Рабочая программа 5 класс литература Т.Ф. Курдюмова 102 часа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №15
_________ А.Н. Хачатурьян
Приказ №203 от 30.08.2014г
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Основного общего образования
5 «Б» класс
Количество часов 102
Учитель Филиппова Ирина Владимировна
Программа разработана на основе
Примерной программы по русскому литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 5 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2012.
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.
В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:
ориентированная на результат;
обучения в сотрудничестве;
проектного обучения.
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Место предмета «Литература» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение литературы в 5 классе в объеме: 3 часа в неделю, 102 часа в год.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2014-2015 учебный год на изучение русского языка отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Содержание
Происхождение и развитие литературы.(1ч)
Литература- искусство слова
Мифы народов мира.(4ч)
Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид».
Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).(15ч)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.
Былины(3ч)
Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола. Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке
Русские народные сказки.(3ч)
Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».
Сказки народов мира.(1ч)
Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".
Малые жанры фольклора.(4ч)
Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.
Русский народный театр.(3ч)
Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка". Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.
Русская литература XIX века.(38ч)
Русская классическая литература XIX века.(7ч)
Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен. Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады. «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.
А.С. Пушкин(8ч)
А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог). Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родна природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.
М.Ю. Лермонтов(2ч)
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»
Н.В. Гоголь(3ч)
Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота».
И.С. Тургенев(8ч)
Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму».
Поэтический образ Родины.(4ч)
Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.
Героическое прошлое России.(6ч)
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея.(Анализ эпизода). М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения. Итоговый урок по литературе XIX век.
Литература XX века.(28ч)
Связь веков.(1ч)
Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики.
Литературные сказки XIX – XX веков.(14ч)
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб». Внеклассное чтение .Викторина по сказкам Х.К. Андерсена. А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова. Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо». Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией .человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону». Внеклассное чтение. Джанни Родари « Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) – героиня сказок. Игра словами в сказке « Аня в стране чудес». Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр. Особенности жанра повести Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века».
Проза русских писателей XX века .(4ч)
И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа. Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева « На святой». Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка. Очерк А.И. Куприна «Мой полет».
Поэтический образ Родины.(3ч )
А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха». М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших( стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).
Героическое прошлое России.(1ч )
Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.
Современная литература.(5ч )
В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг. Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».
Путешествия и приключения на страницах книг.(16ч )
Покорение пространства и времени.(10ч)
Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо». Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота. Игровой урок по книге Р.Э. Распэ « Приключения барона Мюнхгаузена». М. Твен "Приключения Тома Сойера". Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера». Игровой урок по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера". А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста". Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.
Новая жизнь знакомых героев.(3ч )
Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада", «Маркиз де Карабас». В. Лесьмян « Новые приключения Синдбада- морехода». Итоговый урок по теме
« Путешествия и приключения».
Итоги.(3ч )
Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте". Просмотр и обсуждение кинофильма.
Тематическое планирование
№п/п
Наименование раздела, темы
Количество уроков
всего
РР
ВЧ
РК
1
Происхождение и развитие литературы.
1
2
Мифы народов мира.
4
3
Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).
15
2
1
3
4
Русская литература XIX века.
38
5
2
4
5
Литература XX века.
28
1
3
1
6
Путешествия и приключения на страницах книг.
16
1
1
2
7
Итоги
3
9
7
10
Итого:
102
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
дата
Тема. Содержание учебного материала
Кол-во часов
Тип урока
Домашнее
задание
I. Происхождение и развитие литературы.
1
1
1.09
Литература- искусство слова
Урок-лекция
стр.4-6, зад.1-4 стр. 7
II. Мифы народов мира.
4
2
3.09
Мифы и мифология
1
Урок-лекция
Стр.10-13, стр. 13, зад.1-2
3
4.09
Календарные мифы. Масленица
1
Урок-лекция
Стр.13-14, зад.1-3, сделать рисунки
4
8.09
Мифы о сотворении мира
1
Комбинированный урок
Написать рассуждение, прочитать миф, стр. 16-18
5
10.09
Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид»
1
Комбинированный урок
Сочинение- рассуждение, иллюстрация
III. Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).
15
6
11.09
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.
1
Урок-лекция
Записать известные в семье фольк. произ., иллюстр.,
стр21, зад.1-3
Былины.
3
7
15.09
Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория .Былина. Сюжет былины. Гипербола.Былина « Три поездки Ильи Муромца»
1
Урок-лекция
Истор. кар. «Богатыри», стр. 24.,
зад1 -3
8
17.09
РР Былины и их герои в живописи и музыке
1
Написать сочин. по кар. Васнецова «Богатыри», зад 5 , стр.30
9
18.09
РК Предания, легенды, былички. «Как казак Чига-Чигуша немцу нос утёр».
