Буклет Этическая защита при реагировании в конфликтной ситуации ученик-взрослый



13 EMBED PBrush 1415

г.Нижнеудинск
2014г.








Этическая защита,
как вариант разрешения конфликта.



МКУ СОШ № 2

Из серии «Сам себе психолог»







13 EMBED PBrush 1415

г.Нижнеудинск
2014г.










Этическая защита,
как вариант разрешения конфликта.





МКУ СОШ № 2

Из серии «Сам себе психолог»





Школа – социальный институт, в котором ты усваиваешь нормы отношений между людьми. К сожалению, развитие подрастающего человека невозможно без противоречий. Твое общение с педагогами и другими взрослыми часто построено на принципах подчинения, которое уместно только в начальной школе. Ведь ученики старших классов испытывают потребность общения на равных, педагоги же, по-прежнему, стараются держать планку лидерства, поэтому педагогические конфликты неизбежны. Конечно, инициатором изменений в отношениях должен стать взрослый. Однако не всегда это происходит, и ты мучительно ищешь приемлемые выходы из конфликтных ситуаций, в которые попадаешь. Вариант разрешения конфликта со взрослым – этическая защита или система действий учащегося, направленных на защиту своего достоинства от посягательств со стороны другого лица. Практические (действенные) и правовые (юридические) способы защиты встречаются достаточно редко. Действительно, трудно представить себе ученика «дающего сдачу» учителю или обратившегося в суд на педагога.
В зависимости от целей этической защиты разберем методы реагирования в конфликтной ситуации ребенок – взрослый.

Цель: Сохранение чувства собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес.
Ваши действия: Показать недопустимость подобного обращения и выстроить заслон оскорблению.

Возможные приемы:
- «Вопрос на воспроизведение». Ученик ссылается на то, что он недослышал или не понял и просит повторить фразу еще раз: «Простите, я не понял! или Извините, я не расслышал, не могли бы вы повторить, то, что сказали?»
- «Вопрос об адресате». Обращение к обидчику уточнить, не ошибся ли он в обращении: «Это Вы мне?»
- «Наивное удивление» Обращение к обидчику с вопросом, а не позволил ли он себе что-то лишнее: «Разве так можно?»

Цель: Сохранение корректной формы поведения
Ваши действия: Показать более корректные формы поведения, чем обидчик
Возможные приемы:
- «Окультуренное воспроизведение». Произнесение фразы обидчика, которая повторяет суть обращения, но в более корректной форме: Учитель: «Ты ничего не соображаешь!» Вы: «Вы считаете меня необучаемым? или Вы сомневаетесь в моих интеллектуальных возможностях?»
Цель: Сохранение возможности реабилитировать себя
Ваши действия: Проявите себя с лучшей стороны, будьте «выше» и снисходительнее к обидчику. Попытайтесь его понять, возможно, его агрессия – акт бессилия уставшего человека.
Возможные приемы:
- «Проявление доброжелательности». Своеобразное игнорирование сути оскорбительного действия, акцентирование внимание на положительном моменте, в том числе, содержащимся в высказывании.
Учитель: «Сегодня ты, как идиот сидишь?»
«Зато, я хорошо поработал на алгебре..!»
«Я Вас понимаю, с нами очень трудно!» или «Вы всегда были так сдержаны, наверно что-то случилось?!»
Последнее. Разрешая конфликтные ситуации помните, что самое важное, суметь сохранить привычное представление человека (обидчика) о себе, чувство собственного достоинства.

Школа – социальный институт, в котором ты усваиваешь нормы отношений между людьми. К сожалению, развитие подрастающего человека невозможно без противоречий. Твое общение с педагогами и другими взрослыми часто построено на принципах подчинения, которое уместно только в начальной школе. Ведь ученики старших классов испытывают потребность общения на равных, педагоги же, по-прежнему, стараются держать планку лидерства, поэтому педагогические конфликты неизбежны. Конечно, инициатором изменений в отношениях должен стать взрослый. Однако не всегда это происходит, и ты мучительно ищешь приемлемые выходы из конфликтных ситуаций, в которые попадаешь. Вариант разрешения конфликта со взрослым – этическая защита или система действий учащегося, направленных на защиту своего достоинства от посягательств со стороны другого лица. Практические (действенные) и правовые (юридические) способы защиты встречаются достаточно редко. Действительно, трудно представить себе ученика «дающего сдачу» учителю или обратившегося в суд на педагога.
В зависимости от целей этической защиты разберем методы реагирования в конфликтной ситуации ребенок – взрослый.
Цель: Сохранение чувства собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес.
Ваши действия: Показать недопустимость подобного обращения и выстроить заслон оскорблению.
Возможные приемы:
- «Вопрос на воспроизведение». Ученик ссылается на то, что он недослышал или не понял и просит повторить фразу еще раз: «Простите, я не понял! или Извините, я не расслышал, не могли бы вы повторить, то, что сказали?»
- «Вопрос об адресате». Обращение к обидчику уточнить, не ошибся ли он в обращении: «Это Вы мне?»
- «Наивное удивление» Обращение к обидчику с вопросом, а не позволил ли он себе что-то лишнее: «Разве так можно?»

Цель: Сохранение корректной формы поведения
Ваши действия: Показать более корректные формы поведения, чем обидчик
Возможные приемы:
- «Окультуренное воспроизведение». Произнесение фразы обидчика, которая повторяет суть обращения, но в более корректной форме: Учитель: «Ты ничего не соображаешь!» Вы: «Вы считаете меня необучаемым? или Вы сомневаетесь в моих интеллектуальных возможностях?»

Цель: Сохранение возможности реабилитировать себя
Ваши действия: Проявите себя с лучшей стороны, будьте «выше» и снисходительнее к обидчику. Попытайтесь его понять, возможно, его агрессия – акт бессилия уставшего человека.
Возможные приемы:
- «Проявление доброжелательности». Своеобразное игнорирование сути оскорбительного действия, акцентирование внимание на положительном моменте, в том числе, содержащимся в высказывании.
Учитель: «Сегодня ты, как идиот сидишь?»
«Зато, я хорошо поработал на алгебре..!»
«Я Вас понимаю, с нами очень трудно!» или «Вы всегда были так сдержаны, наверно что-то случилось?!»

Последнее. Разрешая конфликтные ситуации помните, что самое важное, суметь сохранить привычное представление человека (обидчика) о себе, чувство собственного достоинства.





Root Entry