Урок по физике 8 класс Количество теплоты
Тема урока: Количество теплоты
Цель: Сформировать понятие количество теплоты как физической величины, характеризующей изменение внутренней энергии при теплопередаче.
Задачи:
Обучающая: ввести понятие количество теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества
Развивающая: развитие мышления (умения анализировать, выделять главное, доказывать и, опровергать, ставить и решать проблемы), развитие речи (обогащение словарного запаса новыми понятиями)
Воспитательная: воспитание чувства доброжелательности друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать
Тип урока: комбинированный
Физический эксперимент: 1. Нагревание разных масс воды
2. Нагревание равных масс воды и масла
Оборудование: Стакан с водой (2 шт.), стакан с растительным маслом, пробирки (4 шт.), штативы (4 шт.), горелки (4 шт.), термометры (4 шт.), секундомеры или часы с секундной стрелкой (2 шт.), спички (2 кор.)
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный этап (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (7 мин)
3. Изучение нового материала (20 мин)
4. Закрепление изученного материала (10 мин)
5. Домашнее задание (2 мин)
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап (1 мин)
На данном этапе происходит взаимное приветствие учащихся и учителя.
2. Проверка домашнего задания (7 мин)
Домашнее задание проверяется в форме теста. Вопросы с возможными вариантами ответов появляются на экране. Дети самостоятельно в тетради ставят правильные варианты ответов.
ОТВЕТЫ:
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
ответы
г
а
в
б
б
а
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Оценивается самостоятельная работа по таблице правильных ответов.
Количество правильных ответов
Оценка
4 правильных ответа
3
5 правильных ответа
4
6 правильных ответа
5
3. Изучение нового материала (20 мин)
На прошлом уроке мы с вами изучили процесс теплопередачи и выяснили, что теплопередача может происходить в трёх видах: теплопроводность, конвекция и излучение.
Но мы с вами изучили только качественную сторону процесса теплопередачи. Т.е мы изучили «КАК» и «ПОЧЕМУ» протекает теплопередача. Сегодня же мы с вами изучим количественную сторону процесса теплопередачи.
Давайте обратимся к русскому языку и посмотрим из каких слов состоит слово "ТЕПЛОПЕРЕДАЧА"
ТЕПЛОПЕРЕДАЧА
Получает тело
ЭНЕРГИЯ КОЛИЧЕСТВО
Отдает тело
Тема нашего урока: "Количество теплоты"
Сегодня нам предстоит ответить на вопросы:
- Что такое количество теплоты?
- От каких величин зависит количество теплоты?
- Каковы единицы измерения количества теплоты?
Вернемся к нашей схеме и постараемся дать определение физической величине и ответить на первый вопрос нашего урока " Что такое количество теплоты?"
Энергия, которую тело получает или отдает в процессе теплопередаче называется количеством теплоты.
Обозначение: Q
Рассмотрим от каких величин зависит количество теплоты, т.е ответим на 2 вопрос нашего урока.
Внутренняя энергия определяется скоростью теплового движения частиц, из которых состоит тело, следовательно количество теплоты как мера изменения внутренней энергии связана с температурой.
Обратимся к примеру
№1 №2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
m1 = m2 t 01 = t 02 =200 C
Необходимо нагреть сосуды до определенной температуры.
Сосуд №1 до t1 = 500 C Сосуд №2 до t2 = 800С
Вопрос: Какому сосуду потребуется меньше времени для изменения внутренней энергии.
(Обучающиеся, отвечая на вопрос, приходят к выводу:)
ВЫВОД 1: Чем меньше изменение температуры тела, тем меньшее количество теплоты получает тело и наоборот, т.е количество теплоты зависит от изменения температуры тела.
Изменение температуры тела (
· t)
КОЛИЧЕСТВО
ТЕПЛОТЫ
(Q)
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выяснить, от каких еще величин зависит количество теплоты.
( Класс делится на две группы. Первая группа исследует зависимость количества теплоты от массы тела.
Вторая группа – от того, из какого вещества состоит тело.
Под руководством учителя обучающиеся проводят физический эксперимент.
После проведения физического эксперимента, проходит отчет о проделанной работе, в результате которой делаются выводы. )
ВЫВОД 2: Количество теплоты зависит от массы. Чем больше массы тела, тем большее количество теплоты необходимо передать телу, т.е от рода вещества.
Изменение температуры тела (
· t)
КОЛИЧЕСТВО
ТЕПЛОТЫ масса тела (m)
(Q)
ВЫВОД 3: Количество теплоты, переданное телу, зависит от вещества из которого состоит данное тело.
Изменение температуры тела (
· t)
КОЛИЧЕСТВО
ТЕПЛОТЫ масса тела (m )
(Q)
род вещества
Если идёт процесс нагревания => тело получает энергию
Если идёт процесс охлаждения => тело теряет энергию
Ответ на второй вопрос нашего урока получен.
Обратимся к третьему вопросу нашего урока. Может уже кто-нибудь догадался в каких единицах измеряют количество теплоты?
Так как количество теплоты характеризует энергию, значит единица измерения количества теплоты – 1 Джоуль.
[Q] = 1 Дж.
Однако количество теплоты учёные стали изучать задолго до появления такой энергетической единицы как Джоуль. Тогда была установлена в качестве единицы измерения количества теплоты – калория (кал), либо килокалория (ккал).
В настоящее время калория также используется как единица количества теплоты. В основном применение этой единицы приходится на пищевую промышленность и диетологию. Пищевая ценность продукта на упаковке показывает, какую энергию получает организм при употреблении продукта. Диетологи рассчитывают диету, при которой потребление организмом энергии приблизительно равно расходу этой энергии, либо чуть больше.
4. Закрепление изученного материала (9 мин)
Итак, мы ответили с вами на все вопросы нашего урока. Давайте еще раз вспомним их.
Почему чайник с небольшим количеством воды остывает быстрее, чем наполненный доверху?
Можно ли утверждать, что для нагревания 500 г воды на 200С всегда требуется большее количество теплоты, чем для нагревания 100 г воды на такое же число градусов? Почему?
Одну и ту же массу воды нагрели один раз на 100С, а затем – на 300С. В каком случае израсходовано большее количество теплоты и во сколько раз?
5. Домашнее задание (2 мин)
Параграф 7 ответить на вопросы в конце параграфа:
Творческое задание:
Рассчитайте в кДж пищевую ценность продукта (кисломолочного и хлебобулочного изделия), используя упаковку продуктов.
Найдите ответ на вопрос (в Интернете, в справочниках или в другой литературе) “Сколько килокалорий рекомендуется употреблять в сутки взрослому человеку и ребенку?” Переведите в кДж.
Сделайте вывод о рациональном и правильном питании.
6. Рефлексия (1 мин)
В конце урока идет обсуждение: что понравилось, чему научились, где испытывали затруднения.