Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов и курсов слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в условиях надомного обучения и внедрения ФГОС ОВЗ
Методические рекомендации
к разработке рабочих программ учебных предметов и курсов слабовидящих обучающихся
с интеллектуальной недостаточностью,
в условиях надомного обучения
и внедрения ФГОС ОВЗ
г. Петровск-Забайкальский
2015г.
Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.
Автор: Малкова Татьяна Анатольевна.
Тема: Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов и курсов слабовидящих обучающихся с умственной недостаточностью, в условиях надомного обучения.
Цель: Предлагаемые методические рекомендации предназначены для реализации требований ФГОС к условиям и результату образования слабовидящих обучающихся с умственной недостаточностью, в условиях надомного обучения для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию и разработке рабочих программ, а также являются документом-ориентиром по предметам, входящим в Базисный учебный план.
Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам, работающим с данным контингентом обучающихся личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в составлении рабочих программ предметов и курсов.
Как разработать рабочую программу учебного курса слабовидящего обучающегося с умственной недостаточностью, в условиях надомного обучения?
Методические рекомендации.
Индивидуальное надомное обучение - предназначено для детей с проблемами интеллектуального развития, отягощенного множественными хроническими заболеваниями, сложностями структуры дефекта, обострениями психоневрологического состояния, детей-инвалидов, которые по состоянию психофизического здоровья не могут посещать учебные занятия в соответствии с учебным планом школы. Содержание образовательных предметов в индивидуальных программах снижено по сравнению с базовыми курсами. Для данной группы детей разрабатываются и утверждаются на педагогическом совете учебный план, рабочие программы сопровождения, одной из таких программ является образовательная программа.
Примерная (типовая) учебная программа — документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания, курса конкретного предмета базисного учебного плана.
Авторская программа — документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса.
Рабочая программа — документ образовательного учреждения, который регламентирует деятельность педагога, учитывает специфику учреждения, и уровень подготовленности слабовидящего обучающегося обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного обучающегося содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Рабочая программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
(по О.Г. Важновой)
Рабочая программа педагога выполняет следующие функции:
Нормативную функцию – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме.
Целеполагания – программа определяет ценностные цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область.
Содержательную функцию – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и базовых учебных действий, подлежащих освоению слабовидящими обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
Процессуальную функцию – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения.
Оценочную функцию – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания.
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса.
Нормативные федеральные документы:
Закон «Об образовании»
ФГОС ОВЗ «Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года»
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- ОВЗ
Базисный учебный план государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой.
Школьной основой здесь будут локальные акты.
Адаптированная образовательная программа;
Годовой календарный учебный график школы;
Учебный план школы на конкретный учебный год;
Положение о рабочей программе педагога, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом директора школы
При составлении рабочей программы педагог учитывает:
Требования ФГОС;
Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир основная образовательная программа начального общего образования учреждения);
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: минимальный и достаточный уровни («ученик научится», «ученик получит возможность»);
Объем часов учебной нагрузки определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;
Уровень профессиональной компетентности;
Особенности данной категории обучающихся;
Материально техническое обеспечение образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету составляется, как правило, на один учебный год. Количество часов, отводимых на реализацию рабочей программы, должно соответствовать учебному плану уровня общего образования учреждения и годовому календарному учебному графику. По окончании учебного года рабочая программа хранится в учреждении в течение 3-х лет.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации рабочей программы для слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в рабочую программу учебных предметов для конкретного ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации рабочих программ по предметам в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Алгоритм составления программы.
№ Описание действий педагога
1 Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей. Изучение комплексного психолого-педагогического обследования, определение его возможностей в изучении данного курса
Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно методическое обеспечение.
2 Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной
Программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения.
3 Определить уровень подготовки слабовидящего обучающегося с умственной недостаточностью к концу изучения курса в соответствии
с требованиями, прописанными в Примерной программе и
с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения.
4 Прописать цели ориентиры освоения учебного курса «ученик научится», «ученик получит возможность»
5 Прописать цели ориентиры формирования базовых учебных действий.
6 Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень
тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе поучебному курсу.
7 Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить
ими рабочую программу.
8 Определить последовательность изучения тем и количество часов,
составить календарно тематическое планирование.
9 Составить перечень дидактического, справочного материала.
10 Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых дляреализации Рабочей программы.
11 Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы
12 Представить Рабочую программу методическому объединению учителей образовательного учреждения.
13 Представить Рабочую программу на утверждение руководителю
образовательного учреждения.
14 Доработать программу с учетом рекомендаций членов методического объединения учителей и/или руководителя образовательного учреждения.
