Образовательная программа дополнительного образования творческого объединения «Мягкая игрушка из фетра»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Копейского городского округа

456625, Челябинская область г.Копейск, пр. Славы, 13а
Тел.: 8(35139)4-16-74, 4-16-75 Электронный адрес: 7448school@ mail.ru Сайт школы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МОУ СОШ № 48
_________ /О.В.Веретенник/ _________/Л.С.Апостолова/
«21» сентября 2015г. Приказ №__ от 28.09.2015г.





Образовательная программа
дополнительного образования
творческого объединения
«Мягкая игрушка из фетра»

возраст обучающихся: 8-11 лет
срок реализации: 1 год


Составитель:
Елисеева Юлия Александровна
учитель начальных классов
второй квалификационной категории











Копейский городской округ
2015

Пояснительная записка

Направленность программы
Данная программа ориентирована на духовно-нравственное направление развития личности. Она представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работы с тканью, изготовления мягких плоских и объемных игрушек из фетра. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. На уроках обучающиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большего количества информации в данной области в современных школах создаются творческие объединения, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.
У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:
-об основных законах цветоведения;
-о простейших ручных швах;
-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);
-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);
-о приемах работы с аксессуарами (бисер, пайетки, пуговицы и т.д.);
-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;
-об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.

Актуальность проблемы
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.
Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку ещё занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.
Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.

Цели и задачи программы.
Цель – познакомить обучающихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с фетром и аксессуарами; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.

В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:
Обучающие:
-научить основам художественной грамотности;
-научить основам цветоведения ;
-научить приемам безопасной работы;
-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;
-научить практическим навыкам работы с тканью и мехом;
-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.

Воспитательно-развивающие:
-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
-создавать в классе соответствующую эстетическую среду;
-приобщение к народным традициям;
-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
-соединение обучения с воспитательным процессом;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Отличительные особенности программы
У обучающхеся в процессе работы в творческом объединении формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные детскими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.

Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 8-11 лет и рассчитана на один год обучения. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более 1-2 года. Например, младшая группа 1-2 класс, средняя 3-4 класс. Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. Первая группа обучающихся 8-9 лет занимается 2 раза в неделю 2 часа в один день и 1 час в другой. Обучающиеся второй группы 10-11 лет занимаются 2 часа 1 раз в неделю.
Наполняемость групп от 10 до 12 человек.

Формы и режим занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
-участие в выставках, конкурсах и т.д.
-реализация творческих идей.

Ожидаемые результаты обучения
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности обучающихся. В конце курса обучающиеся должны:
-знать историю развития игрушки;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с фетром и аксессуарами;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Учебно-тематический план для 1 группы


