Конспект урока русского языка на тему Односоставные предложения в художественном тексте(10 класс)
Конспект урока русского языка на тему «Односоставные предложения в художественном тексте» (10 класс)
Цель: выяснить, какую роль играют односоставные предложения в художественном тексте( «Затеси» В.П.Астафьева), как помогают создавать художественный образ; формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте.
Задачи:
-формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте;
-повторить основные стили речи, научиться производить анализ текста в художественном стиле;
-способствовать развитию критического мышления, умения обмениваться знаниями, взаимопомощи, оценивать свою работу и работу других, через работу в группе и диалоговое обучение;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска, презентация о жизни и творчестве В.П.Астафьева.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся:
- что такое затеси?
- кто знаком с творчеством В.П.Астафьева?
- какие произведения вы читали?
3.Просмотр презентации о творчестве писателя, проекция миниатюр из сборника «Затеси».
4.Постановка темы и целей урока:
- как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
- обратите внимание на предложения, которые чаще всего используются в миниатюрах В.Астафьева.
5. Анализ миниатюры (работа в парах):
- какие предложения называются односоставными?
- назовите группы односоставных предложений;
- какие смысловые и структурные особенности, разновидности они имеют?
- какова сфера их распространения и стилистического использования?
- прочитайте миниатюры «Синий свет» и «Мелодия»;выполните задания к ним(приложение 1).
6.Рефлексия:
- какие трудности возникли при анализе миниатюры?
- с чем не справились?
- как будете выходить из затруднений?
(в миниатюре «Синий свет» не все предложения односоставные, а только 1и 2 предложения. Эти предложения назывные. Они утверждают существование предмета в настоящее время. С помощью таких предложений автор лаконично изображает картины природы. Назывные предложения могут быть только утвердительными. В миниатюре «Мелодия» все предложения односоставные: одно безличное, а остальные назывные. Все предложения назывные являются распространёнными в «Мелодии». Это позволило автору более точно нарисовать картину природы. Все назывные предложения произносятся ровным, спокойным голосом. Они могут начинать повествование или заканчивать его).
7.Выразительное чтение миниатюр В.П.Астафьева.
8. Исследовательская работа ( работа в группе):
- каждая группа анализирует миниатюру по плану(приложение 2).
9.Подведение итогов работы в группе.
10.Домашнее задание: написать миниатюру, используя односоставные предложения.
11.Рефлексия:
-сегодня на уроке я...
- было трудно...
- научился...
Приложение 1
Синий свет
Синий свет небес. Синий дым над горами. Перетомлённая в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.
Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звёзды.
Лето ушло за середину.
Мелодия
Пёстрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Чёрная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро?!
Приложение 2
Паутина
Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерёшь паутину — и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.
А ведь только в растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях её они жили, кого — то сторожили и чувствовали себя по- хозяйски дома.
Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул пахучий мир, выпало звено из природной отлаженной жизни, лопнула ещё одна её тонкая струна.
Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро — быстро по её нитям перебирается многолапый и многорукий паук.
Тоска
Растаял мокрый снег.
Осталось на стекле приклеившееся птичье пёрышко.
Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил И пёрышко белеет на стекле.
Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда -то пёрышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу- то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня пёрышко. Прилипло к моему сердцу.
Задания:
1. Прочитайте миниатюру. В чём смысл этого текста?
2.Найдите односоставные предложения, определите их значения.
3.Исследуйте орфографию и пунктуацию текста, объясните их.
4.Какого типа сказуемые использует автор в миниатюре?
5.Для чего использует В. П.Астафьев односоставные предложения?
6.Что даёт писателю употребление определённо- личных предложений?
7.Какое состояние передают односоставные предложения?
8.Что можно сказать о композиционной функции односоставных предложений?
9.Обратите внимание на интонацию при чтении односоставных предложений.