Программа Дорожная азбука в 1-4 классах
Пояснительная записка.
Обучение младших школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану МБОУ Красноармейскиий УВК на проведение занятий внеурочной деятельности клуба “Дорожная азбука” на 1 – 4 класс начальной школы выделяется всего — 135 часов. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Предметные:
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 3-го класса должны знать:
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.
Учащиеся 3-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Учащиеся 4-го класса должны знать:
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука пешехода»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
в процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности по курсу «Дорожная Азбука» в 1-4 классах.
№ п/п Содержание раздела, темы Количество часов 1 класс Количество часов 2 класс Количество часов 3 класс Количество часов 4 класс Вид деятельности
1 Дорожная грамота. 10 10 10 10 выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, тесты, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры, разгадывание кроссвордов и ребусов, беседы.2 Транспортные средства. 3 3 3 6 3 Здравствуй, дорога! 3 3 3 6 4 Наш друг – светофор. 3 3 3 3 5 Правила дорожного движения 10 10 10 4 6 Дорожные знаки 4 5 5 5 7 итого 33 34 34 34
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п Дата Тема занятия Планируемые результаты
по плану фактически Предметные Личностные, метапредметные1 Вводное занятие: Дорога в школу и домой. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения
Знать: адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Правила движения пешеходов по тротуару Л: учебно-познавательные мотивы;
П:с помощью учителя формулирует познавательную цель;
Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;
К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами.
2-3 Улица полна неожиданностей. Знать: поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в микрорайоне школы.
Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Уметь: рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.
Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу.
Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
К:. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
4-5 Практическое занятие (экскурсия, настольные игры). Знать: наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой.
Провести обучающие игры по ПДД.
Уметь: приводить примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции). Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути;
П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства;
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения.
6 Остановочный путь и скорость движения. Знать:почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно.
Остановочный путь автомобиля. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
П: с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;
Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;
К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
7-8 Пешеходные переходы. Знать: объяснение значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения; Уметь: предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П:с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу;
Р:с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
К: формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество.
9 Практическое занятие. Пешеходные переходы. Уметь: закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу. Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р: волевая саморегуляция;
К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему.
10 Нерегулируемые перекрёстки. Знать: понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
11 Регулируемые перекрёстки. Светофор. Знать:для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.
Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством. Л: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р: с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
12 Где ещё можно переходить дорогу. Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения.Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход».
Правила перехода дороги при наличии этих переходов.
Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). Л: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
П:поиск и выделение необходимой информации.
Р: использование речи для регуляции своего действия.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
13 Поездка на автобусе и троллейбусе. Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе.
Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
П: с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;
Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;
К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14 Поездка на трамвае и других видах транспорта. Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках.
Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка). Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;
П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р:волевая саморегуляция;
К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коорпорации.
15-16 Виды транспорта. Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны выполнять пассажиры. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Л: формирование рефлективности самооценки в учебной деятельности.
17 Дорожные знаки и дорожная разметка. Назначение дорожных знаков.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движениепешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу;
Р: с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему.
18 Где можно и где нельзя играть. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте.
Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д.
Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
П: с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;
К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать способы её разрешения.
19 Ты – велосипедист. История велосипеда, его общее устройство.Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем.Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
20-21 Дорожные знаки. Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами;
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
22 Поездка за город. Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов.
Правила движения пешеходов по загородной дороге. П:формулировка задач, которые следует решить.
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
Р: умение планировать свою деятельность.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
23 Дорога глазами водителей. Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)?Как водитель видит пешеходов-нарушителей? К:обеспечивать бесконфликтную совместную работу.
Л: развитие морального сознания.
Р:умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
24 Экскурсия «Я - пешеход» Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Л:внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи;
П:с помощью учителя устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
К: Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
25 Для чего нужны правила дорожного движения Акцентировать внимание первоклассников на дорожные знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке. П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
26-27 Правила для пешеходов. Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тротуару и обочине. Формировать представления первоклассников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
К: ставить вопросы; формулировать свои затруднения.
28 Участники дорожного движения. Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. П: умение структурировать материал
Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий.
