Календарное планирование в группе компенсирующей направленности с нарушением речи 5-6 лет по лексическим темам на февраль
ТЕМА НЕДЕЛИ: " ОБЖ"
1-ая половина дня:
1. Утренняя гимнастика "Будем осторожными"
Цель: закрепить основные виды движений; поднять эмоциональный настрой детей.
2. Дежурство по столовой.
Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
3. Беседа с детьми: «Зимой на горке»
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Содержание беседы:
1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.
3.Игра (словесная) «Хорошо- плохо». (дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения).
4. Чистоговорки (скороговорки) по теме ОБЖ
Цель: автоматизировать произношение звука С, развивать слуховое внимание, закрепить представление об опасных явлениях; воспитывать чувство рифмы и произношения.
Сеня, Соня, Сима с Саней катались на санках.
Санки — скок, Сеню — с ног, Соню — в бок, а Симу с Саней — бух в сугроб!
Са-са-са, на столе сидит оса - Сы-сы-сы, у осы усы, усы.
Со-со-со, надо справиться с осой - Су-су-су, прогоните все осу!
5. Раскрашивание картинок, рисование по трафаретам по теме "ОБЖ"
Цель: развивать внимание, логику мышления, рассмотреть опасные ситуации и правила их решения; воспитывать аккуратность в работе.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. НОД: МАТЕМАТИКА - Числовой ряд от 1 до 10. Соседи чисел. Решение логических задач.
Цель: упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; совершенствовать вычислительные навыки; продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно; развивать творческие способности; воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.
Оборудование: числовой ряд, карандаши, задания на листах, картинки для решение логических задач у доски.
Содержание:
1. Сюрпризный момент - слушание капели ( с каждой сосульки капает цифра)
2. использование наглядного материала ( собираем капли-цифры, выстраиваем числовой ряд)
3. Дидактическая игра «Найди цифру»
4. Работа со счетными палочками ( откладывание количества палочек)
5. Дидактическая игра«Живая неделя»
6. Физминутка7.Игра-упражнение: «Рассели по вагонам»
8. Игра-упражнение «Числовой домик»
9. Итог.
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ( по плану логопеда)
3. НОД: ИЗО (по плану изорука)
4. ПРОГУЛКА:
1. Наблюдение за поведением на участке детей других групп.
Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада, знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
2. Подвижная игра: "Раз, два, три - догони!"
Цель: развивать внимание, быстроту движений; воспитывать осторожность в игре.
3. Труд в природе: посыпка скользких дорожек к зданию и верандам.
Цель: приобщать детей к труду; воспитывать желание сделать свой участок безопасным во время гололедицы.
4. Индивидуальная работа: проговаривание скороговорок на автоматизацию звука С, выученных в утренние часы (с подгруппой детей)
5. Свободная деятельность: игры с выносным и спортивным оборудованием.
Цель: развивать интересы детей, воспитывать умение играть самостоятельно, соблюдая правила ОБЖ.
2-ая половина дня:
1. Дыхательная гимнастика: Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после сна; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Содержание: стоя, сидя, лёжа. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
2. Театрализованная игра «Незнайка-путешественник»
Цель: учить детей замечать неправильное поведение в той или иной ситуации и находить правильное решение возникшей проблемы
3. Дидактическая игра «Добро и зло» (использование пиктограмм: доброе и злое лицо)
Содержание: Как вы думаете герои каких сказок, их внешность, поведение , поступки, характер соответствуют данным пиктограммам?
(сказочные герои: Баба-яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч, Снежная Королева, Волк, Лиса; Дюймовочка, Золушка, Крокодил Гена, Айболит)
Вывод: незнакомому человеку на улице не стоит доверять, даже если он внешне очень привлекателен!
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице. (Рассматривание иллюстрации к сказке « Буратино»)
- Вспомните, что случилось с Буратино, когда Кот Базилио и Лиса Алиса позвали его пойти с ними на поле Чудес? ( они его обманули, обокрали, привязали и разлучили с папой Карло)
- Правильно ли поступил Буратино, что доверился им?
- Что бы вы стали делать, если бы вас позвал с собой незнакомый человек? (Нельзя доверять незнакомым людям, не поддаваться на уговоры, буду громко кричать, позову на помощь полицию)
4. Игры с конструктором, строительным материалом по выбору детей.
Цель: совершенствовать конструктивные навыки и умения, развивать внимание, логику мышления, мелкую моторику руки; воспитывать умение дошкольников играть самостоятельно, не мешая друг другу.
5. Индивидуальная работа: автоматизация звука С ( Ярослав Н., Тимофей В.)
6. Сюжетно-ролевые игры по выбору дошкольников.
Цель: воспитывать умение играть согласованно.
ТЕМА НЕДЕЛИ: " ОБЖ"
1-ая половина дня:
1. Утренняя гимнастика "Будем осторожными"
Цель: закрепить основные виды движений; поднять эмоциональный настрой детей.
2. Труд в уголке природы: «Посадка лука».
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука; развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями; воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
3. Психогимнастика: "В магазине зеркал"
Цель: Развивать зрительное внимание, воспитывать наблюдательность.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повтори ее движения.
4. Чтение стихотворения с последующим заучиванием отрывка "Опасные предметы"
Цель: развивать фонематический слух, тренировать память; воспитывать основы безопасности в быту.
Лежат на полке ножницы, отвертка и игла.
Еще паяльник там лежит и черная смола.
Там нож складной, фонарик и старые очки.
А также рыболовные грузила и крючки.
Взобрался я бесстрашно на старый табурет-
И вот они - сокровища, теперь преграды нет.
Какой красивый ножичек, блестящий и складной!
Себе его возьму я, теперь он будет мой!
С крючками на рыбалку буду я ходить,
Еще возьму фонарик- чтоб в темноте светить,
Очки мне пригодятся -я буду в них гулять
И ножницы для творчества - фигурки вырезать.
Сложил свои сокровища в укромном уголке.
Ой, ножиком порезался и ранка на руке.
