Исследовательская работа «Под солнышком казачьим лежит земля»
Исследовательская работа к 85-летию
Калачёвского муниципального района Волгоградской области.
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ, КАЗАЧИЙ»
Наименование секции:
«ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Наименование работы:
«ПОД СОЛНЫШКОМ КАЗАЧЬИМ ЛЕЖИТ ЗЕМЛЯ МОЯ»
Авторы работы:
учащиеся группы № 35, по
профессии «Парикмахер»
Учреждение:
ГБОУ НПО «Профессиональное
училище № 13 имени Дважды
Героя Социалистического
труда В. И. Штепо
Научный руководитель:
Шатова Надежда Юрьевна,
классный руководитель,
преподаватель математики.
8-961-696-77-87
г. Калач-на-Дону
2013
Оглавление.
стр
I. Введение... 3
II. Основная часть.. 4
Кто, когда, почему?. 5
Названия населённых пунктов.. 6
Названия возвышенностей..... 9
Названия оврагов, балок... 10
Названия водяных объектов. 10
III. Заключение 13
IV. Литература. 14
V. Приложение. 15
I. Введение.
Мы живем в эпоху, когда в мире происходят перемены, носящие глобальный характер. Культура становится качественной характеристикой современного мира. «Этническое возрождение» считается одной из основных черт развития человечества конца 20 - начала 21 века. Почти повсеместно возник интерес к своим корням как у отдельных людей, так и у целых народов, и он проявляется в разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, возрастания интереса к фольклору, от поисков своей самобытности, народной души до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Эти вопросы необычайно актуальны для современного общественного сознания. Именно культура служит ключевым элементом устойчивости общества. Само слово «Родина» все более становится духовным понятием. Именно отрыв от Родины, ее обычаев, быта, традиций привел к кризису национального, нравственного и религиозного воспитания. Встают задачи сохранения и развития национальной, духовной и языковой среды, традиций отечественной культуры; знакомство молодежи с образом жизни казачества, как особого народа, с присущими ему суровыми нравами, необходимыми для выживания и защиты своей земли. «Русская идея и есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления». В этой связи обращение к субкультуре донского казачества вполне закономерно и объяснимо. В силу всего сказанного актуальность темы нашего исследования очевидна. Мы живем на легендарной калачевской земле, земле донского казачества. Она красива: Дон-батюшка, раздольная степь, высокое небо.
Цель работы состояла в том, чтобы на основании исторического материала показать молодому поколению о происхождении географических названий на карте Калачёвского района Волгоградской области.
Важнейшая задача работы – это привитие чувства патриотизма, уважения к истории своего края и чувства любви к малой Родине.
«Слава тебе, Господи, что мы казаки»
Из молитвы донских казаков.
II. Основная часть.
Родина
Большая – что носит гордое имя Россия, малая – тот хутор ли, деревня, посёлок, где ты родился и вырос. Всё это – Родина. Куда бы ты ни ушёл, ни уехал, она с тобой в сердце, в душе, пока жив.
Никаким расстояниям не скрыть от глаз человека ту пядь земли, «что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляя свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвёрдых ещё ножонках; лечила его мальчишеские ссадины – без всяких лекарей – травой своей, лопушком ли, подорожником или просто лёгкой пылью; кормила во всякие годы купырём, калачиками, чередой, кислым щавелем, сладкой солодкой, берёзовыми и тополёвыми серёжками, грибами да ягодами, безотказно кормила и в лихие годы, и в добрые, поила чистой водой – и подняла на ноги.
Никакая тьма, кроме смертной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовётся его родиной»
Эти слова нашего земляка, писателя Бориса Екимова, обращённые к родной земле, с полным правом может повторить каждый, кто рождён в наших краях.
Тихий Дон. Родная сторона, родная земля
Каждый народ силен своими корнями. Сила дерева в его корнях, даже когда обламываются ветви, обмерзает крона в лютый мороз, а дерево все равно живет, радуя нас зелеными листьями весной и летом, пока не погибает корень. Так и человек силен не физической силой, интеллектом, хотя это важно, а своими «корнями», которые дают нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто жить. Мы должны знать о том, кто наши предки, какие они были, что ценили, как относились к Родине, семье.
Местные историки-краеведы предполагают, что строгие нравы, обычаи, появившиеся в средние века у казаков, определяли весь последующий уклад жизни, где главным было военное дело, защита Родины. Именно этот факт отличал казачество как особый народ от других, населявших Россию. И пусть не все, о чем мы сегодня будем говорить, сохранилось в нашей жизни, но без знания прошлого родного края, не может быть и будущего.
«Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар». Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды. В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.
