Проект воспитательной работы группы «Я и моё будущее»
ГБОУ СПО «Коми-Пермяцкий политехнический техникум»
ПРОЕКТ
Проект воспитательной работы
«Я и мое будущее»
Автор: Петрова Т.В.
Классный руководитель
группы СМ-34
Кудымкар, 2013
«В огне, оживляющем юность, отливается характер человека.
Вот почему не следует ни тушить огня этого, не бояться его,
ни смотреть на него как на нечто опасное для общества,
ни стеснять его свободного горения, а только заботиться
о том, чтобы материал, который в это время вливается
душу юности, был хорошего качества»
(К.Д. Ушинский)
Паспорт проекта.
Планирование как функция управления занимает важное место в управленческой деятельности классного руководителя.
План классного руководителя – это план жизни большого группового коллектива, его перспектива, «радость завтрашнего дня».
Проблема.
Главная проблема, которая возникает при планировании – это множество идей, тем, материала, который хочется передать своим учащимся.
При планировании на III курсе главнейшей из проблем является:
Выпуск высококвалифицированного, конкурентоспособного рабочего, который бы не потерялся в большой реке жизни.
При обучении на III курсе учащиеся должны получить максимум знаний об имидже, спросе на рынке труда данной специальности. Кроме специалиста учащийся должен иметь качества: гражданственности, нравственности, человечности, морали, этичности.
Данная проблема будет иметь реализацию, через конкретные мероприятия, мини-проекты.
Сроки проекта.
Учащиеся III курса по специальности «газоэлектросварщик» проходят обучение в стенах техникума с ноября по март и июнь месяцы. Все остальное время ребята находятся на производственной практике.
Реализация проекта: ноябрь 2013 – июнь 2014 года.
Цели и задачи.
Цель:
- Подготовка высококвалифицированного и конкурентноспособного специалиста, обладающего качествами гражданственности, самостоятельности, творчества.
Задачи:
- Развитие мотивации к профессии, уверенности в значимости в получении диплома с повышенным разрядом;
- Совершенствование условий для развития потребностей к самопознанию, саморазвитию на основе нравственных ценностей и жизненных ориентиров;
- Воспитание Человека и Гражданина и приобщение к духовным ценностям.
Основные направления в работе:
Воспитание человека и гражданина;
Повышение мотивации к профессии;
Формирование правовых знаний;
Пропаганда ЗОЖ.
Путеводная звезда – это те знания, умения, которые приведут к наивысшей цели.
Автор: Петрова Татьяна Владимировна, классный руководитель группы
СМ-34 (Мастер столярного и мебельного производства)
Направленность проекта: планирование и реализация плана воспитательной работы классного руководителя.
Тип проекта: план работы
Цель проекта: - общая: выпуск высококвалифицированного, конкурентноспособного рабочего, который бы не потерялся в большой реке жизни
- на год (3 курс) – получение диплома
- единичная – разработка и реализация мини-проекта «Отдых»
Проблемное поле: проект классного руководителя будет реализован в группе СМ-34, а результатом данного проекта будет являться одноименный мини-проект по формированию социально-значимых знаний выпускников-учащихся.
С каждым из направлений будет работать определенная микрогруппа (МИГ) учащихся, которые непосредственно будут реализовывать проект воспитательной работы.
Результат проекта: мини-проект «Я и мое будущее», которая направлена на формирование социально-гражданских знаний учащихся и пройдет апробацию на группах 3-4 курса и будет являться продуктом деятельности.
Актуальность.
Меньше года остается до того времени, когда мои ученики, выпускники техникума станут полноправными взрослыми гражданами России, вершителями жизни – своей и своей страны.
Насколько они подготовлены к этому? Означает ли переход через возрастной рубеж превращение их во взрослых, социально-зрелых людей, готовых к самостоятельной, профессиональной деятельности? Конечно нет, социальные качества, социальный возраст, социальная зрелость не находятся в прямой связи с возрастом человека.
Считаю, что социально-зрелый человек осознанно ведет себя в окружающем мире, как:
- один из многих таких же, как он;
- человек, имеющий определенные права и обязанности;
- гражданин своей страны, готовый на ее защиту;
- профессионал, умеющий трудиться в определенной области, работающий на пользу себе и отечеству;
Социально – зрелый человек имеет:
- определенное отношение к себе;
- объективную самооценку;
- общечеловеческие и нравственные устои;
- устойчивые идейно-политические взгляды;
Социально-зрелый человек реализует определенное поведение в обществе, участвуя в процессе непрерывного жизненного самосовершенствования (приобретает опыт деятельности, обучается, развивается).
