Программа факультативного курса Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем
Пермский край
Краснокамский муниципальный район
МБОУ «Конец-Борская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем»
возраст 14-15 лет, 8-9 класс
продолжительность обучения 1год (34 час)
Автор-составитель:
Пономарева Инна Владимировна
учитель технологии
г. Краснокамск, 2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый народ имеет свой собственный идеал человека и требует от воспитания воспроизведения этого идеала в различных личностях.
К.Д.Ушинский
Программа факультативного курса «Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8-9 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствует активному приобретению учащимися культурного богатства народа. Население Прикамья с давних пор было полиэтничным. В близком соседстве жили: русские, коми-пермяки, манси, марийцы, удмурты, башкиры, татары.
Принято считать, что человек должен знать о своем крае, об исторических и духовных ценностях своего народа, и не только знать, но и стать носителем информации о своем народе. Национальный костюм является одним из носителей информации. Ф.М. Достоевский писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не понимает настоящего и не заслуживает будущего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважение относиться к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно пронизывать все этапы системы образования. Что подтверждается в «Концепции содержания национального образования в Пермской области» (Пермь, 2000г.). Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизации, отличным от его собственной» (ст.29).
Цель курса: пробуждение интереса учащихся к народной культуре.
Основные задачи курса:
Знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой через изучение национального костюма;
Способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;
Развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся;
Расширить словарный запас учащихся по этнографической тематике.
Программа факультативного курса «Национальная одежда и быт народов Прикамья в прошлом и настоящем» основана на единых подходах и принципах:
Интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину Пермского края;
Использование разнообразных форм организации занятий;
Обеспечение психологического комфорта ребенка;
Формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится по двум направлениям: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков. Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, экскурсий, встреч. Практическая часть включает в себя отработка навыков рукоделия (вышивка, ткачество), приготовления национальных блюд, постановку народных праздников. Отслеживание результатов обучения проходит в форме тестирования.
Предполагаемые результаты:
Приобретение теоретических знаний о национальной одежде и быте народов Прикамья и практических умений ведению быта;
Участие в ежегодной научно-исследовательской конференции учащихся;
Повышение интереса к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору;
Получение навыков исследовательской деятельности и развитие творческих способностей.
Методы работы:
наглядные, словесные, практические, пробемно-поисковые и репродуктивные.
Формы работы:
Беседа, рассказ, встреча с интересными людьми, игра, практическая работа, защита проекта, научная конференция.
Отслеживание результатов:
Участие в научно-исследовательской конференции;
Участие в конкурсах;
Пополнение экспонатов и базы данных школьной музейной комнаты;
Анкетирование учащихся и родителей.
Материально-техническое обеспечение курса:
Наличие компьютерной техники (ПК, проектор, экран);
Наличие цифрового фотоаппарата, сканера и принтера;
Использование возможностей музейной комнаты;
Наличие канцелярских товаров.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п /п
Тема
Всего часов
В том числе
Форма контроля
теория
практика
Экс-я
др.
1
Введение
1
1
2
Места проживания наших предков
1
1
3
Национальный костюм русских
2
1
1
4
Быт русских
2
1
1
5
Русские народные праздники
1
1
6
Обычаи и традиции русской семьи
1
1
тест
7
Национальный костюм коми-пермяков
2
1
1
8
Быт коми-пермяков
2
1
1
9
Народные праздники коми-пермяков
1
1
10
Обычаи и традиции семьи коми-пермяков
1
1
тест
11
Национальный костюм удмуртов
2
1
1
12
Быт удмуртов
2
1
1
13
народные праздники удмуртов
1
1
14
Обычаи и традиции семьи удмуртов
1
1
тест
15
Национальный костюм татар и башкир
2
1
1
16
Быт татар и башкир
2
1
1
17
народные праздники татар и башкир
1
1
18
Обычаи и традиции семьи татар и башкир
1
1
тест
19
Работа над проектом по исследовательской деятельности
4
4
Защита проекта
20
Национальная одежда и быт марийцев
2
1
1
21
Национальная одежда и быт манси
1
1
тест
22
Экскурсия в этнографический музей «Хохловка»
1
1
Итого
34
15
13
1
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1. Введение – 1 час
Познакомить учащихся с общей структурой факультативного курса, его содержанием, формами работы, видами практических работ. Провести анкетирование.
Занятие 2. Места проживания наших предков – 1час
Этническая карта Урала в IX- середине XVI вв. Народы Среднего Урала в конце XVI – первой половине XVIII в. Расселение, численность и исторические судьбы народов Пермского края в второй половине XVIII - XIX вв. Народы Прикамья в XXвеке.
Занятие 3. Национальный костюм русских – 1 час
Старинная русская одежда. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Верхняя одежда. Вышивка в национальной одежде. Ткацкий станок, Изделия ручного ткачества. Словарь «Национальная одежда»
. Национальный костюм в современное время
Занятие 4. Национальный костюм русских – 1 час (практика)
Знакомство с техникой вышивания «крест». Выполнение вышивки в технике «крест». Изготовление оберега, открытки, сувенира.
Занятие 5. Быт русских – 1 час
Поселение, усадьба, жилище. Интерьер кухни. Домашняя утварь, пища.
Занятие 6. Быт русских – 1 час (практика)
Приготовление русских национальных блюд: блины, каша из тыквы.