Историк В.Д. Сухоруков отмечал: «Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое, дородны, дебелы; росту достигают довольно большого и почти все – среднего; лицом, большею частию, смуглы, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки». В казачьей семье главой был отец – казак – воин, а последнее слово принадлежало деду. Женщины казачки были в семье равноправными независимо от национальности, т.к. казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих жен. Казачки имели характер самостоятельный и гордый. О казачках современники писали: «Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок – перед вами портрет истинной казачки». Казачки выше всего после матери и отца ценили честь, славу, верность, умели постоять за себя, обращаться с конем и оружием, при случае помогали в бою.
«Кто, когда, почему?»
Географические названия окружают нас с первых лет нашей жизни, они постепенно входят в наше сознание и отражаются в повседневной речевой практике. К сожалению, каждый из нас знает очень мало географических имён, существующих в родном городе и районе. Хутора, улицы, поля, овраги, реки, озёра имеют свои наименования, появление которых обусловлено историческими и социальными факторами. Названия живут долго, некоторые целые столетия, и до сих пор обладают притягательной силой. О многом могут рассказать нам географические названия, изучением которых занимается (слайд) наука топонимика (от греческого topos – место, местность и onyma – имя), а словосочетание «географическое название» часто заменяют словом «топоним». Адресная функция топонимов – наиболее важная и необходимая человеческому обществу. Она нужна для того, чтобы отличить один объект от другого, точно указать его местоположение. Географические названия начали зарождаться в глубокой древности, в первобытном обществе. Создавая их, человек исходил из необходимости отличать одно место от другого, чтобы было понятно, о каком поселении, озере, реке, горе, роще идёт речь. Бессмысленных названий не бывает. Наименования – результат народного творчества, имеющего свои национальные и языковые особенности. Названия не только обозначают, выделяют географический объект из ряда ему подобных, но и содержат в себе яркое, запоминающее определение, тонкое наблюдение или сопоставление. Каждое название представляет образ.
Народы сменяли друг друга, оставляя не только памятники культуры, но и географические названия – это тоже своеобразные памятники устного народного творчества. Язык свято хранит память о народе давно прошедших эпох. В этом смысле географические названия сходны с археологическими материалами. Известны случаи, когда топонимы помогают в поисках полезных ископаемых, целебных источников, редких растений. Местные географические названия складывались в разные эпохи, начиная с древнейших времён. Массовое становление топонимов происходило с 16 века в связи с притоком выходцев из центральных областей России и Украины и возникновением поселений. Оставили свой след в географической номенклатуре нашего района татарский, казахский, чувашский и другие народы.
Названия населённых пунктов.
(слайд) Центр района – город Калач-на-Дону. В материалах народной переписи от 1 февраля 1874 года говорится, что хутор Калачевский основан в 1708 году. -
(слайд) Существует легенда, по которой название хутору дал Петр Первый. Здесь он гостил, когда перегонял флот из Воронежа в Азов. Очень понравился ему калач, преподнесенный казаками, и он пожелал: «Пусть ваш хутор называется Калачевский». А затем в числе других угощений подали (слайд) Каныш – круглый пирог с начинкой из взбитых яиц и каймака. (Словарь донских говоров Волгоградской области «каныш»). Царь похвалил каныш, и казак из соседнего хутора попросил: «А наш хутор пусть зовется Канышом». Петр не расслышал названия и сказал: «Что ж, пусть будет Камышом». Так и появился возле Калача хутор, который и по сей день называется Камыши. Это только красивая легенда. На самом же деле Калач, как и Камыши, получил название по характеру местности. (слайд: река Дон) В районе Калача Дон делает крутую излучину, а в старину говорили: заворачивает калачом. В словаре В. Даля есть подтверждение этому: «Калач – круглый проток, впавший в ту же реку; крутой изгиб реки вокруг острова или полуострова». Есть и другое объяснение названия хутора – прежде здесь были озера, имевшие форму калача, то есть, округлую, отсюда и имя – Калач. Как бы то ни было, но имя селению дал Дон. Более правдоподобным считается, что название Камыши произошло от обильно произраставшего в этих местах камыша и чакана. Из них делали дома и хозяйственные постройки. В этих случаях наблюдается переход нарицательного имени в собственное.