Иголка потерялась, паяльник задымил,
Я очень испугался - водой его залил.
Лежат мои сокровища - с тоской на них гляжу.
Пойду -ка я, на полку их обратно положу.
Теперь я точно знаю, не стоит делать это-
Брать колющие, режущие, острые предметы.
Внимательными будьте, запомните, друзья,
Опасные предметы ребятам брать нельзя!
5. Индивидуальная работа : автоматизация звука З (с подгруппой детей)
6. Раскрашивание картинок: "Опасные предметы"
Цель: закрепить навыки обращения с опасными предметами в быту; развивать внимание, мелкую моторику руки; воспитывать аккуратность при раскрашивании.
ОГРАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. НОД: ИЗО (по плану изорука)
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ (по плану логопеда)
3. НОД: МУЗЫКА (по плану музрука)
4. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за работой дворника.
Цель: понаблюдать с детьми за работой дворника, уточнить, что делает дворник для того, чтобы наш участок был чистым и безопасным; развивать активное внимание, воспитывать наблюдательность.
2). Подвижная игра: "Попади в цель"
Цель: развивать внимание, глазомер; воспитывать меткость движений.
3). Труд в природе: сбор снега, ледяного наката на участке и возле веранды.
Цель: приобщать детей к труду; воспитывать основы безопасности, предупреждение травмоопасности.
4). Индивидуальная работа:Беседа «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться
к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить
согласовывать свои действия с действиями партнера
5). Свободная деятельность: игры с выносным материалом, спортивным оборудованием.
Цель: разнообразить деятельность детей на свежем воздухе; воспитывать умение играть самостоятельно.
2-аяполовина дня:
1. Гимнастика пробуждения: "Поднимайся, детвора"
Цель: создать эмоционально-психологический настрой.
Поднимайся, детвора! Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас. Мы проснулись, потянулись (потягивания)
Приподняли мы головку, (приподняли голову, повороты)
Кулачки сжимаем ловко. (сжимание-разжимание кистей)
Ножки начали плясать, (движения стопами )Не желаем больше спать.
Обопремся мы на ножки, (упр. "мостик" -приподнимание таза)
Приподнимемся немножко. Все прогнулись, округлились,
Мостики получились. Ну, теперь вставать пора, поднимайся, детвора!
Все по полу босиком, а потом легко бегом.
Сделай вдох и улыбайся, на носочки поднимайся.
Опускайся, выдыхай и еще раз повторяй.
Ножки смело разминай- (ходьба на носках, пятках, внешней стороны.)
Ходьбу выполняй. Вот теперь совсем проснулись, и к делам своим вернулись.
2. Дидактическая игра « Чужой, знакомый, свой» ( с мячом)
Цель: закрепить способы поведения с чужими и близкими людьми.
Свой: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. Тетя, дядя, родственники
Знакомый: соседи, воспитатели, друзья, подруги, друг папы, подруга мамы
Чужой: прохожий, незнакомец, продавец, почтальон, слесарь.
3. Рассматривание в книжном уголке подборку журналов про мальчика "Стобеда"
Цель: через ситуации Стобеда закрепить навыки безопасного поведения в зимний период времени - дома, в детском саду и на участке.
4. Индивидуальная работа: чистоговорки на автоматизацию звуков З-С ( с подгруппой детей)
5. Просмотр мультфильмов со смешариками "Азбука безопасности"
Цель: закрепить представления дошкольников о безопасности на улице в зимний период времени.
6. Свободная деятельность: настольные, напольные, сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
Цель: воспитывать умение играть согласованно, не мешая друг другу.
ТЕМА НЕДЕЛИ: " ТРАНСПОРТ"
1-ая половина дня:
1УТРО:
1. Дежурство по столовой.
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол; убирать посуду после еды; развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола; воспитывать желание трудиться для блага других.
2. Беседа о транспорте и его видах.
Цель: познакомить дошкольников с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «грузовой», специальный»; научить применять полученные знания в жизни; развивать внимание, память, любознательность, умение сравнивать, обосновывать свои суждения; воспитывать нравственные качества, культуру поведения в общественном транспорте.
3. Артикуляционная гимнастика: " Велосипед"
Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков, слов.
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.
4. Индивидуальная работа с подгруппой детей: чистоговорки про транспорт
Цель: автоматизировать поставленные звуки в речи детей; улучшить дикцию детей; способствовать развитию внимания, памяти, воображения детей.
5. Рисование по трафаретам, обводка, штриховка, шнуровка по теме: "Транспорт"
Цель: развивать внимание, логику мышления; обогащать словарь по теме "Транспорт"; воспитывать усидчивость.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1.НОД: СОЦИАЛЬНЫЙ МИР: "ТРАНСПОРТ, ВИДЫ ТРАНСПОРТА НАШЕЙ МЕСТНОСТИ"
Цель: формировать у детей обобщенное понятие «транспорт»; познакомить с историей возникновения транспорта; развивать умение различать и называть виды транспорта; довести до детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения; рассказать о назначении транспорта в жизни современного общества; уточнить, какие виды транспорта можно встретить в Батайске и соседних городах Ростовской области; активизировать словарь по теме «Транспорт»; учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речевую активность, творческое воображение и фантазию детей; воспитывать интерес к технике.
Оборудование: картинки с изображением разнообразных транспортных средств, слайды с изображением различных видов транспорта: автобусы, автомобили города Батайска, трамваи , автобусы города Ростова-на-Дону, водный транспорт города Азова, Ростова-на-Дону, ростовский аэропорт; салфетки-паруса для дыхательной гимнастики, цветные карандаши, бумага для рисования.
Аудиозапись «Автобус» - физкультминутка.
Содержание:
1). Рассказ истории о наземном транспорте.
Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах. Мы живем с вами в городе Батайске, и в нашем городе встречается транспорт. Вспомните, какие виды транспорта вы видели в городе? (автобусы, маршрутные такси, легковые и грузовые автомобили)
А как вы думаете, транспорт всегда был такой быстрый, удобный? (ответы детей).
