Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса






Использование
информационно-коммуникативных технологий на уроках математики как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Куприна Ирина Петровна
учитель математики















Содержание


1

Актуальность темы


3


2

Тезаурус


4


3

Теоретическая база опыта применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе


6


4

Приложения


10


5

Список литературы


12




















Актуальность темы.

Во все времена общество двигалось вперед благодаря людям, которые умели независимо мыслить; людям, которые умели видеть задачи, требующие нестандартных решений в различных областях жизни. Поэтому одной из главных задач школы является задача развития навыков мышления.
Область знаний, осваивая которую ученик учится думать - математика. Большинству выпускников школ она никогда не понадобится в чистом виде, но практика мышления, которую ученики приобрели, изучая математику, является прочным фундаментом любой сферы деятельности. Не зря ещё древние греки видели в геометрии необходимую пропедевтику для философии, относя её изучение на более поздний возраст; об этом свидетельствует известная надпись на дверях Академии Платона, запрещавшая переступать порог всякому, кто чужд геометрии.
Перед учителем математики стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы ученик приобретал навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собой задачи и находил их решения. Такой учитель должен хорошо владеть материалом, творчески подходить к каждому уроку, не бояться думать, постоянно находится в поиске новых педагогических методов и приемов, хорошо знать психологию ученика.
Для развития самостоятельности в получении знаний и работы в собственном режиме можно и должно использовать компьютер, как на уроках, так и дома. Роль компьютера в современном обществе очевидно велика. В школе возникает необходимость использования ИКТ с целью более эффективной организации учебного процесса. Компьютер не только помощник учителя при подготовке к учебному занятию, и в качестве множительной техники при распечатке раздаточного материала, и в качестве видео-лектора, и в качестве помощника при проведении программированного контроля, и как источник информации и др. Он также помогает ученикам и учителю более свободно ориентироваться в информационном пространстве, ощущать себя современным человеком.
Возникает вопрос методики применения компьютера на уроке, разработки технологий обучения.
Что это такое?








Тезаурус.

Разберем понятийный аппарат, который необходим при использовании ИКТ. Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения.
Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, звук, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.
Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на данном компьютере. Оно делится на системное и прикладное.
Прикладное ПО – программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи. Это текстовые, графические редакторы, табличные процессоры, СУБД, коммуникационные программы.
Мультимедийные программы – программы, в которых объединена графическая, звуковая и видеоинформация.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практическими разработками использования современных ИТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация средней общеобразовательной школы - явление неизбежное, вызванное глобальными процессами информатизации общества. В связи с этим возникает необходимость информатизации деятельности учителя-предметника.
Информационные технологии обучения - это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Одним из средств воздействия является компьютер, основной формой организации обучения в общеобразовательной школе является урок, методы вырабатываются учителем, субъектами учения являются ученик и учитель.
Правильно разработанной технологией обучения является та, при которой возникает сотворчество учителя и ученика; та, которая будет развивать и учителя, и ученика.

В нашей школе создаются условия для внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процесс. С этой целью созданы мультимедийные классы, предназначенные для проведения уроков учителями-предметниками, в котором располагается компьютер и видеопроектор.






















Теоретическая база опыта применения ИКТ
в учебно-воспитательном процессе.

Методический аспект применения компьютера на уроке учителем-предметником.
Когда речь заходит о применении компьютера на уроке, возникает сразу несколько вопросов. Остановлюсь на некоторых из них:
целесообразность применения компьютера;
различные подходы к организации уроков с использованием компьютера;
средства для применения на уроках.


1) Целесообразность применения компьютера.
Решение о применении техники на каком-то уроке и при подготовке к нему каждый учитель принимает сам. Из каких соображений он делает такой вывод?
Компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы).
Компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Не все программные продукты, производимые сейчас, имеют хорошие рекомендации. В Интернет-сети постоянно публикуются рейтинги образовательных ресурсов, отзывы тех, кто пользовался теми или иными программными средствами. Применять или нет обучающие программы, какие применять – принимает решение сам учитель. Сколько применять – в соответствии с санитарными нормами.
Применяется для демонстрации.
Немаловажную роль играет компьютер для создания дидактического раздаточного материала, что способствует повышению культуры подачи информации.
2) Исходя из целесообразности, формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий.
Используется компьютерный класс. Применяется обычно для контроля знаний учащихся, когда за короткое время большое количество учеников проверяют свои знания (для этого используются контролирующие программы).
Используется один компьютер, как правило, для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые проводить в реальной жизни невозможно.
Используется один компьютер и видеопроектор для организации самопроверки на этапе контроля знаний.

3) Средства для применения на уроках.
Использование готовых мультимедийных программ.
Создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения. Опять-таки к созданию этих средств надо подходить очень ответственно. К программам такого рода предъявляются определенные требования.
Раздаточный материал, приготовленный с использованием компьютера и принтера (например, задачи по готовым чертежам).















Применение компьютера в учебно-воспитательном процессе можно систематизировать в следующую таблицу:

Где
Для чего
Что
Как

К уроку
При подготовке к уроку
Для распечатки раздаточного материала
Текстовые и графические редакторы
Компьютер и принтер


На уроке
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления. На этапе первоначального контроля
Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных
Контролирующие и тестирующие программы
Компьютерный класс, соответствую-щее ПО


На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления
Для обучения
Обучающие программы
Компьютерный класс


На этапе объяснения нового материала
Для демонстрации при объяснении нового материала
Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций
Один компьютер и видеопроектор


На этапе закрепления изученного материала
Для организации актуализации опорных знаний
Слайд-шоу
Один компьютер и видеопроектор


На этапе всесторонней проверки ЗУН
Для самопроверки и самоконтроля

Один компьютер и видеопроектор

На внеклассных мероприятиях
На внеклассных мероприятиях
Для демонстрации материала
Мультимедийные средства
Один компьютер и видеопроектор


На внеклассных мероприятиях практического характера
Для развития творческих способностей учащихся
Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр
Компьютерный класс








При подготовке данного материала я проводила анкетирование в классах, где использовались мультимедийные средства на уроках. Ребята с большим удовольствием принимают такие уроки.
Применение ИКТ на уроках математики показало:
повышение интереса к урокам математики,
повышение познавательной активности,
улучшение дисциплины на уроках,
улучшение успеваемости по предмету,
улучшение эмоционального состояния,
развитие внимания и памяти.

