Урок в личностно — ориентированном обучении

Урок в личностно-ориентированном обучении.
В последние годы особое внимание уделяется личностно-ориентированным принципам обучения, направленным на саморазвитие и самореализацию личности ребенка. Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Особую роль в личностно-ориентированном подходе играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь “решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития” (А.П. Краковский). Младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. В этом возрасте ребёнок проходит через кризис развития, приспосабливается к новой социальной ситуации, принимая на себя роль «ученика». Осваивая азы письма, математики, чтения, он выстраивает свою систему взаимодействия с одноклассниками. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности. Поэтому новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него стрессогенной. У каждого ребёнка, поступающего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребёнка. До школы индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его естественному развитию, так как принимались и учитывались. В школе происходит стандартизация условий жизни ребёнка. Это снижает волевую активность, вызывает угнетённое состояние и т. д. Ребёнку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. Я считаю, что главная задача педагога на данном этапе – создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности. При этом необходимо учитывать психофизические различия в развитии учащихся. Каждый ребёнок имеет возможность решить любую учебную задачу, но в разные периоды обучения. Процесс обучения должен строиться не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учитывая его потенциальные возможности, которые необходимо развивать, совершенствовать.
Реализация личностно-ориентированных принципов обучения младших школьников возможна при условии построения учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого–педагогических обследований и рекомендаций психолога. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и средства обучения (в том числе компьютер).
Первым шагом в моей работе по реализации личностно- ориентированного подхода стало проведение психолого–педагогической диагностики. За основу я взяла комплекс методик педагогической диагностики, разработанный коллективом авторов программы „Начальная школа ХХI века“ Предлагаемое ими экспресс-обследование включает следующие разделы:
– обследование состояния пространственного восприятия;
– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Результаты, полученные в ходе обследования, помогли мне в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребенка.
Обследования школьного психолога показали различный уровень адаптации детей, разный уровень сформированности психических процессов, разный (преимущественно низкий) уровень коммуникативных умений.
Исследуя особенности восприятия детей, в сотрудничестве со школьным психологом мною были выделены следующие группы:
аудиалы (слуховое восприятие)
визуалы (зрительное восприятие)
кинестетики (восприятие через ощущения).
Решение названных проблем предполагает рассмотрение целого ряда вопросов, однако, наиболее важным из них, на мой взгляд, является эффективное использование потенциальных возможностей урока.
В качестве отправной точки при построении урока я стараюсь использовать субъективный опыт учащегося, который несёт особую смысловую нагрузку: интеллектуальную и эмоциональную. При подготовке и проведение урока стараюсь использовать педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектировать характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся:
На уроках прослеживается система дифференцированного подхода.
Учитывая уровень развития коммуникативных умений учащихся, широко использую разные варианты парной и групповой работы.
Учитывая особенности восприятия детей, стараюсь подбирать дидактический материал, позволяющий ученику развивать различные сенсорные каналы.
Использую дидактический материал, предоставляющий детям возможность выбора вида и формы работы и уровня её сложности
Приоритетную роль на своих уроках я отвожу общению. Считаю, что именно с помощью диалога:
УЧИТЕЛЬ 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 УЧЕНИК УЧЕНИК13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415УЧЕНИК
дети учатся слушать друг друга, выражать и отстаивать свою позицию, уважать мнение других. Важно создать атмосферу, в которой ребёнок чувствует свою значимость, успешность. На каждом уроке я стремлюсь построить процесс совместной деятельности ребёнка с учителем и одноклассниками, при котором ребенок имеет право на поиск, ошибку и свои первые творческие открытия. Я считаю, что гробовая тишина на уроке – далеко не идеальное условие обучения.
На своих уроках я стремлюсь создавать в классе атмосферу доброжелательности, поддержки и хорошего настроения. В целях коррекции психологического состояния в начале урока стараюсь настроить ребят на успех, на свою творческую, интеллектуальную победу. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения. Главная задача учителя, на мой взгляд, - создать условия для формирования позитивной Я-концепции личности учащегося, а это в свою очередь, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания и обучения.
Оскар Уайльд писал: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». Ребёнок сможет почувствовать себя счастливым лишь тогда, когда будет верить в свои способности, в свою неповторимость. Рассмотрите в ребёнке уникальную личность, укрепите его веру в свои силы, направьте его энергию и любознательность в нужном направлении – именно это сделает его СЧАСТЛИВЫМ!