Конспект урока по теме: Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

Тема урока: «Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы»
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с языком программирования Паскаль,
Воспитательные: воспитывать самостоятельность
Развивающие:
развивать познавательный интерес
Актуализация опорных знаний.
Повторение материала предыдущего урока
Изучение нового материала
Знакомство с языком Паскаль
После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля - французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль - швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль - это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
алг Деление дробей цел a, b, с, d, m, n нач      ввод а, b, c, d      m:= a x d      n:= b x c вывод m, n кон
Program Division;    var a, b, с, d, m, n: integer; begin      readln (a,b, c,d) ; {Ввод}      m:= a*d;    {Числитель}      n:= b*c;    {Знаменатель}      write (m, n)    {Вывод} end.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи - деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:


Структура программы на Паскале
Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка).
Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом:
Program <имя программы>;
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables - переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
var a, b : integer; с, d : real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов - основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:
begin < операторы > end.
Операторы ввода, вывода, присваивания
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read - читать) или readln (read line - читать строку):
read(<список переменных>);  или readln(<список переменных>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> (<Еnter>). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write line - писать в строку):
write(<список вывода>); или writeln(<список вывода>);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:
<числовая переменная> := <арифметическое выражение>
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются так:
+ сложение, - вычитание, * умножение, / деление.
Правила записи арифметических выражений
Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение
А2 + В2 - 12С
на Паскале записывается так:
А*А + В*В - 12*С
Это же выражение можно записать иначе:
SQR(A) + SQR(B) - 12*С
Здесь использована функция возведения в квадрат - SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках.
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания - младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Пунктуация Паскаля
Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации.
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.
Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить ";" между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.
В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий - это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.
Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв - дело вкуса программиста.
Вопросы и задания
1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?
2. Как записывается заголовок программы на Паскале?
3. Как записывается раздел описания переменных?
4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
6. Что такое оператор присваивания?
7. Как записываются арифметические выражения?
8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?
9. Какая задача решается по следующей программе?
Program Test;    var А, В, С: integer; begin      readln(A,B);      С:=(А+В)*(В-А);      writeln(С)  end.
Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В ввести соответственно 7 и 8?
Решение задач
Рассмотрим задачу: Найти сумму двух чисел.
Составим алгоритм решения данной задачи.































Закрепление изученного материала.
Составим программу на языке Паскаль для решения данной задачи
Program Summa; - название программы
uses crt; - режим работы
var a,b,s:integer; - описание данных
begin - начало программы
clrscr; - очистка экрана
writeln(введите два числа’); - вывод текста на экран
readln(a,b); - ввод данных с клавиатуры
s:=a+b; - нахождение суммы двух чисел
Writeln(Сумма двух чисел равна ’,s); - вывод результата на экран
readln - задержка экрана
end. – конец программы

Тестирование по уроку
На каком этапе решения задачи происходит выявление синтаксических ошибок в программе?
в процессе отладки;
при составлении алгоритма.
Постановка задачи: «По радиусу окружности найти площадь круга. Выделить исходные данные».
радиус окружности;
окружность;
площадь круга.
Постановка задачи: «Дан радиус окружности. Вычислить длину окружности и площадь круга». Какие величины являются результатом решения данной задачи?
длина окружности;
площадь круга;
радиус окружности.
Упорядочить этапы решения задач на компьютере:
отладка программы;
разработка алгоритма;
постановка реальной задачи;
написание программы;
построение математической модели.
Какой из этих операторов служат для описания данных:
program;
var;
begin;
writeln.
Какой из этих операторов служит для ввода данных:
writeln;
readln;
end;
var.
Назовите идентификатор целого типа:
begin;
integer;
var;
real.
Дополните предложение.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть .
Выберите правильную синтаксическую запись выражения y = x2 + 2x+2 на языке Паскаль.
Y:=x^2+2^(x+2);
Y=x^2+2^(x+2);
Y:=x^2+2^x+2;
Y:=x^2+(2^x+2);
Вставьте пропущенные слова в предложение:
Точка с запятой ставится в ___________ заголовка программы, в ____________ описаний, а так же является разделителем операторов










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



начало

Введите a и b

S:=a+b

Вывод s

конец



Ьђ Заголовок 1Ьђ Заголовок 2Ьђ Заголовок 3cђ Заголовок 415