Пояснительная записка к календарно — тематическому планированию по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для V класса создана на основании следующих нормативных документов:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»,
- Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»
- письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 07.08.2014г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2014-2015 учебном году»;
- Постановления Министерства образования и науки Ульяновской области от 29.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;
- приказа Управления образования МО «Барышский район» № 293 от 12.08.2014 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2014-2015 учебном году»;
- Устава муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Заречное муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ С.Заречное МО «Барышский район;
- Положения о рабочей программе учителя – предметника, утвержденного приказом директора № 154 от 01.09.2014 г.
Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе рабочей программы: Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа,2013.
Преподавание ведется по учебнику
Литература. 5 кл. В 2 ч.: учеб.- хрестоматия/ авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова.- 3- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014
Тип образовательного учреждения – бюджетное учреждение.
Вид образовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа.
Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология».
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
3. Общая характеристика курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Художественная картина жизни, нарисованная в художественном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами в чувственном восприятии (эмоционально) и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
4. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Предмет «Литература» в учебном плане МОУ СОШ с. Заречное МО «Барышский район» предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе по3 часа в неделю, 105 часов в год.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
6. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ
образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
-определяющие роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-осознание эстетической ценности литературы;
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
-прилежание и ответственность за результаты обучения;
-готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
-наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами литературы как учебного предмета;
-активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
-способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-способность к сотрудничеству и коммуникации;
-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
-способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
-способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижений учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
-усвоение основ научных знаний о литературе;
-проведение различных видов анализа текста;
-владение грамотной устной и письменной речью;
Виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, работа по карточкам, написание сочинений, КИМы, тестовый контроль и т.д.
7. Содержание учебного предмета
Введение.(1ч)
Художественная литература- искусство слова
Мифы народов мира.(4ч)
Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид».
Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).(15ч)
Фольклор – устное народное творчество.
Былины(3ч)
Былины. Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке
Русские народные сказки.(3ч)
Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».
Сказки народов мира.(1ч)
Сказки народов мира. Арабские сказки.
Малые жанры фольклора.(4ч)
Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки. Анекдоты. Сказка-анекдот. Песни, частушки.
Русский народный театр.(3ч)
Народная драма. Пьеса "Озорник Петрушка". Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.
Русская литература XIX века.(35ч)
Русская классическая литература XIX века. (5 ч.)
Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Жанр басни в мировой литературе.
А.С. Пушкин (8 ч.)
А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог). Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.
М.Ю. Лермонтов (2 ч.)
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»
Н.В. Гоголь(3ч)
Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота».
И.С. Тургенев(8ч)
Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму».
Поэтический образ Родины.(3ч)
Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов 19 века. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.
Героическое прошлое России.(6ч)
М.Ю.Лермонтов "Бородино". История создания, особенности повествования. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова. Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир». Анализ эпизодов. М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмент романа. Итоговый урок по литературе 19 века.
Литература XX века.(31ч)
Связь веков.(1ч)
Связь веков в поэзии XX века.
Литературные сказки XIX – XX веков.(15ч)
К. Паустовский "Рождение сказки". Х.К. Андерсен. «Снежная королева» А. Платонов "Волшебное кольцо". Дж. Родари "Сказки по телефону». В.В. Набоков "Аня в стране чудес". Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века».
Проза русских писателей XX века .(4ч)
И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Е.И. Замятин "Огненное А". Очерк А.И. Куприна «Мой полет».
Поэтический образ Родины.(4ч )
Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов 20 века. М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших (стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).
Героическое прошлое России.(2ч )
Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Современная литература.(5ч )
В.П. Астафьев "Васюткино озеро». Т.Янссон "Последний в мире дракон". Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».
Путешествия и приключения на страницах книг.(12ч )
Роман «Робин Крузо» и его автор. "Приключения барона Мюнхгаузена". М. Твен "Приключения Тома Сойера». А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста". Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.
Синдбад – мореход в произведениях Н.С. Гумилёва и Б. Лесьмяна. Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения».
Итоги.(6 ч )
Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте". Просмотр и обсуждение кинофильма. Экскурсии.
9. Описание учебно- методического, материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Программно-нормативные документы:
ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2008.
Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.
Учебно – методическое обеспечение УМК:
Литература. 5 кл. В 2 ч.: учеб.- хрестоматия/ авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова.- 3- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Т.Ф.Курдюмова Литература 5 кл. В 2 ч.: раб тетрадь к учебнику – хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой/ Т.Ф.Курдюмова.- 3- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 89 с.
4)Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru .
5) Таблицы и раздаточный материал по литературе для V класса.
Интернет- ресурсы:
Художественная литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русский фольклор
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Пословицы и поговорки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Древнерусская литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Библиотека классической русской литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт издательства «Дрофа».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Филологический портал».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] универсальная энциклопедия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – крылатые слова и выражения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] универсальная энциклопедия «Кругосвет».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] энциклопедия «Рубрикой».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт «Культура письменной речи».
10. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
знание авторов и содержание изученных произведений;
овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.);
- умение использовать различные виды пересказа (краткий, близкий к тексту и др.);
- умение отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);
-умение использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
умение работать с доступным справочным материалом.
Метапредметные результаты:
овладение техникой составления плана;
овладение различными типами пересказа;
умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
умение формулировать доказательные выводы.
Личностные результаты:
знание наизусть художественных текстов в рамках программы (1520 текстов);
формирование читательского мастерства:
умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
овладение навыками литературных игр;
формирование собственного круга чтения.