Детско-взрослый, творческий, краткосрочный проект «Герб моей семьи»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 102»
Детско-взрослый, творческий, краткосрочный проект
«Герб моей семьи»
Составила: воспитатель первой квалификационной категории
Русанова Л.Ю.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Исполнители: педагоги, родители и дети МБДОУ «ДСКВ № 102»
г.Братск 2015г.
«Семья – это та самая среда,
в которой человек учиться,
и сам творит добро»
В.А.Сухомлинский.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности
По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата
По характеру контактов: в контакте с семьёй
По количеству участников: коллективныйПо продолжительности: краткосрочныйСроки реализации проекта – 5 дней
Постановка проблемы
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Дети среднего дошкольного возраста не имеют достаточных знаний о членах своей семьи. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по созданию герба своей семьи способствует формированию знаний детей о своей семье, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Актуальность
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Герб моей семьи». Проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи дляВоспитателей:
В процессе приобщения детей к созданию «Герба своей семьи» воспитывать и развивать не только самих детей, но и еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей возникших в ходе реализации проекта.
Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители-дети-детский сад.
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Родителей:
Воспринять и совместно с воспитателем реализовать предлагаемые идеи, изменить или скорректировать свои представления о семье
Проявит творчество в создание «Герба своей семьи»
Детей:
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
Расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;
Развивать у детей самостоятельность в игре, подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке;
Развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе;
Формировать умения слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок;
Воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Предполагаемый результат для:
Детей:
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, о профессиях родителях, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Научаться разбираться в родственных отношениях.
Расшириться кругозор, обогатиться словарный запас детей.
Родителей:
Произойдет привлечение к процессу совместной деятельности с детьми и как следствие, сближение между ними и педагогами группы;
Измениться и скорректируются представления о семье, как о необходимости для полноценного формирования личности
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Воспитателей:
Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей и педагогов.
Этапы проекта
I этап
(подготовительный)
Понедельник
Постановка проблемы:
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
Цель: выявить знания детей о своей семье: имя, профессию мамы, папы, бабушек и дедушек.
Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети).-Назовите, кого вы здесь видите? - Как можно назвать, одним словом?
-Из сколько человек состоит ваша семья? Назовите.
-А знаете ли вы своих близких родственников?
-Как нужно относиться к членам своей семьи?
Ввод в игровую ситуацию.
А поможет нам в этом разобраться Домовёнок «Кузя» (появляется игрушечный Домовёнок, который присутствует на протяжении всего проекта). Он живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. «Кузя» очень добрый и хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. Мы будем вместе с ним играть в игры, читать стихи и рассказы, а ваши родители будут нам помогать. Вместе с ними вы нарисуете герб своей семьи, генеалогическое дерево, сделаете семейные альбомы, где поместите свои самые любимые и интересные фотографии.
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап
(основной)
Вторник-четверг
Содержание деятельности педагога:
С детьми:
Речевое развитие:
Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
Беседа: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители».
Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки.
Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно, слушать, развивать речь, умения правильно строить предложения, побуждать к речевой активности.
Познавательное развитие:
НОД из цикла «Я и моя семья»,
Словесные игры: «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Подскажи словечко», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».Цель: расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.
Настольно-печатная игра «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?».
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Игровая ситуация видео-интервью детей о своих семьях в рассказах «Семья глазами ребенка»;
Рассматривание фотографий членов семьи;
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Моя семья»
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Оформление альбома «Моя семья»
Прослушивание и разучивание песен о семье.
Драматизация по сказке «Репка»
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры «семья», «Дочки-матери»
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду.
строительная игра «Дом для моей семьи»
С родителями:
консультация «Духовно-нравственное воспитание»
беседа «Семейные традиции».
Содержание деятельности родителей:
оформление альбома, иллюстраций «Герб моей семьи», «Наша дружная семья»
участие в оформлении семейного древа в спальни «Как семья отдыхала летом»
III этап
(заключи тельный)
Пятница
Презентация работ детьми «Герб моей семьи».
Цель: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Оформление семейного древа «Как семья отдыхала летом»
Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать речь творческие способности.
Оценка результатов проекта дляДетей
Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, о профессиях родителях, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.
Научились разбираться в родственных отношениях.
Родителей
Совместная деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений.
С помощью родителей организовали выставку «Герб моей семьи» и создали в спальной комнате семейного древо «Как семья отдыхала летом»
Воспитателей
Повысился интерес родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
После проведенного проекта желание продолжать работу в данном направлении появилось не только у педагогов данной группы, но и у педагогов других групп.
Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.
Список используемой литературы:
1. Программа «Детство» под ред. З. А. Михайловой.
2. Волчкова В. Н. «Конспекты занятий в средней группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж. ТЦ «Учитель», 2008.
3. Лыкова И. А. «Художественное творчество в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
4. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий». – М.:2009.
6. Карпухина И. А. «Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром». – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.