Методическая разработка. Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература для специальности 22.02.06 варочное производство
Утверждаю
Директор ГБПОУ ОГТ
_______________ А.В.Касатиков
«_____»__________2015г.
Согласовано
Зам. директора по УР
________ И.А.Давыдова
«_____»__________2015г.
Рассмотрено на заседании
методического совета
____________ Г.В. Светлышева
«_____»__________2015г.
Календарно-тематическое планирование
уроков по учебной дисциплине ОУД. 01 «Русский язык и литература»
Специальность СПО: 22.02.06 Сварочное производство (технический профиль)
Преподаватель: Иванова Джульетта Ванцетьевна
Количество часов на период обучения: 292 ч. (из них 195 ч. - аудиторных, 97 ч. - внеаудиторная самостоятельная работа)
Планирование составлено на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для специальности среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена.
Автор: Воителева Т.М., , профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», доктор педагогических наук, профессор
Планирование составлено на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для специальности среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена.
Авторы:
Г.А.Обернихина, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки, кандидат педагогических наук, профессор;
Т.В.Емельянова, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент;
Е.В.Мацыяка, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент;
К.В.Савченко, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент
г. Отрадный, 2015г.
Учебно-методический комплект
по учебной дисциплине ОУД. 01 «Русский язык и литература»
I. Программа: Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» и «Русский язык и литература. Литература» по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство (технический профиль) по программе подготовки специалистов среднего звена.
II. Учебники: Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык. М., «Академия», 2014
В.И.Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX –XX в. (ч. 1, 2). 10 кл.- 11 кл., М., 2008.
III. Методическая литература:
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2012.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2014.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2015.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2013.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2014.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2013.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2012.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2014.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2013.
IV. Дополнительная литература: Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2012.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2012.
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2014
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2013
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2014.
V. Контрольно-измерительные материалы: диктант, комплексная работа, сочинение, доклад, эссе, реферат, тесты, изложение.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Календарные сроки изучения тем
Оборудование и форма проведения занятия
Задания на дом
Самост-ая работа
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ – 2 ч.
1.
Русский язык в современном мире. Основные уровни языка. Значение русского языка при освоении специальности СПО.
1
Дидактический материал;
комбинированный урок.
§1-2 упр. 1
Рефераты
Русский язык в современном мире.
Язык и общество.
2.
Практическое занятие Обобщение знаний о современном русском языке как науке. Диктант.
1
Комбинированный урок
§3 упр. 2
Язык как развивающееся явление.
Язык и культура.
Раздел II. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ – 14
Тема 2.1. Язык и речь. Функциональные стили речи.
3.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Компоненты речевой ситуации.
1
Комбинированный урок
§4 конспект, план
4.
Практическое занятие
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
1
Урок-практикум
§ 4 инд. задания
Сообщения
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус.
Языковая норма.
5.
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
1
Комбинированный урок
§5 упр.3
Языковая агрессия.
Молодежный сленг и жаргон.
6.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
1
Комбинированный урок
§5 работа с текстом
Языковой портрет современника.
7.
Практическое занятие
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
1
Урок-практикум
§5 инд. задание
Подготовка рефератов к защите:
8.
Практическое занятие
Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
1
Урок-практикум
§5 работа с текстом
Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи.
9.
Практическое занятие
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
1
Урок-практикум
§5 тезисы
Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.
10.
Практическое занятие
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
1
Урок-практикум
§6 упр.4
11.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
1
Комбинированный урок
§6 упр.6
А.С. Пушкин создатель современного
русского языка
12.
Практическое занятие
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
1
Урок-практикум
§7 упр. 12
Русский литературный язык на рубеже XXXXI веков.
13.
Практическое занятие
Лингвистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
1
Урок-практикум
§8 работа с текстом
Соединение в тексте различных типов речи.
14.
Практическое занятие
Особенности построения текста разных функциональных типов.
1
Урок-практикум
§8 упр16
15.
Практическое занятие
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
1
Урок-практикум
§8 упр.18
16.
Проверочная работа
1
Урок контроля
§9 упр.21
Введение – 1 ч.
