Конспект урока по теме: Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.
Тема урока: «Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы»
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с языком программирования Паскаль,
Воспитательные: воспитывать самостоятельность
Развивающие:
развивать познавательный интерес
Актуализация опорных знаний.
Повторение материала предыдущего урока
Изучение нового материала
Знакомство с языком Паскаль
После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля - французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль - швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль - это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
алг Деление дробейцел a, b, с, d, m, nнач ввод а, b, c, d m:= a x d n:= b x cвывод m, nкон
Program Division; var a, b, с, d, m, n: integer;begin readln (a,b, c,d) ; {Ввод} m:= a*d; {Числитель} n:= b*c; {Знаменатель} write (m, n) {Вывод}end.
Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи - деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:
Структура программы на Паскале
Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка).
Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом:
Program <имя программы>;
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables - переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
var a, b : integer; с, d : real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов - основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:
begin< операторы >end.
Операторы ввода, вывода, присваивания
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read - читать) или readln (read line - читать строку):
read(<список переменных>); или readln(<список переменных>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> (<Еnter>). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write line - писать в строку):
write(<список вывода>);или writeln(<список вывода>);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:
<числовая переменная> := <арифметическое выражение>
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются так:
+ сложение,- вычитание,* умножение,/ деление.
Правила записи арифметических выражений
Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение
А2 + В2 - 12С
на Паскале записывается так:
А*А + В*В - 12*С
Это же выражение можно записать иначе:
SQR(A) + SQR(B) - 12*С
Здесь использована функция возведения в квадрат - SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках.
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания - младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пунктуация Паскаля
Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации.
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.
Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить ";" между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.
В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий - это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.
Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв - дело вкуса программиста.
Вопросы и задания
1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?
2. Как записывается заголовок программы на Паскале?
3. Как записывается раздел описания переменных?
4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
6. Что такое оператор присваивания?
7. Как записываются арифметические выражения?
8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?
9. Какая задача решается по следующей программе?
Program Test; var А, В, С: integer;begin readln(A,B); С:=(А+В)*(В-А); writeln(С) end.
Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В ввести соответственно 7 и 8?
Решение задач
Рассмотрим задачу: Найти сумму двух чисел.
Составим алгоритм решения данной задачи.
Закрепление изученного материала.
Составим программу на языке Паскаль для решения данной задачи
Program Summa; - название программы
uses crt; - режим работы
var a,b,s:integer; - описание данных
begin - начало программы
clrscr; - очистка экрана
writeln(введите два числа’); - вывод текста на экран
readln(a,b); - ввод данных с клавиатуры
s:=a+b; - нахождение суммы двух чисел
Writeln(Сумма двух чисел равна ’,s); - вывод результата на экран
readln - задержка экрана
end. – конец программы
Тестирование по уроку
На каком этапе решения задачи происходит выявление синтаксических ошибок в программе?
в процессе отладки;
при составлении алгоритма.
Постановка задачи: «По радиусу окружности найти площадь круга. Выделить исходные данные».
радиус окружности;
окружность;
площадь круга.
Постановка задачи: «Дан радиус окружности. Вычислить длину окружности и площадь круга». Какие величины являются результатом решения данной задачи?
длина окружности;
площадь круга;
радиус окружности.
Упорядочить этапы решения задач на компьютере:
отладка программы;
разработка алгоритма;
постановка реальной задачи;
написание программы;
построение математической модели.
Какой из этих операторов служат для описания данных:
program;
var;
begin;
writeln.
Какой из этих операторов служит для ввода данных:
writeln;
readln;
end;
var.
Назовите идентификатор целого типа:
begin;
integer;
var;
real.
Дополните предложение.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть .
Выберите правильную синтаксическую запись выражения y = x2 + 2x+2 на языке Паскаль.
Y:=x^2+2^(x+2);
Y=x^2+2^(x+2);
Y:=x^2+2^x+2;
Y:=x^2+(2^x+2);
Вставьте пропущенные слова в предложение:
Точка с запятой ставится в ___________ заголовка программы, в ____________ описаний, а так же является разделителем операторов
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
начало
Введите a и b
S:=a+b
Вывод s
конец
ЬђЗаголовок 1ЬђЗаголовок 2ЬђЗаголовок 3cђЗаголовок 415