Чтобы более подробно узнать в какой последовательности появлялись виды транспорта, мы с вами совершим виртуальную экскурсию в исторический музей.
Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).
Это такое место, где хранятся вещи прошлых лет, которые сейчас не используются, или картины с изображением таких предметов. Они хранятся для того, чтобы мы знали о них, чтобы могли увидеть. Прежде чем мы попадем в музей, давайте подумаем как нужно вести себя в музее.
( Нужно ходить не спеша, разговаривать тихо, чтобы не мешать другим людям, нельзя музейные вещи трогать руками, нельзя сорить.)
Да, ребята, все правильно. На чем мы поедем в музей? ( На автобусе.)
2). Физкультминутка «Автобус» (аудиозапись)
3). Беседа: Музеи бывают разные, мы с вами находимся в необычном музее. У нас вместо картин – слайды на экране. Итак, смотрим, слушаем и запоминаем.
Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? - Это было очень тяжело.
Но тут на помощь человеку пришли … домашние животные.
Лошади, ослы, а в жарких странах верблюды и слоны. В донском крае большую помощь людям оказывали лошади. На лошадях человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. А чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колеса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз. Такие телеги на Дону назывались бричками.
Как вы думаете, ребята, что было хорошего в том, что были лошади, а машин не было?
4). Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Хорошо: лошадь безопаснее машины; воздух намного чище; меньше людей гибнет; лошадь живая, может стать другом.
Плохо: лошадь едет медленнее машины; ее нужно кормить; может заболеть или может погибнуть; нужно теплое стойло; на ней холодно ездить зимой.
5). Обсуждение: правильно, ребята на самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду. И человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или из шкур животного. Получилась повозка для перевозки груза и людей.
Затем появился первый в мире трамвай, но ездил он за счет лошадей. Такие трамваи ходили по городу, его тянули лошади, а назывался такой трамвай – конка. В нашем соседнем городе Ростове-на-Дону до сих пор ходят трамваи, только, конечно без лошадей. Они большие, удобные и современные.
Но человек думал: «Как же сделать так, чтобы лошадь не уставала». Думал, думал и придумал сделать железного коня, который не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи. Назвал его автомобилем. Чтобы автомобиль смог двигаться, человек придумал ему стальное сердце – мотор, а чтобы сердце работало, стал использовать бензин.
Ребята, скажите, трамвай, машина, автобус какой это вид транспорта? (ответы детей)
По земле можно передвигаться на машинах, поездах, трамваях, а как же по воде передвигаться?
6). Рассказ истории о водном транспорте.
Человеку все время было интересно «Что же за морем, кто там живет?». Потом он изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Как называется транспорт, который плавает по воде? (ответы детей)
В соседних городах - Ростове-на-Дону и Азове по реке Дон ходят баржи, теплоходы, торговые судна.
А, давайте, представим себе, что мы плывем на парусной лодке.
7). Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
8). Рассказ истории о воздушном транспорте
Очень много лет домашние животные и ветер, верно, служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно изобретать транспортные средства, которые будут передвигаться намного быстрее и по воздуху. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Следующим изобрели дирижабль. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
На самолете человек может преодолеть большое расстояние быстро. А уже потом появились ракеты. И транспорт, который летает по воздуху, назвали воздушным. В нашем городе нет аэропорта, а вот в соседнем - Ростове-на-Дону - он есть. Он большой и современный, каждый день через пролетаю сотни различных рейсов.
Ну, вот ребята, мы с вами узнали много нового и интересного о видах транспорта. Давайте вспомним, где мы с вами побывали сегодня? Какие слова вы услышали сегодня в первый раз? Что нового вы узнали? Какие виды транспорта можно встретить в нашем городе Батайске? В Ростове-на-Дону, Азове? То, что вам больше всего понравилось я вас попрошу нарисовать, садитесь за столы, здесь есть все, что вам понадобится для рисования.
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: (по плану логопеда)
3. МУЗЫКА: (по плану музрука)
4. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за общественным транспортом.
Цель: развивать внимание, воспитывать наблюдательность.
2). Подвижная игра: " Самолеты"
Цель: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве; воспитывать осторожность в игре.
3). Труд в природе: посыпка солью скользких дорожек на участке.
Цель: приобщать детей к труду; воспитывать желание детей сделать свой участок безопасным.
4). Индивидуальная работа: автоматизация звуков (С-З) с подгруппой детей.
5). Свободная деятельность: игры с выносным материалом, спортивным оборудованием.
Цель: развивать интересы детей; воспитывать умение играть самостоятельно.
2-ая половина дня:
1). Дыхательная гимнастика: «Ветер надувает паруса»
Цель: детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса; предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
2). Артикуляционная гимнастика: "Машина"
Цель: автоматизация и четкость произношения поставленных звуков.
Класс! Машину я веду ("Улыбка")
На электрическом ходу. ("Трубочка")
Батарейки, проводочки - ("Иголка")
Так и скачет через кочки. ("Бульдог + Обезьяна")
Рад машине несказанно ("Улыбка")
Не расстался с ней и в ванной. ("Парус")
Кабы знать мне, что вода очень вредная среда.
От езды такой подводной (Надуть щёки)
Стала вдруг совсем негодной, ("Лопатка")
И теперь обречена на ручной режим она.
3). Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»
Цель: развивать внимание, логику мышления; активизировать словарь по теме "транспорт", воспитывать сообразительность.
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).
4). Аппликация «Воздушный шар»
Цель: дать представление о том, что воздушный шар - это воздушный транспорт; развивать внимание, мелкую моторику руки, творческие способности детей, воспитывать интерес к деятельности.
Содержание: дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.
5). Свободная деятельность: игры по интересам детей ( настольные, напольные, сюжетно-ролевые игры).
Цель: воспитывать умение детей играть согласованно, не мешая друг другу.
ТЕМА НЕДЕЛИ: " ТРАНСПОРТ"
1-ая половина дня:
1УТРО:
1. Дежурство по столовой.
Цель: продолжать учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол; убирать посуду после еды; развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола; воспитывать желание трудиться для блага других.