17.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Значение литературы при освоении специальности СПО.
1
Урок-лекция,
демонстрации
План лекции;
к / вопросы
Рефераты:
Жизнь и творчество одного из русских писателей (поэтов) романтиков
Русская литература первой половины XIX века – 8 ч.
18.
Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе.
1
Урок-лекция, карточки
Тезисный план лекции;
к / вопросы
Романтическая баллада в русской литературе.
Развитие русской литературной критики.
А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэма «Медный всадник» - 3 ч.
19.
Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. «Вольность», «Деревня», «Из Пиндемонти», «Осень».
1
Комбинированный урок; учебник
Таблица, наизусть
Рефераты:
Пушкин в воспоминаниях современников.
Предки Пушкина
20.
Тема поэта и поэзии. Лирика любви и дружбы. Философская лирика. «Поэт»,
«К морю», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту».
1
Урок-практикум; учебник, опорный конспект
Наизусть
и его семья.
Царскосельский лицей и его воспитанники.
21.
Поэма «Медный всадник». Своеобразие жанра и композиции произведения. Теория литературы: поэма, конфликт.
1
Комбинированный урок; текст
Наизусть
Судьба Н.Н.Пушкиной.
Дуэль и смерть А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэма «Демон» - 2 ч.
22.
Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Поэт», «Как часто пестрою толпою», «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой» и др.
1
Урок-лекция; учебник
Конспект (план, вопросы).
Рефераты:
М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников
23.
Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон»
1
Комбинированный урок; тексты
Наизусть
М.Ю.Лермонтов – художник.
Любовная лирика Лермонтова.
Н.В. Гоголь. «Портрет» - 2 ч.
24.
Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести».
1
Комбинированный урок; учебник
Конспект (краткий пересказ)
Сообщения:
Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя
25.
«Портрет». Композиция, сюжет, идейный замысел. Теория литературы: деталь, литературный тип.
1
Урок-практикум; текст
Работа с текстом
Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников
Раздел III. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ - 8
Тема 3.1. Фонетика. Орфоэпия - 4
26.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.
1
Комбинированный урок
§10 упр.27
Сообщения
Фонетическая фраза.
Русское письмо и его эволюция.
27.
Практическое занятие
Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи.
1
Урок-практикум
§11 упр.34
Ударение словесное и логическое
28.
Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
1
Комбинированный урок
§11 упр.25
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
29.
Фонема и орфограмма. Сопоставление устной и письменной речи.
1
Комбинированный урок
§12 упр.38
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века – 45 ч.
30.
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Малый театр. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов
1
Урок-лекция; учебник
Вопросы
Доклады:
«Что делать?» главный вопрос эпохи 18501860-х годов
31.
Зарубежная литература. Ч.Диккенс «Посмертные записки Пиквикского клуба» (с чтением фрагментов).
1
Комбинированный урок
Отзыв
Духовные искания русской культуры второй половины XIX века
А.Н. Островский. «Гроза» - 3 ч.
32.
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие, художественные особенности драмы.
1
Комбинированный урок; учебник
с.46-49;
52-56 (тезисы)
Доклады:
Значение творчества А.Н.Островского в истории русского театра.
33.
Калинов и его обитатели (система персонажей). Символика грозы.
1
Комбинированный урок; учебник
с. 59-60; конспект
Мир купечества у Гоголя и Островского
34.
Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева.
1
Комбинированный урок; текст
с.67-69
(тезисы)
Сообщения:
Крылатые выражения в произведениях драматурга.
И.А. Гончаров «Обломов» - 3 ч.
35.
Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
1
Урок-лекция; монтаж
с.27-28 (тезисы)
Рефераты:
Женские образы в романах Гончарова
В чем трагедия Обломова?
36.
Сон Ильи Ильича. Противоречивость характера героя. Штольц и Обломов.
1
Урок-практикум; текст романа
с. 30-34 (вопросы)
Что такое «обломовщина»?
37.
Проблемы любви в романе. Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева и др.).
