Планируемые результаты обучения русскому языку в начальной школе по УМК Школа России
Планируемые результаты обучения русскому языку по УМК «Школа России»
В конце 1 классе обучающиеся должны знать: название букв русского алфавита; признаки гласных и согласных звуков, гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие; деление на слоги; правила переноса; правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Обучающиеся должны иметь представление: о грамматических группах слов; о различии предложений по цели высказывания; о признаках текста и его оформлении;об основных признаках согласных звуков и букв.
Обучающиеся должны уметь: вычленять звуки из слова, правильно их произносить; различать гласные и согласные звуки и буквы; правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком; делить слово на слоги; выделять в слове ударный слог; переносить слово по слогам; вычленять слова из предложений; четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов; употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения, писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных; устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему. К концу 2 класса учащийся должен знать: что такое предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное;
изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их лексические и основные грамматические признаки;
что такое однокоренные слова, корень слова.
Должен различать и сравнивать: словосочетание и предложение; виды предложения по цели высказывания; главные члены предложения; части речи; однокоренные слова; звуки и буквы; признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.
Должны уметь: выделять предложение из сплошного текста; составлять предложения из слов и словосочетаний; письменно отвечать на вопросы; находить главные члены предложения; ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации; по двум признакам – значению и вопросу – определять части речи; раздельно писать предлоги со словами; выделять корень в однокоренных словах;подбирать однокоренные слова; проверять безударные гласные и парные согласные в корне изменением числа и подбором однокоренных слов; писать слова с непроверяемым написанием; каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропуска букв, вставок, искажения букв; писать под диктовку тексты (30 – 45 слов) с изученными орфограммами и пунктограмами.
В результате прохождения программного материала 3 класса обучающийся должен знать: предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные); главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения; однородные члены предложения; состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание); правописание парных согласных в корне;
правописание непроизносимых согласных; правописание слов с двойными согласными;
изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания; правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ); имя числительное; правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации; ставить в конце предложения нужные знаки препинания; устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами; выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды); производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала); производить разбор слова по составу; обозначать парные согласные в корне; писать слова с непроизносимыми согласными; писать слова с двойными согласными; изменять имена существительные по падежам; склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа; писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце; писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.); использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения; пользоваться словарями и справочной литературой.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать: признаки простого и сложного предложения; признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов), признаки однородных членов предложения; лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов, признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных, признаки 1 и 2 спряжения глаголов.Обучающиеся должны различать и сравнивать простое и сложное предложение; главные и второстепенные члены предложения; лексика – грамматические признаки изученных частей речи; типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов
Обучающиеся должны уметь производить синтаксический разбор предложения; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами; устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление; разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы; безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.), правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в концепредложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,приставку, суффикс;
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
• изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
• изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
• изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
• распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
• устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
• распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
• производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
• интонационно правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)составленному плану;
• определять тему и основную мысль текста;
• делить текст на части, соблюдать красную строку;
• устанавливать связь между частями текста;
• устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
• озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
• распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательногохарактера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ - рассуждение.