15 Использовать Рабочую программу после приказа об её утверждении
руководителем образовательного учреждения
Примерная структура и содержание структурных элементов
рабочей программы.
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Титульный лист.
Поле для наименования учреждения в соответствии с Уставом;
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения, и заместителем директора по УВР).
Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа, номера приложения к адаптированной образовательной программе).
Название учебного предмета.
Класс, в котором изучается учебный курс, ФИ обучающегося.
ФИО педагога, разработавшего и реализующего программу, указание стажа работы, категории.
Год составления программы
Пояснительная записка
Назначение пояснительной записки
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Пояснительная записка должна отражать информацию:
о нормативных документах и материалах, на основе которых составлена рабочая программа;
о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе, на которые направлена рабочая программа;
об изменениях, внесенных учителем в авторскую рабочую программу по предмету, курсу, если таковые имеются, и обосновании их целесообразности; а также методический комментарий, адекватный содержанию АОП и психофизиологическим особенностям обучающегося.
Общая характеристика учебного предмета, курса определяет специфику и значение предмета для решения целей и задач основной образовательной программы начального общего образования ОУ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ОУ, указывается, к какой образовательной области относится, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками АОП для слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью по предметам
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и авторской программы могут быть дифференцированы по уровням.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Содержание учебного предмета, курса - перечень тем с расшифровкой их содержания и указанием количества часов на изучение каждой темы.
Учебно-тематический план.
Представляет собой разделение всего содержания учебного курса на дидактические единицы их нумерацию с указанием продолжительности изучения.
(КТП) Календарно-тематическое планирование конкретизирует
. Название тем, разделов последовательность их изучения
Количество часов, отведенных на изучение темы, раздела
Коррекционные задачи
Требования к результатам освоения АОП обучающимися слабовидящими с интеллектуальной недостаточностью
КТП составляется на весь учебный год, оформляется в виде таблицы и является обязательной частью рабочей программы.
Запись названий тем уроков в классном журнале должна полностью совпадать с формулировками тем уроков в КТП.
Учебно-методическое обеспечение.
Этот компонент рабочей программы должен отражать основную и дополнительную учебную литературу, другие информационные источники для учащихся и учителя, которые педагог будет использовать для реализации своей рабочей программы.
Перечень можно классифицировать по группам: «Литература (основная, дополнительная)», «Дидактические материал», «Электронные образовательные ресурсы» и т.д.
Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений обучающегося
Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачётных работ.
Кодификатор, спектр проверяемых уменийв виде достижений перечня действий учащихся как целей результатов учащихся обучения. (см. Приложение 2)
Критерии оценки проверочных работ
Оформление рабочей программы.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся,
выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка. Заголовки и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Программа прошивается (вкладывается в файлы), страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения и утверждается подписью руководителя ОУ.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Рекомендации педагогам по реализации рабочих программ с данной категорией обучающихся в условиях надомного обучения.
Гибко подходить к построению рабочих программ по предметам, и проведению каждого урока.
Нужно быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с детьми данной категории - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
Коррекционная работа будет более успешной, если ее проводить комплексно. Работа педагога и родителей должна проходить по одной программе.
Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно запланировать в программе, как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с ним, необходимо подобрать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
Ребёнок видит смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Ребёнок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
На первых этапах реализации рабочих программ с обучающимися рекомендуется предлагать им игры с четкой последовательностью действий и четкими правилами.
Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет" и др.
Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории.
Во время игры педагог должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам.
Иногда ребенку необходима физическая помощь в организации действия: педагог в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш («рука в руке»).
Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.
Таким детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой, всё это нужно не забывать при разработке рабочих программ, уроков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Изменения, внесенные в программу, взятой за основу при написании Рабочей программы:
№ п/п Изменение Обоснование
1 2 … Описание возможных изменений:
1) Изменение последовательности изучения тем учебного курса;
2) Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной
темы учебного курса;
3) Изменение в логике изложения материала, предусмотренной Авторской программой;
4) Необходимость в введении дополнительных тем, не предусмотренных Авторской программой, и/или исключением некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися;
5) …
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Кодификатор предметных умений, проверяемых в итоговой контрольной работе по математике для слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью 1 класса.
№ Предметные умения
Числа и вычисления
1. Читать и записывать числа в пределах 5
2 Сравнивать числа в пределах 5
3 Пользоваться изученной математической терминологией:
выражать арифметическим действием смысл математических
терминов (плюс, минус), отношений («больше/меньше на…», «больше/меньше в…»)
4 …