Статья по географии на тему: Познавательная активность учащихся на уроках географии и методы ее стимулирования
Познавательная активность учащихся на уроках географии и методы ее стимулирования
Крылова С.В.
Активизация познавательной деятельности относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Учебная деятельность приставляет собой форму активного отношения к изучаемому материалу. Она возникает на основе мотивации ученика и предполагает наличие таких моментов, как избирательность подхода к объектам познания, цели, задачи, которые надо решать, преобразование объекта в последующих действиях, направленных на решение проблемы. Такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать ученика как ее активного субъекта, что является главным фактором личностного развития. Результатом учебной деятельности становятся те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте - учащемся. Скорость и глубина освоения нового материала учащимися обусловлены степенью выраженности познавательной активности. В большинстве случаев перед учителем встают вопросы развития познавательной активности, самостоятельности, познавательных интересов школьников.
Таким образом, отношение учащихся к учению преподавателя можно выразить через активность. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.
Познавательная активность учащихся проявляется по-разному. Ученик может внимательно слушать учителя, записывать предлагаемый им материал, заполнять схемы по его указанию и т.п. Такие задания требуют активности, но она носит подражательный характер, это ответ на требование учителя. От нее отличается другой вид активности ученика - тот, в основе которого лежит познавательная инициатива учащегося, его интерес к учебной деятельности. Еще более высокий уровень - творческая активность школьника. Она предполагает не только активный поиск, отбор, но и оперирование способами, необходимыми для решения выдвинутых задач. Высший уровень активности подводит ученика к познавательной самостоятельности. Она характеризуется потребностью в знаниях, умением мыслить самостоятельно, способностью ориентироваться в новой ситуации, желанием глубже понять не только полученную информацию, но и способы ее добывания.
Высокий уровень познавательной деятельности учащихся отражается на организации работы, на характере педагогического руководства. Оно принимает форму управления действиями учеников. Учитель организует и направляет самостоятельную работу школьников, увеличивает число исследовательских элементов. Соответственно, сокращается объем тренировочной работы. Чтобы поддержать высокий уровень познавательной деятельности учащихся, учитель несколько раз обновляет содержание, предлагает конкретный материал, примеры и новые факты, перестраивает систему методов обучения (работа с компьютером, учебником, текстом, переход от одного средства к другому, комплексное их использование). Возможны использование технических средств, новых информационных технологий и поисковых on-line систем, изменение форм работы: переход от индивидуальной самостоятельной работы к групповой и т.д. В атмосфере умственной активности возникает заинтересованность и увлеченность процессом учения.
Действенным стимулом развития познавательной активности учащихся является жизненный контекст получаемых знаний. Он делает процесс познания самостоятельной ценностью. Работа учащихся, связанная с выявлением жизненно-практического значения знаний, как важный аспект практической направленности обучения, способствует искоренению абстрактности и схематизма, имеющих место в учебном процессе. Насущная необходимость перевода объективной информации в личностные смыслы учащихся объясняет пристальное внимание к этой проблеме как ученых, так и учителей. Особое значение она приобретает в естественнонаучных дисциплинах, способствующих формированию у школьников основ убеждений, идеалов, мировоззрения, практического опыта эмоционально-чувственного отношения к миру, экологического мышления.
Важнейшим признаком правильно организованной познавательной деятельности является мыслительная активность учащихся. Она проявляется в целенаправленном анализе и синтезе, обобщении и абстрагировании, классификации и систематизации учебного материала, в рассуждениях, умозаключениях, в применении индукции и дедукции, в обосновании утверждений, в овладении системой знаний. Мыслительная деятельность невозможна без активности эмоционально-волевой сферы личности. Она требует сосредоточенности и концентрированности внимания на объекте познания и практических действиях. Активизировать мыслительную деятельность - значит изменить ее направленность, придать ей более целенаправленный, интенсивный, динамический и гибкий характер.
М. И. Еникеев выделил этапы познания и соответствующие им приемы активизации учебной деятельности.
1. Осознание познавательной проблемы. Здесь основными приемами являются следующие: актуализация известных фактов, знаний, их сопоставление между собой и с новыми фактами в проблемной ситуации.
