицы с свойствами)



·2. Основная часть
Мотивация этапа: повторение изученного материала, отработка вычислительных навыков учащихся, подготовка к усвоению нового материала.
Основные свойства сложения
3. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
2+9=9+2

. Два соседних слагаемых можно заменить их суммой.

2+98+804+96=(2+98)+(804+96)

4.Сейчас мы закрепим с вами эти правила, выполнив №293
Устно легким способом
5 .А сейчас мы с вами вспомним алгоритм сложения и вычитания столбиком(презентация).
Итак какие правила сложения и вычитания столбиком нужно соблюдать?

Повторение правил письменного выполнения сложения и вычитания (запись разряда под разрядом, начинать вычисления с единиц и т. д.)
Подведение итога этапа.

Объяснение нового материала (7 минут)
Мотивация этапа: создание проблемной ситуации, поддержка чувства самостоятельного открытия нового у учащихся.
6.А как вы думаете -
Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел?(ответы детей)

.Давайте вместе с вами решим примеры и тогда ответим на этот вопрос (учитель решает у доски а дети комментируют)
3126+4292=7418 , 25346-3407=21939
Вывод детей самостоятельно (решаются так же) в учебнике еще раз прочитать
.
Подведение итога этапа.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Закрепление нового материала (10 минут)
Мотивация этапа: закрепить полученные знания, выявить учащихся хорошо усвоивших материал и учащихся, которые материал не усвоили.

7.Работа с учебником: № 295 (1 столбик)(с объяснением) и проверкой
528047+106875=634922 385746+23352=409098

8.Решение задачи, уч стр62, №297(1 ученик у доски)
-Что известно в задаче?(Выдано 327к и осталось на 246к меньше, чем выдано)
-Что требуется узнать? (Сколько всего книг в библиотеке)
-Что будем узнавать сначала? (Сколько осталось книг, после того, как выдали)
-Когда узнаем , сколько книг осталось, после выдачи , что далее будем узнавать?
(сколько книг всего было в библиотеке)
- 1)327-246=81к-осталось
2)327+81=408к
9.Проблемная работа в парах.

3. Заключительная часть.
Мотивация этапа: подвести итог урока, дать оценку работе учащихся на уроке, пояснить домашнее задание.

Рефлексия (2минуты): Чему научились сегодня на уроке? Каким алгоритмом нужно пользоваться, чтобы вычитание и сложение многозначных чисел были верными?


Информация об оценках на уроке (1минута): комментирование оценок

Информация о домашнем задании (1минута): с.62 №295(2) №296 №294-устно
Просмотрите домашние задания, прочтите задачу, задайте вопросы, если что-то не понятно.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615