Вот такими людьми я и хочу видеть своих выпускников, поэтому
ЦЕЛЬ моей работы – ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА.
А отсюда вытекают и
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
подготовить к профессиональной деятельности;
сформировать социально ответственное поведение;
создать такую общественную деятельность, которая бы способствовала укреплению душевного здоровья личности;
Для осуществления поставленных задач используется системный подход в воспитании:
- возможности техникума: посещение кружков, секций, творческих объединений, совместная работа с мастерами производственного обучения, преподавателями предметниками, администрацией;
- возможности социума: связь с Центром медицинской профилактики, ПДН, центром занятости населения;
Определены актуальные направления воспитания:
- «Гражданин»
- «Профессионал»
- «Здоровье».
Средства и методы, используемые для реализации воспитательных задач:
- метод «Социального проектирования»
- интерактивные методы.
Вид социально-педагогической деятельности: социализация
Тип управления социально – воспитательным процессом:
система малых групп (миги) + консультант +
самоуправление.
Основная идея проекта.
За два года обучения проведена определенная работа, которая построена на следующих принципах:
Познай себя – это интересно!
Утверди себя – это возможно!
Реализация этих принципов позволила выявить образовательный, творческий и профессиональный потенциал каждого, сформировать актив группы, выделить учащихся «группы риска» и «болевые точи» группы.
Если на 1 курсе происходила «притирка» учащихся друг другу и формировался микроклимат в группе, то на 2 курсе группа уже смогла показать свои коллективные возможности в реализации социального проекта «Маршрут безопасности», который получил хорошие отзывы в техникуме и в социуме (отзывы ПУ №5, работников Центра медицинской профилактики, Центра СПИД). Таким образом, учащиеся группы получили социальный опыт взаимодействия не только в группе, но и вне стен техникума. Несмотря на определенные успехи учащихся, в группе имеется немало проблем, решение которых в преддверии выпуска просто необходимо:
пропуски занятий, правонарушения, административные правонарушения, конфликты говорят о низком уровне правовой культуры обучающихся;
употребление алкогольных напитков, рост числа курящих обучаюющихся, нежелание заниматься физкультурой и спортом, говорят об отсутствии понимания обучающимися ценности здоровья, как необходимого фактора развития для будущей социальной и профессиональной жизни;
пассивность, равнодушие ряда обучающихся к жизни группы, техникума, конфликты, возникающие на этой почве в группе, требуют целенаправленной работы по формированию коммуникативных навыков, с основными правилами делового и бытового общения;
безответственное отношение к урокам производственного обучения, производственной практике ряда обучающихся позволяют утверждать, что некоторые учащиеся так и не осознали значение профессии и ее место в будущей жизни;
Учитывая сложившуюся ситуацию, ставлю
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – реализовать на практике технологию формирования личности выпускника техникума через взаимодействие творческих МИГов и реализацию социальных проектов.
Механизм реализации.
№
Направление
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Воспитание Человека и Гражданина
(тетрадь саморазвития «Я-гражданин»)
- «Что такое гражданин?»
- «Что значит быть патриотом?»
- «Как жить в разноликом мире?»
- «Мои права и обязанности; моя социальная зрелость»
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Кл. руководитель
1 МИГа
2.
«Я – гражданин»
- создание мини-проекта «Путеводная звезда»;
- апробация проекта на группах 3-4 курса;
- анкетирование
Ноябрь – декабрь
январь
Кл. руководитель
3 МИГа
3.
Повышение мотивации по профессии
- групповое собрание по итогам производственной практики;
- Встреча со специалистами СЗН;
- клуб «РД»- встреча с работодателями;
-анкета «Конкурентноспособность»
Ноябрь
Январь
март
март
кл. руководитель
мастер п\о
зам. директора по УПР
кл. руководитель
2 МИГа
кл. руководитель
мастер п\о
кл. руководитель
3.
Формирование правовых знаний
- создание мини-проекта «Я и мое будущее»;
- апробация проекта на группах III-IV курса;
- анкетирование.