2. Переход в процессе познания от явления к сущности. Основные приемы: сравнение и сопоставление новых фактов, побуждение учащихся к индуктивному умозаключению, к самостоятельному выводу, использование с этой целью системы подводящих вопросов, привлечение новых фактов.
3. Переход от обобщения к новым явлениям, конкретизация обобщения. На этом этапе приемы активизации связаны с применением знаний и включают использование знании в новой ситуации, объяснение нового явления, выяснение многообразия явлений, охватываемых данной закономерностью, обоснование целесообразности того или иного явления, действия, нахождение общего основания для внешне различных явлений, их систематизацию.
Наряду с выявлением логики учебного процесса и соответствующих ей приемов активизации в теории раскрывается сущность отдельных приемов, выявляются условия их эффективного применения. Основное назначение этих приемов - мобилизовать учащихся на самостоятельный учебно-познавательный поиск. Это возможно, когда школьники осознают недостаточность имеющихся у них знаний для разрешения очередной задачи урока. Правильная постановка темы предполагает создание проблемной ситуации, что является началом активной мыслительной деятельности. Это достигается специальными приемами. Например, учитель предлагает учащимся сопоставить рассматриваемые явления и сформулировать проблемный вопрос. Далее целесообразно кратко раскрыть содержание темы. Если учащиеся не имеют общего представления о ней, то детализированное изложение будет затруднять их аналитико-синтетическую деятельность.
Интенсивному развитию познавательной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:
- систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы;
- разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;
- индивидуальный подход к учащимся. Одним из важнейших требований к современному процессу обучения является требование развития у школьников творческих подходов к деятельности. Как отмечают исследователи, творческое мышление характеризуется главным образом не объемом, не количеством приобретенных знаний, хотя и они важны. Но главное в нем - структура мыслительного процесса, богатство, сложность и результативность умственных операций. Укажем некоторые внешние проявления творческого мышления. Во-первых, обладающий им ученик при изложении усвоенного материала опирается не только на чужие, но и на собственные суждения, умозаключения, доказательства. Во-вторых, такой учащийся критически относится к чужим мыслям. Это требование он распространяет и на собственные представления. В-третьих, ученик успешно справляется с задачами проблемно-поискового характера, с заданиями на применение знаний в новой ситуации.
При изложении учителем нового материала, когда учащиеся получают информацию преимущественно в готовом виде, степень их активности в мыслительной работе невелика. Поэтому у учеников далеко не всегда возникает потребность в приобретении новых знаний и в обосновании способов их использования. У них не вырабатываются навыки учебного труда творческого характера, не стимулируется стремление к поискам, изобретательству, рационализаторству. Высокий уровень креативности школьников проявляется в умении самостоятельно находить в окружающей жизни проблему, строить план ее решения и осуществлять его. Учащиеся старших классов способны не только решать субъективно новые, то есть новые только для них, познавательные задачи, но и добывать объективно новые, еще неизвестные науке знания. Они могут включаться в настоящую научно-исследовательскую, рационализаторскую, конструкторско-изобретательскую деятельность, имеющую не только учебное, но и научно-практическое значение. Включаясь в поисковую ситуацию, ученик приучается видеть диалектику изучаемого курса, перспективу предстоящих занятий. Благодаря этому он чаще прибегает к собственным соображениям, использует фантазию, выдвигает самостоятельные гипотезы.
Таким образом, в настоящее время ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является повышение познавательной активности учащихся.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
В настоящее время выделяют несколько уровней познавательной активности:
Первый уровень - воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
Так же для стимулирования познавательной активности многие педагоги в практике применяют принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания используя различные источники информации (бумажные и электронные носители), основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экологического мышления.
