Презентация на тему Я взрослый


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Становление Пенсионного Фонда РФ 7
История формирования системы пенсионного страхования в России 7
1.2 Современная структура Пенсионного фонда в РФ 11
Анализ Деятельности Пенсионного Фонда РФ 27
2.1 Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации 27
2.2 Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ 32
Заключение 38
Список литературы 41
Введение
Актуальность темы. Пенсионное обеспечение является базовой и самой важной социальной гарантией стабильного развития общества, так как обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (около 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Гарантия прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, в которой сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», и следующее: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».[4, 47].
Современная пенсионная система России, в силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но также и в финансово-бюджетной системе страны. Пенсионная система Российской Федерации оказывает самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России нами первоначально были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, которые препятствуют стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система Российской Федерации представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, статистические показатели бюджета Пенсионного фонда. Сущность и направления социальной политики, деятельность государства в сфере социальной политики, задачи и формы её реализации представлены в трудах Платона, Аристотеля, И. Фихте, Н. А. Волгина, И.А. Григорьевой, В.М. Капицына и др., также в курсовой работе использованы материалы Интернет официального сайта Пенсионного фонда РФ и др.
Вопросы социальной защиты населения, её назначение, содержание, структурные элементы, нашли свое отражение в исследованиях В.В. Ефремовой, А.О. Кабанова, А. Кравченко, А. Мачульской, Т.К. Мироновой, Г.И. Осадчей, В.Г. Павлюченко, В. Ройка, JI.C. Ржаницыной, С.Г. Симонова.
Проблема исследования: какова роль Пенсионного фонда РФ в решении социальных задач?
Цель исследования: проанализировать этапы исторического развития пенсионной системы в России, проанализировать основные направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Объект исследования: деятельность Пенсионного фонда РФ.
Предмет исследования: значение ПФР в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Гипотеза исследования: изучение деятельности Пенсионного фонда РФ, его значения в развитии пенсионной системы России будет результативным, при соблюдении следующих условий:
- выявлены социальные задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством;
- учитываются факторы, влияющие на деятельность ПФР;
- определены перспективы дальнейшего развития Пенсионного фонда РФ.
Задачи:
- дать характеристику этапам становления пенсионной системы и пенсионного страхования в России;
- проследить историю становления Пенсионного фонда, его функции и задачи;
- изучить нормативно-правовую базу Пенсионного фонда Российской Федерации;
- провести анализ деятельности Пенсионного фонда в Белгородской области;
- рассмотреть перспективу развития Пенсионного фонда в экономике России.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа литературы;
2) обобщение и систематизация информации;
3) анализ нормативно-правовых актов;
4) изучение и анализ опыта
Теоретическая значимость исследования: изучена история становления Пенсионного фонда РФ; описаны и проанализированы организационно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда РФ как социального института.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные положения и выводы могут быть использованы в работе представителей Пенсионного фонда РФ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении представлено описание пенсионного обеспечения в Российской Федерации, определены цели и задачи работы.
В первой главе рассмотрены история становления пенсионной системы и пенсионного страхования в России. Выявлены проблемы, которые привели к образованию государственного внебюджетного фонда – Пенсионного.
Во второй главе детально рассмотрены основные направления деятельности ПФР, проанализирована деятельность Пенсионного фонда за 2015 год.
В заключительной части работы дается обобщенный вывод по всей курсовой работе.
Глава 1. Становление Пенсионного фонда Российской Федерации.
1.1История формирования системы пенсионного страхования в России.
Государственное пенсионное страхование в России появилось гораздо позже, чем в большинстве развитых стран. Это произошло в начале XX века, и широкого охвата всех категорий населения России не получило. После Великой Октябрьской социалистической революции государственное пенсионное страхование было, по сути, отменено.
Однако, по прошествии переходного периода экономической нестабильности, советское социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, которое базировалось на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости. Оно вступило в действие в 1927 г.
Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения осуществлялась в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Она включала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
Конституция СССР обеспечивала гарантии всем гражданам на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право осуществлялось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; также другими формами социального обеспечения.
Такая пенсионная система являлась составной частью, так называемой системы социального страхования. Она не включала в себя экономические признаки системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Также эта система, несмотря на многочисленные экономические недостатки, содержала одно важное преимущество — обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система, существовавшая с 1927 г. по 1990 г., получила определение как государственное пенсионное обеспечение.[29,28]
Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь входил составной частью в государственный бюджет страны. Следовательно, предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью имела зависимость от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и непосредственно включался в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко были определены источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития данного периода необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. была впервые предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она направлялась на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членов их семей. Это было сделано в связи с введением в действие Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., который значительно расширил круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличил размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза. [29, 29]
Важным этапом формирования программы государственного пенсионного страхования является середина шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками по достижении соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.
