Урок внеклассного чтения «Стихи русских поэтов о весне» (4 класс)
МБОУ «Крайненская средняя школа»
Сакская администрация Республики КрымУрок внеклассного чтения
«Стихи русских поэтов о весне»
в 4 классе
Учитель начальных классов:
Метельская Н.Н.
Крайнее, 2016 г.
Урок внеклассного чтения
Тема урока: Стихи русских поэтов о весне
Цель: познакомить с произведениями русских поэтов-классиков о весне; развить память, мышление, речь; прививать любовь к природе, к поэзии. Сформулировать интерес к детским книгам, как к источнику знаний, желание и привычку читать книги.
Планируемые результаты:
П. – умение прогнозировать содержание произведения, читать в слух, воспроизводить на слух поэтическое произведение;
М: – Р.– формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;
П. – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
К. – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в группе;
Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: портреты поэтов, репродукции картин о весне, выставка книг, кроссворд, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотным в жизни быть.
II. Приветствие и представление учителя.
Если снег по всюду тает,
День становиться длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер –
Значит к нам пришла … (весна)
(Е. Карганов)
III. Разгадывание загадок.
Старый дед,
Ему 100 лет
Мост намостил во всю реку,
А пришла молода –
Весь мост развела.
(мороз и весна)
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(весна)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает.
(весной)
IV. Разгадывание кроссворда (работа в группах)
Кто первый разгадает ключевое слово, поднимает зеленую карточку.
1. ж у ра в л и
2. а пре л ь
3. по д с н е ж н и к
4. с о л н ц е 5. л а с т о ч к а
Какие птицы летят клином?
Второй месяц весны.
Первый весенний цветок.
Что греет теплее и ярче?
Кто летит к нам с весною в сени?
Выставка книг.
– Какой темой объединены стихотворение, загадки, кроссворд? (темой «Весна»).
– Определите тему урока («Стихи русских поэтов о весне»).
– В природе зима борется с весной, не хочет уступать свои права, орьба холода и тепла.
Она приходит
И со своею сказкоюВолшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
(А. Аванесова).
– Природа является источником творчества человека. Вот, что писал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский: «Даже искусство не может дать тех моментов эстетического восторга, который дает природа».
(П.И. Чайковский)
V. Работа с выставкой книг.
Ориентировка в книге (показать связь между содержанием книги и ее внешним видом (приметами) – заглавие, фамилия автора, иллюстрация).
– Книга имеет обложку «платье книги». Титульный лист (фамилия автора, название книги, фамилия художника, где издана и когда). Есть оглавление или содержание. Кратка аннотация (о чем эта книга). Может быть предисловие или послесловие. Книжная иллюстрация поясняет текст путем иллюстрации.
VI. Работа по теме урока
Вступительное слово учителя (музыка).
– Наступила весна. Радостно светит солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по дорогам веселые ручейки. Лед на реке посинел. Надулись на деревьях почки. Прилетели из теплых краев грачи. Наверное нет такого человека, который не любил весну. Весна действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его: это единственное время года обладающие способностью пробуждать природу после долгого зимнего сна. Можно по-разному увидеть и услышать весну. В этом нам помогают произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал весеннюю природу, и в то же время в этих стихах есть что-то общее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Мои помощники помогут мне в этом.
Выступление детей.
Федор Иванович Тютчев
Ученик: Поздней осенью 1830 г. в Орловской губернии, в семье помещика родился будущий великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив московский университет, он уехал на дополнительную службу в Германию, а затем в Италию. Там он прожил более 20 лет. Память о родине, любовь к природе продиктовала ему строки, полюбившиеся многим читателям. После возвращения на родину Тютчев писал стихи для себя, близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 г. в журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет почти 20 лет спустя, когда поэту исполнилось 50 лет.
Стихи Тютчева высоко ценил Жуковский, Пушкин, Толстой. Тургенев писал о Тютчеве «Чувство природы в нем необыкновенно, живо и верно».
Учитель: – Тютчев легко улавливает переходы от поздней зимы к ранней весне. В его стихах природа жива, деятельна, будто сама ведет свой календарь. В этом стихотворении столкновение времен года представлено в виде сказочного сражения, но за ним видна точная картина наступления весны.
Ученик: Ф.И. Тютчев
Зима не даром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора
И все засуетились
Все нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ее хлопочет
И на весну ворчит.
Та ее в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Физкультминутка.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход,
Раз, два, раз, два.
А потом шагнул назад раз, два, раз, два.
А потом шагнул вперед,
Раз, два, раз, два.
А потом поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Раз, два, раз, два.
Продолжение работы.
Ученик: Весенние воды
Еще а полях блестит снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы»
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф.И. Тютчев
Ученик: Афанасий Афанасьевич Фет. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтических событий. Розы грустят и смеются, только позванивает колокольчик в цветнике. В стихах поэта весь мир дышит, радуется жизни. Фет изображает природу в праздничном солнечном блеске и в тонком полусвете луны. Настроение человека и природы в лирике Фета подчас зависит от времени года.