Следующим принципом повышения познавательной активности является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практического приложения теоретических вопросов в области экологии. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Наиболее эффективны в этом плане уроки с применением интернет- технологий, при проведении которых, учащиеся в on-line режиме могут общаться на экологических форумах, блогах со сверстниками, студентами, преподавателями из других городов, стран, обсуждать экологические проблемы. Таким образом, при обсуждении какого-либо вопроса, проблемы, аудитория расширяется в десятки и сотни раз, что способствует обмену опытом по изучаемому вопросу.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав аудитории (комплектование групп), адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Не менее важным для стимулирования познавательной активности применение механизма самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, самостоятельно анализируя дополнительные источники информации, литературу, получая консультации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Факторы, стимулирующие познавательную активность учащихся могут быть различны. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:
Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор наиболее актуален для школьников старших классов, поскольку в большинстве случаев именно в этот период происходит выбор профессии. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассникам, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход - это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, творческие самостоятельные работы, тесты.
Таким образом, можно выделить основные способы активизации познавательной деятельности:
опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
использовать дидактические игры и дискуссии;
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Методы стимулирования познавательной активности учащиеся в педагогической литературе традиционно принято делить на методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментировать источники информации по изучаемому вопросу, отыскивать в них главную мысль, работать со справочниками, Интернет-ресурсами помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с источниками информации дают учащимся различные посильные задания.
Помимо того, что симулирование познавательной деятельности учащихся осуществляется в процессе применения метода проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач используют частично-поисковый, поисковый лабораторный метод, методы устного изложения - рассказ и лекции.
Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;
Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Существуют разные подходы в оценке познавательной акивности учащихся.
Эффект стимулирования познавательной активности дает наибольшие результаты при соблюдении следующих условий:
1. системности. Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся умений и навыков; контроль ученических успехов учащихся. Системность включает принципы: целенаправленности, научности, взаимосвязи изучаемых компонентов;
2. последовательность: изучение материала должно происходить в строгой логически обоснованной последовательности материала;
3. доступность обучения: обучение экологии следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития.
4. сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении. Этот принцип заключается в активном овладении учащимся знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы.
5. оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Оно должно включать непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий. Однако наглядность тесно связана с мышлением. Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности. Поэтому в обучении экологии широко применяют показ наглядных пособий в виде схем, таблиц, графиков, слайдов, мультимедиа-проектов.
Большую роль в развитии познавательной активности обучаемых играет построение учебного процесса на различных типах уроков. В педагогической деятельности используются следующие системы уроков:
вводные уроки;
уроки изучения нового материала;
комбинированные уроки;
уроки формирования способов самостоятельного добывания знаний;
уроки проверки, контроля и коррекции;
уроки повторения изученного материала;
обобщающие уроки
Важное место в обеспечении поддержания познавательной активности учащихся занимают средства обучения, которые способствуют, по моему мнению, развитию самостоятельной познавательной активности. Это:
Учебник - (в современных учебниках представлены разнообразные задания, которые можно использовать не только для контроля за усвоением знаний учащихся, но и для обобщения их, а так же в качестве познавательной задачи при изучении нового материала.);
Электронные носители информации- (виды работ Интернет-ресурсами: чтение, анализ, сопоставление данных сайтов различного содержания, создание презентаций на основе найденного материала);
Схемы, профили, таблицы;
Видео позволяет ближе перейти к непосредственному восприятию действительности.
Уровень познавательной активности зависит так же от организации структуры урока. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников.
Во время фазы врабатывания (первые 3 5 мин. урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период устойчивой, оптимальной работоспособности (среднее звено, старшие классы 20 25 мин. урока) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т.к. развивается утомление.
Так же на уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть только эрудиция. Главный его показатель организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.
Говоря о стимулировании познавательной активности стоит обратить особое внимание на методы оценки ее динамики как в течении урока, так и при более длительном промежутке времени.
Современные методики исследования познавательной активности могут носить как эмпирический так и более жесткий учетный характер.
Наблюдение является одним из наиболее универсальных, но не достаточно точных методов оценки. На основе результатов наблюдений осуществляется сравнение и сопоставление контрольных и экспериментальных групп.
Для большей детализации и конкретизации учета результатов могут использоваться различные анкеты.
