Выступление на семинаре Реализация ФГОС второго поколения в начальной школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №3
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГУСЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Реализация ФГОС второго поколения
в начальной школе
Сеина Алла Викторовна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2013 г.
«Реализация ФГОС второго поколения в начальной школе»
(Выступление на семинаре 29.10.14. г.)
Слайд 1
Начальная школа 4-ый год работает в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования.
Слайд 2
Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В современных условиях учителю начальных классов приходится решать целый комплекс проблем. С одной стороны добиться соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от способностей их усвоить, с другой стороны создать комфортность пребывания школьника в классе и в школе и создавать оптимальные возможности для интеллектуального развития всех учеников в классе.
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.
Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями,
чтобы уметь решать любые задачи.
Слайд 4
Только с помощью действия можно включить ученика в образовательный процесс
Слайд 5
Отличия от традиционной концепции
Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст (компетентностный подход).
Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть),
тренировки навыков (доведение навыков до автоматизма).
Слайд 6
Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:
было: я выучил и поэтому знаю;
стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
Слайд 7
Начиная работу на каждом уроке, дети под руководством учителя формулируют цель урока. Роль учителя организующая, направляющая.
Слайд 8
Для достижения целей образования по ФГОС используем следующие формы работы:
Работа в парах, группах.
Слайд 9
Дети знают и применяют алгоритм работы в группе:
1.Повторение задания для осознанного понимания.
2. Выдвижение версий всеми членами группы.
3.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
4.Совместное принятие решения.
5.Анализ решения. Оформление.
6.Проговаривание в группе выступления.
7.Представление решения.
Слайд 10
Для повышения мотивации учащихся, развития познавательной активности используем прием “Драматизации и театрализации”.
В учебнике по чтению много текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки.
Слайд 11
Проблемное обучение.
Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи.
Слайд 12
Подготовка дополнительного материала к урокам в форме сообщений. В ходе обучения учащиеся самостоятельно добывают информацию, используя Интернет, энциклопедии, справочники.
Слайд 13
Проектно-исследовательская деятельность.
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества.
Слайд 14
Особенности УМК (Система Л.В. Занкова, ПНШ)
1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;
огромное разнообразие творческих заданий, которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления;
в учебниках включены странички, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.
Слайд 15
2) Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое.
Слайд 16
3) Внимание на уроках уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся.
В конце каждого урока дети оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек зеленого (высокий уровень), желтого (средний уровень), красного цвета (низкий уровень)
Слайд 17
4) Интегрированный подход к обучению, применяемый при работе по новым стандартам, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроках чтения и окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, выпуск газеты, описывающий картины природы.
Слайд 18
Познавательная деятельность учащихся не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности.
Слайд 19
Для активизации познавательной активности учащихся важное значение имеет участие в различных конкурсах. Таких как:
Слайд 20
Всероссийская дистанционная олимпиада «О, спорт, ты – мир!»
Слайд 21
Экологический конкурс «Вторая жизнь»
Слайд 22
Всероссийская дистанционная олимпиада «Преданья старины далёкой»
Слайд 23
Межрегиональный конкурс-игра «Зимние интеллектуальные игры»
Слайд 24
Муниципальная выставка-конкурс «Цветы для мамы»
Слайд 25
Муниципальный этап конкурса «Вечное слово»
Слайд 26
Всероссийский конкурс «КИТ»
Слайд 27
Всероссийская дистанционная олимпиада «По страницам любимых книг»
Слайд 28
Всероссийский конкурс «Золотое руно» и другие.
Слайд 29
Все достижения учащихся отражаются в портфолио.
Портфолио состоит из двух разделов, которые в свою очередь делятся еще на несколько подразделов.
Первый раздел - ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе. (Подразделы: «Моя семья», «Что я умею лучше всего и чему хочу научиться» и другие)Второй раздел включает в себя достижения и успехи ребенка за весь период начальной школы, заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов.
(«Моя учеба», «Участие в олимпиадах, конкурсах», «Участие в проектной деятельности»)
Слайд 30
Таким образом, в соответствии со ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности,
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Слайд 31
Спасибо за внимание