Урок Свет в нашей жизнипосвященный Международному году света и световых технологий

Урок «Свет в нашей жизни»

посвященный Международному году света и световых технологий.
Разработала и провела в 10 классах учитель истории и обществознания
МОУ СОШ№2 села Александровского Ставропольского края
Крюкова Светлана Алексеевна
Цель:
познакомить обучающихся с проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения, мотивировать старшеклассников на энергосберегающий образ жизни.
Образовательные задачи:
·
1 познакомить обучающихся с основными принципами энергосбережения;
2
· познакомить обучающихся с проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения;
·
3 повысить мотивацию обучающихся к использованию приемов энергосбережения;
· развить активный познавательный интерес к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний на практике.
Воспитательные: сформировать понимание школьников о важности сбережения энергии.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий. И сегодня, 15 декабря, в рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендовало организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации Дня света и световых технологий.
Сегодня у нас с вами на уроке присутствует инженер ОУК участка ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» Евгений Петрович Калугин.
Как вы думаете, какие вопросы нам сегодня предстоит обсудить?

· Можно ли и как повысить эффективность энергопотребления и снизить негативные воздействия на окружающую среду?
- Какие новейшие научно-технические достижения способствуют повышению эффективности энергопотребления?
-Является ли проблема эффективного энергопотребления исключительно технической?
-Насколько значимо для обеспечения , создания условий для эффективного энергопотребления отношения общества к этой проблеме?
Насколько значимо для обеспечения , создания условий для эффективного энергопотребления индивидуальное поведение людей и их отношение к этой проблеме?
Давайте прослушаем тезисы выступления генерального директора ЮНЕСКО И.Г.Боковой