Занятие 7. Русские народные праздники – 1 час (практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)
Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Исполнение народных праздничных песен.
Занятие 8. Обычаи и традиции русской семьи – 1 час
Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.
Проводы в солдаты. Свадебные обряды.
Занятие 9. Национальный костюм коми-пермяков – 1час
Национальная одежда коми-пермяков. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Женские украшения
. Верхняя одежда. Узорные пояса – кушаки. Словарь «Национальная одежда»
. Национальный костюм в современное время.
Занятие 10. Национальный костюм коми-пермяков – 1час (практика)
Знакомство с техникой ткачества. Выполнение образца тканого пояса. Изготовление оберега, сувенира.
Занятие 11. Быт коми-пермяков – 1 час
Поселение, усадьба, жилище. Домашняя утварь, пища. Интерьер крестьянской избы.
Занятие 12. Быт коми-пермяков – 1 час (практика)
Приготовление коми-пермяцких национальных блюд: пельняни (пельмени)
Занятие 13. Народные праздники коми-пермяков – 1 час(практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)
Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Знакомство и навыки исполнения народных праздничных песен.
Занятие 14. Обычаи и традиции семьи коми-пермяков – 1 час
Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.
Проводы в солдаты. Свадебные обряды.
Занятие 15. Национальный костюм удмуртов – 1час
Национальная одежда удмуртов. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Женские украшения
. Верхняя одежда. Словарь «Национальная одежда»
. Национальный костюм в современное время.
Занятие 16. Национальный костюм удмуртов – 1час (практика)
Навыки изготовления украшения из монет. Изготовление браслета, нагрудного украшения.
Занятие 17. Быт удмуртов – 1 час
Поселение, усадьба, жилище. Домашняя утварь, пища. Интерьер крестьянской избы.
Занятие 18. Быт удмуртов – 1 час (практика)
Приготовление удмуртских национальных блюд: пирожки из калины
Занятие 19. Народные праздники удмуртов – 1 час (практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)
Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Знакомство и навыки исполнения народных праздничных песен.
Занятие 20. Обычаи и традиции семьи удмуртов – 1 час
Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.
Проводы в солдаты. Свадебные обряды.
Занятие 21. Национальный костюм башкир и татар – 1час
Национальная одежда татар и башкир. Мужской и женский костюмный комплекс. Головные уборы. Женские украшения
. Верхняя одежда. Словарь «Национальная одежда»
. Национальный костюм в современное время.
Занятие 22. Национальный костюм башкир и татар – 1час (практика)
Навыки изготовления головного убора «тюбетей». Способы его украшения.
Занятие 23. Быт башкир и татар – 1 час
Поселение, усадьба, жилище. Домашняя утварь, пища.
Занятие 24. Быт башкир и татар – 1 час (практика)
Приготовление национальных блюд: чак-чак
Занятие 25. Народные праздники башкир и татар – 1 час (практика) + 1 час урок музыки (интегрированное занятие)
Календарные праздники. Разработка сценария одного из календарных праздников. Знакомство и навыки исполнения народных праздничных песен.
Занятие 26. Обычаи и традиции семьи башкир и татар – 1 час
Праздники и обряды. Строительство дома и новоселье. Родильный обряд.
Проводы в солдаты. Свадебные обряды.
Занятие 27-30. Подготовка к научно-исследовательской конференции учащихся.
Познакомить с этапами исследовательской деятельности. Правила оформления работы
Темы рефератов:
Текстильный орнамент коми-пермяков
Образ русской березы в старинных обрядах
Символика в национальной одежде
Обычаи и традиции современной семьи
Элементы национального костюма в современной одежде
Народные приметы
Народный календарь
Занятие 31. Национальная одежда и быт марийцев– 1 час
Национальный костюм марийцев. Словарь «Национальная одежда. Быт марийцев. Современные этнокультурные процессы.
Занятие 32. Национальный костюм марийцев – 1час (практика)
Элементы вышивки в национальном костюме. Выполнение вышивки в технике «косой стежок». Изготовление оберега.
Занятие 33. Национальная одежда и быт манси – 1 час
Национальный костюм манси. Словарь «Национальная одежда. Быт манси.
Материальная и духовная культура. Современные манси
Занятие 34. Экскурсия в этнографический музей «Хохловка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(для педагога)
А.М.Белавина Страницы истории земли Пермской. Пермь: Книжный мир, 1995
Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1994. – с.130
Морозова М.Г. Традиционный костюм народов Прикамья. – М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1900.
Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII- первой половине XIX века. – Пермь: Издательство Пермского университета, 1995.
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. – 296с.: ил.
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. / Историко-этнографический атлас. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. – 128с.: ил.
Чагин Г.Н. Коми-пермяцкий национальный костюм. Кудымкар: Коми-пермяцкое книжное издательство, 2006; Пермь: Пермское книжное издательство, 2006
Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Издательство «Пушка», 2007. – 296с.: ил.
Электронное учебное пособие «Энциклопедия Пермской области» 2006 год
Этническая культура и современная школа. Материалы областной научно-практической конференции. Вып. 2 - Кудымкар: Издательство ПОНИЦАА, 2004.
Этническая культура и современная школа: Материалы областной научно-практической конференции (27-28 апреля 2006 г., г.Чернушка). Вып.4 – Пермь: Издательство ПОННИЦА, 2006. – 248с.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815