Систематическое стабильное повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров привели к увеличению в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Так как взносы на социальное страхование не обеспечивали полного покрытия всех расходов этой системы, то недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала, и в 80-е годы XX века составила около 60% бюджета социального страхования.
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты. Размер пенсии, как правило, соизмерялся с прошлым заработком пенсионера. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве данного периода можно выделить следующие виды пенсий: по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях.
Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Для этого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца. Пенсии данным категориям граждан назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей, обеспечивалось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.[29, 30]
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам существенно отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников. Оно регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, однако, в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников. Также за счет средств союзного бюджета происходило формирование персональных пенсий союзного значения.
За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения.
За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик происходили выплаты пенсий инвалидам войны и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.
Лишь в 1964 г. было введено полноправное пенсионное обеспечение колхозников законом о пенсиях и пособиях членам колхозов. Это дало начало системе обеспечения колхозников пенсиями и, как следствие, привело к сокращению несоответствия в уровнях пенсионного обеспечения нетрудоспособных колхозников, рабочих и служащих. В 1969 г. в СССР была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение членов колхозов непосредственно осуществлялось из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета. [29, 31]
Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов XX века. Тогда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями.
Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результате такой несбалансированности финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для осуществления очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось даже привлекать дополнительные средства.
Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако, уже в 1989 г. это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого - 0,51. Значит, даже в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.
Таким образом, развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем. Эти проблемы могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.[29, 32]
1.2 Современная структура Пенсионного фонда в РФ
Радикально-рыночные преобразований в экономике, их масштабность и глубина потребовали осуществления принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Проведение пенсионной реформы ставило задачей решить основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В решении этих целей в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако, изменение государственного устройства страны повлекло за собой уже через полгода после утверждения упомянутого закона вступления в силу самостоятельного российского закона «О государственных пенсиях в РФ» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями). Данный закон привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.[31, 286].
На современном этапе в Российской Федерации существует двухуровневая структура пенсионной системы. Первый уровень – обязательное пенсионное страхование. Оно включает в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей). Второй уровень – добровольное пенсионное обеспечение. Оно включает в себя добровольные взносы работодателя в пользу работников в негосударственные пенсионные фонды в рамках пенсионной программы предприятия; личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах к пенсионному возрасту.
Формирование негосударственных пенсионных фондов в России, начавшееся в конце 1992 года, после Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании призваны стать важным дополнением к государственным пенсионным институтам [31, 299]. Однако теоретические и практические аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации на современном этапе требуют дальнейшего развития. Опыт развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов в России свидетельствует о том, что для их полноценной деятельности требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени связано с опережающим ростом наиболее крупных фондов. Таким образом, полноценное негосударственное пенсионное обеспечение, которое бы обеспечило значительным слоям населения России весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.
С созданием Пенсионного фонда Российской Федерации появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.
Российский пенсионный закон 1990 года — в сущности, стал первым законом, в котором пенсионное страхование выделено в полностью автономную систему. Последовательно и весьма четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования [31, 312]. Указанным постановлением был выделен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения. Оно осуществляло свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и было подотчетно Верховному Совету РСФСР. В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» устанавливалось то, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен.
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 закреплялось также положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, которые регламентируют деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, средства, которые были предназначены для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР. В то же время, оставаясь при этом государственной собственностью. Одновременно были установлены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда.
Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости тарифов взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели, на преимущественное использование страховых методов предполагала глубокое экономическое содержание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.
В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранялась прежняя система — через государственные органы социального обеспечения (в последующем — социальной защиты населения) [31, 316]. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118 «О создании управлений ПФР в федеральных округах» с целью координации и контроля над деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе; взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации; координации программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан; взаимодействия с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда созданы управления Пенсионного фонда России в 7 федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном. Также было утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе.
В 1996 году в силу вступает федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в пяти субъектах РФ, а с 01 января 1997 года и на всей территории Российской Федерации. В соответствии с указанным законом к органам ПФР переходит от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретает уже не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета. В его функции входит ведение базы данных персонифицированного учета центрального уровня.