2. Психогимнастика: «Поезд с грузом»
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
3. Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Цель: развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать умение проявлять активность мысли.
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
4. Индивидуальная работа с подгруппой детей: чистоговорка «Поезд»
Цель: автоматизация шипящих звуков.
Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.
5. Вырезание силуэтов транспорта ( по контуру)
Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику детей; воспитывать осторожность при вырезании.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. НОД: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ -
Стихотворение А. Барто "Жил на свете самосвал"
Цель: закрепить знания детей об известных видах транспорта, о частях автомобиля и их функциях; побудить детей сравнивать разные виды и марки автомобилей.
Оборудование: картинки по теме "Транспорт"
Содержание:
1). Загадки о транспорте.
2). Краткая беседа: "Какие вы знаете автомобили?"
3). Чтение стихотворения "Жил на свете самосвал"
4). Вопросы по содержанию стихотворения.
5). Физкультминутка "Светофор"
6). Игра: "Собери картинку", "Опиши машину"
7). Итог.
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ( по плану логопеда)
3. НОД: ФИЗКУЛЬТУРА ( по плану физрука)
4. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за погодой.
Цель: продолжать учить детей определять характер погоды по существенным признакам; развивать внимание, логику мышления; воспитывать наблюдательность.
2). Подвижная игра: " Воробушки и автомобиль"
Цель: развивать внимание, упражнять детей в беге врассыпную; воспитывать честность в игре.
3). Труд в природе: бой сосулек с крыши веранды.
Цель: приобщать детей к труду; воспитывать желание обезопасить себя и своих товарищей на прогулке.
4). Индивидуальная работа: закрепление чистоговорок со звуком (Ш-Щ-Ч)
5). Свободная деятельность: свободные игры по выбору детей.
Цель: развивать интересы дошкольников, воспитывать желание играть на свежем воздухе.
2-ая половина дня:
1). Гимнастика пробуждения "Самолеты"
1. и.п.: сидя на кровати, ноги скрестно – «Пролетает самолёт, собираемся в полёт» - смотрим вверх, не поднимая головы, провожаем самолёт глазами и водим пальцем.
2. и.п.: то же – «Правое крыло отвёл – посмотрел, левое крыло отвёл – посмотрел» - отвести правую руку в сторону (проводить глазами), левую руку отвести в сторону – проводить глазами.
3. и.п.: то же – «Я мотор завожу и внимательно слежу» - выполнять вращательные движения руками и следить взглядом.
4. и.п.: то же – «Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу» - тянуться вверх руками, выполнять летательные движения.
5. и.п.: то же – крепко зажмурить глаза на счёт 5, открыть (повторить 5-6 раз).
6. и.п: то же – быстро поморгать глазами.
7. Массаж точек лица – крылья носа, переносица - (профилактика простудных заболеваний).
2). Пальчиковая гимнастика: "Транспорт"
Цель: активизировать словарь по теме, развивать внимание, мелкую моторику руки.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда, они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
3). Обводка по точкам, штриховка, рисование по трафаретам "Транспорт"
Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику руки; обогащать словарь по теме "Транспорт и его виды"; воспитывать аккуратность в работе.
4). Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; знакомство с правилами поведения в автобусе; развитие интереса в игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; обучение детей реализации игрового замысла; развитие коммуникативных и творческих способностей; учить взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.
Игровой материал: детские стулья, руль, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.
Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры.
5). Индивидуальная работа с подгруппой детей: подбор слов-антонимов по теме "Транспорт"
6). Свободная деятельность: игры по интересам детей ( настольные, напольные, сюжетно-ролевые игры).
Цель: воспитывать умение детей играть самостоятельно и согласованно, не мешая друг другу.
ТЕМА НЕДЕЛИ: " ТРАНСПОРТ"
1-ая половина дня:
1УТРО:
1). Труд в уголке природы: "Рыхление почвы у комнатных растений"
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого; развивать трудовые умения и навыки, аккуратность; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
2). Пальчиковая гимнастика: "Посчитаем транспорт"
Цель: активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики руки.
Раз, два, три, четыре, пять – Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед, мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет, корабль, поезд, вертолет.
Сжимают и разжимают пальчики.
Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
3). Мимические упражнения по теме "Транспорт"
Цель: выразить мимикой свое огорчение — не успели добежать до электрички, радость — приехала другая, неудовольствие — много людей, нет мест для сидения.
4). Дидактические игры: "Четвертый лишний", "Назови одним словом"
Цель: развивать внимание, логическое мышление; расширять и обогащать словарь по теме; воспитывать сообразительность.
5). Индивидуальная работа с детьми: подбор слов - синонимов по теме "транспорт"
6). Свободная деятельность: игры по интересам детей.
Цель: воспитывать самостоятельность.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. НОД: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ - «Свойства снега и льда»
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.Оборудование: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.
1.Чтение стихотворения: "Кружит метель"
2. Беседа: "О каком времени года это стихотворение?
3. Дидактическая игра «Снежный ком» (подберите слова определения «Зима какая?»
Сколько месяцев зимой? Назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?
4. Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).
Опыт 1: Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)
Опыт 2: Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)
Опыт 3: Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)
Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)
Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).
Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)
5. Физкультминутка.
6. У меня для вас есть небольшой сюрприз. Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).
7. Игровая деятельность детей с искусственным снегом. Подведение итогов.
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ (по плану логопеда)
3. НОД: ФИЗКУЛЬТУРА (по плану физрука)
4. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять силу и направление ветра с помощью флюгера, вертушек; развивать активное внимание; воспитывать интерес к наблюдению.
2). Подвижная игра: "Раз, два, три, ветер, догони!"
Цель: развивать фонематический слух, упражнять детей в быстром беге врассыпную; воспитывать осторожность в игре.
3). Труд в природе: сбор мусора, сломанных веток, бумаг.
Цель: приобщать дошкольников к труду; воспитывать потребность в чистоте и порядке на участке детского сада.
4). Индивидуальная работа: закрепить с подгруппой детей свойства снега и льда.