ноябрь-декабрь
январь
кл. руководитель
4 МИГа
4.
Пропаганда ЗОЖ
- реализация проекта «Маршрута безопасности» на учащихся I курса
- Участие в акции «Мы против ВИЧ»
декабрь
Кл. руководитель
4 МИГа
Обоснование проекта.
Ведущей деятельностью третьекурсников является учебно-профессиональная деятельность.
На третьем курсе происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частная самооценка собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Учащийся третьего курса, осознает, что необходимо получить более высокий разряд по специальности, т.к. этого требует современный рынок труда. Проект должен явиться толчком в осознании и достижении данной цели.
Анализ реализации воспитательного проекта.
На 3 курсе за основу воспитательной деятельности были взяты 4 направления, которые должны получить реализацию через запланированные мероприятия.
направление
мероприятие
Ожидаемый результат
Реальный результат
Человек и гражданин
Что такое гражданин
Сформировать на занятиях знания по гражданственности, толерантности, правовой грамотности
На занятиях работали, обсуждали, но в меру ассоциальности некоторых учащихся результат нельзя назвать положительным
(Мартынов Е. – адм\пр
Тупицын Г. – адм\пр
Штенцов С. – адм\пр
Полуянов И. – адм\пр, преступление ст. 161 ч.1
Что значит быть патриотом
Жизнь в разноликом мире
Мои права и обязанности, моя социальная зрелость
Повышение мотивации к профессии
Итоги производственной практики
Интерес к профессии после п/п, желание работать
Высокая заинтересованность, желание работать, зарабатывать деньги
Встреча со специалистами СЗН
Обладание реальной картиной на современном рынке труда, приемы и способы устройства на работу, роль портфолио
Учащиеся во время весенней практики уже устроились на постоянную работу:
Старков С.
Коньшин А
Тупицын Г.
Климов В.
Клуб «РД"
Беседа с работодателями, практические советы
Встреча не состоялась
Мини-проект «Отдых»
Изготовление скамеек во 2 учебный корпус
Проект выполнен частично (каркас 1 скамейки, а предполагалось 3)
Формирование правовых знаний
Мини-проект «Я и мое будущее»
Ознакомление с правами и обязанностями гражданина, знание конституции и права, обобщение знаний
Проведение открытого классного часа, но это лишь часть проекта.
Выполнено частично
Апробация на учащихся 3-4 курсов
Обобщение полученных на уроках, беседах знаний
Не проводилось
Пропаганда ЗОЖ
«Маршрут безопасности»
Пропаганда ЗОЖ, профилактика ВИЧ – самостоятельное проведение мероприятия
Проведение проекта в лицее – 1 курс, ПУ №4
Акция «Мы против ВИЧ»
Участие в акции и создание информационной продукции по ВИЧ
Участие в акции, создание слайд-шоу
В проект воспитательной работы не были включены текущие мероприятия техникума, в которых обучающиеся принимали участие (отражено в карте рейтинга участия).
Ф.И.
стрельба
баскетбол
Мы против ВИЧ
волейбол
Ребята настоящие
Мини-футбол
Адыев Р.
+
++
++++
Батин Н.
Борисов М.
Боталов Ал
+++
++
++++
Батуев Ев.
+
Ваньков Д.
Грознов А.
+
+++
1-1
++
++++
Дурницын Р.
1-1
Ермаков М.
Зубов А.
+
Кадочников
+
+++
++
Казаринов К.
+++
++++
Климов В.
Климов Д.
Коньшин А.
1-1
Кудымов М.
Мартынов Е.
Мещеряков
+
+
Никитин В.
Пирогов А.
+ 1-1
Полуянов И.
+++
++
++++
Старков С.
Тупицын Г.
Хорошев С.
+ 1-1
Штенцов С.
+++
+ 1-1
++
+
++++
Место
1
III
VI
IV
-
IV
Рейтинг
5
3
2
2
участие
2
Отзывы, анкеты.
Классный час – всем учащимся понравился, многие принимали участие
в подготовке, сами искали материал, готовили
дополнительный материал. Все остались довольные.
«Маршрут безопасности» - учащимся 1 курса и ПУ №4 понравился,
ребята поясняли и объясняли не
правильные ответы. Все были довольны
игрой, т.к. не скучная форма и сами
учащиеся проводят игру.
