Односоставные предложения и их роль в художественном тексте


Муниципальная
научно – исследовательская конференция
«Первый шаг в науку»
Тема
Односоставные предложения и их роль в художественном тексте
(на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
Выполнила:
Фейз-оглы Эмине Яшаровнаучащаяся 8 класса
Руководитель:
Шипилова Ольга Михайловна
учитель русского языка и литературы
2015
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕНИЖНЕКАРАЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАГРИБАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Односоставные предложения и их роль в художественном тексте
(на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»»)
Содержание
Введение_____________________________с.2
Определённо-личные предложения_____с.3
Неопределённо-личные предложения___ с.4
Обобщённо-личные предложеня________с.6
Безличные предложения_______________с.7
Назывные предложения________________с.9
Заключение___________________________с.11
Введение
В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» ([1], с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»»)
Определенно-личные предложения
«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица». Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:
1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:
Через пятнадцать минут выступаем (с.461)
Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.
2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:
Противника не бойтесь (с.460)
Идём на Выпь-озеро, Глядите сюда. (с.461)
Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на -л стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Васильев:
Радоваться после войны будем (.441)
После завтра вернусь. (с.462)
Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Васильев как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».
Неопределенно-личные предложения
«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» ([2], с. 88).
На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки (с.451)
Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:
Упрямо лезут, зло.( с.468): глагол употреблен в форме настоящего времени;
А потом стояли у окна (с.451): глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива: К тому времени обедать кликнули (с.479).
Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Васильев широко использует этот вид предложений:
Писанину развели! (с.446)
Правильно решили. (с.479)
Ну задержатся, ну разведку вышлют, ну произучают их, пока не поймут, что в заслоне этом – ровно пятеро. (с.483)
Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Б.Васильеву акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.
Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего. В лоб такую не остановишь. (с.428)
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Безличные предложения
«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» ([2], с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:
1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Быма не было.(.471)
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: Полоснуло Васкова по сердцу (с.463)
3. Предложения, выражающие состояние природы: Тихо-то как…(с.470).Стихло кругом.(с.477).
Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:
1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица. Солнце давно село, но было светло. (с.474)
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием. Так в уставе сказано. (с.511)
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Девчата, айда купаться!...- звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде.(с.486)
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): Хватит! Нет у тебя мамы! И не было! (с.506)

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» ([6], с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.
Нет у нас теперь артиллерии, девчонки. (с.523)
Имечко у меня некруглое, конечно, уж какое есть…
Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.
Назывные предложения
«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» ([2], с. 96).
Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:
1. Описывать природы: Песок! – сердито продолжал старшина.(с.468)
2. Описывать среду и обстановку. Пляж, девчонки! (с.468)
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: У меня конституция такая.(с.472)
4. Выражать пожелание, приказ и вопрос: Немцы…-одними губами сказала Рита.- Где немцы? (с.525)
Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как Васков, отдавая приказ, описывает позицию отряда: Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро…(с.472)
А вот как описывает Васильев в конце повести природу:
Тут полное безмашинье и безлюдье… К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов! (с.531)
Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.
Заключение
Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Бориса Васильева. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и безличные, реже употреблялись назывные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения. В повести события излагаются не от первого лица; здесь всё пропущено через восприятие самих героев: пяти девушек-зенитчиц и более всего – старшины Васкова.
Список литературы
1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.
3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.
4. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Москва «Просвещение». 1979
5. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.
7. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.
8.Библиотека мировой литературы для детей. Ю.Бондарев. В.Богомолов. В.Быков. Б.Васильев. Москва «Детская литература» 1986.