5). Свободная деятельность: разнообразные игры с выносным материалом и спортивным оборудованием.
Цель: развивать интересы детей; воспитывать умение играть согласованно, желание играть на свежем воздухе.
2-ая половина дня:
1). Логоритмика: " Теплоход"
Цель: развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания; координации речи с движением.
От зелёного причала оттолкнулся теплоход (Шаг вперёд, руки опущены)
Он назад шагнул сначала - раз, два (2 шага назад)
А потом шагнул вперёд – раз, два (2 шага вперёд)
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход (Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода.)
Движения по кругу мелкими шагами
2). Дыхательные упражнения: "Лопнула шина"- "Накачать шину"
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На выдохе дети
произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно
2). Заучивание стихотворения К. Чолиева "Шоферы"
Цель: развивать фонематический слух, тренировать память; воспитывать выразительность речи.
Шуршат по дорогам веселые шины
Спешат по дорогам машины, машины ...
А в кузове - важные, срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна
Но как она людям повсюду нужна.
4). Индивидуальная работа с подгруппой детей : проговаривание скороговорок по теме "транспорт"
5).Свободная деятельность: свободные игры: настольные, напольные, сюжетно-ролевые по выбору детей.
ТЕМА НЕДЕЛИ: " ПДД"
1-ая половина дня:
1.УТРО:
1). Дежурство по столовой.
Цель: продолжать учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол; убирать посуду после еды; развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола; воспитывать желание трудиться для блага других.
2). Логоритмика: "Постовой"
Цель: развивать координацию речи с движением.
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
3). Беседа:"Правила пешехода"
Цель: расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».Оборудование: дорожные знаки: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; дидактическая игра «Играй, да смекай», Настольно-печатная игра «Кто отличник – пешеход?», жезл инспектора ГИБДД.
4). Раскрашивание цветными карандашами дорожных знаков для пешеходов.
Цель: развивать внимание, логику мышления; обогащать словарь по теме "ПДД"; воспитывать аккуратность и правильный выбор цвета при раскрашивании.
5). Индивидуальная работа: автоматизация звука Щ (с подгруппой детей)
6). Свободная деятельность детей по интересам.
Цель: воспитывать умение играть самостоятельно.
2. ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. НОД: МАТЕМАТИКА
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ (по плану логопеда)
3. НОД: ИЗО (по плану изорука)
4. НОД: ФИЗКУЛЬТУРА (по плану физрука)
5. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за небом.
Цель: развивать внимание, творческое воображение; воспитывать наблюдательность.
2). Подвижная игра: «Перекресток
Цель: развивать внимание, быстроту движений.
Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети делятся на две группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.
3). Труд в природе: уборка веранды от мусора, бумаг.
Цель: приобщать детей к труду, воспитывать потребность в чистоте.
4). Индивидуальная работа: закрепление произношения звуков (С-З-Ш-Щ) - с подгруппой детей
5). Свободная деятельность: игры с выносным материалом, спортивным оборудованием.
Цель: воспитывать умение играть самостоятельно.
2-ая половина дня:
1). Гимнастика после сна: "Ехали медведи на велосипеде"
Цель: координация речи с движением.
2). Психогимнастика: "Этюды"
Этюд «Вежливый мальчик»
Цель этюда: выражение вежливости.
По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчик.
Этюд «Возьми и передай»
Цель этюда: тренировка выразительности движений.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
3). Дидактические игры: "Собери из частей", "Четвертый лишний", "Лото" (по теме "ПДД")
Цель: развивать внимание, логику мышления; активизировать словарь по теме "ПДД"; воспитывать сообразительность, умение играть не нарушая правила.
4). Просмотр мультфильма "Азбука безопасности со Смешариками"
Цель: закрепить основные правила поведения на дороге и в транспорте.
5). Свободная деятельность детей: разнообразные игры, упражнения, настольные, дидактические, театрализованные игры по выбору детей.
Цель: воспитывать умение играть самостоятельно.
ТЕМА НЕДЕЛИ: " ПДД"
1-ая половина дня:
1.УТРО:
1). Пальчиковая гимнастика: «Дорожных правил очень много»
Цель: развивать внимание, мелкую моторику руки.
Раз - Внимание дорога! Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак, а четыре – «переход».
Правила все надо знать и всегда их выполнять.
2). Беседа с детьми о светофоре.
Цель: продолжать знакомить детей со светофором; расширить представление о том, как выглядит светофор; объяснить для чего он нужен; развивать активное внимание; воспитывать интерес к беседе.
Вопросы для беседы:
Для чего нужен светофор?
На какой свет светофора нужно переходить улицу?
На какой свет светофора дорогу переходить нельзя?
Что означает жёлтый свет светофора? и т.д.
3.Игра «Зажги огоньки светофора»
Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление; воспитывать сообразительность.
Содержание: дети должны в окошечки на макетах светофора вставить в нужном порядке огоньки нужного цвета, выбрав их из предложенных.
4.Рассматривание картины: «Улица города»
Цель: развивать внимание, обогащать словарь по теме "ПДД"; воспитывать умение отвечать на вопросы полными ответами.
- Кто нарисован на картине?
- Где едут машины?
- Где идут люди?
- Как называют людей, которые идут по тротуару?
- Как называют людей, которые управляют машинами?
- Как должны вести себя и пешеходы, и водители? Почему?
5. Раскрашивание, рисование по трафаретам, обводка по точкам картинок на тему: "ПДД"
Цель: развивать внимание, мелкую моторику руки; воспитывать старание в работе.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1.НОД: ИЗО (по плану изорука)
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ( по плану логопеда)
3. НОД: МУЗЫКА (по плану музрука)
4. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за погодой.
Цель: развивать умение определять характер погоды по ее существенным признакам; воспитывать умение обосновывать свои предположения.
2). Подвижная игра: "Перекресток"
Цель: продолжать развивать внимание, быстроту движений; воспитывать умение играть не нарушая правил игры.
3). Труд в природе: уборка участка, веранды.
Цель: приобщать детей к труду; воспитывать желание заботиться о своем участке.