Анкета «Уровень конкурентоспособности».
В группе в основе все являются конкурентоспособными, но
у некоторых баллы выше.
Высокий уровень – Кадочников В.
Дурницын Р.
Данные учащиеся в группе являются лидерами, общительные, креативные, самостоятельные, легко идущие на контакт со всеми, стрессоустойчивые, имеющие четкие цели и ценностные ориентации, трудолюбивые.
Уровень выше среднего – Казаринов К. Ваньков Д.
Полуянов И. Штенцов С.
Коньшин А. Борисов М. Батин Н.
учащиеся ведомые, активные, но не в полную силу, начинают деятельность лишь по подсказке, частичная леность, но с другой стороны эти учащиеся стремятся к качеству конечного продукта.
Уровень чуть выше среднего – Кудымов М. Грознов А.
Никитин В. Мартынов Е.
Боталов А. Тупицын Г.
Климов Д. Ермаков М.
Адыев Р. Зубов А.
У учащихся размытые цели, они осторожные, консервативные, инертные внушаемые, стрессонеустойчивые, малообщительные, пассажиры.
Радует то, что нет более низкого результата.
Анкета «Социальная зрелость».
Практически все отвечающие выявили не совсем полное соответствие социальным нормам зрелости, им еще необходимо приобретать опыт, учиться на своих и на чужих ошибках, но есть тенденция к быстрой адаптации и к выживанию.
Один учащихся (Мартынов Е.) выявил, что он не приспособлен к жизни, ему придется трудно в самостоятельной жизни и ему необходима большая работа над собой.
(по сравнению со 2 курсом данные намного выше по обеим анкетам)
Перечень мероприятий, проведенных в рамках проекта.
Мероприятие
дата
Место проведения
Ответственные
Охват учащ-я при проведении
результат
Занятие «Что такое гражданин»
17.11
группа
1 МИГа
26
На занятиях работали, обсуждали, но в меру ассоциальности некоторых учащихся результат нельзя назвать положительным.
Встреча с инспектором ОДН Голевой М.И.
Анкеты показали средние результаты социальной зрелости и конкурентоспособности
Занятие «Что значит быть патриотом»
22.12.
группа
2 МИГа
26
Занятие «Жизнь в разноликом мире»
23.02.
группа
3 МИГа
26
Занятие «Мои права и обязанности, моя социальная зрелость»
10.11.
02.03.
группа
4 МИГа
26
Итоги производственной практики
10.11
группа
Кл. рук.
Мастер
учащ-ся:
Коньшин А.
Климов В.
Климов Д.
Дурницын Р.
26
Высокая заинтересованность, желание работать, зарабатывать деньги, во время весенней практики нашли постоянную работу
Встреча со специалистами СЗН
08.12.
группа
кл. рук
25
приемы и способы устройства на работу, роль портфолио
Мини-проект «Отдых»
10.12.-
16.02.
мастерские
мастер
Боталов А.
Батуев Е.
Ермаков М.
Старков С.
Коньшин А.
Пирогов А.
Штенцов С.
Климов Д.
Никитин В.
9
Проект выполнен частично (каркас 1 скамейки,
а предполагалось 3)
Мини-проект «Я и мое будущее»
12.02.
группа
Кадочников В.
Мещеряков Р.
Штенцов С.
Тупицын Г.
Борисов М.
26
Проведение открытого классного часа, но это лишь часть проекта.
Выполнено частично, не было апробации.
1 место в конкурсе
«Маршрут безопасности»
01.12.
Лицей
1 курс
Кадочников
Пирогов А.
Грознов А.
Хорошев С.
Штенцов С.
Дурницын Р.
Коньшин А.
120
Пропаганда ЗОЖ, профилактика ВИЧ – самостоятельное проведение мероприятия
«Маршрут безопасности
27.11
ПУ №5
Пирогов А.
Грознов А.
Хорошев С.
Штенцов С.
Дурницын Р.
Коньшин А.
83
Рефлексия.
Запланированные результаты не все были достигнуты в силу некоторых жизненных неувязок.
«Я и мое будущее» как мини-проект не нашла свою реализацию, но как мероприятие, направленное на формирование правовых, социальных знаний, имеет не плохой результат.
Мини – проект «Отдых» реализован, У ребят было желание, ходили даже после уроков, и совместно с мастером производственного обучения работали.
15