Урок по физике для 8 класса по теме «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Учитель: Абешова Саягуль Сериковна
Предмет: Физика
Класс: 8
Тема: Сравнение количество теплоты при смешивании воды разной температуры. С пирменением проблемно-исследовательской деятельности на уроке физики в 8 классе.
Тип урока: урок закрепления и формирования ЗУН.
Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Раздаточный материал: физические приборы для работы в группах и индивидуальные листы.
Ход урока:
Мотивационный этап – 4 мин.
Актуализация знаний – 33 мин.
а) создание проблемных ситуаций к лабораторной работе – 3 мин.
б) выдвижение гипотезы к лабораторной работе – 2 мин.
в) повторение теории (формулы) к лабораторной работе – 2 мин.
г) план самоопределение к деятельности – 2 мин.
д) инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторной работы – 2 мин.
е) выполнение лабораторной работы – 20 мин.
ж) вывод к лабораторной работе – 2 мин.
3. Закрепление (Игра «Верю не верю») – 3 мин.
4. Домашнее задание с пояснением - 2 мин.
5. Рефлексия – 2 мин.
6. Итог урока – 1 мин.
1. Мотивационный этап:
Вступление: слова учителя.
Каждому из вас знакомы следующие строки:
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель» А.С.Пушкин
Удивительно точно подметил автор характер научной деятельности, любому открытию сопутствуют опыт, талант открывателя и даже случай.
А были ли открытия в вашей жизни? Что значат слова:
«Я сделал открытие»?
Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это есть его открытие.
Вот что по этому поводу говорил Б. Пастернак:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всем время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Совершать открытья.
На этом уроке мы также попытаемся совершить небольшие, но зато самостоятельные открытия. Поэтому эпиграфом нашего урока, мы выбираем цитату: «Во всем дойти до самой сути».
Актуализация знаний.
Мы начинаем урок с рассмотрения репродукции замечательной картины Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем». На картине женщина наслаждается горячим чаем, слегла остужая его.
В наше время не каждый человек позволит себе такую «роскошь», так как все мы спешим, особенно по утрам, и , чтобы остудить горячий чай, выбираем способ – переливание из чашки в чашку, судорожное перемешивая чайной ложкой, или наливаем в нее холодное молоко, сливки. Как вы думаете, почему чай быстрее остывает, если в чашку добавить холодное молоко?
- что можно сказать о температуре, которая устанавливается после смешивания? (выслушиваем ответы учащихся).
В разных жизненных ситуациях возникает необходимость изменения температуры жидкости путем смешивания ее жидкостью другой температуры (горячая вода отдает тепло, холодная принимает)
Цель сегодняшнего урока – научиться рассчитать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды различной температуры.
- если чай смешивать с молоком, то какое вещество отдает тепло, а какое принимает?
Обратите внимание на схему:
Факты – Проблемы – Гипотеза – Теория – Практика.
Можно сказать, что процесс научного познания происходит в соответствии с данной схемой от фактов и постановки проблемы к гипотезе.
Гипотеза – это один из основных методов познания; будучи доказанной, она становиться выражением сущности изучаемого явления.
- Далее, можно ли рассчитать количество теплоты, отданное чаем? А количество теплоты, полученное молоком? Какой формулой можно воспользоваться в обоих случаях?
Q=cm(t2-t1)
- каково соотношение между количеством теплоты Q1 и между количеством теплоты Q2? (прослушиваем ответ учащихся и путем и рассуждения мы приходим к выводу: что при минимальных потерях теплоты при теплопередаче Q1= Q2 ). Но М.В.Ломоносов говорил: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением»
- Давайте обратимся к опыту:
Заменим чай с молоком на горячую и холодную воду и проверим наше предположение (гипотеза).
г)Нам теперь необходим план действий (в результате обсуждения получаем такую последовательность операций в действиях, запись ведем на доске)
Налить порцию горячей воды определенного объема в калориметр.
Отмерить объем холодной воды мензуркой, рассчитать ее массу.
Измерить температуру холодной воды.
Измерить температуру горячей воды в калориметре и влить в нее холодную воду.
Перемешать воду в калориметре и измерить температуру смеси.
Определить массу горячей воды по ее объему и плотности (по формуле)
Провести расчеты количеств теплоты, отданное горячей водой, и полученной холодной.
д)Инструктаж по ТБ (листы по ТБ находятся на партах, ведется ознакомление индивидуально)
- Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
- Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
- При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
- Проверьте целостность стеклянной посуды, не ставьте ее на край стола.
- Если все же произошла «авария», осколки стекла нельзя стряхивать со стола руками. Обратитесь за помощью к учителю или лаборанту.
- Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.
е) Выполнение лабораторной работы
1. Повторение цены деления измерительного прибора.
2. Назначение калориметра (самостоятельно выясняют при выполнении работы)
3. На столах у учащихся имеются бланки отчета о работе, заполняют учащиеся их в ходе эксперимента.
Отчет
Ф.И._________________________________________________________________
Класс_________________________
Цель эксперимента______________________________________________________
Физические величины
Горячая вода
Холодная вода
Удельная теплоемкость С (Дж/кг*с)______________________________________
Масса (кг)____________________________________________________________
Первоначальная температура ___________________________________________
Температура смеси ____________________________________________________
Количество теплоты Q (Дж)
Формула расчета_______________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля
(работы в парах)
А) Сравните вычисленные значения Q1 иQ2
Б) Можно ли полностью исключить теплообмен с окружающей средой?
В) Какой результат вы получили бы в идеальных условиях?
Г) Достигнута ли вами поставленная цель (проверено ли предположение опытов)?
Д) Можно ли утверждать, что все показания и расчеты были абсолютно точны?
Е) Для чего предназначен калориметр? И почему между стаканами прибора, имеется воздушное пространство?
3.Закрепление
Игра «Верю, не верю»
(Ученик получает поощрительные баллы в случае своего согласия с правильным утверждением из числа приведенных ниже, или несогласия с неправильным, фиксируются ответы на обратной стороне бланка знаком «+» и «-»)
Примерно выглядит следующим образом:
+
–
и т.д.
Содержание вопросов игры
Тепло всегда передается от горячего тела к холодному.
Количество теплоты измеряется в Джоулях.
Количество теплоты, полученное холодной водой, может быть больше, чем отданное горячей водой.
Чтобы рассчитать массу тела, необходимо его объем V, разделить на плотность.
Если холодный чай налить горячее молоко, то оно станет еще холоднее.
Между Q1 и Q2 существует определенная закономерность.
Домашнее задание
Сравнить ход лабораторной работы №7 стр.236 из учебника и выполненной на уроке, сделать анализ.
Покажите умение анализировать результаты эксперимента и значение методов их получения.
Упр. 6 №4, №5 (на выбор) стр.50
5.Рефлексия
- Мои впечатления, эмоции, переживания на уроке.
- На каком этапе урока я работал более успешно?
- Сработал ли на уроке смысл слов «Во всем дойти до самой сути»
- Достиг ли урок своей цели?
6. Итог урока