4). Индивидуальная работа: автоматизация шипящих звуков (с подгруппой детей)
5). Свободная деятельность: игры с выносным материалом, спортивным оборудованием.
Цель: развивать интересы дошкольников; воспитывать желание играть на свежем воздухе.
2-ая половина дня:
1. Гимнастика после сна: «Постовой»
Цель: координировать речь с движениями по тексту.
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
2. Разучивание стихотворения:" Светофор"
Цель: развивать слуховое внимание, тренировать память; воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.
Светофор нас в гости ждет, освещает переход.
Загорелся красный глаз: задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути. Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий: жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый свет горит – все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз открывает путь для нас.
3.Дидактическая игра «Разрешается-Запрещается»
Правило: дополнить предложения одним из этих слов.
Ехать зайцем, как известно ….
Уступать старушке место ….
Переход при красном свете ….
При зеленом даже детям ….
По проезжей части бегать ….
А ходить по тротуару ….
4. Индивидуальная работа с подгруппой детей: проговаривание чистоговорки на автоматизацию шипящих звуков: Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.
5.Свободная деятельность: сюжетно-ролевые игры, дидактические, настольные, напольные по теме "ПДД"
Цель: обогащать игровой опыт по теме "ПДД"; воспитывать умение играть согласованно.
ТЕМА НЕДЕЛИ: "НАША АРМИЯ. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА"
1-ая половина дня:
1. Труд в уголке природы: "Полив комнатных растений"
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения; развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки; воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
2. Артикуляционная гимнастика: "Защитники Отечества"
Цель: развивать фонематический слух, четкость произношений.
АТ-АТ-АТ- профессия «солдат»
ИН-ИН-ИН- профессия мужчин
АТЫ-АТЫ-АТЫ- защищают нас солдаты
ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги
АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату
МО-МО-МО- отправим в армию письмо
ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка
АТ-АТ-АТ- солдат чистит автомат.
3. Беседа - рассказ : " Есть такая профессия - Родину защищать"
Цель: продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы; приобщать детей к истории Российской армии; стимулировать речевую активность; развивать память, внимание, восприятие; формировать нравственную значимость понятий: Родина, Отчизна, Защищать Родину; воспитывать уважение и благодарность к российскому солдату.
Содержание:
Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Россия – наше Отечество. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. Россия – самая большая страна в мире. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Сегодня мы с вами поговорим о воинах нашей Российской Армии. Есть такая профессия – Родину защищать. Военнослужащих так и называют – защитники Отечества.
Россия – одна из сильнейших стран мира. Она славится своим оружием, военной техникой и конечно своими отважными солдатами и офицерами. Существует много военных профессий. Давайте их вспомним. (Дети называют рода войск, а воспитатель предлагает выбрать на столе соответствующую картинку и прикрепить на магнитную доску).
- Все ваши папы тоже служили в Армии и защищали свою Родину, и вы, дети, уже защищаете Родину, в том числе хорошим поведением, добрым отношением к людям, прежде всего к маме. А когда вырастите, вы должны быть всегда готовы к защите своей Родины. А ещё я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно.
Какие качества необходимы защитнику Отечества? (Любовь к Родине, смелость, сила, ловкость…).
Какая это профессия защищать Родину? (Трудная, почётная, мужественная, опасная…).
4. Дидактическая игра с мячом «Закончи фразу».
Цель: упражнять детей в назывании пословиц и поговорок о Родине, военных, солдатской смекалке; развивать внимание, логику мышления; воспитывать сообразительность.
Тяжело в ученье легко (в бою)
Русский солдат не знает (преград)
Солдатское дело – воевать храбро и (умело).
Друг за друга стой и выиграешь (бой)
Умелый боец – везде (молодец)
Щи да каша – (пища наша)
Жить – Родине (служить)
Родина-мать, умей за неё (постоять).
5. Раскрашивание картинок "Наша Армия"
Цель: обогащать словарь дошкольников по теме "Наша Армия", развивать мелкую моторику руки; воспитывать усидчивость.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. НОД: СОЦИАЛЬНЫЙ МИР - "Защитники Отечества - донские казаки."
Цель: обогащение знаний и представлений детей о родном крае; развитие речемыслительной памяти через отгадывание загадок, договаривание пословиц; обогащение и активизация словарного запаса детей региональным материалом (быт, культура и т.д.); содействие воспитанию дошкольников как жителей Дона, как наследников культуры и истории прошедших поколений.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Создание проблемной ситуации: нам по электронной почте пришло письмо, нам нужно поторопиться, чтобы успеть прочитать его.
Показ мультимедийной презентации: кто это нам прислал письмо? (Нахаленок) Кто такой Нахаленок? (мальчик, герой произведения Михаила Александровича Шолохова) О ком писал М. А. Шолохов? (о казаках) А кто же такие казаки? (вольные люди, которые бежали от богатых, селились на Дону) Правильно, Михаил Александрович тоже был донским казаком. А Нахаленок казак? (когда он вырастет будет казаком, а пока еще маленький – он казачонок)
Появляется текст: Я хотел вам написать о казаках, но писать я не умею, поэтому постарайтесь сами догадаться обо всем по рисункам.
Как называется жильё казаков? (казаки жили в хатах и куренях) Что такое хата? (Хата – это дом казака, она была очень маленькой всего из двух комнат, крыша была из камыша, стены тоже из камыша, но сверху их обмазывали глиной. Курень – большой дом. Он был из двух этажей – низов и верхов, с высокими лестницами. Курень разделялся на две половины – мужскую и женскую. Его строили из дерева. Крышу покрывали железом или шифером.)
Заботливые хозяйки делали все, чтобы дом был красивым как снаружи, так и внутри. В доме было много разных предметов, которые нужны были в домашнем хозяйстве. Вам передали картинки с изображениями различных предметов. Откройте конверты и расскажите, что у вас там находится. (нельзя ответить, потому что все картинки рассыпались на мелкие части, сначала их нужно собрать)
Составление целого изображения из отдельных фрагментов.