Л. В. Занковым (1995) разработана развивающая методика наблюдений за динамикой познавательной активности у учащихся первых классов. А. В. Усова (2001) разработала методику оценки динамики познавательной активности учащихся 6-8 классов. Несмотря на общую идейную схожесть методик у авторов наблюдаются различия по таким ключевым принципам как: заполнение анкетных бланков учителем, проводящим эксперимент, или независимым экспертом; включение в оценку динамики познавательной активности анкет для школьников, на которых проводиться эксперимент и т.д.
Основные пункты оценки динамики познавательной активности, не зависящие от возрастных особенностей: включение школьников в работу в начале урока, учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления, активность детей при создании учителем мотивации, активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
Так же для оценки познавательной активности используются критерии, разработанные А.К.Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А.Яковлевой (2007), которые определяют уровень познавательной активности следующим образом:
1. Высокий уровень познавательной активности в исследуемой группе. Включает в себя: активную ориентировку в новом материале; самостоятельное выделение ключевых понятий; понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы; владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;
2. Низкий уровень активности. Проявляется в том, что учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; отсутствует понимания смысла учебной задачи; наблюдается малое приложение личных усилий в учебной работе; для исследуемой группы характерна слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.
Помимо предложенных способов регистрации динамики познавательной активности используют метод решения нестандартных задач Матюшкин (2008) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Ученикам предлагаются для решения 2 типа задач: сложных непроблемных (I серия) и простых проблемных (II и III серии). В качестве сложной непроблемной задачи используется арифметический пример, включающий 36 операций умножения и деления и столько же сложения и вычитания. В качестве проблемных задач использются механические манипулятивные головоломки «связанные шарики» и «крючки». Для оценки типа проявляемой мотивации и ее характеристик и динамики использовалась система вопросов. Ответы сопоставлялись с поведенческими характеристиками: попытками возврата к решению, отношением испытуемых к попыткам экспериментатора остановить решение, временем, уделяемым решению после установленного времени.
Далее оценивается, сколько проценов учащихся решили задачу, сколько учащихся не решивших задачу предпринимали попытки вернуться к повторному решению, сколько учащихся при опросу после проведения эксперимента при опросе выразили желание дорешать задачу.
Во II и III сериях время решения задачи составляло 2 мин. Испытуемыми являлись школьники 10-11 класса , соответственно 40 и 54 человека.
Далее определяется возникает л стойкая познавательная мотивация, выражающаяся в форме интереса к решаемой задаче, стремления к достижению ее решения после указания экспериментатора на завершенность эксперимента. В экспериментах были выявлены четыре основные группы испытуемых, проявивших различные уровни познавательной активности, выраженной в форме различных уровней интереса к задаче (отсутствует, слабый, средний высокий интерес).
А.Н. Цымбалюк (2007) предлагает для определения уровня познавательной активности использовать тест на произвольное запоминание. Исследуемой группе предлагается запомнить какую-либо информацию, и проследить динамику активности использования этой информации в ходе выполнения задания.
В процедуру опыта по произвольному запоминанию включен ряд моментов, направленных на выяснение стремления к деятельности, степени осознанности выполняемых действий и т.п. В ходе опыта учащимся представлялась возможность самостоятельно регулировать продолжительность каждого последующего припоминания.
При сопоставлении процессов заучивания в двух сравниваемых группах отчетливо выступили не только количественные но и качественные различия. На основе анализа процесса решения задачи были выделены следующие показатели активности 1) Эффективность использования времени в период первоначальной ориентировки в задаче. 2) Стремление к деятельности, отмечаемое в тех случаях, когда испытуемый продолжал припоминание без какой-либо стимуляции извне. 3) Обработка материала в ходе заучивания: считалось, что материал подвергался обработке, если в процессе воспроизведений были заметны попытки применить какой-либо приём запоминания и припоминания. 4) Возможность переноса усвоенного приема, что обнаруживалось в тех случаях, когда испытуемый пользовался данным приемом при заучивании нового материала. 5) Уровень самоконтроля, оцениваемый по тому, насколько успешно испытуемый распознает в повторно предъявляемом материале те единицы запоминания, которые не были воспроизведены им первоначально.
Таким образом, в настоящее время существуют различные способы определения уровня познавательной активности.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2~ђЗаголовок 315