Слушать и слышать друг друга, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
29 Светофор. Дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора. П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
К: ставить вопросы; формулировать свои затруднения.
30-31 Добрый светофор. Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. П:формулировка задач, которые следует решить.
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
Р: умение планировать свою деятельность.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
32 Обязанности пешеходов. Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге. Провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. Л: с помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;
П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний;
Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
К: формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество
33 Движение по дороге в группе. Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых. Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. Л: учебно-познавательные мотивы;
П:с помощью учителя формулирует познавательную цель;
Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;
К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№п/п Дата Тема занятия Планируемые результаты
По плану фактически Предметные Личностные, метапредметные1 Вводное занятие. Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма. П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
К:с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения.
Р: составление плана последовательности действий.
2-3 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. П:формулировка задач, которые следует решить.
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
Р: умение планировать свою деятельность.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
4-5 Практическое занятие. Почему на улице опасно? (экскурсия )Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные игры, макеты.
Экскурсии по городу (поселку). Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. Л: осознание ответственности человека за общее благополучие
Р: принятие практической задачи.
К:участвовать в коллективном обсуждении проблем
6 Остановочный путь и скорость движения. Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Факторы, влияющие на величину остановочного пути.
Опасность перехода перед близко едущим транспортом.
Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. Л: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
П:поиск и выделение необходимой информации.
Р: использование речи для регуляции своего действия.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
7-8 Пешеходные переходы. Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе дороги.
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.
Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включеннымиспецсигналами.
Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Л: усвоение теоретических знаний
П:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
К: формулировать свои затруднения.
9 Нерегулируемые перекрёстки. Типы перекрестков.
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
К: ставить вопросы; формулировать свои затруднения.
10 Регулировщик и его сигналы. Для чего регулировщику нужны жезл и свисток?
Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.
Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. П:формулировка задач, которые следует решить.
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
Р: умение планировать свою деятельность.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
11-12 «Регулируемая дорога» Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе.
К:интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Р: умение планировать свою деятельность.
13 Поездка на автобусе и троллейбусе. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе.
Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом.
Экскурсия на автобусную остановку. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.
Р:умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
Л: принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»
14 Поездка на трамвае и других видах транспорта. Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе.
Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая.
Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем. П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р:умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
К: обращаться за помощью.
15 Дорожные знаки и дорожная разметка. Группы дорожных знаков и их назначение.
Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.
Дорожные знаки в микрорайоне школы. П:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении.
Р:умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
К: предлагать помощь и сотрудничество.
Л: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
16 Дорога в школу. Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы.
Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.
Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. П: умение структурировать знания
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К: ставить вопросы; обращаться за помощью.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
17-18 «Твой ежедневный маршрут» Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. К:определение цели и функций участников, способов взаимодействия
П:применение методов информационного поиска
19 Где можно и где нельзя играть. Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: умение использовать наглядные модели.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
Р:умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Л: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
20 Ты – велосипедист. Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.
Правила безопасной езды для юных велосипедистов.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
21 Поездка за город. Движение транспорта на загородной дороге.
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу.
Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). П:самостоятельное создание способов решения проблем.
Л: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: предлагать помощь и сотрудничество.
22 Дорога глазами водителей. Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
Особенности работы водителя.
Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р: использование речи для регуляции своего действия.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
23 Учусь читать дорожные знаки. Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. П: умение использовать наглядные модели.
Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Л: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
К: ставить вопросы; обращаться за помощью.
24-25 «Дорожные знаки в моей окрестности» Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. К: планирование общих способов работы.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий
26 Кодекс выживания городского пешехода. Отработка устойчивого навыка грамотного пешехода. П:формулирование проблемы.
Р: формирование самооценки.
Л:начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
27 КВН «Клуб внимательный пешеход» Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л:принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир».
Р:адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
28 Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта. П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
29-30 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» Формирование навыка расстановки дорожных знаков. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Р:использование речи для регуляции своего действия.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
31 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств. К:обеспечивать бесконфликтную совместную работу.
Л: развитие морального сознания.
Р:умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
32-33 Почему дети попадают в дорожные аварии. Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. П:установление причинно- следственных связей.
Р:использование речи для регуляции своего действия.