1
Комбинированный урок; текст романа
с. 34-36
Письменный ответ
Художественная деталь в романе «Обломов»
Тема 3.2. Графика. Орфография - 4
38.
Практическое занятие
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
1
Урок-практикум
§13 карточки
39.
Практическое занятие
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
1
Урок-практикум
§13 упр.41
40.
Практическое занятие
Правописание приставок на З - / С - . Употребление буквы Ь.
1
Урок-практикум
§13 упр.39
41.
Тестовая работа № 1
1
Урок контроля знаний
Повторение
Раздел IV. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ - 10
Тема 4.1. Лексика и фразеология
42.
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова
1
Комбинированный урок
§15 упр.46
Подготовка рефератов к защите:
43.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
1
Комбинированный урок
§16 упр.48
44.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их изобразительные возможности.
1
Комбинированный урок
§17 упр.57
Фольклорная лексика и фразеология.
45.
Практическое занятие
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
1
Урок-практикум
§17 упр. 56
Русские пословицы и поговорки.
46.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения
1
Комбинированный урок
§18 упр. 59
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
47.
Лексика с точки зрения ее употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика.
1
Комбинированный урок
§19 упр. 60
Доклады
Старославянизмы и их роль в
48.
Активный и пассивный словарный запас. Особенности русского речевого этикета.
1
Комбинированный урок
§20 работа с текстом
развитии русского языка.
49.
Практическое занятие
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.
1
Урок-практикум
§21 упр. 64
В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
50.
Практическое занятие
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
1
Урок-практикум
§20 упр.62
51.
Тестовая работа № 2
1
Урок контроля знаний
Повторение
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» - 6 ч.
52.
Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева.
1
Урок-лекция; фотоальбом
с.76-102 (инд. задания)
53.
Тема любви в творчестве И.С.Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»).
1
Комбинированный урок; текст
Письменный ответ
54.
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Особенности композиции романа.
1
Урок-лекция; учебник
Гл. I-IV; вопросы
55.
Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).
1
Комбинированный урок; текст
Гл. V-IX; вопросы
Реферат:
Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе
56.
Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы.
1
Урок-беседа
Гл. X-XI; XX-XXI; вопросы
(Д.И.Писарев, М.А.Антонович,
И.С.Тургенев).
57.
Базаров и Одинцова. Базаров и родители.
1
Урок-семинар
Подготовка к сочинению
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» - 1 ч.
58.
Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского. Особенности жанра и композиции романа. Образ «особенного человека» Рахметова.
1
Комбинированный урок, демонстрации
Развернутый ответ
Доклад:
Общество будущего в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник» - 1 ч.
59.
Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина.
1
Комбинированный урок; текст повести
Письменныйответ
М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Коняга», «История одного города» – 4 ч.
60.
Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя.
1
Урок-лекция; демонстрации
Тезисный план
61.
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок. «Медведь на воеводстве», «Коняга».
1
Комбинированный урок; карточки
Развернутый
ответ
62.
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции.
1
Комбинированный урок; учебник
с.3-7 (план)
63.
Главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение».
1
Урок комментированного чтения; текст
с. 17-24
Сообщение:
Градоначальники
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Раздел V. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ – 10
Тема 5.1. Морфемика - 1
64.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.
1
Комбинированный урок
§23 упр.71
Сообщения:
Правописание сложных слов.
Тема 5.2. Словообразование - 4
65.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
1
Комбинированный урок
§24 упр.74
Синонимия и антонимия морфем.
66.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
1
Комбинированный урок
§25-26 упр.77
Строение русского слова. Строение русского слова.
67.
Практическое занятие
Словообразовательные модели и способы словообразования.
1
Урок-практикум
§26 упр. 80
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
68.
Практическое занятие
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слова.
1
Урок-практикум
Работа со словарями
Способы образования слов в русском языке.
Тема 5.3. Орфография - 5
69.
Практическое занятие
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
1
Урок-практикум
§27 упр.84
70.
Практическое занятие
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
1
Урок-практикум
§28 упр.86
71.
Практическое занятие
Правописание приставок
ПРИ - / - ПРЕ -.