До 2001 года источником формирования бюджета Пенсионного фонда России являлись страховые взносы. Пенсионный фонд сам осуществлял целевой сбор страховых взносов, обеспечивал администрирование, а также финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2000 году формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, а точнее часть единого социального налога, направляемого на финансирование пенсионных выплат.
С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу, ПФР прекратил самостоятельный сбор средств, направляемых на финансирование пенсионных выплат, и передал эти функции налоговым органам.
2002 год – начало пенсионной реформы. Пенсионная реформа, которая началась с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства, вступившего в силу с января 2002 года, на сегодняшний день является крупнейшим социальным проектом в Российской Федерации. Структура пенсии в настоящее время состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной частей.
Огромным результатом реформирования пенсионной системы стало то, что граждане России начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно уже сейчас сделать, чтобы пенсия была достойной.
В 2004 году произведена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат ложатся на органы Пенсионного фонда Российской Федерации [31, 318].
Новым направлением в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации стала работа с материнским (семейным) капиталом.
С 1 января 2007 года в Пенсионном фонде создается федеральный регистр семей, которые имеют право на дополнительную государственную поддержку в связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей [31, 320].
С 1 января 2009 года начала осуществляться новая Программа государственного софинансирования пенсии. Государство проводит софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов на накопительную часть будущей пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство.
ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, которая управляет средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации:
1) федеральный уровень — ПФР (правление, исполнительная дирекция);
2) федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
3) уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.
Правление ПФР
Информационный центр персонифицированного учета
Исполнительная дирекция ПФР
Ревизионная комиссия ПФР
Отделения ПФР
Управления ПФР
Отделы ПФР
Центры по выплате пенсий

Рис. 1. Структура Пенсионного фонда
На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации работают региональные отделения ПФР, которые являются юридически самостоятельными и осуществляют возложенные на них функции по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.
В частности для ПФР, как страховщика, характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем над расходами на содержание аппарата Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд России и его нижестоящие органы не являются органами исполнительной власти. Такие фонды обязаны строиться на принципах обязательного социального страхования, в том числе закрепленных в Законе об основах обязательного социального страхования [17, 47]. Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а следовательно, и средства ПФР, не являются государственными. Они рассматриваются как собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования и физических и юридических лиц, которые уплачивают страховые взносы в ПФР. Все средства, поступающие в виде страховых пенсионных взносов, распределяются между пенсионерами с учетом их трудового вклада. В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования — ее коллективный солидарно-распределительный характер, раскрывающий саму сущность и смысл такого страхования.
В России на современном этапе такой солидарно-распределительной системы обязательного пенсионного страхования в чистом виде не существует. С принятием новых пенсионных законов в декабре 2001 г. изменилась сама суть существовавшей до этого системы обязательного пенсионного страхования. В состав трудовой, т. е. страховой пенсии, наряду с ее базовой и страховой частями, в обязательном порядке, введена накопительная часть. Во многих зарубежных странах также существует подобная накопительная пенсия. Она обычно осуществляет свою деятельность вне системы обязательного пенсионного страхования. Граждане добровольно выбирают варианты пенсионных накоплений, но только в порядке негосударственного пенсионного страхования. В настоящее время в России существует индивидуально-накопительная пенсионная система, которая сохраняет отдельные распределительные черты.
Руководство системой органов ПФР на федеральном уровне осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом — исполнительной дирекцией. Правление ПФР осуществляет следующие основные функции:
- определяет текущие и перспективные задачи развития государственной системы пенсионного обеспечения;
- утверждает организационную структуру и штатную численность всех своих подразделений в пределах бюджетных назначений;
- утверждает годовые бюджеты фонда, сметы расходов на административные нужды, включая фонд оплаты труда нижестоящих пенсионных органов, исполнительной дирекции фонда, информационного центра персонифицированного учета (далее — ИЦПУ), отчеты об исполнении годового бюджета фонда, составляемого на основе бухгалтерской отчетности;
- утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных отделениях ПФР;
- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;
- назначает и освобождает от должности исполнительного директора ПФР и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его региональных отделений и пенсионных управлений;
- решает другие вопросы, входящие в компетенцию фонда.