(слайд) Хутор Вербовский образовался в начале 20 века, как небольшой казачий населённый пункт. Название его произошло от многочисленных верб, произраставших раньше вблизи хутора. (слайд) Первое упоминание о станице Голубинской – 1554 год. Поселение располагалось в районе речек Большая Голубая и Малая Голубая, которые впадают в Дон. Станица названа по речкам, чистый, прозрачный цвет воды которых казался голубым. (слайд) По преданиям, хутор Колпачки своё название получил от небольших озёр «колпачков», которые находились поблизости от него в пойменном лесу. (слайд) Хутор Логовский образовался в начале 20 века и был назван так по расположенной вблизи складке местности, лог – низменная впадина у реки. (слайд) Посёлок Овражный расположен в 10 км от поселка Крепинского. Его назвали так не случайно. Местность вблизи посёлка изрезана малыми и средними оврагами. Первые дома в Овражном появились в 1953 году. А вот как возникло название (слайд) хутора Пятиизбянкий (раньше Пятихатка, что соответствует местному казачьему говору). Это одно из первых поселений на Дону, на правом берегу, недалеко от г. Калача (время основания 1613 год). Сначала там было пять каменных изб (хат), и около росло пять огромных верб, к которым, говорят старожилы, причаливал свои челны Степан Разин. Это название – ориентир. Здесь в сущности два ориентира. Название (слайд) хутора Ярки-Рубежный – тоже ориентир. Названия от фамилий, личных имён и прозвищ – один из самых заметных и многочисленных разрядов географических названий. Важным событием в хозяйственной жизни Волгоградской области в конце 19 века было строительство железной дороги Царицын-Донская, что нашло отражение в географической номенклатуре. Так, название (слайд) посёлка Ильёвка произошло от имени первого поселенца, беглого крестьянина, кузнеца Ильи Родионова, принимавшего участие в строительстве железной дороги. Вот как это описано в книге Ивана Реброва «Хищники»:
« - А-а, кузнец. Что ты роешь? – спросил Головков, подойдя к Илье.
- Думка у меня землянку себе смастерить, а тут-ко вот рядом поставим и кузню. Землица - то вон какая, песок да глина, меси и мажь, пушкой не прошибёшь.
- Дельно, кузнец! – похвалил его Головков. – Ну что ж, так как твоя землянка строится первой, то и остальные пусть роют себе жилища за тобой, книзу. Тебя как звать-то, кузнец?
- Илья, Илья, нешто запамятовали?
- Ах, да, Илья. Так вот, это место и назовём Ильёвкой».
Автор романа рассказал нам и о судьбе медсестры Марины Рогозиной, по имени которой названо село Мариновка.
- А как по-другому у нас называют Старый Калач? - Почему? Основным источником богатства для казаков были лошади. Этим воспользовался калмыцкий князь Тундутов (в казачьем простонаречье – Дундуков) – владелец лучших пород скота. Его земли находились в 40-50 километрах от Калача. Многие казаки-калачевцы не скрывали почтительного отношения к богатому соседу. Князь подарил казакам несколько десятков голов высокопородистого скота и обещал дать денег на строительство домов. За это потребовал назвать хутор Калачевский его именем и разрешить проживать в нем нескольким калмыцким семействам. Казаки приняли условия князя. Хутор стал называться Дундуковым.
(слайд) Село Бузиновка имеет глубокие исторические корни. Ему более 300 лет. По одной из легенд нынешние бузиновские земли были подарены императрицей Екатериной II полковнику Бузину, который отличился в подавлении пугачёвского бунта. Сам помещик построил усадьбу в пределах нынешней Верхней Бузиновки Клетского района. Там он и жил, прислав 5 крепостных семей на свои калачёвские земли. Переселенцы образовали село, назвав его по имени хозяина. Сам хозяин-помещик Бузин никогда не приезжал сюда. Позже из Таврии (так с 16 века назывался Крымский полуостров) прибыли семьи: Панченко, Демещенко, Ткаченко, Бондаренко и др. Даже сейчас эти фамилии самые распространённые в Бузиновке. (слайд) Хутор Степанёвка расположен в 14 км от х. Бузиновка. Был основан в середине 19 века вначале как имение помещика Степанова. Позже хутор заселили выходцы с Украины. Название (слайд) хутора Ляпичевский связано с основателями – братьями Ляпичевыми. Два брата с семьями поселились здесь в 1869 году. По словам старожилов, (слайд) Береславка была основана в 20-х годах 20 века переселенцем из Украины по фамилии Береслав. Затем до войны в хутор прибыли ещё несколько украинских семей. (слайд) Посёлок Рокотино - по воспоминаниям старожилов, в конце 19 века в эти места приехал с Украины зажиточный селянин по фамилии Рокото, приобрёл участок земли недалеко от р. Червлёной, построил добротный дом из красного кирпича, занялся скотоводством. Наняв рабочих, он в близлежащих балках соорудил несколько прудов. Занимался он и хлебопашеством. (слайд) Хутор Тихоновка был основан в начале 19 века помещиком, полковником Тихоновым, которому за боевые заслуги выделена земля в нашем крае. Здесь он, выйдя в отставку, поселился вместе со своей семьей и крепостными. По легенде барин выменял 6 крепостных семей на свору собак и поместил их рядом с усадьбой. Наш район расположен в зоне степей и полупустынь. Слово «степь» в древнерусском языке обозначало название равнинного, иногда низменного, безлесного пространства. Это слово оказалось географическим именем хутора Степной в Калачёвском районе. (слайд) Название Степь связано с представлением о её просторе.
