Урок русского языка на тему Односоставные предложения


Титова Галина Васильевна
Урок русского языка
Тема: Односоставные предложения
Цели: систематизировать изученный материал, закрепить алгоритм способа «систематизация», умение распознавать односоставные предложения, делать их синтаксический разбор, формирование коммуникативных умений, базовой национальной ценности – труд
Эпиграф: Ученье без уменья не польза, а беда. (Пословица)
Ход урока
Организационный этап. Выбор экспертов(2 ученика)
В качестве разминки – умная перемена. Задание. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
Он тебе И копейки не даст. А, попался! – воскликнул он. Друг уехал, я ЖЕ остался.
Какими частями речи они будут в других контекстах?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели и задач урока Мотивация деятельности учащихся. Постановка личностных целей.
Учитель обращает внимание на эпиграф. Учащиеся объясняют смысл.
Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним способ «актуализация» (на доску проэктируются составляющие способа: определить цель и результат, собрать части системы, установить связь между частями, графически представить информацию, проверить созданную систему).
-на какие два вида делятся односоставные предложения?
-как мы определяем вид односоставных предложений?
-перечислите виды односоставных предложений
-представьте сказанное в виде схемы (ученица на доске чертит схему)
Эксперт делает анализ полученной схемы. (Схема верно составлена. В раздел «Назывное» можно добавить «Именительный. Представление».)
5.Систематизация и обобщение знаний и умений.
-индивидуальное задание (из материалов олимпиад для9 кл. Задание 15 . Определить вид односоставных предложений),
-групповое задание: написать сочинение-рассуждение на грамматическую тему: Односоставные предложения»
-синтаксический разбор предложения (выполняет ученик на доске). Этой жизни надо было проблеснуть ярким метеором, оставив после себя длинную струю света.Дается характеристика предложения. Простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, осложнено деепричастным оборотом)
-работа в парах. Задание: составьте социальную рекламу, употребив односоставное предложение. (решают на какую тему будет реклама, один думает об устном рисовании, другой составляет односоставное предложение)
Вовремя остановись! (Улица. Переход. Светофор.)
Ужас! (Наркотики). Гармония с природой. (Улыбающееся солнце и улыбающийся человек) и другие.
-Упражнение №313 выполняется самостоятельно. Выборочное списывание. Выписать по одному примеру на каждый вид односоставных предложений.
Больше не буду. Человеку свойственно ошибаться. Занесен в Красную книгу. Перед вами компьютерный класс.
-Зачитывается сочинение, выполненное группой.
-проверяется индивидуальное задание.
6. Обсуждение допущенных ошибок.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
-опираясь на схему, сделайте сообщение об односоставных предложениях.
-один из уч-ся говорит о своей личностной цели, о результатах работы на уроке.
8. Домашнее задание.