Русские народные сказки.
3
10
22.09
Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок.
1
Урок-лекция
Ответить на вопросы учебника, нарисовать иллюст.
11
24.09
«Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки.
1
Урок-практикум
Пересказ эпизодов сказки, стр 44, зад 1-4
12
25.09
РК Донские казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха», сказки про животных.
1
Урок-практикум
Написать небольшое сочинение
Сказки народов мира.
1
13
29.09
Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".
1
Урок-практикум
Ответить на вопр. учеб., иллюстр., проч.цикл «Волшебная лампа Аладдина», «Али-Баба и
40 разб.»
Малые жанры фольклора.
4
14
1.10
Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики.
1
Урок-лекция
Стр.60,зад.1-3, иллюстр, небольшое соч. по пословице.
15
2.10
Загадка как один из видов фольклора.
РК Загадки казаков.
1
Урок-конкурс
Сочин. загадку или сказку- загадку, стр.64 зад 1-2
16
6.10
Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот.
1
Комбинированный урок
Записать народные песни, частушки, стр.67-68,
зад. 5-8
17
8.10
Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.
1
Комбинированный урок
Сделать анализ одной из народных песен, стр. 73 вопросы и задания
Русский народный театр.
3
18
9.10
Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка".
1
Комбинированный урок
Нарисовать афиши,стр. 82, вопросы и задания4-8
19
13.10
РР Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах
1
Комбинированный урок
Вопросы и задания стр.82,
20
15.10
Итоговый урок по теме фольклор.
1
IV. Русская литература XIX века.
38
Русская классическая литература XIX века.
7
21
16.10
Русская классическая литература XIX века.
1
Лекция
Вспомнить басни Крылова, ответить на вопросы учебника
22
20.10
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова
РК И.А. Крылов и донцы
1
Комбинированный урок
Составить список героев Крылова, нарисовать, стр 87-88 вопросы
23-24
22.10
23.10
Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик». Мораль басен. Герои басен.
РР Выразит.чтение
2
Комбинированный
урок
Выучить наизусть, подготовить вопросы к викторине
25
27.10
ВЧ . Жанр басни в мировой литературе
1
Письменный ответ на вопрос, сочинить басню
26
29.10
В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады.
1
Комбинированный урок
Пересказ баллады, словесный портрет,
зад4-8
27
30.10
«Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.
1
Урок-практи
кум
Выразит.
чтение вопросы и задания
А.С. Пушкин
8
28
10.11
А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог).
1
Комбинированный урок
Наизусть, ответить на вопросы,
29
12.11
РК История написания пролога к поэме.
Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая
1
Урок-практи
кум
Прочитать песнь вторую,
Выразитель
ное чтение стр 139
30
13.11
Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая
1
Урок-практи
кум
Выразит. Чтение, ответить на вопросы стр.153.
31
17.11
Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья
1
Урок-практи
кум
Подг к пров. работе по объс.знач.устар.слов
Стр.165, иллюстрации.
32
19.11
РР Повествование, описание, рассуждение
1
Комбинированный
Описать понравив. сказочного героя
33
20.11
Родина ,природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина.
1
Урок-лекция
Выразительное чтение, стр.167-169 «Стихи и проза»
34
24.11
РК А.С. Пушкин и Дон.
35
26.11
ВЧ Моё любимое стихотворение о природе.
Стихи и проза
1
Комби
нированный
Написать
стихотворение
М.Ю. Лермонтов
2
36
27.11
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»
1
Комбинированный
Наизусть
Стр.17
6 задания.
37
1.12
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»
1
Урок- лекция
Выразит.чтение «Листок»,
«Из Гете»-
наизусть
Н.В. Гоголь
3
38
3.12
Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки»
1
Комбинированный
Вопросы и зания, словарик диалектных слов, прочитать повесть
«Пропавшая грамота»
39
4.12
Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»
1
Комбинированный
Пересказ фрагментов повести, стр 192, ответить на вопросы и задания
40
8.12
Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота»
1
Урок-практи
кум
Рассказ
«Муму»
читать,стр 192 зад 2
И.С. Тургенев
8
41
10.12
Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".
1
Урок-лекция
Ответить на вопросы прочитать
рассказ
42
11.12
Герасим в доме барыни
1
Комбинированный
Задание по группам
43
15.12
Герасим и Татьяна
1
Комбинированный
Пересказ эпизодов
44
17.12
Герасим и Муму
1
Комбинированный
Ответить на вопросы, стр 226-227, составить словарик
45
18.12
Богатырский поступок
1
Урок-практи
кум
Подготовиться к сочинению
46-47
22.12
24.12
РР Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
2
Урок-практи
кум
48
25.12
РК Повесть А.А. Коркищенко «Старая лошадь Зина» (фрагменты)
1
Урок- анализ
Поэтический образ Родины.