Правление ПФР как коллегиальный орган не является постоянно действующим. Следовательно, для функционирования системы фонда создается постоянно действующий орган — исполнительная дирекция ПФР. На нее возлагается решение следующих основных задач:
- формирование бюджетной политики ПФР и контроль над ее проведением;
- оперативное перераспределение финансовых ресурсов фонда между регионами страны;
- ведение бухгалтерского учета и отчетности;
- прогнозирование и анализ финансовых ресурсов фонда;
- прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.
В своей деятельности Пенсионный фонд России и его нижестоящие органы осуществляют взаимодействие со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минздравсоцразвития России и Минфин России, Россвязь, Минэкономразвития России, Росстат, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования, Минюст России, Банк России, Сбербанк России, Внешэкономбанк, управляющие пенсионные компании, Федерация независимых профсоюзов России и подведомственные всем структурным подразделениям нижестоящие органы.
Тесное взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность.
Одним из важных направлений деятельности ПФР является организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, введенного на территории отдельных административно-территориальных единиц субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации [17, 49].
Сотрудниками ПФР проводится работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов, регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений в законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Пенсионного фонда входит также проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Положение о ПФР также предусматривает то, что Фонд имеет право принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан, вести разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, которые относятся к компетенции ПФР.
Наконец, на Пенсионный фонд возложена обязанность осуществления межгосударственного и международного сотрудничества РФ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации созданы управления фонда в федеральных округах, являющиеся структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР [17, 50].
В субъектах Российской Федерации ПФР имеет свои региональные органы — территориальные отделения ПФР. Они проводят свою деятельность на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.
В число основных обязанностей территориального отделения ПФР входят:
- исполнение бюджета отделения в соответствии с плановыми показателями, утвержденными правлением ПФР;
- финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
- организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, а также контроль над целевым использованием этих средств;
- организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
- организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ;
- организация работы по ведению базы данных по пенсионерам;
- ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
- разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т.д.;
- решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.
Обязательное пенсионное страхование на местах организуют районные (городские) управления, отделы ПФР (далее — местные пенсионные органы). В отдельных населенных пунктах, таких как крупные города, поселки могут учреждаться должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются местным органам ПФР. Местные пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения — в части назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Местные пенсионные органы подчиняются непосредственно территориальному отделению ПФР. Содержание их работы также разнообразно. Оно включает в себя различные по своему характеру виды работ, а именно:
- прием документов для назначения пенсий;
- доставка пенсий;
- назначение, перерасчеты, выплата пенсий;
- взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности;
- финансовое обеспечение пенсий;
- работа с общественными организациями;
- прием населения по пенсионным вопросам;
- проверка соблюдения законодательства о пенсиях организациями всех форм собственности;
- ведение индивидуального (персонифицированного) учета;
- организация и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и др.
Для своевременного финансирования выплат пенсий местные пенсионные органы (в отдельных регионах — центры по назначению и выплате пенсий) составляют и представляют в территориальные отделения ПФР в установленные сроки заявки на право расходования средств на осуществление в очередном плановом периоде (месяц, квартал, год) выплат, финансируемых бюджетом ПФР согласно действующему законодательству РФ.
Территориальные отделения Пенсионного фонда в свою очередь составляют и направляют заявки в его исполнительную дирекцию на выделение им необходимого лимита финансовых средств.
Контроль над правильностью расходования пенсионных средств, в том числе правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах.
Во-первых, осуществляется ведомственная контрольно-ревизионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях федеральной почтовой службы, осуществляющаяся контрольными и другими структурными подразделениями ПФР и его территориальными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот контроль проходит в виде ревизий, инвентаризаций, тематических проверок.
Во-вторых, существует вневедомственный контроль над правильностью расходования пенсионных средств, который могут проводить соответствующие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации и др.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в России. Создание Пенсионного фонда стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ)[26, 567];
- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
- разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Ключевыми задачами Пенсионного фонда являются: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д.
Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.
Глава 2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ
2.1 Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
Правовой основой функционирования Пенсионного фонда РФ как государственного внебюджетного фонда являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, их доходы и расходы, а также органы, осуществляющие контроль над их деятельностью.
Помимо этих законодательных актов, в настоящее время правовую основу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также негосударственных пенсионных фондов как основных субъектов пенсионной системы, составляют следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов – в частности, пенсионных фондов в качестве страховщиков, а также порядок формирования их средств за счет страховых взносов, регламентирует учет средств специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц;Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий Пенсионным фондом РФ;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - устанавливает условия и нормы предоставления государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом РФ за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, «чернобыльцам», лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию;
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных гражданах в Пенсионном фонде РФ;
Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» - устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» - определяет цели, задачи и функции Пенсионного фонда России; источники формирования средств Фонда и направления их расходования; организационно-управленческие основы функционирования Пенсионного фонда России.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда) [24, 65].
Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат [15, 27].
Основополагающий нормативный документ современной системы пенсионного законодательства – Закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В нем определены условия предоставления застрахованным в Пенсионном фонде Российской Федерации гражданам прав на государственное пенсионное обеспечение, порядок установления и размеры различных видов трудовых пенсий.
Данным законом определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.
Выплата базовой части пенсии в установленном размере гарантируется государством, и величина ее должна постепенно приближаться к размеру прожиточного минимума пенсионера. Выплата страховой части пенсии зависит от объема поступивших средств, уплаченных с доходов застрахованного лица. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, выплата накопительной части трудовой пенсии зависит также и от объемов доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.
Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда России.
Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в том числе обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера начисленной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений, периодически информировать застрахованное лицо о состоянии его индивидуального лицевого счета [18, 147].
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд России является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Таким образом, реформирование пенсионной системы РФ в целях наилучшего обеспечения интересов граждан - один из приоритетов социальной политики нашего государства даже в период кризиса. Каждый год пенсии в нашей стране индексируются, что хотя бы не дает им обесцениваться.
2.2 Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ
Необходимо отметить, что для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.
В качестве основных функции Пенсионного фонда России можно назвать:
- установление и выплата пенсий;
- администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;
- ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
- назначение и реализация социальных выплат;
- формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;
- выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплаты средств материнского (семейного) капитала;
- реализация программы государственного софинансирования пенсий;
- назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
- совместно с региональными органами власти оказание адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:
ведение учета страховых средств, которые поступают согласно обязательному пенсионному страхованию
назначение и последующая выплата трудовой пенсии (по случаю утери кормильца, по старости, по инвалидности), пенсии по государственному обеспечению, пенсии госслужащих, пенсии военнослужащим и их семьям, социальные пенсии. За счет накопившихся в Фонде средств более 36,5 млн. российских пенсионеров ежемесячно и своевременно получают пенсии [20, 46].
Способ доставки пенсии каждый получатель пенсии выбирает самостоятельно. В 2015 году доставка пенсии 47,8% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 44% – через кредитные организации, 7,1% – через иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.
Назначение и последующая реализация социальных выплат для таких категорий граждан как: ветераны, инвалиды (в том числе вследствие получения военной травмы), Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и др.
Право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют граждане из числа ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний.
Для реализации прав граждан на получение ЕДВ, социальных услуг, социальных доплат к пенсии и обеспечения эффективного расходования выделяемых средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсии и предоставление социальных услуг, ПФР ведет Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Основанием для включения в Федеральный регистр соответствующей информации о гражданине является установление гражданину ЕДВ. Прекращение выплаты ЕДВ является основанием для исключения информации о гражданине из Федерального регистра.
Федеральная социальная доплатаустанавливается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации неработающим пенсионерам в случае, если установленная в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера ниже уровня прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата устанавливается и выплачивается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации неработающим пенсионерам в случае, если величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации выше величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
В 2015 году территориальные органы ПФР установили и выплачивали федеральную социальную доплату пенсионерам в 66 субъектах Российской Федерации. В 17 субъектах Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти региона устанавливалась и выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии [21, 87].
Наибольшие прибавки к пенсии за счет социальных доплат – у получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год – 1 апреля, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Организация и проведение персонифицированного учета всех участников системы обязательного пенсионного страхования (учет страховых взносов более чем 63 млн. россиян)
Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФ создана система индивидуального (персонифицированного) учета.
Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал, в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать на один и тот же индивидуальный лицевой счет.
Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.
Помимо учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию: позволяющую иметь достоверную статистику по работающему населению.
Сюда относится численность работающих застрахованных лиц в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (по наемным работникам, по работникам, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, а также физическим лицам, уплачивающим страховые взносы за себя в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и в целях подготовки стратегических решений для дальнейшего совершенствования пенсионной системы.
Стоит отметить, что с 2013 года рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования прекратилась.
