Консультация для родителей на тему: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Красная шапочка» № 2
п. Половинка
Консультация для родителей
Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
Воспитатель: Т.И. Лебедева.
Уважаемые родители!
Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание; Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей — это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, я также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е.способностей общаться.
Общение — одна из социальных потребностей ребенка.
Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться отних. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность вновых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда родители «гасят» детскую любознательность.
Приведем пример:
• Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята беседой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольнопрерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Онаже пластмассовая!»
Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых.
Ситуация для анализа
—• Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? — Девочка радостно скачет, ей не терпится поделится с отцом удачей.
—Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! — строго говорит отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости... Дома девочка делает еще один заход:—- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
—Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы:
Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
Как вы относитесь к делам ребенка?
Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения совзрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье всамые первые годы жизни, является одной из основ для переходак обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозитвсю учебную деятельность школьника.
Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведениеребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Известно, что дети даже без специального обучения с самогораннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
Эмоциональное общение родителей с ребенком с моментарождения.
Общение ребенка с другими детьми.
Речь взрослого — образец для подражания.
Развитие мелкой моторики рук.
Чтение детской художественной литературы.
Игры с ребенком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного,эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается какстержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Ребенок к четырем годам.
- Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
- У него накапливается определенный запас слов, которыйсодержит все части речи. Основное место в детском словаре зани-мают глаголы и существительные. Однако дети начинают активноупотреблять прилагательные и местоимения.
- У детей активно формируется обобщающая функция слов.Через слово ребенок овладевает основными грамматическими фор-мами речи. (Появляется множественное число, винительный и ро-дительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
- В речи появляются сложные формы предложений.
- Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают своимысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей отмечаются и другие особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипя-щие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки, а некоторыепропускают.
- Дети не способны вычленить существенные признаки пред-метов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- При построении простых распространенных предложений ониопускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема новых словообразований.
Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
Детям этого возраста доступна простая форма диалогическойречи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.
Вот Вы прослушали требования к речи ребенка 4-летнего возра-ста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Васбеспокоит? (высказывания родителей)
Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогом груп-пы).
А Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?
Да, вопросы типа кто? что? какой? характерны для детей 3—4лет. В них выражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ,ребенок убегает.
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече счем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, приосмыслении нового.
Причем вопросы взрослого должны побуждать ребенка к полным ответам.
2.А когда дошкольник не задает взрослому вопросов, это хорошоили плохо ? В чем причина ?Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, новстретился с раздражением взрослого, получил отказ.
3.Если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развитаречь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
-Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методыобучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятияхпо развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий -в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.Большое значение для развития речи младшего дошкольникаимеет обогащение словаря на основе знании и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнутьи прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительнымиэмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным ; поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными, Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они намдороги. А в союзники возьмем природу — великого учителя.
Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему,с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное времяподкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? и т.д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыватьна него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметьвысказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук. Предложить родителям объединиться в небольшие подгруппы.
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своегомалыша. Может ли ребенок их повторить? (Предложить родителям высказаться.)
А знает ли ребенок, в каком городе он живет? Свой домашнийадрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы егосо своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?...Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересныхсобытиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.