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ!
Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира.
По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий.
ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам.
Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его важность в природе и жизни человека.
Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы.
Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света.
Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение.
Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме это сохраненная частичка природы.
Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом.
Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека.
Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!
Ирина Бокова.
Сообщение-ЮНЕСКО: что это за организация?
ЮНЕСКО - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции.
В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов (больше, чем в ООН, членами которого являются 193 государства).
Генеральный директор ЮНЕСКО – Ирина Бокова (Болгария).
ЮНЕСКО работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может прийти к глобальному пониманию устойчивого развития, охватывающего соблюдение прав человека, взаимное уважение и уменьшение бремени нищеты – все это составляет суть миссии и деятельности ЮНЕСКО.
В основе всех стратегий и мероприятий ЮНЕСКО лежат широкие цели и конкретные задачи международного сообщества – согласованные на международном уровне цели в области развития, включая Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия (ЦРТ). Достижению этих целей способствует уникальный характер сфер компетенции ЮНЕСКО, охватывающих образование, науку, культуру и коммуникацию, и информацию.
Миссия ЮНЕСКО состоит в содействии укреплению мира, искоренению нищеты, устойчивому развитию и межкультурному диалогу посредством образования, науки, культуры, коммуникации и информации.
В центре внимания Организации находится ряд всеобъемлющих целей:
Обеспечение качественного образования для всех и обучения на протяжении всей жизни.
Мобилизация научных знаний и политики в интересах устойчивого развития.
Решение возникающих социальных и этических задач и проблем.
Поощрение культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира.
Построение инклюзивных обществ с помощью знаний, информации и коммуникации.
Итак, наш сегодняшний урок является продолжением разговора об инклюзивном обществе, который мы начали на «Самом Большом уроке Мира», затем поднимали эту тему на «Уроке толерантности».
С 1 января 2016 года вступит в силу документ «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», которым будут руководствоваться при принятии решений государства-члены ООН и заинтересованные стороны. Давайте послушаем какие же цели провозглашает этот документ?
Сообщение- Цели устойчивого развития ООН на период после 2015 года
-Какие из целей касаются нашего с вами сегодняшнего урока?
Я с удовольствием предоставляю слово нашему гостю Евгению Петровичу Кулагину.
«Путешествие в прошлое»-Сообщение о выдающихся людях, подаривших нам лампочку.
- Работа групп. Предлагаю вам познакомиться с проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства. Для этого учащимся предстоит разделиться на группы и: 1) прочитать предложенный текст; 2) ответить на вопросы; 3) подготовить краткое информационное сообщение о выявленных проблемах и путях их решения.
Задание 1 Энергосберегающие технологии в промышленности
Вопросы: 1. Назовите недостатки централизованной системы теплоснабжения.
2. В чем преимущества автономных систем теплоснабжения? Можно ли такую систему установить в вашем доме?
3. Каким образом использование местных энергоресурсов может снизить выбросы парниковых газов?
4. Какие виды топлива используются при отоплении вашего дома? Загрязняют ли они атмосферу?
Задание 2 группе Энергосберегающие технологии на транспорте
Вопросы: 1. Каковы перспективы энергосбережения на железнодорожном транспорте?
2. Есть ли смысл развивать общественный транспорт?
3. Какой вид транспорта является наиболее чистым с экологической точки зрения?
4. Можно ли считать электровоз и электромобиль абсолютно экологически чистым видом транспорта?
Задание 3 группе Энергосберегающие технологии в строительстве
Вопросы: 1. Считаете ли вы, что ваш дом спроектирован с учетом рационального использования солнечной энергии?
2. Защищен ли ваш дом от ветра?
3. Через какую часть зданий происходят основные потери тепла? Как их можно уменьшить?
4. Как вы себе представляете энергоэффективный дом?
5. Представьте, что вы работаете в проектной организации, проектирующей жилые здания для вашей местности. Вам поручили разработать проект индивидуального жилого дома. Какие природные факторы вы должны учесть при проектировании с точки зрения энергосбережения?
Задание 4 группе Энергосбережение на бытовом уровне
Вопросы: 1. Какое количество выбросов углекислого газа соответствует вашему среднему месячному потреблению электроэнергии? Считайте, что производство 1 квт.ч электроэнергии сопровождается выбросом примерно 1 кг углекислого газа.
2. Как можно увеличить теплоотдачу батарей центрального отопления?
3. Что Вы можете сделать для сокращения потерь тепла в вашей квартире?
4. Найдите самый энергоемкий прибор в вашей квартире.
5. Можно ли снизить потребление энергии, не снижая уровня комфорта? Потребуется ли вам для этого изменить свои привычки
6 В чём преимущества микроволновых печей?
7. Позволяет ли кастрюля-скороварка экономить энергию?
8.Предложите простые меры, которые могут препятствовать потерям тепла и энергии в быту?
Обсуждение сообщений, подготовленных группами. Представители групп рассказывают об основных проблемах энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможных путях их решения. В последующем обсуждении проблем принимают участие все ученики класса и приглашенные гости.
Знакомство учащихся с основными принципами энергосбережения.
Сообщение учащегося « Основные принципы энергосбережения»
Стремясь к повышению жизненного уровня и снижению негативного воздействия энергопотребления на окружающую среду, необходимо использовать технические решения, которые позволяют:
1. Эффективно использовать энергию. Надо как можно полнее использовать энергию для достижения конкретной цели, и ни на что другое. Наши потребности в энергии должны удовлетворяться с минимально возможными потерями. В качестве примеров можно привести: устранение утечек теплого воздуха из квартиры, использование энергоэффективных лампочек, сокращение потребления горячей воды.
2. Не использовать энергию более высокого качества, чем необходимо. Не следует использовать понапрасну высококачественную энергию. В тех случаях, когда возможно использовать энергию низкого качества (тепло), не следует расходовать энергию высокого качества (электричество). Но даже если мы будем следовать этим принципам, основанным на законах природы, необходимы дополнительные усилия по организации всей нашей жизни в соответствии с принципами устойчивого развития. Принципам устойчивого развития должны соответствовать юридические законы и экономические отношения. В этом процессе должны участвовать ученые, политики, бизнесмены, журналисты и рядовые граждане.
Заключительная часть урока.
-Обратите внимание на выставку книг по теме «Свет в нашей жизни», которую нам подготовили работники библиотеки нашей школы.
-Какой вывод из сегодняшнего урока вы сделали?
-Обратитесь к учащимся и гостям урока с призывом, исходя из темы сегодняшнего урока.





























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15