Конспект урока по окружающему миру Зимние месяцы
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема: Зимние месяцы
Цель: учить соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев, описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка, называть те черты в судьбе и произведениях и их художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
III. Самоопределение к деятельности
- Вспомните, почему год сравнивают с кругом. (Времена года последовательно сменяют друг друга. Начало года может быть осенью, как в еврейском календаре, или передвигаться по всем сезонам, как в мусульманском календаре.)(Учитель прикрепляет к доске рисунок годового круга.) Ворота волшебного сада, куда мы сегодня отправимся, нам откроют три сказочных брата. На их роли мы пригласим кого-то из наших мальчиков.
(Учитель или сами ученики выбирают троих желающих. Учитель выдает исполнителям таблички с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер , януариус, фебруариус.)
- Нам нужно разгадать, как зовут этих братьев. Попробуйте перевести их имена на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так что сосредоточьтесь на звучании этих древних слов. (Ответы учеников.)
- Теперь давайте проверим, в правильном ли порядке стоят наши братья. Хором скажем названия зимних месяцев в правильном порядке. Очень важно сказать по-настоящему хором: все вместе, четко, ясно!
- Вот ворота и раскрылись. В какой части года-сада мы оказались? Как называется эта часть? (Зима.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о зимних месяцах.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Зима нашего края. Наша страна очень большая. В одних ее уголках зима долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце не показывается всю долгую зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз, скоро тает и зима быстро уступает место следующему за ней времени года.
- Расскажите, какая зима у нас. Как долго длится зима в нашем крае: три месяца? Какие бывают осадки зимой? Какая температура воздуха? Что происходит с водоемами?
Представьте, что ваш друг берет у вас интервью.
- Что вы ему расскажете? (Ответы учеников.)
- Может быть, кто-то помнит стихи о зиме? (Учитель прикрепляет к доске таблички с современными названиями зимних месяцев и таблички со старинными названиями.)
- Сейчас вы услышите старинные названия одного из зимних месяцев. Подумайте какого.
(Учитель читает несколько названий декабря: студень, студный, холодень, ледостав, годопроводец.)
- Какой это месяц?
- Какие особенности декабря подмечены в названиях? (Низкая температура воздуха, полностью замерзают водоемы, декабрь провожает год.)
- А теперь подумайте, о каком месяце сейчас пойдет речь. (Учитель зачитывает названия января: просинец, сечень.)
- А какой месяц назывался в старину «межень», «крутень»? (Ответы учеников.)
- Откройте учебники на с. 6*. Прочитайте текст.
- Какой месяц в прошлом называли «просинец», «сечень»? Почему? (Январь. Просинец — солнце сияет ярче. Сечень -сечет зиму пополам.)
- Почему февраль называли «крутень», «межень»? (Крутень — метели да вьюги крутят. Межень — межа, граница между зимой и весной.)- Народные названия месяцев поэтичные, они сродни стихотворениям. Можем ли мы их назвать маленькими произведениями устного народного творчества, крупицами великолепной сокровищницы русского языка, родного для многих людей в нашей стране? (Ответы учеников.)
- Какие старинные названия месяцев вам запомнились? (Ответы учеников.)
- Какой один и тот же признак отражен в старинных названиях декабря и января? (Низкая температура воздуха. Холодные месяцы.)2. Работа по учебнику
С. 4-6
Красота зимы в произведениях искусства. Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю каждому из вас прочитать про себя стихотворение Галины Галиной на с. 6 учебника. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать но стихотворение вслух, с выражением, попробовать передать голосом красоту поэтических строк.
(Ученики читают стихотворение про себя.)
- Кто прочитает это стихотворение вслух?
- Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой? (Ответы учеников.)
- Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин на с. 4—5 учебника.
- Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили художники? (Декабрь на картине И. И. Шишкина, февраль на картине А.К. Саврасова.)
- Какие признаки этих месяцев мы видим на картинах?