1
Урок-практикум
§28 карточки
72.
Практическое занятие
Правописание сложных слов
1
Урок-практикум
§25 упр.78
73.
Тестовая работа № 3
1
Урок контроля знаний
Повторение
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» - 7 ч.
74.
Сведения из жизни писателя. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета.
1
Урок-лекция; демонстрации
Тезисный план лекции
75.
Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова.
1
Комбинированный урок;
с.46-48 конспект
76.
Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа.
1
Лекция; учебник, фотоальбом
Пересказ лекции
77.
Символическое значение образа «вечной Сонечки».
1
Комбинированный урок; текст
с.46-48 конспект
78.
«Правда» Раскольникова и «правда» Сони.
1
Урок-практикум; текст
Вопросы
79.
Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя.
1
Урок-семинар; текст
с.48-51 (план)
Материалы к дискуссии:
80.
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1
Урок контроля знаний
Повторение
Дискуссия «Личность Раскольникова»
Л.Н. Толстой «Война и мир» - 14 ч.
81.
Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя.
1
Урок-лекция; фотоальбом
Индив. задания
Рефераты:
Составление текста диктанта
82.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие. Особенности композиции.
1
Комбинированный урок; карточки
с.79-83 (тезисный план)
по материалам жизни и творчества Л.Н.Толстого.
83.
Светское общество в изображении Толстого. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер».
1
Урок-практикум; текст
Вопросы
84.
Эпизоды: « Именины в доме Ростовых», «Приезд князя Андрея в Лысые Горы»
1
Урок-практикум; текст
Сочинение-миниатюра
Тема дома в романе «Война и мир»
85.
Духовные искания Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи
1
Комбинированный урок; текст
Письменный ответ
Наташа Ростова любимая героиня Толстого.
86.
Правдивое изображение войны 1805-1807годов.
1
Комбинированный урок; учебник
с.110-112
87.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Комбинированный урок
Развернутый ответ
88.
Изложение по роману «Война и мир» (князь Андрей на поле Аустерлица)
1
Урок проверки знаний
Работа с текстом
89.
«Мысль народная». Бородинская битва. «Дубина народной войны». Партизанская война в романе.
Комбинированный ответ; карточки
Развернутый ответ
90.
Кутузов и Наполеон в авторской оценке.
Урок-семинар
Вопросы
91.
«Севастопольские рассказы». Сила духа русского народа в представлении Л.Н.Толстого
1
Комбинированный урок; демонстрации
Вопросы
Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир».
92.
Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
1
Комбинированный урок; демонстрации
Подготовка к сочинению
Мой Толстой.
Мои любимые страницы романа «Война и мир».
93-94.
Сочинение по роману
Л.Н. Толстого «Война и мир»
2
Урок контроля знаний
Повторение
А.П.Чехов «Ионыч», «Вишневый сад» - 4 ч.
95.
Сведения из биографии. Своеобразие и художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
1
Комбинированный урок; фотоальбом
с.158-178 (пересказ)
Реферат:
Пушкинские мотивы и их роль в рассказе
«Ионыч»
96.
«Ионыч». Тема омертвления и гибели человеческой души под влиянием пошлости и мещанства
1
Урок-беседа; текст
с.196-198
97.
Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей.
1
Комбинированный урок;
План
98.
Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического/
1
Комбинированный урок; текст
с.203-204
Поэзия II половины XIX века – 7ч.
99.
Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Литература народов России. К.Л.Хетагуров «Послание», «Песня бедняка».
1
Урок-лекция; демонстрации
Выразительное чтение; план лекции
Реферат:
Мой любимый поэт второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев – 1 ч.
100.
Биографические сведения. Философская лирика, общественно-политическая и любовная лирика. «Silentium», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «Эти бедные селенья», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим».
1
Урок-практикум; карточки
Наизусть;
инд. задания
Сообщения:
Ф.И.Тютчев в воспоминаниях современников
Философские основы творчества Ф.И.Тютчева
А.А. Фет – 1 ч.
101.