Все более широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс показывает интерес к нему со стороны педагогов. Это обосновано следующими факторами:
красочность и наглядность информации;
эстетичность подачи материала;
расширение горизонтов получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий;
экономия времени урока;
возможность разнообразия подачи информации;
удобство размножения раздаточного материала;
возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера;
другие.
Все эти факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности урока.


Данная информация предназначается тем учителям, которые не боятся трудностей при подготовке к урокам, дополнительных затрат времени, которые могут организовать свой труд, пересмотреть свои взгляды на процесс обучения и находят в себе силы к творчеству и поиску новых решений.

Желаю удачи!









Приложения.

Приложение 1.
Использование электронных пособий.
Если учитель решил использовать электронные учебные пособия для более успешной организации учебной деятельности учащихся, в процессе которой развиваются умения мыслить, учиться и действовать, то ему необходимо разработать методы применения этих пособий на уроках.
Что для этого необходимо?
I. Провести диагностику сформированности учебной деятельности класса. Напомним, что под учебной деятельностью психологи понимают деятельность учащихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмов решения, связанных с ним задач и, следовательно, на развитие школьников и формирование личности. Методы диагностики могут быть различными: анализ устных ответов и письменных работ учащихся; учёт количества решаемых учениками задач за одно и тоже время; уровни сложности решаемых задач; наблюдения за качеством работы на уроке.
По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:
положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.
Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Важно, чтобы перемещение шло в направлении от "последней" в "первую", а не наоборот. Условное деление по группам позволяет учителю организовать работу по формированию приемов учебной деятельности учащихся дифференцированно и с учетом их индивидуальных возможностей. Помощником учителя в осуществлении данной задачи становится компьютер.
II. Сформулировать цели, с которыми будут применяться электронные учебные пособия при изучении той или иной темы. Постановка цели должна вызвать потребность достижения этой цели, то есть цель должна быть осознана и принята учащимися, и только после этого осуществляются необходимые учебные действия.
III. Осуществлять оперативный контроль для того, чтобы вовремя можно было помочь ученику усвоить изучаемый материал и сформировать навыки самостоятельной работы. Оперативный контроль осуществляется с помощью методов взаимоконтроля, самоконтроля, тестирования. Тестирование хорошо проводить с помощью компьютера, когда ученик видит результаты своих ответов и получает независимую оценку. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению незнания и непонимания.
Далее учителю необходимо составить тематическое планирование с учетом применения электронных пособий на уроке. Учитель определяет темы и этапы урока, на которых будет использовать компьютер.
После того, как учитель уяснил для себя темы, в которых он будет применять компьютер, встаёт вопрос - как это сделать на конкретном уроке? И здесь необходимо поработать над методикой применения электронных учебных пособий.
Выделим основные моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке к урокам. Планируя урок, учитель должен:
хорошо представлять на каком этапе урока, и с какой целью он будет применять электронное учебное пособие;
хорошо знать возможности своих учеников, уровень обученности на данный момент, уровень сформированности учебной деятельности каждого ученика, чтобы осуществить дифференцированный подход в организации обучения;
учитель должен хорошо знать структуру электронного учебного пособия.








Приложение 2.

При подготовке и проведении урока с использованием ИКТ необходимо учитывать нормы санитарно-гигиенических требований к уроку (длительность демонстраций, соблюдение дистанции просмотра, использование упражнений для снятия напряжения с глаз, смена видов деятельности и т.д.).
Предлагаю несколько упражнений (необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся):
Нарисуйте взглядом несколько геометрических фигур, цифры, слово «Решение» (можно связать с темой урока). Измените направление (по часовой стрелке, против часовой стрелки).
Крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, откройте глаза и посмотрите влево (вправо), не поворачивая головы.
Левой рукой нарисуйте в воздухе окружность, а правой – цифру 5. Сделайте это одновременно. Сделайте это еще раз с закрытыми глазами.
Закройте глаза. Крепко. Крепче. Еще крепче. Максимально крепко. Теперь постепенно расслабьте веки. Откройте глаза. Повторите упражнение.
Возьмитесь левой рукой за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Поменяйте руки. Повторите с закрытыми глазами.
Игра «Светофор». Правила: если закрыт правый глаз, то это обозначает красный сигнал светофора, левый глаз – зеленый сигнал; оба глаза закрыты – желтый свет. Учитель командует: Стой! Жди! Иди!

Приложение 3.

К данной работе прилагается дискета с разработкой урока геометрии в 8 классе по теме «Решение задач на нахождение площадей фигур» с применением ИКТ.








Литература:
Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. - М.: Просвещение 1985.
Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
Молочков В.П. Информационные технологии обучения.//Компьютерные учебные программы и инновации.- 2004 - №1. .
Реди Е.В. Из опыта решения проблемы информатизации учебного процесса. // Информационные технологии в общеобразовательной школе: Сборник материалов международной телеконференции. Новосибирск. Изд. Центр ИВТ СОРАН, 2002.








13PAGE 15


13PAGE 14715



Из данных треугольников выберите те, у которых есть прямой угол
(используйте транспортир).









Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415