Конспект урока математики Сложение и вычитание многозначных чисел (ОС Школа 2100)
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 9 с. Кучерла
Авдеева Елена Александровна
Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел(ОС "Школа 2100")
Цели:
-работать над закреплением знаний по устной и письменной нумерации многозначных чисел;
познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел;
-вспомнить соотношение между единицами измерения величин;
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Ход урока.
I.Организационное начало.
1. Чтение стихотворения о Родине.
Льется солнце в тихий дол,
Степь горит цветами.
Край родимый,ты –мой стол
С хлебом, пирогами.
Так и шло из рода в род,
Прорастали зерна.
Край родимыймой оплот,
Жизни моей корни.
Янаследница твоя,
Край мой васильковый.
И душа поет моя,
День встречает новый. (Нарыжная В)
II.Актуализация изученного.
Постановка цели урока.
Не нарочно сегодняшний урок мы начинаем с этого стихотворения.О чем это стихотворение?(О Ставропольском крае,о нашей Родине)
Сегодняшний урок мы посвятим числовому исследованию нашего района.Слайд 1.
2.Работа по теме.
Итак,начнем свое исследование.
1.В нашем районе 25 населенных пунктов, 16 общеобразовательных школ и 14 детских дошкольных учреждений.Сколько образовательных учреждений в нашем районе? На сколько больше общеобразовательных школ,чем дошкольныхучреждений?
Слайд 2.
2.Земельный фонд составляет261000 га.
Сельскохозяйственные угодья239000 га.
Пашни18000 га.
Выразите это в кв.км.261000га=2610кв.км
239000га=2390кв.км
18000га=180кв.км
4.Вычислите год образования нашего района,если прошло 89лет.(20141925=89)
Да,ребята,наш район основался в 1925 году. С тех пор он развивается.Он имеет свой герб.
Слайд 3.
3. Работа в тетрадях.
-А сейчас откроем свои тетради.
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Минутка чистописания.
Ещё раз вспомним, в каком году образовался наш район? (1925)
Напишите цифры, из которых состоит год образования нашего района (1 9 2 5).
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
1. Беседа о многонациональном составе района.
- Ребята, наш район многонациональный. Гульсенем, ты кто по национальности? (туркменка), А Адам? (даргинец), Вадим? (русский).
Вот только в нашем классе сколько национальностей.
А сейчас посчитаем, сколько всего национальностей проживают в нашем районе, если:
Слайд 4.
Русские – 70 % = 17467 чел.
Туркмены – 18 % = 4 492 чел.
Татары – 5 % = 1247 чел.
Даргинцы – 5 % = 1247 чел.
Др. национальности – 2 % = 500 чел.(Данные - на конец 2014 года)
2. Постановка проблемы.
-Какое действие нужно совершить над этими числами, чтобы узнать, сколько всего людей в нашем районе? (сложение)
-Попробуйте сложить.
-Действительно, ребята, мы ещё не умеем выполнять действия сложения с такими большими числами.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с письменным сложением и вычитанием многозначных чисел.
3. Объяснение учителем алгоритма выполнения вычислений.
17 467 +4492 =21 959
1 247 +1247 = 2494
21 959 + 2494 = 24 453
24 453 + 500 = 24 953
-Когда легче найти значение выражения: когда записываем в строчку или в столбик? (в столбик)
-Как будем записывать числа, выполняя вычисления в столбик? (по разрядам)
-С какого разряда будем начинать вычисления? (с разряда единиц)
Мы знаем, что единицы пишутся под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Что же делать с классом тысяч? (Класс тысяч будем записывать на четвёртом месте).
(Дети под руководством учителя выполняют вычисления у доски и в тетрадях с проговариванием алгоритма вычисления).
- Так сколько всего человек проживает в Туркменском районе? (24 953)
4. Работа по учебнику. (с. 14)
- А сейчас откроем учебники. Посмотрите, как в учебнике объясняется алгоритм вычисления многозначных чисел. (Дети читают вслух)
-Рассмотрим пример на вычитание. (Запись аналогичная.)
Физкультминутка
-Ребята, мы сейчас проведём необычную физкультминутку. Я вам прочитаю задачу, если задача решается сложением, вы должны хлопнуть в ладоши над головой. Если задача решается вычитанием – встать из-за парт.
-Готовы?
Агропромышленный комплекс Туркменского района представляют 7 селькохозяйственных производственных кооператива, 6 обществ с ограниченной ответственностью, 416 крестьянско-фермерских хозяйств и 8968 личных подсобных хозяйств. Люди в Туркменском районе в основном занимаются земледелием, скотоводством.
Слайд 5.
1 задача. Ученики 4-х классов собрали 230 кг картофеля, а ученики 5-х классов собрали на 200 кг больше. Сколько кг картофеля собрали ученики 5-х классов?
+ хлопок над головой.
2 задача. Одна доярка надоила 195 л молока, а другая – на 15 л меньше. Сколько литров надоила вторая доярка?
- встать.
3 задача. Совхоз отправил в город 1000 кг смородины. А винограда – 2000 кг. Сколько кг ягод отправили в город?
+ хлопок над головой.
4 задача. В селе Кучерла 1366 чел, а в посёлке Троицком – 196 чел. На сколько больше человек в Кучерле, чем в Троицком?
- встать.
IV. Закрепление изученного.
Решение задачи.
Слайд 6.
В Туркменском районе проживает 12 331 человек мужского населения, а женского – на 1 268 человек больше, чем мужского. Каков состав женской части населения Туркменского района? (12 331 + 1 268 = 13 599 чел.)
Работа по учебнику. (С. 14, № 2) Работа по парам.
(Предлагается для выполнения примеры № 2.Какая пара первым, за определённое время решит правильно примеры, им предоставляется право открыть одну букву буквенного табло и отгадать слово)
М О Л О Д Ц Ы
Оценивание учащихся.
V. Итог урока.
Подошло к концу наше числовое исследование Туркменского района.
-Что нового узнали сегодня?
- Что было неясно и трудно выполнить?
VI. Рефлексия.
Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу. На парте у каждого ученика конверт с карточками самооценки:
–урок прошёл удачно. Я доволен собой!
–Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой.
- Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!
VII. Домашнее задание. (с. 15, № 9)
Использованная литература
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2009. – 25 с.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного-диалогического обучения//Образовательная система «Школа 2100». Сборник Программ. – М.,2004.- С. 75-90
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
http://abv.21309s02.edusite.ru
http://www.pedagogik-systems.ru
http://shcool-2.ru