4
49
29.12
Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь».
1
Урок- лекция
Стр.232, ответить на вопросы,
выполнить задания
50
31.12
Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья».
1
Комбинированный
Наизусть
51
12.01
Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха.
1
Комбинированный
Вопросы и задания,выра
зительное чтение
52
14.01
РР Начало анализа лирического произведения.
Стихотворные размеры
1
Комбинированный
Дописать стих.
Героическое прошлое России.
6
53
15.01
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении.
1
Комбинированный урок
Выразитель
ное чтение, план эпизодов
54
19/01
Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
1
Комбинированный урок
Наизусть
55
21.01
Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир»
1
Комбинированный урок
Дочитать до конца, ответить на вопрос, составить план
56
22.01
Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея.(Анализ эпизода)
1
Комбинированный урок
Вопросы и задания стр. 270, инсценир.
57
26.01
М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения.
1
Комбинированный урок
Вопросы и задания стр.273-274
58
28.01
Итоговый урок по литературе XIX век
1
Вопросы 1-2 стр 273
V. Литература XX века.
28
Связь веков.
1
59
29.01
Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики.
1
Урок-лекция
Выучить одно из стихотворе
ний,
Литературные сказки XIX – XX веков.
14
60
2.02
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб».
1
Комбинированный урок
Выразитель
ное чтение фрагмента, прочитать сказки Андерсена
61
4.02
ВЧ .Викторина по сказкам Х.К. Андерсена
1
Урок - практи
кум
Прочитать сказку
А. Платонова «Волшебное кольцо» составить план сказки
62
5.02
А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова
1
Комбинированный урок
Стр.35, ответить письменно на вопрос 2
63
9.02
Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо».
1
Комбинированный урок
Стр.43, зад. 7
64-65
11-12.02
Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны.
2
Комбинированный урок
Стр.67, вопросы и задания
66-67
16.02
18.02
Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону».
2
Комбинированный урок
Подготовиться к внеклассному чтению
68
19.02
ВЧ. Джанни Родари « Сказки по телефону»
1
Комбинированный урок
Прочитать фрагмент книги В.В Набоков. «Аня в стране чудес»
69
25.02
Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) – героиня сказок.
1
Комбинированный урок
Пересказ эпизода сказки, иллюстрация , вопросы
70
26.02
Игра словами в сказке « Аня в стране чудес»
1
Комбинированный урок
Стр.93, задание3, инсц. И чтение по ролям
71
2.03
Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр.
1
Комбинированный урок
Ответить на вопросы, стр. 111-112,
нарисовать карту сказочной страны
72
4.03
РК М.А. Шолохов «Жеребёнок»
1
Комбинированный урок
Написать небольшое сочинение, стр.111, вопросы 2-3
73
5.03
Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века»
1
Урок - практи
кум
Прочесть рассказ И.С. Шмелева
Проза русских писателей XX века .
4
74
11.03
И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа.
1
Урок-практи
кум
Ответить на вопросы и задания 1,2,3
75
12.03
ВЧ. Рассказ И.С. Шмелева « На святой»
1
Урок- практи
кум
76
16.03
Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка.
1
Комбинированный урок
Прочитать статью учебника «А.И. Куприн» и его рассказ.
77
30.03
Очерк А.И. Куприна «Мой полет»
1
Комбинированный урок
Выразительное чтение, наизусть одно из стихотворений
Поэтический образ Родины.
3
78
1.04
А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха».
1
Комбинированный урок
Ответить на вопросы и задания, прочитать «Времена года»
79
2.04
М.М.Пришвин «Времена года».
1
Урок- практи
кум
Описать одну из репродук.
картин А.А. Пластова
80
6.04
Миф наших братьев меньших ( стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»)
1
Урок- лекция
Наизусть одно из стихотворений,
Героическое прошлое России.
1
81
8.04
Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.
1
Комбинированный урок
Прочитать рассказ В.П. Астафьего
«Васюткино озеро»
Современная литература.
5
82
9.04
В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа
1
Комбинированный урок
Составить план рассказа, иллюст. к рассказу, составить план рассказа
83
13.04
Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро».
1
Урок - практикум
Написать черновик сочинения
84
15.04
РР Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро»
1
Урок – практи-
кум
Прочитать сказку Туве Янссона, краткий пересказ
85
20.04
Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг.
1
Комбинированный урок
Подготовить
ся к итоговому уроку по темам «Современная литература XX века»
86
22.04
Итоговый урок по темам
«Современная литература XX века»
1
VI. Путешествия и приключения на страницах книг.
16
Покорение пространства и времени.
10
87
23.04
Роман «Робин Крузо» и его автор
1
Комбинированный урок
Ответить на вопросы, пересказ эпизода, нарисовать иллюстр.