Названия возвышенностей.
Главным образом это курганы. Слово «курган» выступает в трёх значениях: 1) высокая насыпь над древней могилой; 2) земляная насыпь в степи для пограничного надзора (старинный сторожевой курган); 3) холм, горка. Заимствован из тюркских языков. В памятниках русской письменности отмечается с 13 века.
(слайд) Пьяный курган. Находится за станицей Голубинской, получил такое название из-за обычая провожать в армию новобранцев; на кургане пировали, распивали спиртное, «пьянствовали». Серебряный бугор. Находится на правом берегу Дона, недалеко от Голубинки. Название связано с легендой о кладе царя Кугула. Который он зарыл в песке, и только спустя много лет местные жители стали находить здесь серебряные монеты. Это место и назвали Серебряным бугром. Чёртов курган. Представляет собою небольшую гору с двумя верхушками, расположенную недалеко от г. Калача. По преданию здесь жила татарская семья. Умер хозяин, с ним похоронили его жён и детей. Однажды один селянин попытался разрыть могилу, чтобы достать драгоценности (золото), но увидел якобы там чертей. Так курган стал называться Чёртовым.
Названия оврагов, балок.
(слайд) Овраг – глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли. За станицей Голубинской недалеко от Дона есть низкое место Прохоров Под, название которого связано с легендой о богаче Прохорове: дом вместе с хозяином провалился под землю, и там образовалась глубокая яма, в которой ночью якобы слышатся стоны и петушиное пение.
Названия водных объектов.
Географические названия накапливались тысячелетиями, некоторые со временем умирали, большая часть сохранились до наших дней. Наиболее устойчивыми оказались названия больших рек: Дон в том числе.
Гидронимы – названия водных обьектов. Самая большая голубая дорога в нашем районе – (слайд) река Дон. Дон был известен ещё древним грекам под названием Танаис (свидетельствует знаменитый греческий историк Геродот). Слово «дон» древнеиранское (скифо-сарматское) и означает «вода», «река»; с таким значением оно употребляется сейчас у осетин, говорящих на одном из иранских языков. У них каждая река именуется «доном»: Гизельдон, Садон, Ардон и др. Например, гидроним Ардон имеет смысл «бешеная река», то есть бурная, неистовая река. Наш Дон медленно течёт у устья, поэтому возникло выражение Тихий Дон. О реке слагают песни, а в фольклоре Дон величается «батюшкой». Кроме Дона на территории Калачёвского района протекают 6 рек: Донская Царица, Мышкова, Большая Голубая, Малая Голубая, Ерик Мышковский и Карповка.
(слайд) Мышкова и Мышковский Ерик: их названия имеют общий корень с «мышь». Возможно, от фамилии из прозвища. А может быть название происходит от калмыцкого слова «мышкх» - «идти по следам, следить». А значение слова «ерик» - глухой проток, мёртвое русло, заливаемое вешними водами. Речка Мышкова известна в истории как место ожесточённых боёв во время Сталинградской битвы. Она была тем рубежом, с которого начался разгром немецко-фашистских войск в декабре 1942 года под Сталинградом. Гидроним Карповка связывают с именем казачьего генерала (слайд) Карпа Денисова, который стал владельцем земель в бассейне реки после реформы 1861 года. Название реки (слайд) Донская Царица не имеет никакого отношения к царям и царицам. Её имя восходит к тюркскому сары-су, то есть «жёлтая, мутная вода река», переосмысленному по звуковому сходству. Слово «сары-су»-нарицательное обозначение рек в Казахстане, которые протекают по глинистым степям, из-за чего их вода мутно-желтоватая. Грунт в Донской Царице – песчано-илистый, местами глинистый и соответственно вода мутная. Так иноязычное название подверглось адаптации (изменению по законам русского языка). Не только калачёвцы, но и многие приезжие любят отдыхать на берегу наших озёр. Озёро (слайд) Ильмень: в русских диалектах нарицательное существительное «ильмень» означает мелкое озеро с берегами, заросшими камышом, заполненное водой старое русло реки, маленькое озеро. Возникнув в речи новгородцев, старинное слово «ильмень» было перенесено на Дон и послужило географическим названием одному из наших озер. Озеро Круглое (второе название его, более распространённое среди калачёвцев, - озеро Мужичье) получило название по форме. Пойменное озеро (слайд) Некрасово согласно легенде названо в честь легендарного Игната Некрасова, сподвижника Кондратия Булавина. Родом из станицы Голубинской. После гибели Булавина возглавил восстание, был избран повстанцами походным атаманом и продолжил борьбу в верховьях Дона. В августе 1708 года повстанческие отряды были разбиты царскими войсками. Некрасов с несколькими сотнями семей донских казаков ушёл на Кубань, где основал своеобразную казачью республику. Посылал на Дон воззвания о восстании и своих агентов для «сманивания» людей из различных регионов России на Кубань. Руководил отрядами конницы некрасовских казаков, которые входили в войска крымских ханов. Некрасов оставался их бессменным выборным атаманом до своей смерти осенью 1737 года. Он пользовался большим авторитетом и оставил для своей общины правовой кодекс «Заветы Игната». Полный свод некрасовцы утеряли, но ещё и теперь пользуются «Заветами» по памяти, для них это непререкаемые законы.