Жизненный и творческий путь. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета. «Шепот, робкое дыханье», «Это утро, радость эта» и др.
1
Комбинированный урок; карточки
Наизусть
Сообщения:
А.А.Фет переводчик
Жизнь стихотворений А.А.Фета в музыкальном искусстве
А.К. Толстой – 1ч.
102.
Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Художественные особенности лирики. «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..» и др.
Зарубежная литература.
Поэзия Г.Гейне.
1
Комбинированный урок; демонстрации
Наизусть
Сообщения:
Жизнь поэзии А.К.Толстого в музыкальном искусстве
Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – 3 ч.
103.
Жизненный и творческий путь. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова. «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода») и др.
1
Урок-лекция; аудиозаписи
с.158-167; 170-177 конспект
Рефераты:
Некрасовский «Современник».
104.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет.
1
Урок-лекция; демонстрации
с. 196-200 (план)
Н.А.Некрасов как литературный критик
105.
Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме.
1
Комбинированный урок; текст
с. 204-205
вопросы
Произведения Н.А.Некрасова в творчестве русских художников.
Раздел VI. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ – 14
Тема 6.1. Имя существительное - 2
106.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Склонение и правописание имен существительных.
1
Комбинированный урок
§30 упр. 87
Грамматические нормы русского языка.
107.
Практическое занятие
Правописание сложных существительных. Употребление форм имен существительных в речи.
1
Комбинированный урок
§30 с.156 упр.92
Тема 6.2. Имя прилагательное - 2
108.
Практическое занятие
Лексико-грамматические разряды. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
1
Урок-практикум
§31 упр.95
Сообщения
Прилагательные, их разряды.
109.
Практическое занятие
Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.
1
Урок-практикум
§31 с.161 упр.101
Тема 6.3. Имя числительное - 1
110.
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое.
1
Урок-лекция
§32 упр.102
план
Тема 6.4. Местоимение - 1
111.
Практическое занятие
Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.
1
Урок-практикум
§33 упр.106
Сообщение:
Синонимия местоименных форм.
Тема 6.5. Глагол - 2
112.
Практическое занятие
Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола
1
Урок-практикум
§34 упр.111
Сообщение:
Категория наклонения глагола и ее роль в
113.
Практическое занятие
Правописание НЕ с глаголами.
1
Урок-практикум
§34 с.200 упр.114
текстообразовании.
Тема 6.6. Причастие как особая форма глагола - 2
114.
Практическое занятие
Образование причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
1
Урок-практикум
§35 упр.117
Сообщения:
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
115.
Практическое занятие
Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных, НЕ с причастиями.
Урок-практикум
Тема 6.7. Деепричастие как особая форма глагола - 1
116.
Практическое занятие
Образование деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями
1
Урок-практикум
§35 с.211 упр.125
Тема 6.8. Наречие - 1
117.
Практическое занятие
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
1
Урок-практикум
§36 упр.129
Сообщение:
Наречия и слова категории состояния:
Тема 6.9. Служебные части речи - 2
118.
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов-омонимов.
1
Комбинированный урок
§38 упр.143
Сообщение
Употребление предлогов
в составе словосочетаний
119.
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
1
Комбинированный урок
§38 с.239 упр.149
Сообщение
Употребление союзов в простом и сложном предложении.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА – 56 ч.
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века – 9 ч.
120.
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).
1
Урок-лекция; демонстрации
Тезисный план лекции
Сценарий музыкальной гостиной «Музыка серебряного века».
Русская литература на рубеже веков – 8 ч.
И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Чистый понедельник» - 2ч.
121.
Сведения из биографии. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья».
1
Комбинированный урок;
текст, карточки
К/вопросы
Рефераты:
Женские образы в творчестве И.А.Бунина
122.
Проза И.А.Бунина. Тема любви. «Темные аллеи», «Чистый понедельник»
1
Комбинированный урок;
текст, карточки
Эссе по рассказам
(на выбор)
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» - 1 ч.
123.
Краткий очерк творчества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия. Любовь как великая и вечная духовная ценность.