Л:уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
К:обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
34 Итоговое занятие. Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по ПДД. Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п Дата Тема занятия Планируемые результаты
по плану фактически Предметные Личностные, метапредметные1 Вводное занятие Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.
Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. Л: учебно-познавательные мотивы;
П:с помощью учителя формулирует познавательную цель;
Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;
К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами.
2-3 Правила поведения учащихся на улице и дороге. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.
Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение. Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет.
Пешеходная и велосипедная дорожки.
Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. Л: усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий
К:точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Р: постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение.
4 Как пешеходы и водители поделили дорогу. Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике. Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
К:. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
5 Остановочный путь и скорость движения. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути;
П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства;
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения.
6 Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе дороги.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
7 Нерегулируемые перекрёстки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;
П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р:волевая саморегуляция;
К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации.
8 Регулируемые перекрёстки. Светофор. Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.
Из истории светофора.
Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
К: ставить вопросы; формулировать свои затруднения.
9-10 «История светофора» Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Л: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
П:поиск и выделение необходимой информации.
Р: использование речи для регуляции своего действия.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
11 Регулировщик и его сигналы. Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.
Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. К:обеспечивать бесконфликтную совместную работу.
Л: развитие морального сознания.
Р:умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
12 Где ещё можно переходить дорогу. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.
Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути;
П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства;
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения.
13 Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД. П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
14 Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
П: с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;
Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;
К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
15 Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
16 Дорога и её элементы, правила поведения на ней. Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности. Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути;
П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства;
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения.
17-18 «Зелёная дорога» Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами;
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
9 Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;
П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р:волевая саморегуляция;
К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации.
20 Поездка на автобусе и троллейбусе. Правила пользования автобусом и троллейбусом.
Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса.
Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
21 Поездка на трамвае и других видах транспорта. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая.
Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами;
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
22 Дорожные знаки и дорожная разметка. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.
Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.
Дорожная разметка, ее назначение и виды. П: умение использовать наглядные модели.
Р: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Л: адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
К: ставить вопросы; обращаться за помощью.
23-24 «О чём говорят дорожные знаки» Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса. П:умение строить схемы
Р: умение взаимодействовать со сверстниками
К: устраивать эффективные групповые обсуждения.
Л:формирование личностной рефлексии.
25-26 Сигналы, регулирующие дорожное движение. Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
27 Где можно и где нельзя играть. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.
Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
Где можно играть в микрорайоне школы и дома. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;
П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р:волевая саморегуляция;
К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации.
28-29 «Где можно и где нельзя играть». Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.
Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
Где можно играть в микрорайоне школы и дома. П:кодирование
(использование знаков и символов).
Р: способность к организации своей деятельности.
К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Л: усвоение теоретических знаний
30-31 Ты – велосипедист. Игры и соревнования на велосипедах с элементами вело фигур. К: стремление устанавливать доверительные отношения, способность к апатии.П:установление причинно- следственных связей.
Р:использование речи для регуляции своего действия.
Л:уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
32 Поездка за город. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.
Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. Р: способность к организации своей деятельности
Л: формирование рефлективности самооценки в учебной деятельности
П: построение логической цепи рассуждений.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
33 Улица глазами водителей. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. Р:использование речи для регуляции своего действия.
Л:уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
К:обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
34 Итоговое занятие. Игра-соревнование по Правилам дорожного движения.
Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Л: формирование рефлективности самооценки в учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п Дата Тема занятия Планируемые результаты
по плану фактически Предметные Личностные, метапредметные1 Вводное занятие. 2 Безопасность пассажиров. Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека.
Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей.
Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами;
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3 Безопасность пешеходов. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Р: формирование самооценки деятельности.
П: поиск и выделение необходимой информации.
Л: развитие морального сознания через дискуссию.
4 Знаем ли мы правила дорожного движения. Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.
Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
К:. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
5 Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
6 Проверка знаний правил дорожного движения. Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. К: адекватное межличностное восприятие.
Р: способность к самоорганизации.
Л:выработка кодекса моральных норм.
П: построение логической цепи рассуждений.
7 Основные понятия и термины ПДД. Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.П: построение логической цепи рассуждений.
Л:умение выделять нравственный аспект поведения.
Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.
8 «Понятия и термины ПДД». Закрепить полученные понятия. П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме.
К:планирование общих способов работы
Р: способность к саморегуляции.
Л:формирование личностной и коммуникативной рефлексии.
9 Предупредительные сигналы. Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке.
Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие. П: построение логической цепи рассуждений.
Р:самостоятельная постановка учебной цели.
Л:формирование личностной и коммуникативной рефлексии.
К: использование адекватных языковых средств.
10 Движение учащихся группами и в колонне. Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу.Порядок движения учащихся в колонне.Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. Л: формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.
П: умение делать выводы и умозаключения.
Р:самостоятельная постановка учебной цели.
К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем.
11 Перевозка людей. Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине?
Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения.
Какие существуют запрещения при перевозке людей? Л: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р: с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
12 Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».
Правила посадки и высадки учащихся.
Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
П: с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;
К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать способы её разрешения.
13 Нерегулируемые перекрестки. Что такое нерегулируемый перекресток?
Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.
Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?
Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. П: выдвижение гипотез и их обоснование.
Р:самостоятельная постановка учебной цели.
Л:формирование личностной и коммуникативной рефлексии.
К: использование адекватных языковых средств.
14 Нерегулируемые перекрёстки. Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках. П: знаково-символическое моделирование
К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р: формирование умения планировать свою деятельность.
Л: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
15 Оборудование автомобилей специальными приборами. Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.
Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.
Преимущественное право проезда специальных автомобилей.
Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. П: умение анализировать объект.
Л: усвоение теоретических знаний.
К: способность с помощью вопросов добывать информацию.
Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;
16 Труд водителя. Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.
Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.
Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.
Беседа водителя автомобиля. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
17 Разбор дорожных ситуаций на макете. На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети.
На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки. Р: умение анализировать ситуации.
К:умение слышать и слушать друг друга.
П: умение выдвигать гипотезы и проверять их.
Л:развитие морального сознания.
18 Ситуации на дороге. Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.
К:управление поведением партнёра.
П: построение логической цепи рассуждений.
19 Дорожные знаки. Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
П: построение логической цепи рассуждений.
Р:самостоятельная постановка учебной цели.
К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем.
20 Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р: волевая саморегуляция;
К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему.
21 Практическое занятие на специально размеченной площадке. Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика. К: умение аргументировать свою точку зрения.
Р: организовывать учебное сотрудничество.
П: построение логической цепи рассуждений.
22-23 Основные виды травм и первая помощь при них. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.
Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.
К:ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
24-25 Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.П: использовать разные виды информации.
26 Обязанности велосипедистов. Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде. Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р: волевая саморегуляция;
К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему.
27-28 Оценка дорожных ситуаций. Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения. Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.
Р:самостоятельная постановка учебной цели.
П: построение логической цепи рассуждений.
29-30 Практические упражнения, тренирующие глазомер. Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов. П: применение методов информационного поиска.
К: участвовать в коллективном осуждении проблем.
Р:самостоятель
ная постановка учебной цели.
31 Остановочный и тормозной путь автомобиля. Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Р:использование речи для регуляции своего действия.
Л:этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
П: использовать разные виды информации.
32 Ответственность за нарушение. Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. П: применение методов информационного поиска.
К:обеспечивать бесконфликтную совместную работу.
Л: развитие морального сознания.
Р:умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
33 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни. П:установление причинно- следственных связей.
Р:использование речи для регуляции своего действия.
Л:уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
К:обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
34 Итоговое занятие. Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов. Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
Назови участников дорожного движения.
Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Назови части городской (загородной) дороги.
Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
Как называется место, где пересекаются улицы?
Назовите типы перекрёстков.
Какие бывают пешеходные переходы?
Расскажи свой путь «Дом – школа»
Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
Где следует ожидать общественный транспорт?
Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
Что такое «зебра»?
Что такое «островок безопасности»?
Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
Какие бывают пешеходные переходы?
Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Где должны ходить пешеходы?
Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
Какие дорожные знаки тебе известны?
Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
Какие бывают светофоры?
Что означает каждый сигнал светофора?
Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
Какое движение называют правосторонним и почему?
Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
Какие вы знаете элементы дороги?
Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
Зачем нужны обочина и кювет?
Как отличить главную дорогу от второстепенной?
Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
Для чего нужны дорожные знаки?
Где и как устанавливаются дорожные знаки?
На какие группы делятся все дорожные знаки?
Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Мониторинг по программе «Азбука юного пешехода. Добрая дорога»
2 класс.
Поисковый диктант.
Хвастун.
Сережа Бойков учился во втором классе. Он был хвастуном. Однажды Сережа решылперебижать дорогу перед самым носом машыны.
Появился самосвал. Сережа дождался, пока машына подъедет ближе. Хвастун бросился через дорогу. Водитель резко затормозил, но несчастья было не избежать. Водитель и мальчик с тижелыми травмами были доставлены в больницу.
Примечание: в тексте допущено 5 ошибок. 3 класс.
Диктант.
Про шолуна Ваню.
Ваня был очень бойкий и непослушный мальчик. Он чястошолил на улеце. Однажды Ваня чютьнепопал под машыну. Его спас друг Саша васильев.
Теперь Ваня осторожен. Играет с товарищями во дваре. Правильно переходит улецу.
Так должен поступать каждый учиник.
Примечание: в тексте допущено 12 ошибок
4 класс.
Диктант.
Впервые на перекрестке.
Сережа Попов ж__л в деревн__. На лето он приехал к бабушке в горо__. Скоро он познакомился с сосе__ским мальчиком Юрой.
Вот идут мальчики по тротуару. По дороге одна за другой мч__тсямаш__ны.
Сережа и Юра подошли к перекрестку. Страшно Сереже переходить дорогу. Кругом маш__ны. Но Юра его успокоил. Он сказал, что надо смотреть на св__тофор. Загорится з__леныйсигнал – можно пешеходам начать движение.
Стоит Сережа и ждет. Вот загорелся красный свет. Переходить дорогу нельзя. Замигал ж__лтый сигнал. А вот и з__леный. Теперь можно переходить дорогу.
Вопрос.
В каких местах разрешено переходить проезжую часть?
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Олимпиада по Правилам дорожного движения. Категория: пешеход.
2 класс
Что означает термин «проезжая часть» ?А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;Б. Оштрафовать;В. Посадить в тюрьму.
Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;Б. Да, разрешен;В. Разрешен, если нет автомашин.
С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.
Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.
Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
Как называется этот знак?
А.Ура! Закончились уроки!
Б. Внимание: дети!
В. Побежали-побежали
Олимпиада по Правилам дорожного движения.
Категория: пешеход.
3-4 класс
1.Что означает термин «проезжая часть» ?А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2.Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два
Б. Три
В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;
Б. Оштрафовать;
В. Посадить в тюрьму.
6.Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
7.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
8.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
9.Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;
Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;
Б. Да, разрешен;
В. Разрешен, если нет автомашин.
11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
12.При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I,
Б — И. Грозном,
В — Александре Михайловиче.
13.Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж,
Б — Лондон,
В — Рим.
14. Где появился первый светофор?
А. В Лондоне
Б. В России
В. В Гонконге
15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого
Б. Красного
В. Жёлтого
16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
17.О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
18. О чем информирует водителя и пешехода следующий знак?
А. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.Б. Участок дороги на проезжей части, по которому можно бегать. В. Ура! Уроки закончились!
19. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А — пешеход;
Б — водитель;
В — дорожный рабочий.
20. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А — нет;
Б — да;
В — да, т.к. работают на дорогах.
21. Какого цвета были первые дорожные знаки?
А — красного,
Б — черного,
В — белого.
22. Какого цвета применяются световые сигналы в светофорах?А. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.Б. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного цвета.В. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и синего цвета.
23В какой стране впервые установлен светофор для пешеходов?
А — США;
Б — Франция;
В — Япония.
24. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться
пешеходы?
А— левой;
Б — правой;
В— любой.
25. Можно ли перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье машины?
А. Конечно, разрешается
Б. Категорически запрещается
В. Разрешается, если установлено детское сиденье.
Литература:
Для учащихся:
1. Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 1 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
3.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 3 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
4.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 4 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
Для учителя:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.
8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)