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил, исходил, узнал.
Ты вспомнишь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим переводом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где посчастливилось родиться!
Где на всю жизнь с тобою мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли!
П. А. Манаенко
III. Заключение.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующему выводу, донское казачество является уникальным типом региональной культуры. Казачество как социальная общность является исключительным феноменом отечественной и мировой истории и культуры, поскольку одновременно мы наблюдаем бытие и общение людей различных - прошлых, настоящих и будущих культур. В нескольких словах невозможно объяснить значение и этимологию всех географических названий Калачёвского района. Даже перечень их не поддаётся учёту. Думаем, что наша проделанная работа расширила ваш кругозор в области топонимики. Разгадывать смысл географических названий – занятие увлекательное. Что означает название вашего города, хутора, края? Как оно возникло? Не уходит ли в седую древность название речки или озера, возле которых вы живёте? К названиям, пришедшим к нам из далёких времён, надо относиться особенно бережливо. Они как самоцветные камни, просеянные и промытые временем, как золотой сосуд из скифских курганов.
Вид на г. Калач-на-Дону.
IV. Список литературы.
Никаноров, С. Мал Калач, да дорог: [о присвоении городу звания «Город воинской славы] // Воин России. – 2010. – № 11. – С. 118–121.
Юнак, И. Города Волгоградской области // Живопись. Россия. – 2009. – № 1. – С. 27–31.
Словарь русских донских говоров, В 3-х томах. Ростов-на-Дону, 1975-1976.
Калач-на-Дону // Большая Российская энциклопедия : [в 30 т. / науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) и др.; отв. ред. С. Л. Кравец]. – М., 2008. – Т. 12 : Исландия – Канцеляризмы. – С. 484–485.
Калач-на-Дону // Города России: энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. – [Репр. изд.]. – М., 2008. – С. 170–171. – (Золотой фонд).
Земля Калачевская/ Автор-составитель П. Н. Харитоненко. - Волгоград: комитет по печати и информации, 1998. - 352с.
Казачья старина [Текст]/ В. А. Апраксин. – Волгоград, Издатель, 2010. – 256с.
История донского казачества: Учебное пособие. – Ростов – н/Д: Изд – во Рост. ун – та, 2001. – 384с.
Сухарев, Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. – Чапаевск, 2001.
V. Приложение.
Иллюстрации.
Дон Батюшка.
Край лазоревых цветов.
«Слава тебе, Господи, что мы казаки»
Карта Калачёвского района.
Памятник на месте основания г. Калача-на-Дону.
Донские казаки - смелые, достойные люди.
Петр Первый гостил здесь, когда перегонял флот из Воронежа в Азов.
Хутора Калачёвского района (х. Тихоновка).
В районе Калача Дон делает крутую излучину,
а в старину говорили: заворачивает калачом.
Речка Мышкова (Мышковский Ерик).
Речка Донская Царица.
Озеро Мужичье.
13PAGE \* MERGEFORMAT141815
Рисунок 2Picture 2F:\фото к разным мероприятиям\конь5.jpgСодержимое 5Picture 2Picture 2D:\Мои Документы\О славных казачках\4943.jpgPicture 4Picture 2D:\Мои Документы\Мои рисунки\Калач - на - Дону\PDVD_007.JPGPicture 2F:\кто когда почему\img_141_2.jpgPicture 2D:\Мои Документы\Оформление\Родной_край\v-gorah_18.preview[1].jpg15