С 2013 года, как и на протяжении нескольких последних лет, граждане могут узнать о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Также эту информацию можно получить через кредитные организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения. Полную выписку из индивидуального лицевого всегда можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства. Проводится:
активное взаимодействие с работодателями, которые параллельно являются плательщиками пенсионных страховых взносов. В общем количестве в пенсионную систему поступает информация о перечислении пенсионного взноса от 6,2 млн. юридических лиц;
проведение выдачи сертификатов на получение семейного (материнского) капитала.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и направляет средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением владельцев сертификатов.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется государством. В 2007 году он составлял 250 000 рублей, в 2008 году - 276 250 рублей, в 2009 году - 312 162 рубля, с 1 января 2010 года - 343 378 рублей, с 1 января 2011 года - 365 698 рублей, с 1 января 2012 года - 387 640 рублей, с 1 января 2013 года - 408 960 рублей, 1 января 2014 года - 429 408 рублей, с 1 января 2015 года -453 026 рублей.
Ранее в рамках поручения Президента РФ об оценке целесообразности продления программы материнского капитала после окончания 2016 года Правительством РФ было заявлено о необходимости продолжения государственной поддержки семей в связи с рождением (усыновлением) второго и последующего ребенка. В частности, по данным Правительства, предоставление материнского капитала привело к увеличению суммарного коэффициента рождаемости в стране к 2012 году до 1,7.
На данный момент окончательное решение по этому поводу не принято. Очевидно, все может решиться в течение ближайших двух лет. В немалой степени сложности и сомнения в социальной политике руководства страны определяются экономической нестабильностью в стране, наложенными на российскую экономику западными санкциями и развитием общих тенденций мирового экономического кризиса. Остается надеяться, что РФ избежит вынужденных мер по сворачиванию программ государственной социальной поддержки.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что являясь крупнейшим социальным проектом, пенсионная реформа призвана решить такие задачи, как: обеспечение гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения независимо от уровня доходов гражданина России; создание условий для формирования населением достаточных пенсионных накоплений.Заключение
Осуществляя модернизацию пенсионной системы, Пенсионный фонд Российской Федерации играет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом должно стать создание современной, эффективной и высокотехнологичной системы пенсионирования граждан, определяющей лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Среди стратегических задач развития российского государства на современном этапе особо выделены социально значимые цели - повышение уровня жизни граждан Российской Федерации и значительный рост их благосостояния.
Важную роль в решении указанных задач выполняет эффективно работающая система пенсионного страхования, опирающаяся на долгосрочную финансовую обеспеченность.
Пенсионный фонд Российской Федерации - организация, которая управляет внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т. е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.
Рассмотрев в курсовой работе этапы создания и развития Пенсионного фонда, проанализировав основные виды деятельности и перспективы развития, изучив литературу, мы пришли к выводу, что в Пенсионном фонде, как и в любой другой государственной структуре, существуют как положительные, так и отрицательные стороны.
Одна из основных проблем Пенсионного фонда – это дефицит бюджета. С финансовой точки зрения плохое состояние дел в Пенсионном фонде выражается в его постоянно растущем дефиците. Пенсионный фонд является составной частью бюджетной системы России, поэтому он может покрывать свой дефицит за счет гигантского профицита федерального бюджета, и проводить индексации пенсий в разумные сроки. Федеральный бюджет будет делать это и дальше, так как никаких перспектив ликвидации дефицита у Пенсионного фонда не просматривается.
Другая проблема, связанная с пенсионным обеспечением, это демографическая ситуация в стране. Население России стремительно стареет. Работающим гражданам Российской Федерации всё сложнее содержать пенсионеров. Сейчас, по данным Росстата, на тысячу россиян в трудоспособном возрасте в среднем по стране приходится 331 пенсионер. И в дальнейшем их число будет только увеличиваться. Так, к 2026 году по некоторым прогнозам на тысячу трудящихся придётся уже 478 пенсионеров.
Чтобы избежать кризиса, было принято решение реформировать пенсионную систему, и мы перешли от распределительной к распределительно-накопительной системе. Трудовая пенсия была поделена на базовую часть, страховую и накопительную части, причём на размер последней влияет исключительно наше неравнодушие к своему завтрашнему дню. Одни граждане доверили распоряжаться ею государству, другие перевели накопительную часть пенсии в частные управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды.
Таким образом, несмотря на трудности в развитии пенсионной системы России, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд в своей деятельности стремится реализовать весь спектр возложенных на него задач и функций. Правительство Российской Федерации вводит новые законодательные акты и положения, которые направлены на стабилизацию работы Пенсионного фонда, на улучшение благосостояния граждан, нуждающихся в пенсионном обеспечении.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) является важнейшим элементом осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике.