1
Урок-лекция;
План лекции; вопросы
Серебряный век русской поэзии – 1 ч.
124.
Серебряный век. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия
1
Урок-лекция;
учебник
Составить таблицу
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» - 2 ч.
125.
Жизненные университеты писателя. Романтические произведения М. Горького «Старуха Изергиль»
1
Лекция, учебник
Содержание лекции
Рефераты:
Гордый человек» в произведении М.Горького
126.
Социально-философская пьеса М. Горького «На дне». Спор о назначении человека в пьесе
1
Урок-беседа; текст
Вопросы
История жизни Актера или другого героя пьесы «На дне»
А.А. Блок. Стихотворения, поэма «Двенадцать» - 2ч.
127.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Россия», «Незнакомка»
1
Комбинированный урок; текст
Наизусть
Рефераты:
Тема любви в творчестве А.А.Блока.
128.
Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои.
1
Урок-практикум; текст
Отрывок наизусть
Тема России в творчестве А.А.Блока.
Раздел IX. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ – 20
Тема 9.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание - 1
129.
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний.
Комбинированный урок
§41 упр.162
Реферат:
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия словосочетаний.
Тема 9.2. Простое предложение - 4
130.
Виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение.
1
Комбинированный урок
§42 упр.165
131.
Грамматическая основа. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
1
Комбинированный урок
§42-43 с.281 упр.172
132.
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
1
Комбинированный урок
§44 упр.177
Сообщение
Односоставные предложения в русском языке:
особенности
133.
Односоставное и неполное предложение.
1
Комбинированный урок
§45-46 упр.185
структуры и семантики.
Особенности развития литературы 1920-х годов – 6 ч.
134.
Литературный процесс 1920-х годов.
1
Урок-лекция
Письменный ответ
В.В. Маяковский. Стихотворения – 2 ч.
135.
Сведения из биографии. Ранняя лирика.
«А вы могли бы? «Нате!», «Послушайте!», «Флейта-позвоночник».
1
Урок-лекция,
аудиозапись
Наизусть
Реферат:
Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского.
136.
Стихи о любви. «Лиличка». Сатира Маяковского. Тема поэта и поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии».
1
Урок-практикум;
тексты
Наизусть, вопросы
С. Есенин. Стихотворения – 2 ч.
137.
Сведения из биографии.
Художественное своеобразие творчества Есенина. «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу» и др.
1
Урок-лекция; демонстрации
Устное сообщение
Доклады:
«Я б навеки пошел за тобой».
Тема любви в творчестве С.А.Есенина.
138.
Развитие темы родины как выражение любви к России. «Гой ты, Русь моя родная!», «Я покинул родимый дом».
1
Урок-практикум; аудиозапись, демонстрации
Развернутый ответ
Тема Родины в творчестве С.А.Есенина.
А.А. Фадеев – 1 ч.
139.
Сведения из биографии. Гуманистическая направленность романа «Разгром». Полемика вокруг романа.
1
Комбинированный урок
Отзыв
Доклад:
А.А.Фадеев в жизни и творчестве.
Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов – 14 ч.
140.
Становление новой культуры в 1930-е годы. Социалистический реализм как новый художественный метод.
1
Урок-лекция; демонстрации
Тезисный план лекции
Марина Цветаева – 1 ч.
141.
Сведения из биографии. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано», «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Имя твое птица в руке».
1
Комбинированный урок; текст
Наизусть, устное сообщение
Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И.Цветаевой.
О.Э. Мандельштам – 1 ч.
142.
Сведения из биографии. Художественные особенности поэзии.. «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса», «Ленинград».
1
Комбинированный урок; демонстрации
Наизусть
Андрей Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован». – 1 ч.
143.
Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
1
Комбинированный урок; текст, учебник
Письменный ответ
Герои прозы А.Платонова.
Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова.
И.Э. Бабель – 1 ч.
144.
Сведения из биографии. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».
1
1 неделя апреля
Комбинированный урок; текст, учебник
Отзыв по прочитанному рассказу
Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» - 4 ч.
145.
Сведения из биографии. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны.