Наименование темы


Теоретические занятия
Практические занятия
Количество часов

1
Вводное занятие
2

2

2
Основные приемы работы с фетром


18

2.1
ТБ при работе
1



2.2
Материаловедение
2
3


2.3
Основные ручные швы
2
4


2.4

Способы закрепления нити
2
4


3
Цветоведение


12

3.1
Основные цвета
2
4


3.2
Сочетание цветов
2
4


4
Выполнение игрушек из фетра


69

4.1
Матрешка
1
4


4.2
Лошадка
1
4


4.3
Веселые клоуны
1
4


4.4
Зайчик
1
4


4.5
Собачка
1
4


4.6
Игрушка по выбору
1
4


4.7
Котенок
1
4


4.8
Львенок
1
4


4.9
Медвежонок
1
4


4.10
Игрушка по выбору
1
4


4.11
Совушка
1
4


4.12
Цыплёнок
1
4


4.13
Пингвин
1
4


4.14
Цветок
1
3


5
Выставка работ

1
1


Итого:
27
75
102


Учебно-тематический план для 2 группы


Наименование темы


Теоретические занятия
Практические занятия
Количество часов

1
Вводное занятие
1

1

2
Основные приемы работы с фетром


7

2.1
ТБ при работе
1



2.2
Материаловедение.
1
1


2.3
Основные ручные швы
1
1


2.4

Способы закрепления нити
1
1


3
Цветоведение


4

3.1
Основные цвета
1
1


3.2
Сочетание цветов
1
1


4
Выполнение игрушек из фетра


55

4.1
Матрешка
1
3


4.2
Лошадка
1
3


4.3
Веселые клоуны
1
3


4.4
Зайчик
1
3


4.5
Собачка
1
3


4.6
Игрушка по выбору
1
3


4.7
Котенок
1
3


4.8
Львенок
1
3


4.9
Медвежонок
1
3


4.10
Игрушка по выбору
1
3


4.11
Совушка
1
3


4.12
Цыплёнок
1
3


4.13
Пингвин
1
3


4.14
Цветок
1
2


5
Выставка работ

1
1


Итого:
21
47
68



Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.
Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Основные приемы работы с фетром.
2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем.
2.2. Материаловедение. Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработка различных поверхностей тканей.
Практическая работа: определить вид ткани.
2.3. Основные ручные швы. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».
Практическая работа: выполнение швов на фетре.
2.4. Способы закрепления нити. Различия между способами закрепления нитей и их ис
·пользование в процессе выполнения игрушек.
Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.
Тема 3. Цветоведение.
Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
Практическая работа: выполнение аппликации – цветовой круг из фетра.
Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.
Тема 4. Выполнение игрушек из фетра.
4.1. Матрешка. Беседа об истории народной игрушки и народного костюма. Анализ образцов - связь материала, формы росписи. Практическая работа: Зарисовка видов матрешек. Виды фетра и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек- лекал, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей оформление игрушки.
4.2. Лошадка. Беседа о городецкой росписи. Анализ декоративного решения игрушек-сувениров.
Практическая работа: Зарисовка мотивов городецкой росписи, заготовка выкроек-лекал, раскрой фетра и узоров аппликации, сшивание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление игрушки.
4.3. Веселые клоуны. Беседа о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.
Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных видов игрушек. Разработка мозаики костюма клоунов. Выполнение выкроек-лекал, подбор фетра, практическое выполнение модели, оформление.
4.4. Зайчик. Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.5. Собачка. Образы животных в скульптуре и живописи. Объемные игрушки. Выполнение объемной игрушки.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.6. Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Что мы можем сделать самостоятельно?
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой фетра и пошив, заготовка и укрепление каркаса, набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.7. Котенок.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.8. Львенок.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.9. Медвежонок.
Беседа об объемных игрушках.
Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.10. Игрушка по выбору.
Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ».
4.11. Совушка.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.12. Цыплёнок.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.13. Пингвин.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
4.14. Цветок.
Объяснение выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Тема 5. Выставка работ. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:

· правила Т/б с ручными инструментами;

· названия инструментов и приспособлений для работы;

· способы раскроя фетра;

· ручные строчки и швы;

· процесс изготовления игрушек.
Обучающиеся должны уметь:

· соблюдать правила ТБ;

· обводить шаблоны по контуру на ткани;

· работать с мелом, иглой, ножницами;

· раскраивать, шить и оформлять игрушку;
Методическое обеспечение программы
В программе используются следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
-изучение развития обучающегося (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности обучающихся, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей обучающегося, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки обучающегося.
Материально-техническое обеспечение.
Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта обучающихся, принимаются все желающие.
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты.
-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
-фетр;
-нитки катушечные разных цветов;
-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
-картон;
-синтепон, вата;
-ножницы, иголки;
-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
-самоклеящаяся цветная бумага.

Методические рекомендации. Выполнение графических работ
Качество выполнения игрушек из фетра в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.
Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек
Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства фетра, соблюдать правила раскроя.
При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.
В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.
Детали игрушек из фетра, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из фетра сшивают вручную. Детали игрушек из фетра сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек, выполненных из фетра могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.
Техника безопасности трудa.
На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.
При работе ножницами, иголками, булавками:
-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
-Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. -Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
-Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
-Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Список литературы.
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез.2007.
Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.
Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2009.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.
9. Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993. Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ-Сталкер. Подарок своими руками. 2003.





























13PAGE 15


13PAGE 14315



13 EMBED Word.Picture.8 1415



Root Entry