Пенсионный фонд РФ должен сохранить свою самостоятельность как финансово-кредитное учреждение, наделенное правом управления (в том числе инвестирования) накопительной частью пенсии, назначения и выплаты пенсий. Одной из важнейших задач современного периода развития Пенсионного Фонда Российской Федерации является усиление контроля над внутренними расчетными операциями Фонда и обеспечение полноценного функционирования системы общественного контроля над его деятельностью.
От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества России.
Список литературы
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 9 марта 2007 г. [Текст] «О бюджетной политике в 2008–2010 годах». 
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010–2012 годах» // Парламентская газета. - 2009. - 29 мая (№28).
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М: Издательство «ОМЕГА-Л». – 2009 г. – 47 с.
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – Москва: Юристъ, 2005. – 63 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Текст] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2008. - №47. - ст. 5489.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №47. - Ст. 5489.
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изм.).
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изм.).Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст]/ Е.В. Амелина // Бухгалтерский учет. - 2010. - №4. - С. 33-34.
Беляев, С.А. Курс экономической теории [Текст]: Учебник/ С.А. Беляев. – Киров.: Издательство «АСА», 2009. – 344 с.
Бережной, М.П. Проблемы деятельности НПФ [Текст]/ М.П. Бережной// Опыт моделирования пенсионных систем. - 2010 г. - №2. – С. 27-29.
Борисенко, Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России [Текст] / Н.О. Борисенко // Вопросы экономики. – 2010. – №7. - С. 106–122.
Биткина, И.К. Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования [Текст] / И.К. Биткина// Финансы и кредит. – 2010 г. – №46. – С. 55–61.
Вавулин, Д.А. Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии [Текст] / Д.А. Вавулин// Финансы и кредит. – 2009 г. – №48. – С. 47 – 54.
Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие [Текст] / А.В. Войнов // Вопросы экономики. – 2009. - №3. - С. 15-22.
Емельянова, Т.В. Единый счет бюджета Пенсионного фонда России [Текст] / Т.В. Емельянова// Финансы и кредит. – 2009. – №3. – С. 57–61.
Лельчук, А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается [Текст] / А.Л. Лельчук// Финансы. – 2010 г. – №1. – С. 58–62.
Люблин, Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы [Текст] / Ю.З. Люблин// Человек и труд. – 2006. - №12. – С. 18.
Люлев, Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования [Текст] / Ю.Д. Люлев// Вопросы экономики. - 2007. - №8. – С. 10.
Медведик, В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды [Текст] / В.П. Медведик// Каротажник. - 2005. - № 1. - С. 175-180.
Минкина, П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов [Текст] / П.О. Минкина// Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5. - С. 77-80.
Павлюченко В.А. Как исцелить Пенсионный фонд? [Текст]/ В.А. Павлюченко // Социальная защита. – 2010. – №1. - С. З-6.
Пенсионное обеспечение в России [Текст] / Под общ. ред. проф. Р.И. Еруслановой. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 г. – 608 с.
Ронк, В. Пенсионная система: Какими будут ответы на новые модернизационные вызовы [Текст]/ В. Ронк// Человек и труд. – 2001 г. – №11. – С. 42–46.
Соловьев, А. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы [Текст]/ А. Соловьев// Экономист. – 2010 г. – №12. – С. 56–63.
Тучкова, Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития [Текст]/ Е.С. Тучкова// Страховое ревю. – 2006. – №3. – С. 28-30.
Федоров, Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации [Текст]/ Л.В. Федоров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 г. – 396 с.
Шафигулин, А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации [Текст]/ А.Р. Шафигулин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 320 с.
Бюджетное послание президента РФ на 2013-2015 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/15786
Доходы, расходы и прибыли Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.akparov.ru/node/254
Пенсионный фонд РФ и его особенности функционирования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bbest.ru/finansi/gosimynfin/fondvn/pensia/?curPos=1
Пенсионный фонд РФ: основные функции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.phlygnikova.ru/Surnalnie-publikazii/page543/index.html
Перспективы развития Пенсионного фонда Российской Федерации до 2030 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bmurta.ru/news/penpersp.html
Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecpol.ru/index.php/macroeconomics/2012-04-05-13-38-34/283-novye-prioritety-byudzhetnoj-politikiРазмещено на Allbest.ruРасходы бюджета Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://info.minfin.ru/pf.phpСтратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.1npf.com/media/talk/2418/
Структура управления Пенсионным фондом РФ [Электронный ресурс] -http://www.deepfinance.ru/finances-2458-3.html