Психологический тренинг с педагогами Психологический комфорт на уроке
" Психологический комфорт на уроке-основное условие развития личности ребенка"
Форма проведения: тренинг
Цель: способствовать созданию психологического комфорта на уроках.
Задачи:
*Расширить представления участников о психологическом комфорте на уроке
*Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.
*Проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
Ход тренинга:
Психологический настрой
Уважаемые коллеги! Посмотрите на соседа слева. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Потом на соседа справа и проделайте тоже самое.
И мне очень приятно с вами работать.
Вступление
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Итак, тема нашего тренинга......
«Психологический комфорт на уроке- основное условие развития личности ребенка»
I.Теоретический ввод
1. Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация.
Что такое комфорт?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…
- Озвучим полученное.
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Решение ситуаций с помощью принципов создания атмосферы психологического
комфорта в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика;
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Источником психологической комфортности на уроке является:
•положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
•доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Ну а теперь, рассмотрим составляющие успеха.
Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»
«Люди учатся на своих ошибках и находят способы решения»
2. Авансирование успешного результата
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
«У Вас обязательно получиться»
3. Скрытое инструктирование ребёнка
«Возможно лучше всего начать с…»
« Выполняя работу, не забудьте о…»
4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость)
«Без твоей помощи…»
5. Персональная исключительность
«Только ты и мог бы…»
«Только тебе , я и могу доверить…»
« Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали.
« Тебе особенно удалось то объяснение…»
«Больше всего мне в твоей работе понравилось..»III. Основная часть
«Часто от школьных психологов вы слышите рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке. Типа: «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей» и т.д.
Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Этому и посвящен наш тренинг.
Мы условно разделим урок на 3 части:
организационный момент,
основная
и заключительная часть.
Рассмотрим организационную часть урока
1. Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру-тренинг « Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.
2."Дерево ожиданий"
Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.
Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот и мы сегодня создадим "Дерево ожиданий" Перед вами три листочка. Вам надо выбрать только 1.
Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть активными,
если красный - вы будете настойчивыми в достижении цели,
а если зеленый - вы будете успешными.
Помните, что красота вашего дерева зависит от ваших желаний.
Коллеги украшают дерево.
Вот с желанием быть общительными, активными, настойчивыми в достижении цели, успешными мы приступаем к работе.
Рассмотрим основную часть урока
«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. ( каждому участнику)
1.
«Поменяйтесь местами те, кто ...»
Ведущий называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу» Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.
2.
«Окно».
Ведущий в каждой группе дает какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.
3.
Работа с таблицей. Задание: « В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как,с вашей точки зрения, надо сказать?» (Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения.)
Так говорить не стоит!
А вот так надо!
Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно! Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? Ты сейчас очень громко говоришь
Только бездельники и дураки списывают на контрольнойМне неприятно видеть, как ты списываешь
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривалСейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее! Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…
Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать
Проверим теперь с экрана.
Рассмотрим заключительную часть урока
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.
1 Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А.С. Макаренко.
«Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса.» (А.В. Макаренко)
2 Говоря о самооценке работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: (на экране примеры)
*« Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлектировать своё эмоциональное состояние.
*Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).
*Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока. ( 0-равнодушие,стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).
*« Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .*Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
*Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.
Обратим внимание на фразу:
«Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать» Франсуа де Ларошфуко
«Золотые правила» психологического комфорта на уроке
* Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
* Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
* Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
* Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
* Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
* Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Вот и подошло к завершению наш тренинг. Мы превратим наше "Дерево ожиданий" в "Дерево достижений".
Выберите пожалуйста понравившийся вам картинку и прикрепите его к дереву достижений.
Яблоко- если вы узнали новое, вам было интересно.
Цветок - если было хорошо, но можно и лучше.
Листик - если ты ничего не узнал.
Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе:
«Если ребёнка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее»
Закончить сегодняшний разговор хотелось бы восточной притчей: ("Все в твоих руках")
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.