(Примерный ответ. На картине И.И. Шишкина изображен ясный морозный день. Мягкий пушистый снег выпал недавно. Мороз сковал стволы деревьев. Такие студеные, снежные дни бывают в декабре. Русское название декабря — снежень. На картине А. К. Саврасова изображена оттепель, снег скоро упадет с крыши деревянного домика. Во дворе дома гуляют утки, воробьи, голуби. Февраль называют «бокогрей», так как солнце уже греет сильнее.)- Как художники воспевают красоту зимней природы? (Кропотливо, тщательно прорисовывают каждую деталь картины: деревья, ветки, дома, птиц.)
- С помощью чего? (С помощью красок, игры света и тени.)
- Глядя на картины, хочется грустить или радоваться? (Ответы учеников.)
- Представьте, что вы экскурсоводы в музее. Вам нужно рассказать об этих картинах таким же ученикам, как вы. Попробуйте сочинить короткий рассказ о понравившейся картине. При этом постарайтесь вспомнить, что вы знаете о зимней погоде, и определить по состоянию природы, какой из зимних месяцев изображен художником. Используйте старинные названия зимних месяцев. Обязательно назовите фамилию художника, о картине которого рассказываете.
(Учитель слушает рассказы учеников.)
Для того чтобы написать картину, мало только мастерски владеть кистью и красками. Необходимо уметь раскрывать сердце навстречу красоте.
С. 119
- Мы рассматривали произведения двух великих русских художников. Сейчас о жизни одного из них я прочитаю рассказ на «Страничках Умного Совенка» (с. 119). А вы попробуйте угадать, о ком идет речь.
(Учитель зачитывает фрагмент текста об И.И. Шишкине.)
- О каком художнике я прочитала? Как вы догадались? (Ответы учеников.)
- Рассказ об А.К. Саврасове прочитайте самостоятельно.
- Природа и сама великая художница. Ее художественными средствами служат явления природы. Послушайте, как в народе говорили о зиме. О каких зимних природных явлениях говорится в народном присловье?
(Учитель зачитывает текст присловья на с. 7 учебника.)
- Перечислите явления природы, названные в присловье. (Лед, иней, снег.)
Красота зимы в народном творчестве.
Русская зима с ее снегопадами, метелями, трескучими морозами стала одним из символов России. Наши предки любили зиму, называли ее «матушка», посвящали пословицы, загадки, считалки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром.
Как красиво описана в этой загадке зима! Зима представлялась нашим предкам дородной (крупной), сильной женщиной — хозяйкой. Одета она в теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху, нарядный головной убор — кику. Зима повелевала снегами, ветрами и метелями, морозами и вьюгами.
В народном творчестве говорится и о морозе — Морозко, Мороз-Трескун, Студеней, так называют его русские люди. Говорили: «Мороз и железо рвет, и птицу налету бьет».
Есть пословица: «В зимний холод всякий молод». Каждый тает, как бодрит зимний дух, мороз румянит щеки и придает глазам.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задания 1, 2 (с. 3)
- Прочитайте, выполните задание.
Задания 3, 4 (с. 4)
- Прочитайте, выполните задание.
- Кто хочет прочитать свое произведение классу? (Учитель слушает учеников. Затем учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 7 учебника.)VII. Рефлексия
- Доскажите предложения.
- Снежень, бокогрей, кривые дороги, межень — ... (февраль).
- Студень, ледостав, лютень, холодень, стужайло — ... (декабрь).
- Просиней, перелом зимы, людовей — ... (январь).
- Назовите зимние месяцы по порядку.
(Учащиеся работают по заданиям в рубрике «Подумаем!» на с. 7 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
Наша прогулка по году-саду подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили во время прогулки. Назовем самое главное.
- Как называются зимние месяцы?
- Что подмечено в народных названиях зимних месяцев?
- Что воспевают поэты и художники в своих произведениях о зиме?
- А теперь пусть кто-нибудь из вас прочитает выводы на с. 7 учебника.
(Учитель вызывает желающего.)
- Ребята, правильно ли мы ответили на вопросы?
- Совпали ли наши ответы с выводами учебника?
Значит, мы не зря отправлялись сегодня на прогулку. О многом поговорили, многое узнали. И, самое главное, встретились с русской красавицей зимой, о великолепии которой знают во всем мире.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 4—7), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 7).
2. Выполнить задание 5 (с. 5) в рабочей тетради.