Программа развивающего курса 100 вопросов и ответов (3 класс)
ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акиматаКарабалыкского района»
Программа развивающего курса « 100 вопросов и ответов »
Составитель: Боженко Оксана Григорьевна
с. Тогузак 2015
Пояснительная записка Организация и проведение развивающего курса « 100 вопросов и ответов » осуществляется в 3 классе в рамках реализации вариативной части учебного плана. Программа направлена на формирование проектно – исследовательских навыков обучающихся начальной школы. Занятия построены на принципах: Принцип «выращивания» и непрерывности (создание условий, для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности ученика) Принцип саморазвития (создание условий для появления у учеников установки на сознание ценности и значимости развития проектно- исследовательской компетентности) Принцип рефлективности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления учащихся на разных этапах их развития) Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности ученика) Принцип самоопределения (осознание себя, как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в проектно-исследовательской деятельности) Принцип психологической поддержки (помощь со стороны учителя и родителей в определении личностных качеств ученика)
Программа занятий рассчитана на 34 часа. Она состоит из 4 разделов: «Тайны моего имени» - /9 ч/, «Моя семья – моё богатство» - /7 ч/, «Мои домашние питомцы» - /10 ч/, «Папа, мама, я - здоровая семья» /8 ч./
Изучение каждого раздела стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, позволяет учителю открыть способности учащихся к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектно - исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно - исследовательской деятельности в среднем звене.
Целью программы является : развитие интеллектуально - творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи: Образовательные: Обучать проведению учебных исследований младших школьников; Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс; Формировать представление об проектно - исследовательском обучении, как о ведущем способе учебной деятельности. Воспитательные: Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам. Развивающие: Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии. Логика построения программы направлена на последовательное овладение учащимися основ проектно- исследовательской деятельности: от осмысления обозначенной проблемы до определения путей её реализации. Занятия теоретического и практического характера способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетентности учащихся. Участие в конференциях, в обсуждении исследуемого объекта направлены на решение цели и задач программы. Этапы занятий: знакомство класса с темой, сбор информации, посещение библиотеки школьной и сельской, встреча и беседа с интересными людьми, работа с дополнительной литературой, с интернет ресурсами, проведение анкетирования, выбор проекта и его презентация являются продуктивными, т.к. все они компетентносто – ориентированы и являются социально – значимыми для обучающихся. Темы занятий носят региональный характер и рассчитан на совместную деятельность детей и родителей.
Предполагаемый результат. В ходе обучения по программе ребенок может научиться: аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; применять основы информационных технологий в исследовательской деятельности; основам оформления работ; публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи; использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива; раскрывать собственный творческий потенциал; применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности; адекватно оценивать результаты собственной деятельности; принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности; уважительно относиться к людям, их труду. Примерное тематическое планирование курса « 100 вопросов и ответов» для 3 класса № Тема Кол-во часов цели
Я. Тайны моего имени /9 ч/
1 Кто я? Какой я? 1 развитие умений исследовать качества своей личности
2 Откуда ты имя? 1 на основе дополнительной литературы искать противоречия в имеющейся информации, выдвигать предположения в отношении происхождения имен.