– первую картину весны видно с первых строк стихотворения:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Пушкин А.С.
– Трудно найти в наше время человека, который бы не знал и не любил произведения великого русского поэта. Наша любовь к нему крепка, его стихи становятся нам все ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и сказать: «Пушкин – незаходящие солнце русской поэзии». Язык Пушкина в стихах льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгается богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владеет им блестяще и все же не переставал изучать его все жизнь.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
VII. Работа по картинкам.
– Мы вместе с поэтами попытались через поэзию понять красоту жизни. А теперь посмотрите, как художники запечатлели на своих полотнах весну, как меняется природа весной, что изображают на картинах художники пейзажисты.
– Картину «Ранняя весна» написал известный художник Витольд Коетанович Бялыницкий – Бируля. Его работы получили высокие награды. За одну из них художник был удостоен звания Академика живописи.
После долгой зимы вдруг что-то изменилось в природе. Воздух кажется прозрачным, небо голубое, солнце теплее. И ты понимаешь, что это первое дыхание весны.
На картине «Цветочный май» Витольд Каетович изобразил долгожданный май. Кажется она вся наполнена солнечным светом и воздухом. Художник передал всю красоту нежного цветения молодых яблонь.
Художник Ендогуров И.И. «Ранняя весна»
Весна все решительнее наступает на зиму. Тает снег, по тропинкам уже не пройти. Именно такое время изобразил на пейзаже И.И. Ендогуров на картине «Ранняя весна». Мрачно и строго выглядит лес, снег утратил свою белизну и холодный луч солнца, прорвавшийся сквозь тяжелые тучи.
На картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» изображен скромный, милый сердцу уголок природы. По всему видно, что пришла весна. Снег потемнел и стал грязным. На фоне не яркого неба нарисована деревянная скромная церковь. В дали виднеется поле, где снег лежит маленькими белыми островками. Вернулись грачи к своим родным гнездам
– Какие вы можете назвать главные приметы весны?
– Как показали художники весеннею погоду?
VIII. Рефлексия. Итог урока..– Чтобы обобщить наши знания, воспользуемся синквейном.
(Работа в группах) Дети делятся на группы. Каждой группе дается задание:
По алгоритму выбрать нужную строку.
I-я группа
Дима
Лиана
Эрнес
Ление
II-я группа
Эльзара Стас
Рамис
Руслан
III-я группа
Аким
Эвилина
Альбина
VI-я группа
Алсу
Саша
ЭсмираАлгоритм
1-я стр. 2 прил.
2-я стр. 3 гл3-я стр. 1 гл, 3 суш.
4-я стр. 1 сущ.
Деформированный синквейнЛюбуемся цветами, зеленью, солнцем (3).
Волшебная, цветущая (1).
Весна (4).
Пробуждается, набухает, зеленеет (2).
(Кто первый справится с заданием, поднимает сигнальную карточку).
Подведение итогов дети по очереди зачитывают:
– Какую мы видим весну у поэтов и художников? (Чародейкою, волшебницей, кудесницей, красавицей).
– Чии стихи больше понравились?
– Захотелось еще почитать?
– А может быть, захотелось самим написать весенние стихи?
Попробуйте, пока весна. Д/З. Сочинить четверостишье о весне, нарисовать рисунок.
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ О ВЕСНЕ
Ендогуров Иван Иваночив (1861-1898). Ранняя весна. 1885
Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
Бегут-журчат по мокрым улицам торопливые ручьи. Всё вдруг стало ярче и красочнее, чем было уходящей зимой: и дома на знакомой улице, и лица людей, и высокое небо, и солнышко.
Оно не просто светит. Оно, вдруг, начало согревать. И так нежно, будто и не греет вовсе, а ласково гладит теплой ладошкой.
На деревьях, под тяжестью почек, и от веселого весеннего ветерка закачались ветви. Шоколадные почки-конфетки тихо лопаются и показывают миру яркие зеленые хвостики будущих листочков.
В лесу, в саду, и в городе появился особый весенний запах – пахнет оттаявшей землей, лужами и чем-то очень свежим: травой, листвой, солнцем и хорошим настроением.
Так и на картинах художников. И есть у этой нарисованной весны один неоспоримый плюс – даже если за окном зима, то весна в картинах художников – это праздник, который всегда с тобой.
lefttop0
Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Ранняя весна.
Молодая сосна
Бертгольц Ричард Александрович (1865-1920).
Оттепель в Гатчине. 1897
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872-1957). Ранняя весна. 1953
Волков Ефим Ефимович. В лесу. По весне. 1877
Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944).
Праздник весны. 1911
Грабарь Игорь Эммануилович. Март. 1939
Абакумов Михаил Георгиевич (1948-2010). Майский вечер
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872-1957). Цветущий май, 1912
Варваров Анатолий Викторович. Весеннее солнце уже рядом 2007
Грицай Алексей Михайлович 1914-1998 Апрель в лесу. Снег сходит.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892)