Выступление на педагогическом совете школы Портфолио ученика начальной школы


Сегодня в центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он является альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио - «показать всё, на что ты способен».
Таким образом, портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Благодаря ему, ученик может проявить себя, показать свои знания, умения, навыки. Это собрание достижений учащихся, а именно способ для проявления себя в определённой области.
Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе говорят о нём как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия.
Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио», и идея портфолио выступает как одна из существенных в процессе модернизации образования.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в самых разных видах деятельности: учебной, коммуникативной, социальной, творческой
Портфолио показывает как качественные, так и количественные итоги деятельности ученика.
Критерии для портфолио таковы:
Критерии
Учебные достижения
Олимпиады
Конкурсы
Участие в классных делах
Участие в школьных мероприятиях
Мероприятия других уровней
Дополнительное образование
Творческие работы
Сегодня мы работаем по стандартам второго поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.
Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, коммуникативной.
В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:
готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
потребность в активной познавательной деятельности.
Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.
Основные цели внедрения технологии портфолио в нашей школе – это, как сказано в положении:
- систематизация, учет и оценивание индивидуальных достижений обучающихся;
- повышение образовательной активности обучающихся;
- создание индивидуального образовательного рейтинга обучающихсяНа первой ступени – начального общего образования – важной задачей Портфолио является привитие ученику первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к достижениям ребенка, вовлечение их к сотрудничеству с учителем и ребёнком.
Портфолио содержит основную информацию об обучающемся и его фото.
В разделе «Официальные документы» представляются сертификаты, дипломы конкурсов, олимпиад, соревнований; свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы; удостоверение о наличии спортивного разряда, похвальный лист и т.д.
В разделе «Творческие работы»:
- комплект различных творческих, исследовательских, проектных и иных работ обучающегося:
При оформлении Портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
- систематичность, регулярность оформления;
- достоверность представляемых сведений,
- аккуратность и эстетичность оформления;
Родители:
- оказывают помощь в оформлении Портфолио;
- осуществляют контроль за пополнением Портфолио.
Классный руководитель:
- проводит консультативную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;
- осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио.
Вероятно, нет необходимости приниматься сразу за создание портфолио со сложной структурой. В зависимости от того, какую цель преследует педагог, принявший решение использовать в учебном процессе портфолио учащихся, запуск портфолио может быть организован по-разному.
Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.
Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть», или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио.
В портфолио начальной школы есть вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем и является обязательной.
Итак, в настоящее время  уже ни у кого не вызывает сомнения, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процесс обучения. И портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение достижений ученика, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения.
Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
В портфолио речь идёт о том, что ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения.
Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время.
И в заключении хочется сказать о самом главном:
Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов.
Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами!
Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не только его результат!
Таким образом, портфолио позволяет проследить развития личности в течение всех лет обучения в различных областях деятельности, более точно оценить свои успехи, чётко спланировать дальнейшее обучение, грамотно показать свои достижения, что позволяет оценить динамику и глубину интересов ученика.