(ведра и коромысло, сети и рыба, ложка, кот, муравьи, метла)
А теперь постарайтесь отгадать загадки, используя свои картинки.
Кривой двух братцев
Понес к Дону купаться.
Пока братцы купаются,
Кривой на берегу валяется.
(ведра и коромысло) Не казак, а с усами,
О четырех ногах,
А не конь,
Песни распевает,
Каждый его знает.
(кот) Для гостей дом
Опускали в Дон.
Когда с воды подняли,
Всех гостей собрали.
(сети и рыба)
Пришли казаки без топоров,
Срубили избу без углов.
(муравьи) Лохматый казак,
Посередине кушак,
По двору ходит,
Порядок наводит.
(веник) Летала пташка
Промеж рта и чашки.
(ложка)
Чем же занимались казаки? (показ иллюстраций)
(Защищали Родину, ловко скакали на конях, были казаки – кузнецы. Они работали в кузницах, делали разные вещи для дома и подковы для лошадей. Казачки с казачатами собирали виноград. Казаки плели из виноградных веток корзины, верши для ловли рыбы и раков, и даже сундуки. Посуду казаки нигде не покупали, а делали ее сами из специальной глины. Казаки ловили рыбу сетями).
Посмотрите, ребята, что это нам Нахаленок показывает! Так бывает или нет? (в речке поймали лису)
А мы с вами тоже знаем небывальщину, сможем ее рассказать?
Логоритмическое упражнение “Небывальщина”.
Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок!...
Закудахтал пес Барбос: в конуре яичко снес…
В марте стаял снег и лед – это к нам весна идет!
Куда же пропал Нахаленок? Наверное он решил поиграть с вами в прятки. Внимательно посмотрите на картинку, пользуясь специальным значком, ответьте, где Нахаленок? (под лавкой, в подсолнухах, на крыше, в хате, за куренем)
Что теперь нам хотел показать Нахаленок? (коней) Да, конь для казака – самый верный друг. Про него казаки пели песни, придумывали сказки и пословицы. А о чем еще казаки слагали пословицы? (о труде, о песнях, о Родине и т.д.) У нас есть начало пословицы, но нет конца.
Игра “Добавлялки”.
Казак с конем (когда?) - ………….. и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – ……… мед ложкой кушать.
Земля донская - ……….. казаку мать родная.
Ветру – поле, а казаку – ………. воля.
Не ленись казак с плужком, …….. весной будешь с пирожком.
Казак-донец – и…. швец, и …. жнец, и ….. на дуде игрец, и ………. в хоре певец, и ……. в бою молодец!
Мы сегодня с вами уже собирали рассыпанные картинки, а теперь у Нахаленка рассыпались слова. Следите внимательно за рыбкой на экране, читаем слоги за ней по порядку. Затем из карточек на столе составляем такое же слово: КАЗАЧКА, КАЗАК, ХАТА, ЗАЩИТНИК.
Вот мы и закончили читать письмо. И теперь мы многое знаем о наших соотечественниках.
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ - (по плану логопеда)
3. НОД: МУЗЫКА - (по плану музрука)
4. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за птицами.
Цель: учить детей замечать птиц на участке, различать и узнавать по внешнему виду, повадкам; развивать интерес к наблюдению; воспитывать заботу о пернатых друзьях.
2). Подвижная игра: "Попади в цель"
Цель: развивать зрительное внимание, меткость движений; воспитывать честность в игре.
3). Труд в природе: подкормка птиц на участке (раскладывание семян в кормушки)
Цель: приобщать детей к труду; воспитывать желание проявлять заботу о птицах.
4). Индивидуальная работа: заучивание и проговаривание скороговорок с подгруппой детей.
Ракетчик Румянов решил разузнать, умеет ли прямо ракета летать. Решительно руку к ракете раскрыл, раз дернул рычаг и куда-то уплыл. Расчет не заметил потери бойца, ракету списали, и нет огольца. Не стало и сел километров на шесть - ракеты хорошие в армии есть!
5). Свободная деятельность: игры с выносным материалом, спортивным оборудованием.
Цель: развивать игровые интересы дошкольников на прогулке; воспитывать умение играть согласованно.
2-ая половина дня:
1. Дыхательная гимнастика: Трубач», "Пулеметчик"
Цель: развитие дыхания, силы голоса.
Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[м],[р],[ду]…).
Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.
2. Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: поиск соответствующего понятия.
Летает на вертолёте – вертолётчик; ездит на танке – танкист; служит в пехоте – пехотинец;прыгает с парашютом – парашютист; границу охраняет – пограничник; из пушки стреляет – артиллерист; за штурвалом самолета сидит – пилот; в разведку ходит – разведчик; на кораблях служат – моряки.
3. Логоритмические упражнения: "НАША АРМИЯ"
1. Ходьба и маршировка в разных направлениях.2. «САМОЛЕТ» УПРАЖНЕНИЕ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯНу-ка, летчики-пилоты, Дети стоят прямо, руки по швам.Приготовились к полету.К самолету подошли МаршируютИ по трапу вверх взошли.Начинается полет, Приседают на одно колено, расставив руки в стороны («самолет») Загудел наш самолет.
4. Настольные дидактические игры: "Лото", "Домино", "Собери картинку"( по теме "Армия")
Цель: обогащать словарь по теме; развивать активное внимание, логику мышления; воспитывать согласованность в игре.
5. Свободная деятельность: сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, конструктивные игры по выбору детей.
Цель: разнообразить игровое поле детей; воспитывать умение играть согласованно.
ТЕМА НЕДЕЛИ: "НАША АРМИЯ. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА"
1-ая половина дня:
1. Дежурство по столовой.
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
2. Пальчиковая гимнастика: "Бойцы-молодцы"
Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику руки.
Пальцы эти — все бойцы, (Показать раскрытые ладони.)
Удалые молодцы. Два — больших и крепких малых и солдат в боях удалых.
Два — гвардейца-храбреца, (Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.)
Два — сметливых молодца. Два — героя безымянных.
