Выступление на тему Конструирование урока в свете ФГОС второго поколения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №4
Конструирование урока в свете ФГОС второго поколения
Выполнила: Дерябина Л.В.,
учитель химии
2015 год
Конструирование урока в свете ФГОС второго поколения
Современный урок – это урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
В основу современного урока положены следующие методические принципы:
субъективность;
метапредметность;
деятельностный подход;
коммуникативность;
рефлексивность;
импровизация.
В основание новой технологии урока заложены три постулата:
урок есть открытие истины, её поиск и осмысление в совместной деятельности детей и учителя;
урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Ресурсы современного урока можно разделить на человеческие, методические и технологические. Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: ученик учитель, родители.
Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приемы, методы обучения.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.
Выделяют традиционную и инновационную Модели современного урока. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.
Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и инновационной педагогике.
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.
Характеристика современного урока.Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
На уроке формируются следующие виды универсальных учебных действий:
личностные;
познавательные;
регулятивные;
коммуникативные.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные учебные действия обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности:
целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;
планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
К технике проведения урока предъявляются следующие требования:
урок должен быть эмоциональным;
вызывать интерес к учению;
воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными;
действия учителя и учащихся завершенными;
необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
педагогический такт.
Структурные элементы современного урока суммированы в таблице.
Структурные элементы урока
Этапы Дидактические задачи Показатели реального результата решения
задачи
1.Организация
начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
2. Проверка
выполнения
домашнего
задания Установление правильности
и объемности выполнения
домашнего задания всеми
учащимися Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения
задания и коррекции пробелов
3. Подготовка
к основному
этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний
и умений Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной
деятельности на основе опорных знаний
4. Усвоение
новых знаний
и способов
действий Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания знаний и способов
действий, связей и отношений
в объекте изучения Активные действия учащихся
с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
5. Первичная
проверка
понимания Установление правильности
и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление
пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся
6. Закрепление
знаний
и способов
действий Обеспечение усвоения новых
знаний и способов действий
на уровне применения
в измененной ситуации Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
7. Обобщение
и систематизация знаний Формирование целостной
системы ведущих знаний
по теме, курсу, выделение
мировоззренческих идей Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации
и систематизации, выявлению внутрипредметныхи межкурсовых связей
8. Контроль
и самопроверка
знаний Выявление качества и уровня
овладения знаниями
и способами действий,
обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых
результатов обучения
9. Подведение
итогов
занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели
и наметить перспективу
последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации
о реальных результатах учения
10. Информация
о домашнем
задании,
инструктаж
по его выполнению Обеспечение понимания цели,
содержания и способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих
записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания
всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития
К содержанию урока и процессу учения выдвигаются требования:
урок должен быть воспитывающим; необходимо обеспечить изучение основ науки, систематичность, прочность знаний, учет индивидуальных возможностей,
создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
большую часть урока активно работают учащиеся. Критериями эффективности современного урока являются:
обучение через открытие;
наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам;
развитие личности;
способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
демократичность, открытость;
осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены;
педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Современный учитель:
четко и точно формулирует задания;
не дает новые знания ученикам в готовом виде;
не повторяет задание 2 раза;
не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам;
не повторяет то, что уже сказали ученики;
предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза;
подбирает комплексные задания.
Создание и использование видеофрагментов на уроках химии
1. Использование видеоопытов химических экспериментов.
Несмотря на большое количество видеофрагментов в сети, при применении их на уроках нужно руководствоваться принципами целесообразности.
Ни один видеоопыт не в состоянии заменить эксперимент. Это создание иллюзии, виртуальности, что в принципе противоречит естественно-научному мышлению. Поэтому, видеоопыты можно применять в крайних случаях:
при демонстрации экспериментов в сети;
видеофрагменты в случае невозможности их проведения (техника безопасности, сцена, конференция и т.д.).
2. Создание и использование видеолекций уроков.
В учебном процессе можно использовать видеолекции уроков, объясняющие механизмы химических реакций, правила, законы химии. Видеолекции можно создать либо из презентаций, либо из флеш-приложений. Флеш-заготовки, это своего рода конструктор, состоящий из химических элементов или фрагментов уравнений химических реакций. Для их разработки не надо специальных знаний программирования. Процесс создания интерактивных флеш-разработок подробно разбирается на сайте «Сеть творческих учителей» в сетевом сообществе «Создание интерактивных образовательных ресурсов» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=316681&tmpl=com).
Флеш-разработки можно применять на уроке для объяснения нового материала, выполнения интерактивных заданий, проверки домашнего задания и т.д.
Из этих же заготовок можно создать видеоуроки. Используя режим «захват экрана» заполнить необходимую схему в заготовке урока. Все действия, которые в это время происходят на экране – перетаскивание объектов, составление уравнений химических реакций, комментарии и подписи – записываются. Так создается видеофрагмент урока. Далее видеофрагменты редактируются в специальных программах, размещаются в Интернете на сайте. Видео-уроками ребенок всегда может воспользоваться вместо учебника, особенно им были пропущены уроки.
3. Создание мультфильмов.
Самым интересным для детей является представление информации по химии в нестандартной, мультипликационной форме. Размещены мультфильмы на сайте (http://himiya.jimdo.com/), так и на сайте «Сеть творческих учителей» в сетевом сообществе Химоза (http://www.itn.ru/ communities. aspx? cat_no=4605&lib_no=173802&tmpl=lib).
Мультсериалы – это целые проекты, в которых могут участвовать большое количество детей из разных классов. В ходе их реализации у детей развиваются такие метапредметные навыки, как: умение работать с информацией при подготовке сценария, обрабатывать различные виды информации в процессе работы с видео, звуком, графикой, анимацией. Сюда же стоит отнести развитие творческого воображения и особенно создание целостной картины восприятия многосерийного мультфильма, что особенно актуально в эпоху «клипового» мышления. Ведь, подчас именно умения систематизировать полученные знания не хватает учащимся. Все чаще мышление у детей становится обрывистым, фрагментарным, не системным. Тогда как на уроках химии (и не только!) важно целостное представление и понимание различных законов природы, а также применение веществ с учетом специфики их строения и свойств.