3 Мир моих увлечений 1 развитие исследовательских позиции, направленной на создание представлений об одноклассниках, согласно миру их увлечений
4 Мои любимые игры и игрушки 1 развитие умения выступать перед публикой
5 Я и другие Я глазами других 1 развитие навыков позитивного общения при работе в группе, в паре
6 Я и мои друзья 1 развитие умений отстаивать свою точку зрения
7 Мой любимый праздник 1 развитие актерского мастерства для умения презентовать свои творческие проекты
8 Известные люди – тезки 1 развитие умения ориентироваться в потоке информации
9 Презентация проектов «Тайны моего имени» 1 развитие умения уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы
Моя семья – моё богатства / 7 ч/
1 Папа, мама, я – дружная семья 1 развитие образного мышления, умение давать полные ответы на вопросы; анализировать, делать выводы
2 Моя родословная. Сбор информации материалов по проекту «Моя семья» 1 развитие умений задавать вопросы, умение слушать
3 Профессия моих родителей 1 развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся выступать с презентацией перед аудиторией
4 Традиции моей семьи 1 развитие артистических способностей, умение выступать перед аудиторией
5 Мои права и обязанности в семье 1 развитие правового мировоззрения и нравственные представления, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, вести диалог
6 Пословицы о семье Самостоятельная работа в библиотеке 1 развитие самостоятельности у детей находить и выбирать необходимую информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта
7 Презентация проектов «Моя семья – моё богатство» 1 развитие коммуникативных качеств ребенка – свободное общение со взрослыми и детьми
Мои домашние питомцы /10 ч/
1 Мой ласковый и нежный зверь Зачем собаки хвост? 1 развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное)
2 Мой ласковый и нежный зверь 1 развитие умений определять причины, их возникновения; развитие умения сворачивать информацию в форме опорной схемы и таблицы
3 Мисс Кис-кис Все о кошках Для чего кошкам усы? 1 развитие умений выдвигать гипотезы
4 Мисс Кис-кис 1 развитие презентационных умений /уверенно себя держать во время выступления/
5 Конкурс загадок «Братья наши меньшие» 1 развитие навыков обмена мнениями, целостного осмысления и обобщения полученной информации
6 Почему домашние стали бездомными Опрос – интервью «Моё домашнее животное» 1 развитие умений организовывать взаимодействие в группе /распределять роли, договариваться друг с другом/
7 Фотогалерея Ролевая игра «Мастерская рекламного текста» 1 развитие умения высказываться просто и интересно, не забывая, что краткость сестра таланта
8 Взаимоотношения человека и животного Разработка правил ухода за животными 1 развитие умений устанавливать причино - следственные связи
9 Мой питомец самый лучший Наблюдение за домашними животными Повадки 1 развитие умений обрабатывать результаты анкетных данных, подтверждать аргументы фактами, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения и изменять свою
10 Презентация проектов «Мой домашний друг» 1 развитие умения уверенно держать себя во время выступления
Папа, мама, я – здоровая семья /8 ч/
1 Здоровый образ жизни 1 развитие умений выдвигать идей и свои предположения
2 Здоровый образ жизни 1 развитие артистических умений
3 Вредные привычки 1 развитие умений отвечать аргументированно, высказывать свои идеи
4 Вредные привычки 1 развитие умений доказывать и защищать свои идеи, умения ориентироваться в потоке информации
5 Правильное питание 1 развитие умений устанавливать причинно - следственные связи, выдвигать гипотезу
6 Мы исследователи 1 развитие умений структурировать материал, обосновывать свои выводы
7 Презентация проектов «Здоровье в наших руках» 1 развивать умения во время защиты представлять результаты исследовательской деятельности, отстаивать свою точку зрения, доказывать правильность сделанных выводов
8 Семейный КВН «Мы экспериментаторы » 1 формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата
Содержание программы /всего 34 часа, по 1 часу в неделю/ 1. Я. Тайны моего имени /9 ч/ Кто я? Какой я? Откуда ты имя? Мир моих увлечений. Мои любимые игры и игрушки. Я и другие. Я глазами других. Я и мои друзья. Мой любимый праздник. Известные люди – тезки. Посещение библиотеки. Заключительный этап. Презентация проектов « Тайны моего имени».
2. Моя семья – моё богатство /7 ч/ Папа, мама, я – дружная семья. Моя родословная. Профессия моих родителей. Традиции моей семьи. Мои права и обязанности в семье. Пословицы о семье. Самостоятельная работа в библиотеке. Заключительный этап. Презентация проектов «Моя семья – моё богатство».
3. Мои домашние питомцы /10 ч/ Мой ласковый и нежный зверь. Зачем собаки хвост? Мисс Кис - кис. Все о кошках. Для чего кошкам усы? Конкурс загадок. «Братья наши меньшие». Почему домашние стали бездомными? Опрос – интервью «Моё домашнее животное». Фотогалерея. Ролевая игра «Мастерская рекламного текста». Взаимоотношение человека и животного. Разработка правил ухода за животными. Мой питомец самый лучший. Наблюдение за домашним животным. Повадки. Заключительный этап. Презентация проектов «Мой четвероногий друг». 4. Папа, мама, я - здоровая семья» /8 ч/ Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Правильное питание. Мы исследователи. Презентация проектов «Здоровье в наших руках». Заключительный этап. Семейный КВН «Мы экспериментаторы».
Список литературы: Мымбаев А.К. Садвакасова З.М. инновационные методы обучения или как интересно преподавать Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. – Народное образование - №3,2003г. Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года. ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г. Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года. Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель - №6, 2002г.