88
27.04
Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо»
1
Комбинированный урок
Написать сочинение рассуждение, проч. «Приключение барона Мюнхгаузена»
89
29.04
Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота.
1
Комбинирован-
ный урок
Нарисовать иллюстрации, пересказ одной из исто-
рий, стр.259, вопросы 1-2
90
30.04
Игровой урок по книге Р.Э. Распэ « Приключения барона Мюнхгаузена»
1
Комбинированный урок
Написать сочинение- миниатюру,
выразитель
ное чтение по ролям 1 главы М.Твена
«ПриключениеьТома Сойера»
91
4.05
М. Твен "Приключения Тома Сойера".
1
Комбинированный урок
Подготовиться к викторине по роману М. Твена « Приключение Тома Сойера
92
6.05
ВЧ . Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера»
Подготовиться к викторине по роману М. Твена «Приключение Тома Сойера»
93
7.05
Игровой урок по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера".
1
Урок-игра
Прочитать фрагмент глав книги А. Лингдгрен
«Приключения Калле Блюмквиста»
94
11.05
А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста".
1
Комбинирован
ный урок
Подготовить-
ся к викторине по книге
«Приключения Калле Блюмквиста»
95
13.05
Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста»
1
Урок- игра
Зад. 6 стр. 288
(сочинить еще одно «дело», которое раскрывает Калле) или придумать таинствен
ную историю с другим героем
96
14.05
РР Сюжет и композиция художественного произведения
1
Урок – практи
кум
Стр. 289-292, иллюст. к этому разделу, выразительное чтение по ролям.
Новая жизнь знакомых героев.
3
97
18.05
Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада", «Маркиз де Карабас».
1
Комбинированный урок
Стр.308, зад. 1-3
98
20.05
В. Лесьмян « Новые приключения Синдбада- морехода»
1
Комбинированный урок
Стр.308, зад.4-6
99
21.05
Итоговый урок по теме « Путешествия и приключения»
1
Комбинированный урок
Ответить на итоговые вопросы
Итоги.
6
100
25.05
Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе
Итоговый контрольный тест
1
Урок контроля знаний
101
27.05
М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте".
1
Комбинированный урок
102
28.05
РК А.Г. Гарнакерьян «У родной земли беру уроки». Рекомендации литературы для летнего чтения
1
Рекомендации по летнему чтению
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/ понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста,
составлять тезисы и план прочитанного;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературеОценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развиия речи.Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе 1 1,5 тетрадные страницы, в 6 классе1,52, в 7 классе 22,5, в 8 классе 2,53, в 9 классе 34, в 10 классе 45, в 11 классе 57.Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая к русскому языку.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.В соответствии с этим:Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.Однако допускается одна-две неточности в ответе.Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.Оценка сочиненийВ основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».Отметка «5» ставится за сочинение:глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.Отметка «4» ставится за сочинение:достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;логичное и последовательное изложение содержания;написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;обнаруживается владение основами письменной речи;в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.Отметка «2» ставится за сочинение, которое:не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.Отметка «1» ставится за сочинение:совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».Оценка тестовых работ.При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59%.
Программно – методическое обеспечение:
Учебник «Литература. 5 класс»: Т.Ф. Курдюмова «Дрофа», Москва, 2012г. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Для учителя:
Сборник нормативных документов. Литература \ сост.Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
Примерные программы по литературе.
«Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс» Золотарева И.В, Егорова Н.В., Москва, 2005г.
«Я иду на урок литературы. 5 класс» Красухин Г.Г., Москва, 2005.
Технические средства обучения
№
Наименование
Марка
Количество
1
компьютер
1
2
телевизор
1
3
DVD-проигрыватель
1
Учебное оборудование
№
Наименование
Количество
Класс
Место хранения
(№ шкафа)
Примечания
пособия печатные
Дополнительная литература
1
Журналы «Литература в школе» № 2-6,1989г
2
Журналы «Литература в школе» № 1-6,1980
Словари
1
Словарь синонимов русского языка.Р/Д,Феникс, 2007
1
2 Краткий словарь иностранных 1
слов.М, 1985
3
Словарь лингвистических терминов, сост.Ахманов,М,УРСС,2004
1
4
Розенталь и др. Русский язык для 5-9 классов.Путешествие в страну слов.,М,Дрофа,1995
1
Методическая и справочная литература
1
Программа.Литература 5-11 классы.,М,Дрофа,2000
1
5-11
2
Л.И.Косивцева, Литература 5-11. Тематическое планирование. Волгоград, 2000
1
5-11
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ СОШ № 15
Протокол № 1 заседания МС от 28.08.2014г.
_________________ Сивенко И.А.
Подпись руководителя МС
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 15
_____________________
Подпись
_______________
дата
Заголовок 315