1
Комбинированный урок; текст
Вопросы
Подготовка заочной экскурсии по одному
146.
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра.
Многоплановость романа.
1
Урок-лекция; учебник, текст
Развернутый ответ
из музеев М.А.Булгакова
147.
Система образов. Москва 30-х годов. Ершалаимские главы. Воланд и его окружение Фантастическое и реалистическое в романе.
1
Урок-практикум; карточки
Вопросы
148.
Тайны психологии человека: страх «сильных мира» перед правдой жизни. Любовь и судьба Мастера.
1
Урок-беседа; иллюстрации
Эссе
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый» - 1 ч.
149.
Сведения из биографии. Роман «Петр Первый» - художественная история России XVIII века.
1
Комбинированный урок; демонстрации
Устное сообщение
М.А. Шолохов. «Тихий Дон» (обзор) - 4 ч.
150.
Жизненный и творческий путь писателя Мир и человек в «Донских рассказах» М.Шолохова.
1
Комбинированный урок; текст
Тезисы
Доклад:
Казачьи песни в романе-эпопее
151.
Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.
1
Комбинированный урок; текст
Вопросы
«Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно-
152.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории.
1
Комбинированный урок; текст
Вопросы
нравственного и эстетического
153.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа
1
Урок-семинар; демонстрации
Эссе
содержания произведения.
Тема 9.3. Осложненное простое предложение - 9
154.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
1
Комбинированный урок
§47 упр.191
Сообщения
155.
Предложения с обособленными членами.
1
Комбинированный урок
§48 план
Синонимика ряда однородных членов
156.
Предложения с уточняющими членами предложения.
Комбинированный урок
§48 упр.193
предложения с союзами и без союзов.
157.
Практическое занятие
Обособление определений и приложении
Урок-практикум
§48 упр.190
158.
Практическое занятие
Обособление дополнений
Урок-практикум
§48 упр.194
159.
Практическое занятие
Обособление обстоятельств.
Урок-практикум
§48 упр.195
160.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения.
1
Комбинированный урок
§48 упр.192
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
161.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи.
1
Комбинированный урок
§49 упр. 198
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
162.
Тестовая работа № 4
1
Урок контроля знаний
Повторение
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет – 3 ч.
163.
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Произведения первых послевоенных лет
1
Урок-лекция; демонстрации
Письменный ответ
Доклады:
Трагедия «стомильонного
164.
А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Личная и общественная темы в стихах. Поэма «Реквием».
1
Комбинированный урок; аудиозаписи
Наизусть
народа» в поэме А. Ахматовой «Реквием».
165.
Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути» и др.
1
Комбинированный урок; аудиозаписи
Наизусть
Реферат:
Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов в чем разница?
Особенности развития литературы 19501980-х годов – 14 ч.
166.
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 19501980-х годов в контексте культуры. Ю.Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
Литература народов России.
М.Карим. «Помилование».
1
Комбинированный урок; демонстрации
Эссе
Доклады:
Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев.
Развитие литературы 19501980-х годов в контексте культуры
167.
Зарубежная литература.
Э.Хемингуэй. Старик и море».
1
Урок-беседа; демонстрации
Аннотация
Реферат:
Развитие жанра фантастики
168.
Основные направления и течения художественной прозы 19501980-х годов. Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова. В.Распутин «Прощание с Матерой».
1
Комбинированный урок; демонстрации
Вопросы
в произведениях А.Беляева.
169.
Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина: «Колымские рассказы»; «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик».
1
Комбинированный урок; тексты
Отзыв на прочитанный рассказ
Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина «Чудик», «Выбираю деревню на жительство».
170.
Зарубежная литература: творчество Р.Шекли, Р.Брэдбери, С.Лема.
1
Урок-беседа; демонстрации
Аннотация
171.
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 19501980-х годов. Поэзия Н.Рубцова: «Поэзия», «Оттепель». Зарубежная литература. Творчество зарубежных поэтов 2-й половины ХХ века.
1
Комбинированный урок; демонстрации
Наизусть
Рефераты:
Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века.
172.