Но в работе очень рьяных! Два — мизинца-коротышки —
Очень славные мальчишки!
3. Игровой массаж: Защитники Отечества - «На границе» (массаж ушей)
Цель: развивать слуховое внимание, четкость произношения звуков.
Жу-жу-жу — я границу сторожу. Ши-ши-ши — зашуршали камыши.
Провести пальцами по краям ушных раковин.
Жу-жу-жу — я в дозоре хожу. Ши-ши-ши — спите сладко, малыши.
Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.
Самолет я в небе чистом увидал, жалко, что ни разу в нем я не летал. Изобразить жалость
4. Артикуляционная гимнастика: «Автомат»
Цель: выработка подъема языка, гибкости и подвижности кончика языка, активизация словаря по теме.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т...» — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы и нижняя челюсть была неподвижна, чтобы звук «т» носил характер четкого удара, а не «хлюпал».
5. Дидактические игры (настольные) по теме "Армия"
Цель: развивать внимание, логическое мышление; расширять и обогащать словарь по теме; воспитывать интерес к настольным играм.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. НОД: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУД. ЛИТЕРАТУРОЙ
Чтение стихотворений по теме "Защитники Отечества"
Цель: формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки) ; воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей родины; воспитывать патриотические чувства к родине; обогащать словарный запас по данной теме.
Материал: Иллюстрации, картинки с разными родами войск (моряки, летчики, танкисты и т. д.).
1).Чтение стихотворения С. Маршака “Февраль”:
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся в даль самолетов звенья,
Это празднует февраль Армии рожденье.
2). Беседа: "О каком празднике говорится в стихотворении?" (23 февраля).
3). Вопросы: А кто такие военные? (Это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов; папы, дедушки, которые служили в армии).
4). Рассматривание иллюстраций с различными видами войск
5). Физкультминутка «Мы солдаты» (под музыкальное сопровождение):
Мы солдаты, мы солдаты
6).Послушайте и отгадайте мои загадки:
7). Рассматривание выставки фотографий “Мой папа служил в Армии”.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о службе ваших отцов? (рассказы детей – как зовут папу, где служил, в какую военную форму был одет).
8).Итог.
2. НОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ (по плану логопеда)
3. НОД: ФИЗКУЛЬТУРА (по плану физрука)
4. ПРОГУЛКА:
1). Наблюдение за солнцем.
Цель: развивать внимание, воспитывать наблюдательность.
2). Подвижная игра: "Солнечная карусель"
Цель: развивать внимание, быстроту движений по кругу; воспитывать осторожность в игре.
3. Труд в природе: уборка участка, веранды.
Цель: приобщать детей к труду; воспитывать желание помочь дворнику, младшему воспитателю.
4). Индивидуальная работа: проговаривание чистоговорок на произношение шипящих звуков ( с подгруппой детей)
5). Свободная деятельность: игры с выносным материалом, спортивным оборудованием.
Цель: воспитывать умение детей играть согласованно.
2-ая половина дня:
1. Гимнастика пробуждения: «Пограничники»
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.)
По порядку стройся в ряд, (Ходьба на месте.)
Пограничников отряд. Левая, правая, (Топнуть сначала левой ногой, потом правой.)
Бегая, (Бег на месте.)
Плавая, (Имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.)
Мы растем смелыми, (Встать на носки, руки вверх.)
На солнце загорелыми. (Стойка, руки за голову.)
Ноги наши быстрые, (Поднимание согнутых ног вперед.)
Метки наши выстрелы, (Рывки руками.)
Крепки наши мускулы (Сгибание рук к плечам.)
И глаза не тусклые.( Поморгать глазами)
Кто шагает дружно в ногу? (Ходьба на месте.)
Пограничникам дорогу!
2. Гимнастика для глаз: «Летчики»
Цель: развивать внимание, четкость выполнения упражнений; снять напряжение глаз.
Чтобы летчиками стать. - Зоркий нужен детям взгляд.
Упражнения для глаз Дружно сделаем сейчас.
Дети прослеживают движения маленького самолета на палочке: сверху-вниз, справа налево и наоборот, движение по кругу, с верхнего правого угла в нижний левый, с верхнего левого в нижний правый и наоборот. После выполнения упражнений быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза, давая им отдых.
3. Артикуляционная гимнастика: «Пароход»
Цель: выработка подъема спинки и корня языка, укрепления мышцы языка.
Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.
"Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка".
4. Индивидуальная работа с подгруппой детей: закрепление артикуляционной гимнастики "Пароход"
5. Дидактическая игра : "Армия России"
Цель: ознакомление детей с Российской армией; дать представление о войсках Российской армии; формировать представления о службе в армии; воспитывать у детей уважение к военнослужащим, защитникам Отечества.
Правила игры: дети по картинке находят соответствие формы и необходимой военной техники к роду войск Российской армии.
6. Сюжетно-ролевые, настольные, напольные, дидактические игры.
Цель: развивать умение организовывать игру самостоятельно; развивать коммуникативные умения; воспитывать согласованность действий.
«Стрельба»
(для укрепления корня языка).
Четко произносить чередование звуков «к-г».
«Вертолет»
(для тренировки артикуляционного уклада звука «р»).
Переплести пальцы рук корзиночкой, (указательные пальцы соединить («хвост вертолета»), крутить большими пальцами, произнося длительно звук «р».
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
«Танк»
(для развития точности движений конника языка).
Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»
Танк на войне боевая машина.
Сильная, смелая, несокрушимая.
Беседа о празднике "День Защитника Отечества"
Цель: расширить знания детей о празднике - Дне защитников Отечества; воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества; вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов; развивать память, воображение, речь.
Материал: иллюстрации, открытки, плакаты с изображением защитников Отечества.
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Дидактическая игра : "Армия России"
Цель: ознакомление детей с Российской армией; дать представление о войсках Российской армии; формировать представления о службе в армии; воспитывать у детей уважение к военнослужащим, защитникам Отечества.
Правила игры: дети по картинке находят соответствие формы и необходимой военной техники к роду войск Российской армии.