Конструирование технологической карты урока обществознания в 5 классе по теме «Государственные символы России» (введение ФГОС второго поколения)

Урок обществознания в 5 классе по теме: «Государственные символы России».

Цель урока: дать ученикам представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»); исследовать вопрос о преемственности в символике российских герба, знамени, гимна.

 Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи , представлять результаты своей деятельности в различных формах(презентация, сообщение);
- готовность к сотрудничеству в парной работе.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества;
-способность применять понятийный аппарат ;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей и народов истории человечества в целом.
Личностные результаты:
- координация различных позиций в сотрудничестве, умение уважать мнение других,
- осмысление социально-нравственного опыта других поколений, способность к определению своей позиции;
- понимание культурного многообразия мира, толерантность

План урока:
1.     Символы современной России;
2.     Государственный флаг;
3.     Российский герб;
4.     Гимн России.
 
Основные понятия: герб, флаг, знамя, гимн.
 
Оборудование урока: Изображение Российского флага и герба (желательно крупные); музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна, песня «С чего начинается Родина».
 
Ход урока:
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас? Чем вы можете это сейчас объяснить, как вам хочется это выразить?
Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь . Мне хочется предложить вам следующую таблицу.

ЗНАЮ
ХОЧУ ЗНАТЬ
УЗНАЛ






















Учитель предлагает написать в первой колонке все, что они знают о России и символах. (Что я знаю о символах России ?). Затем - Что бы я хотел узнать о символах России? Целесообразно спросить детей, а зачем нам всем необходимо знать о символике нашего государства? Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ »С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА». О чем эта песня, какими чувствами она пронизана, как вы думаете, зачем я ее включила сейчас? ( Выслушать детей). А зачем я ее включила? Ребята, а с чем еще вы еще ассоциируете нашу Родину? Красивая русская зима, березовый лес, наше море, Красная площадь, могила Неизвестного солдата и т.д.
 
Iчасть. Символы современной России (5 минут)
Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это главные символы каждого государства. Когда сложились современные символы России? Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако почти все были признаны официальными символами сравнительно недавно.
- Чем это объяснить? (Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством).
До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы, а современной России потребовались новые символы.
Запись на доске и в тетрадях: Символы государства: герб, флаг, гимн.
 
II часть. Государственный флаг (10 минут)
Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг России - покажите его изображение.
- Как мы опишем его? (флаг состоит из трёх горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей и красной)
Теперь послушайте как звучит его официальное описание, закреплённое в федеральном законе «О Государственном флаге Российской Федерации», принятом Государственной Думой 8 декабря 2000 г.:
«Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»
Запись в тетрадях: Флаг России состоит из трёх горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной.

Ещё в 1989 г. в Москве и Ленинграде демонстранты во время митингов стали поднимать трёхполосное бело-сине-красное знамя. Во время августовского путча 1991 г. в Москве над Белым домом и в других местах взвились бело-сине- красные полотнища. Вскоре знамя стало государственным флагом РФ. В августе 1991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трёхполосное знамя официальным национальным флагом России. 22 августа было постановлено считать  Днём государственного флага РФ.
Что означают цвета флага? На Руси издревле белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) – веру, верность. Красный – огонь, смелость, честность, красоту. Российский триколор появился ещё в конце XVII в. при Петре I. Тогда он стал флагом торгового флота России. После долгого перерыва в конце XX столетия триколор стал знаменем новой России.
 
III часть. Российский герб (10 минут)
В начале беседы учитель предлагает вспомнить, как выглядит герб РФ. Затем вместе с классом определяет основные составляющие герба (включает изображение увенчанного тремя коронами двуглавого орла в поле красного щита; всадника, колющего змея в красном щите на груди орла, державу и скипетр в лапах орла).
Запись в тетрадях: Герб – это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного щита. На груди орла- святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змия.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ Афанасьева Дмитрия
При этом учитель демонстрирует изображение герба. Этот герб был утверждён в декабре 2000 г. Учитель поясняет, что наш герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV в. до 1917 г. Изображение герба является официальной эмблемой РФ, демонстрируя её суверенитет.
- Кто знает что–нибудь о происхождении современного российского герба?
Кратко расскажите детям о появлении двуглавого орла и драконоборца на печати Ивана III 1497 г. С тех пор герб продолжал развиваться, дополняться и изменяться – в соответствии с требованиями каждой из исторических эпох.

- Где помещается изображение герба? (На зданиях правительства, суда 
Государственной Думы и иных правительственных зданиях, официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте (флаге) Президента РФ и проч.).

-Как вы оцениваете возвращение старого российского герба?
(Ответы могут быть разными. Попросите учеников обосновать свой ответ).
Вывод: в своё время в двуглавом орле видели символ российской империи. После революции, с приходом к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако для нашего поколения это знак суверенности России. Интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.
 
IV часть. Гимн России (10 минут)
Ещё один государственный символ России – это её гимн.
- Что же это такое? (Гимн – это торжественное песнопение. Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.)
Запись в тетрадях: Гимн – это торжественная песнь или мелодия, один из символов государства.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ Черкасова Даниила
Прослушайте музыкальную запись гимна. 
Принятию современного гимна предшествовало почти десятилетие бурных споров, дебатов.
- Что можно сказать о современном гимне России? (Он торжественен, проникнут чувством гордости за отчизну и т.д.)
- Нравится ли он вам? Чем именно?
Споры и дискуссии вокруг современного гимна были вызваны тем, что в своей основе он восходит к гимну Советского Союза (лишь несколько изменены слова). Часть общества его не приняла. Однако независимо от исхода споров мы обязаны знать слова и музыку гимна, помнить, что это - один из символов нашей страны и достойно вести себя при его исполнении. В первую очередь это означает, что при исполнении гимна мы должны встать. Мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным.
 
V часть. Итог урока (5 минут)
Сегодня мы познакомились с главными символами России. Все мы должны их знать и почитать, поскольку они зримо воплощают, прежде всего современную Россию, в которой все мы живём.
В конце беседы можно задать вопрос: Какое значение для государства имеют государственные символы: герб, гимн, флаг?
А теперь заполняем нашу таблицу, что же вы еще нового узнали на уроке о символах России. ( под исполнение песни « Солнечный круг».

5. Подведение итогов
1. Когда трехцветный флаг был восстановлен в России? (1991 г.)
2. Что символизируют цвета российского флага? (белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) - веру, верность. Красный огонь, смелость, честность, красоту)
3. О чем свидетельствует приспущенный гос. флаг или прикрепленная к древку черная лента?
(Это свидетельство скорби всего государства и делается в дни всенародного траура)
4. В каких случаях звучит гимн? (торжественных случаях. Например, при вступлении в должность руководителей органов гос. власти, во время проведения торжественных ритуалов, мероприятий и праздников)
5. Откуда к нам пришел двуглавый орёл? (из Византийской империи).
6. Всадник с копьем на гербе, кто это? (Святой Георгий - Победоносец)

Наш урок подходит к завершению, мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас сейчас?
Домашнее задание:
1.Творческое задание – составить кроссворд о символике России, герб своего класса.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, анализирует оценки.

Завершается урок песней И.Талькова « Россия».


Учитель: Катомина Ю.Ю.








13PAGE 15


13PAGE 14115