Литература народов России. Поэзия Р.Гамзатова.
Поэзия Б.Окуджавы и А. Вознесенского: художественные средства создания образа и своеобразие лирического героя. «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы»; «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет».
1
Урок-практикум;
Наизусть; эссе
Поэзия Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы
173.
Особенности драматургии 19501960-х годов.
Литература народов России. Мустай Карим. «Не бросай огонь, Прометей!»
Зарубежная литература. Б.Брехт.
1
Комбинированный урок; презентация
Развернутый ответ
Сообщения:
о жизни и творчестве одного из драматургов 19501980-х годов;
А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти» - 2 ч.
174.
Сведения из биографии. Обзор творчества. «Слово о словах», «Моим критикам», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом».
1
Комбинированный урок; демонстрации
Наизусть
Доклады:
Тема поэта и поэзии в русской лирике XIXXX веков.
175.
Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности» в поэме «По праву памяти».
1
Урок-практикум; карточки
Вопросы
Образы дороги и дома в лирике А.Твардовского.
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» - 3ч.
176.
Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор».
1
Комбинированный урок; демонстрации
Вопросы
Рефераты:
Своеобразие языка Солженицына-публициста.
177.
Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены.
1
Урок-беседа; карточки
Выписки
Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы
178.
Публицистика А.И.Солженицына.
1
Комбинированный урок; презентация
Эссе
А.В. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота» - 1 ч.
179.
Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция, характер главного героя, система персонажей.
1
Комбинированный урок; демонстрации
Вопросы
Мотив игры в пьесе А.Вампилова «Утиная охота».
Тема 9.4. Сложное предложение - 6
180.
Сложносочиненное предложение. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
1
Комбинированный урок
§51-52 упр.203
Сообщение:
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
181.
Сложноподчиненное предложение.
Комбинированный урок
§53 упр.208
182.
Практическое занятие
Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
1
Урок-практикум
§53 упр. 211
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
183.
Бессоюзное сложное предложение
1
Комбинированный урок
§54 упр.2 14
Русская пунктуация и ее назначение.
184.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
1
Комбинированный урок
§56 упр. 217
Реферат:
Синонимика простых и сложных предложений.
185.
Практическое занятие
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
1
Урок-практикум
§57 упр. 219
Способы введения чужой речи в текст.
Русское литературное Зарубежье 1920 – 1990 годов (три волны эмиграции) – 2 ч.
186.
Русское литературное Зарубежье – три волны эмиграции.
1
Урок-лекция; демонстрации
Устное сообщение
Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции).
187.
В.Набоков «Машенька». Образ Машеньки. Смысл финала романа.
1
Урок-беседа
Эссе
История: три волны русской эмиграции
Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов – 8 ч.
188.
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ начала ХХI века.
1
Урок-лекция; демонстрации
Устное сообщение
189.
Основные направления развития современной прозы А.Солженицына, В.Распутина, В.Маканина, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, Т.Толстой и др.
Урок-лекция; демонстрации
Вопросы
Реферат:
Фантастика в современной литературе
190.
Развитие разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С.Аверинцева, И.Ратушинской и др. Развитие рок-поэзии.
1
Урок-лекция; демонстрации
Наизусть
Особенности массовой литературы конца ХХХХI века.
191.
Драматургия постперестроечного времени.
1
Комбинированный урок; текст
Письменный ответ
192.
В.Маканин. «Где сходилось небо с холмами».
1
Урок-практикум; карточки
Аннотация
193.
Т.Кибиров. Стихотворения: «Умничанье», «Онтологическое» (19971998), «В творческой лаборатории», «Nota bene», «С Новым годом!».
1
Урок-лекция; аудиозаписи
Наизусть
194.
Литература народов России.
Ю.Рытхэу. «Сон в начале тумана».
1
Урок-беседа; текст
Эссе
195.
Зарубежная литература.
Г. Маркес. «Сто лет одиночества».
1
Урок-беседа; текст
Отзыв
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
195
Внеаудиторная самостоятельная работа
97
Максимальная учебная нагрузка
292
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415